Напоминание

"Духовно – нравственное воспитание подростков через приобщение к истокам русской народной культуры."


Автор: Черкашина Тамара Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание подростков через приобщение к истокам русской народной культуры."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание подростков через

приобщение к истокам русской народной культуры

.

«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не

растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как

встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси

праздников»

М.А. Михайлова

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к

духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное

и духовное - это естественная потребность человека, призванная в этот мир. В докладе о

приоритетных направлениях развития российского образования говорится: "Мы должны

перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое

воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному

инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на

духовные ценности". В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть

социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного

патриотического сознания народа можно только работая вместе: семья, школа, церковь и

государство. Путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке

семена любви к людям и добра, заложить основы понимании того, что надо действительно

спешить делать добро, а не только "брать от жизни все" и "действовать ради целей

обогащения любым способом". В наше время особенно, очевидно, что без духовности,

которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно

от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без

духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция

в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была

любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая. В нашей работе мы

говорим о духовности как о ценностном измерении высших начал: добра, любви, истины,

правды, красоты , жизни , человечности, сочувствия , как приоритет таких ценностей как

Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни подростков.

Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях . Она необходима

для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и

загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Это сильнейший и

обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только

красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и скрытые истории, которые

можно при желании увидеть. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским

народом. Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной

культуры, нашего быта - всего без чего мы - не полны, не цельны. Это показывает особую

значимость и актуальность по духовно- нравственному образованию воспитанию

подростков. Сохранение духовно-нравственного здоровья подростков, приобщение их к

нравственным и духовным ценностям православной культуры, воспитание бережного

отношения к историческому и культурному наследию, формирование толерантности

сознания, чувства милосердия и сострадании к ближнему.

Для достижения поставленной цели, необходимо решать следующие задачи:

-воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать

добро и зло, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях подростка;

формирование чувства любви к Родине; национальных культурных и исторических

ценностей; развитие музыкальной культуры, приобщение подростков к классической,

духовной и народной музыке; совершенствование художественного вкуса, развитие

творческого потенциала каждого подростка;

- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание, путем анкетирования

духовного просвещения семьи, -

диагностики знаний подростков о духовно-нравственных ценностях,

- установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью

знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),

- этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,

- чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике. Беседы на темы

повседневной жизни, жизни литературных героев и окружающего мира, формируют у

подростков, такие черты характера как уважительное отношение к матери, честность,

милосердие, проявление духовности, а точнее ее светлой стороны, ориентированной на

доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что

соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни

человека как непрерывное духовно- нравственное совершенствование, высокое

патриотическое сознание, верность своему Отечеству, готовность к выполнению

гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.



В раздел образования