Напоминание

"В книжной памяти - история России"


Автор: Рочева Любовь Леонтьевна
Должность: педагог -библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Щельяюрская СОШ"
Населённый пункт: п.Щельяюр Ижемский район Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В книжной памяти - история России"
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий конкурса

«Кадеты России»

\для кадетских классов\

Цель и задачи:

формирование у детей чувства любви к своей Родине;

чувства патриотизма, гордости за свою страну;

развитие нравственных качеств в личности, нравственности;

расширение представления учащихся об истории своей страны;

развитие творческих способностей и эстетического восприятия мира.

дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и

ответственности за порученное дело. Следовать девизу: "Жизнь - Родине, честь -

никому"!

Все участники делятся на две команды. Ведущими выступают старшеклассники, а

жюри — учителя истории. Обе команды располагаются в актовом зале за двумя разными

столами. Жюри занимает места в первых рядах зрительного зала. Ведущий по очереди

задает командам вопросы примерно одинаковой сложности. Команды совещаются не

более 1 мин, затем командиры от каждой команды отвечают на заданные вопросы.

Если ответ неверный, то на тот же вопрос отвечает команда-соперник. Но если и она

ошибается, то на вопрос могут ответить зрители (ученики). При правильном ответе

зритель имеет право отдать заработанную звезду любой команде на его выбор. Жюри

оценивает ответы команд и решает, засчитать их или нет. Та команда, которая дала

правильный ответ, получает звезду. В итоге выигрывает команда, набравшая наибольшее

количество звезд.

Оформление: книжная выставка «В книжной памяти история России»,

использование ИКТ.

1 вопрос

2 ведущий. Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской

доблести, о патриотизме, о воспитании настоящих патриотов Родины, а настоящий

патриот должен чтить и знать историю своей страны. Вас ждет познавательная игра-

викторина

1 ведущий: История России богата знаменательными событиями. Во все времена

героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой

частью величия Российского государства. 18 апреля исполняется 775 лет со дня победы

русских воинов Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

(Ледовое побоище, 1242), 405 лет – освобождения Москвы силами народного ополчения

под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов

(1612), 205лет – Бородинскому сражению русской армии под командованием

М.И.Кутузова с французской армией(1812).

Кому принадлежат эти строки, посвященные славной дате?

Звучит фонограмма: «Скажика –ка, дядя,ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?»

/ М.Ю.Лермонтов Бородино /

Автор этих строк?

*А.С.Пушкин

*М.Ю.Лермонтов

*А.С.Грибоедов

2 вопрос

2 ведущий. Отечественная война 1812 года – великая битва в истории нашей Родины.

После решающего поражения наполеоновской армии под селом Красным ученик и

сподвижник Александра Васильевича Суворова (Михаил Илларионович Кутузов) прочел

перед строем вместо обычного обращения к войскам басню Крылова «Волк на псарне».

Слова «С волками иначе не делать мировой,//Как снявши шкуру с них долой» - великий

полководец истолковал как своего рода наказ своим воинам. Назовите фамилию великого

полководца…

* Петр Иванович Багратион \кадет\

* Михаил Илларионович Кутузов\кадет\

*Михаил Иванович Барклай –де-Толлии

Кадеты.

1 ведущий

Усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана

собственная, богатая традициями национальная школа воинского воспитания, не

утратившая своей значимости и по сегодняшний день. История кадетских корпусов в

России насчитывает 280 лет и имеет глубокие корни. В исконно русском понимании слово

«кадет» - это не чин и звание, а состояние души, взращенной на лучших традициях

героической истории нашего отечества.

3 вопрос

2 ведущий. В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера.

Сама среда и обстановка воспитывали жертвенность, готовность своей грудью прикрыть

товарища в бою. Не пустыми словами в жизни кадетов были: «Сам погибай, а товарища

выручай»….

«Береги брата - кадета, не подставляй товарища…..»

* под монастырь

*под ружье

*под удар

4 вопрос

1ведущий. Целая плеяда блистательных боевых офицеров, адмиралов,

путешественников, первооткрывателей, художников, композиторов, писателей и поэтов –

питомцев кадетских корпусов – навеки вписала лучшие страницы в историю России. Это и

герои 1812 года, которым стал сам М.И.Кутузов, адмиралы П.С.Нахимов, Ф.Ф.Ушаков…

писатели- В.И.Даль, Ф.М.Достоевский, А.А.Куприн, Н.С.Лесков, В.Ф.Одоевский,

А.Н.Радищев, ; поэты - Г.В.Державин, Ф.Н.Глинка, Е.А.Баратынский; художники –

В.В.Верещагин, П.А.Верещагин.

