Автор: Заблоцкая Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №172 "Радуга"
Населённый пункт: Город Иркутск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательных способностей и позна-
вательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятель-
ности в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей до-
школьного возраста;
-
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребен-
ком-дошкольником.
- Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО.
Вводная часть.
Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в разви-
тии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей)
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познаватель-
ного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению акаде-
мика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеоб-
разный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружа-
ющие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспе-
риментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством
проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая
п р е д с т а в л е н и е м
о
т о м
и л и
и н о м
з а к о н е
и л и
я в л е н и и .
Основная задача МБДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открыти-
ям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием эксперименти-
рования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николае-
вой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли
повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя ре-
зультат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом дея-
тельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не стано-
вится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, что -
бы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по ини-
циативе самого ребенка.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в система-
тизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных спосо-
бов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от де-
тей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении
проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготов-
лении моделей.
Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в
возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на
наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений
взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направле-
ниям: одно направление - превращается в игру, второе в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель яв-
ления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифици-
ровать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста
экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
- Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабо-
раторных" условиях как средствами познания окружающего мира;
- Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3)
освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений;
- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах;
- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит
ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познава-
тельный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать";
- Средства: язык, речь, поисковые действия;
- Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты;
- Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учеб-
ной деятельности, использование проблемных, ситуаций;
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые зна-
ния и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Консультация для воспитателей
«Содержание уголков экспериментальной деятельности»
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательно-
сти, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть
выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспона-
ты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового").
3) место для проведения опытов.
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и
др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулиру-
ющий
- книги познава-
тельного характера
для младшего воз-
раста;
- тематические аль-
бомы;
- коллекции: семе-
на разных расте-
ний, шишки, ка-
мешки, коллекции
"Подарки :" (зимы,
весны, осени),
"Ткани".
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пласт-
массовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пе-
ной,
красители - пищевые и непещевые
(гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособле-
ния:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощу-
щений" (чудесный мешочек), зеркаль-
це для игр с "солнечным зайчиком",
контейнеры из "киндер-сюрпризов" с
отверстиями, внутрь помещены веще-
ства и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки,
шнурки, тесьма, катушки деревянные,
прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вы-
вешиваются правила
работы с материалами,
доступные детям
младшего возраста.
- персонажи, наделан-
ные определенными
чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
- книги познава-
тельного характера
для среднего воз-
раста;
- тематические
альбомы;
- коллекции: семе-
на разных расте-
ний, шишки, ка-
мешки, коллекции
"Подарки :" (зимы,
весны, осени),
"Ткани".
"Бумага", "Пугови-
цы"
- Мини-музей (те-
матика различна,
например "камни",
чудеса из стекла
др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пласт-
массовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пе-
ной,
красители - пищевые и непещевые
(гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (са-
хар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособле-
ния:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик
ощущений" (чудесный мешочек),
зеркальце для игр с "солнечным зай-
чиком", контейнеры из "киндер-сюр-
призов" с отверстиями, внутрь поме-
щены вещества и травы с разными
запахами.
- "бросовый материал": веревки,
шнурки, тесьма, катушки деревян-
ные, прищепки, пробки
- на видном месте вы-
вешиваются правила
работы с материалами,
доступные детям
младшего возраста.
- персонажи, наделан-
ные определенными
чертами
("почемучка") от име-
ни которого моделиру-
ется проблемная ситу-
ация.
- карточки-схемы про-
ведения эксперимен-
тов (заполняется вос-
питателем): ставится
дата, опыт зарисовы-
вается.
Старший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
- схемы, таблицы, мо-
дели с алгоритмами вы-
полнения опытов;
- серии картин с изобра-
жением природных со-
обществ;
- книги познавательно-
го характера, атласы;
- тематические альбо-
мы;
- коллекции
- мини-музей (тематика
различна, например
"Часы бывают
разные:", "Изделия из
камня".
- материалы распределены по разде-
лам: "Песок, глина, вода", "Звук",
"Магниты", "Бумага", "Свет",
"Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ра-
кушки, спил и листья деревьев, мох,
семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: прово-
лока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки,
скрепки, болты, гвозди, винтики,
шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная,
картон, наждачная, копировальная и
т.д.;
- красители: пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки
с закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки,
резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воз-
душные шары, масло, мука, соль, са-
хар, цветные и прозрачные стекла,
свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для
льда
-проборы-помощники: увеличитель-
ное стекло, песочные часы, микро-
скопы, лупы
- мини-стенд "О
чем хочу узнать
завтра";
- личные блокноты
детей для фиксации
результатов опытов;
- карточки-
подсказки (разреша-
ющие -запрещаю-
щие знаки) "Что
можно, что нельзя"
- персонажи, наде-
ланные определен-
ными чертами
("почемучка") от
имени которого мо-
делируется
проблемная ситуа-
ция.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть ор-
ганизованы до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспери-
ментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать
сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых
для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В
процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам реко-
мендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание,
восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный
мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босонож-
ки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рас-
сыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них
представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как
одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание
растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сде-
лать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими
сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся -
ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей
о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в
процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи
ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда?
С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них
следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок,
вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия,
необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свой-
ства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: са-
харница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить
признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоуголь-
ник, треугольник и т.д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и
предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) дея-
тельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - ко-
сынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстя-
ное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них
следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, сне-
гопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней,
туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах;
рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цве-
тов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, мор-
ской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих
свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонима-
ми, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антони-
мами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").