Автор: Черкашина Тамара Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание подростков через приобщение к истокам русской народной культуры."
Раздел: дополнительное образование
Духовно – нравственное воспитание подростков через
приобщение к истокам русской народной культуры
.
«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не
растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как
встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси
праздников»
М.А. Михайлова
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к
духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное
и духовное - это естественная потребность человека, призванная в этот мир. В докладе о
приоритетных направлениях развития российского образования говорится: "Мы должны
перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое
воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному
инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на
духовные ценности". В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть
социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного
патриотического сознания народа можно только работая вместе: семья, школа, церковь и
государство. Путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке
семена любви к людям и добра, заложить основы понимании того, что надо действительно
спешить делать добро, а не только "брать от жизни все" и "действовать ради целей
обогащения любым способом". В наше время особенно, очевидно, что без духовности,
которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно
от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без
духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция
в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была
любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая. В нашей работе мы
говорим о духовности как о ценностном измерении высших начал: добра, любви, истины,
правды, красоты , жизни , человечности, сочувствия , как приоритет таких ценностей как
Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни подростков.
Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях . Она необходима
для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и
загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Это сильнейший и
обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только
красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и скрытые истории, которые
можно при желании увидеть. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским
народом. Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной
культуры, нашего быта - всего без чего мы - не полны, не цельны. Это показывает особую
значимость и актуальность по духовно- нравственному образованию воспитанию
подростков. Сохранение духовно-нравственного здоровья подростков, приобщение их к
нравственным и духовным ценностям православной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию, формирование толерантности
сознания, чувства милосердия и сострадании к ближнему.
Для достижения поставленной цели, необходимо решать следующие задачи:
-воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать
добро и зло, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях подростка;
формирование чувства любви к Родине; национальных культурных и исторических
ценностей; развитие музыкальной культуры, приобщение подростков к классической,
духовной и народной музыке; совершенствование художественного вкуса, развитие
творческого потенциала каждого подростка;
- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание, путем анкетирования
духовного просвещения семьи, -
диагностики знаний подростков о духовно-нравственных ценностях,
- установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью
знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),
- этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,
- чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике. Беседы на темы
повседневной жизни, жизни литературных героев и окружающего мира, формируют у
подростков, такие черты характера как уважительное отношение к матери, честность,
милосердие, проявление духовности, а точнее ее светлой стороны, ориентированной на
доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что
соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни
человека как непрерывное духовно- нравственное совершенствование, высокое
патриотическое сознание, верность своему Отечеству, готовность к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.