Любопытно, что тридцать четыре слова из кадетского жаргона этот писатель не забыл

включить в свой «Толковый словарь живого великорусского словарь»

*Ф.М.Достоевский

*В.И.Даль

*А.А.Куприн

5 вопрос

Получив домашнее образование, Владимир Даль был отдан в Петербургский морской

кадетский корпус.

Все свободное время он посвящал ведению дневника. Что же записывал он в него?

события, произошедшие за день

сведения о телесных наказаниях, применяемых в корпусе

меткие словечки и смешные случаи из кадетской жизни

Многие черты и эпизоды из жизни в кадетском корпусе отражены писателем в повести

«Мичман поцелуев».

6 вопрос

2 ведущий: Яркие впечатления от учебы в кадетском корпусе оставили на страницах своих

произведений писатели. Кто автор произведения «Кадетский монастырь»?

*Александр Иванович Куприн

*Николай Семенович Лесков

*Федор Михайлович Достоевский

Александр Иванович Куприн написал «На переломе (Кадеты)», а Н.С.Лесков

-«Кадетский монастырь» и «Приведение в Инженерном замке (Из кадетских

воспоминаний)». В этих книгах – целый мир, полный кадетских обычаев и традиций,

торжественных церемоний и ребяческих шалостей, а также о чувстве великой гордости за

свой кадетский мундир и погоны.

Честь, товарищество, любовь к Родине – на этих трех китах держалась духовная жизнь

кадетов. Именами лучших из них создавалась российская слава.

7 вопрос

1 ведущий:

Выразителем общественного мнения в России явилась литература. Кто из бывших

кадетов, ставшим выдающимся полководцем говорил о большом значении литературы

«Честь и слава певцам! Они мужают нас и делаются творцами общих благ»:

*А.В.Суворов

*Ф.Ушаков \кадет\

*П.С.Нахимов

(Суворов Александр Васильевич \1730-1800\, российский полководец, генералиссимус.

2 ведущий.

Казачество- это воинское сословие в России.

Не обучали в специальных учебных заведениях ребятишек из сословий ниже. Казачьи

традиции, к примеру, были неизменны и передавались из поколения в поколение. Когда в

семье казака рождался мальчик, то эта радость для всех родственников и соседей.

Мальчиков воспитывали, готовя их к военной службе. С какого «праздника» маленького

мальчика начинали обучать воинскому искусству?

8 вопрос

*праздник первой фуражки

*праздник нагайки

*праздник первых штанов

/С «праздника первых штанов». Штаны дарил старший в роду. Это должны быть

шаровары. Без них обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с

первыми штанами, и ребенок очень гордился.

9 вопрос

1 ведущий.

В казацких семьях мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его уже

раннего возраста была заполнена трудом и обучением. Как правило, отцы забирали в

сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, а часто и на войну. Когда у ребенка

появлялся первый зуб, ему дарили подарки, которые могли бы пригодиться в дальнейшей

службе. Что дарили?

*седло, стремена, шашку

*кружку, ложку, полотенце

*вещмешок, носки, рукавички

10 вопрос

2 ведущий

В один год мальчика сажали на лошадь, стараясь угадать судьбу будущего воина.

Схватится за гриву – будет жив, заплачет или повалится с коня – быть убитому. Как

правило, казачонка с 3-5 лет приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и

постоянным. Во сколько лет учили стрелять?

*10

*7

*12

Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой – с десяти. В семь лет мальчик первый раз шел с

мужчинами в баню. В 7 лет мальчик собирал постель и переходил из детской в комнату

братьев.

11 вопрос

Старшие братья придирчиво осматривали его одежду и немилосердно выбрасывали все,

что считали излишне теплым и мягким. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за

хозяина.

Что является позором для казака? Потеря:

*нагайка

*вещмешок

*фуражка

1 ведущий. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать

оной есть постыдное малодушие». А.С.Пушкин.

Заключительная игра.

Во время войны многие материалы шифруются, чтобы противник не мог догадаться, о

чем идет речь. В армии служат специальные люди -шифровальщики. Сейчас вы получите

шифровку и ключ к ней. Ваша задача – догадаться, как пользоваться ключом и

расшифровать .

А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ж

7

З

8

И

9

Й

10

К

11

Л

12

М

13

Н

14

О

15

П

16

Р

17

С

18

Т

19

У

20

Ф

21

Х

22

Ц

23

Ч

24

Ш

25

Щ

26

Ъ

27

Ь

28

Э

29

Ю

30

Я

31

Слово:РОДИНА, МОСКВА \Быстрое и правильное выполнение оценивается в 3 балла\ От

команды один человек- «связист» выполняет задание.

Подведение итогов. Награждение.

2 ведущий. Мы всегда будем помнить о тех, кто стоял на страже Руси, кто защищал от

врагов.



В раздел образования