Напоминание

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"


Автор: Заблоцкая Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №172 "Радуга"
Населённый пункт: Город Иркутск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"
Дата публикации: 12.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательных способностей и позна-

вательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятель-

ности в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей до-

школьного возраста;

-

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребен-

ком-дошкольником.

- Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО.

Вводная часть.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в разви-

тии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей)

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познаватель-

ного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению акаде-

мика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеоб-

разный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружа-

ющие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспе-

риментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством

проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая

п р е д с т а в л е н и е м

о

т о м

и л и

и н о м

з а к о н е

и л и

я в л е н и и .

Основная задача МБДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открыти-

ям, создать необходимые для этого условия.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием эксперименти-

рования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николае-

вой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли

повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя ре-

зультат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом дея-

тельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не стано-

вится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, что -

бы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по ини-

циативе самого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в система-

тизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных спосо-

бов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от де-

тей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении

проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготов-

лении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в

возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на

наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений

взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направле-

ниям: одно направление - превращается в игру, второе в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель яв-

ления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифици-

ровать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста

экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

- Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабо-

раторных" условиях как средствами познания окружающего мира;

- Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3)

освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений;

- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах;

- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит

ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познава-

тельный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать";

- Средства: язык, речь, поисковые действия;

- Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты;

- Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учеб-

ной деятельности, использование проблемных, ситуаций;

- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые зна-

ния и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Консультация для воспитателей

«Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательно-

сти, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,

классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть

выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспона-

ты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового").

3) место для проведения опытов.

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и

др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулиру-

ющий

- книги познава-

тельного характера

для младшего воз-

раста;

- тематические аль-

бомы;

- коллекции: семе-

на разных расте-

ний, шишки, ка-

мешки, коллекции

"Подарки :" (зимы,

весны, осени),

"Ткани".

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пласт-

массовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пе-

ной,

красители - пищевые и непещевые

(гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособле-

ния:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощу-

щений" (чудесный мешочек), зеркаль-

це для игр с "солнечным зайчиком",

контейнеры из "киндер-сюрпризов" с

отверстиями, внутрь помещены веще-

ства и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки,

шнурки, тесьма, катушки деревянные,

прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вы-

вешиваются правила

работы с материалами,

доступные детям

младшего возраста.

- персонажи, наделан-

ные определенными

чертами

("почемучка") от имени

которого моделируется

проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

- книги познава-

тельного характера

для среднего воз-

раста;

- тематические

альбомы;

- коллекции: семе-

на разных расте-

ний, шишки, ка-

мешки, коллекции

"Подарки :" (зимы,

весны, осени),

"Ткани".

"Бумага", "Пугови-

цы"

- Мини-музей (те-

матика различна,

например "камни",

чудеса из стекла

др.)

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пласт-

массовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пе-

ной,

красители - пищевые и непещевые

(гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (са-

хар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособле-

ния:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик

ощущений" (чудесный мешочек),

зеркальце для игр с "солнечным зай-

чиком", контейнеры из "киндер-сюр-

призов" с отверстиями, внутрь поме-

щены вещества и травы с разными

запахами.

- "бросовый материал": веревки,

шнурки, тесьма, катушки деревян-

ные, прищепки, пробки

- на видном месте вы-

вешиваются правила

работы с материалами,

доступные детям

младшего возраста.

- персонажи, наделан-

ные определенными

чертами

("почемучка") от име-

ни которого моделиру-

ется проблемная ситу-

ация.

- карточки-схемы про-

ведения эксперимен-

тов (заполняется вос-

питателем): ставится

дата, опыт зарисовы-

вается.

Старший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

- схемы, таблицы, мо-

дели с алгоритмами вы-

полнения опытов;

- серии картин с изобра-

жением природных со-

обществ;

- книги познавательно-

го характера, атласы;

- тематические альбо-

мы;

- коллекции

- мини-музей (тематика

различна, например

"Часы бывают

разные:", "Изделия из

камня".

- материалы распределены по разде-

лам: "Песок, глина, вода", "Звук",

"Магниты", "Бумага", "Свет",

"Стекло", "Резина" ;

- природный материал: камни, ра-

кушки, спил и листья деревьев, мох,

семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: прово-

лока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки,

скрепки, болты, гвозди, винтики,

шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная,

картон, наждачная, копировальная и

т.д.;

- красители: пищевые и непищевые

(гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки

с закругленными концами, колбы,

деревянные палочки, мерные ложки,

резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воз-

душные шары, масло, мука, соль, са-

хар, цветные и прозрачные стекла,

свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для

льда

-проборы-помощники: увеличитель-

ное стекло, песочные часы, микро-

скопы, лупы

- мини-стенд "О

чем хочу узнать

завтра";

- личные блокноты

детей для фиксации

результатов опытов;

- карточки-

подсказки (разреша-

ющие -запрещаю-

щие знаки) "Что

можно, что нельзя"

- персонажи, наде-

ланные определен-

ными чертами

("почемучка") от

имени которого мо-

делируется

проблемная ситуа-

ция.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

Примерная структура занятия - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной

ситуации.

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть ор-

ганизованы до занятия).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспери-

ментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать

сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

"Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых

для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В

процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам реко-

мендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание,

восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный

мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босонож-

ки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рас-

сыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них

представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как

одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание

растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сде-

лать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими

сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся -

ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей

о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в

процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи

ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда?

С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них

следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок,

вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия,

необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свой-

ства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: са-

харница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить

признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоуголь-

ник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и

предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) дея-

тельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - ко-

сынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстя-

ное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них

следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, сне-

гопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней,

туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах;

рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цве-

тов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, мор-

ской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих

свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонима-

ми, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антони-

мами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").



В раздел образования