Автор: Тютюгина Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ ОКСК
Населённый пункт: город Октябрьский, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Зачетная работа по теме "Многогранники"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка зачетной работы по стереометрии
«Многогранники»
Урок-зачет
проводится
в
групповой
форме.
Группа
делится
на
4
равносильные подгруппы. В течении урока выполняются 4 вида работ (проверка
теоретических знаний; работа с чертежами; решение текстовых задач; задачи на
моделях).
Урок называю
«Вертушка», т.к. по ходу урока мини-группы меняются
столами по часовой стрелке. За каждым столом группа выполняет задание, на
которое отводится 20-25 минут.
I стол. Теория.
Здесь представлены задания на проверку знаний теоретического материала,
которые состоят в следующем: дописать предложение, написать определение,
свойства.
Вариант – 1.
1. Что называется пирамидой?
2. Выпуклый многогранник это…
3. Линейные размеры прямоугольного параллелепипеда.
4. Диагональ многогранника – это …
5. Боковая поверхность прямой призмы вычисляется как …
Вариант – 2.
1. Тетраэдр – это …
2. Призма – это…
3. Высота пирамиды – это…
4. Свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда
5. Полная поверхность пирамиды вычисляется как …
Вариант – 3.
1. Диагональное сечение пирамиды – это …
2. Высотой призмы является …
3. Свойства призмы.
4. Куб – это …
5. Двугранный угол – это…
Вариант – 4.
1. Параллелепипед – это …
2. Апофема – это …
3. Боковая поверхность правильной пирамиды вычисляется как …
4. Прямой призмой называется …
5. Усеченная пирамида – это …
Вариант – 5.
1. Основаниями призмы называются …
2. Боковыми ребрами пирамиды называются …
3. Полная поверхность призмы это …
4. Свойства прямоугольного параллелепипеда.
5. Боковой поверхностью призмы является …
Вариант – 6.
1. Боковые ребра призмы - это …
2. Правильной призмой называется …
3. Многогранник – это …
4. Прямоугольным параллелепипедом называется …
5. Полная поверхность многогранника – это…
II стол. Работа с чертежами.
Изобразить
данные
многогранники.
Ввести
обозначения
и
выполнить
задание для каждого многогранника.
Вариант – 1.
Перечертить многогранники, ввести обозначения.
На своих чертежах выполнить задание. Показать:
- диагональ боковой грани треугольной призмы;
- угол между высотой и апофемой в треугольной пирамиде;
- высоту четырехугольной пирамиды;
- апофему правильной треугольной усеченной пирамиды;
- линейные размеры прямоугольного параллелепипеда.
Вариант - 2.
Перечертить многогранники, ввести обозначения.
На своих чертежах выполнить задание – показать:
- высоту боковой грани четырехугольной усеченной пирамиды;
- стороны основания треугольной призмы;
- боковые грани четырехугольной призмы;
- угол между боковыми ребрами треугольной пирамиды;
-
высоту
и
радиус
окружности,
описанной
около
о снования
четырехугольной пирамиды
Вариант – 3.
Перечертить многогранники, ввести обозначения.
На своих чертежах выполнить задание – показать:
- апофему треугольной пирамиды;
- угол между высотой и боковым ребром четырехугольной пирамиды;
-
угол
между
диагональю
и
диагональю
основания
прямоугольного
параллелепипеда;
- высоту боковой грани четырехугольной усеченной пирамиды;
- боковые ребра треугольной усеченной пирамиды
Вариант – 4.
Перечертить многогранники, ввести обозначения.
На своих чертежах выполнить задание – показать:
- угол между боковым ребром и диагональю боковой грани треугольной
призмы;
- диагональ основания четырехугольной пирамиды;
- высоту боковой грани четырехугольной усеченной пирамиды;
- изобразить тетраэдр;
- диагональ четырехугольной призмы.
Вариант – 5.
Перечертить многогранники, ввести обозначения.
На своих чертежах выполнить задание – показать:
- угол между диагональю боковой грани и стороной основания треугольной
призмы;
- диагональ наклонной четырехугольной призмы;
- апофему треугольной пирамиды;
- диагональ основания четырехугольной пирамиды;
- боковые грани треугольной усеченной пирамиды.
Вариант – 6.
Перечертить многогранники, ввести обозначения.
На своих чертежах выполнить задание – показать:
- угол между боковым ребром и стороной основания треугольной призмы;
- угол между высотой и апофемой в треугольной пирамиде;
- апофему четырехугольной пирамиды;
- диагональное сечение четырехугольной усеченной пирамиды;
- равные грани параллелепипеда.
III стол. Решение задач.
Каждому
участнику
мини-группы
требуется
решить
по
три
задачи
на
вычисление площадей поверхностей и объема многогранников. Две текстовые
задачи, одна задача на модели. К заданиям прилагаются необходимые формулы
из курса планиметрии.
Вариант – 1.
1.
Найти
диагональ
прямоугольного
параллелепипеда
по
трем
его
измерениям: 5, 12, 13
2. Найти объем правильной треугольной призмы со стороной основания 2
см и высотой 5см.
3. Найти полную поверхность многогранника по его модели.
Вариант – 2.
1. Найти полную поверхность прямоугольного параллелепипеда по трем
его измерениям:3, 4, 5
2.
Найти
объем
правильной
четырехугольной
призмы
по
стороне
основания 6 см и высоте 4 см.
3. Найти полную поверхность многогранника по его модели.
Вариант – 3.
1. Найти боковую поверхность куба по его ребру, равному 9.
2. Найти объем правильной треугольной пирамиды со стороной основания
6 см и высотой 8 см.
3. Найти полную поверхность многогранника по его модели.
Вариант – 4.
1. Поверхность куба равна 96 см
2
. Найти его ребро.
2.
Найти
объем
правильной
четырехугольной
пирамиды
по
стороне
основания 3 см и высоте 7 см.
3. Найти полную поверхность многогранника по его модели.
Вариант – 5.
1.
Найти
диагональ
прямоугольного
параллелепипеда
по
трем
его
измерениям: 4, 7, 6.
2. Найти объем правильной треугольной призмы со стороной основания 8
см и высотой 10 см.
3. Найти полную поверхность многогранника по его модели.
Вариант – 6.
1. Найти полную поверхность прямоугольного параллелепипеда по трем
его измерениям: 2, 12, 10.
2.
Найти
объем
правильной
четырехугольной
призмы
по
стороне
основания 8 см и высоте 6 см.
3. Найти полную поверхность многогранника по его модели.
Задания рассчитаны на проверку знаний теоретического материала; умения
выполнять построения; умения применять теоретические знания при решении
практических задач; умения анализировать и делать выводы; умения работать в
группах