Автор: Остапенко Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: г Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики через освоение техник вышивания"
Раздел: дошкольное образование
Отчёт по самообразованию)
Развитие мелкой моторики через освоение техник вышивания
Цель: Развитие мелкой моторики через освоение техник вышивания, приобщение к народному декоративно-прикладному
искусству.
Задачи: развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о
декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображения, восприятия,
память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности,
аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
Актуальность работы заключается в следующем:
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития
мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно
ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном
заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики начата была в старшей группе.
Работа была построена с детьми по системе от простого к сложному, в несколько этапов
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды.
План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год
Тема: Развитие мелкой моторики через освоение техник вышивания
Месяц
Содержание работы
Отметка об исполнении
Сентябрь
Подбор литературы. Изучение опыта педагогов,
работающих по данной теме.
Изучена литература:
1.
Кольцова М.М «Развитие моторики»
2.
И.
В.
Новикова
«Обучение
вышивке
в
детском саду»
Октябрь
Разработка перспективного плана
Ноябрь
Консультация для родителей по ТБ «Правила
пользования иглой, ножницами при вышивании»
Прилагается
Декабрь
Совместная организация выставки вышивок
(работы детей, родителей, сотрудников).
Была оформлена совместная выставка
Январь
Подбор материала, изготовление пособий,
наглядных материалов (таблиц, схем),
иллюстраций
Оформлены альбомы:
1.
Виды вышивок
2.
Шаблоны для вышивки
3.
Схема вышивки
Февраль
Консультация для родителей «Развитие моторики
руки ребенка на занятиях вышивкой»
Прилагается
Март
Выставка детских работ в детском саду
Была оформлена выставка детских работ
«Волшебная иголочка»
Апрель
Представление опыта работы по теме
Презентация проекта «Развитие у детей интереса
к русским традициям, культуре, обрядам наших
предков»
Май
Итоговое занятие
Проведено занятие по ручному труду «Цыплёнок»
Консультация для родителей
Правила пользования иглой, ножницами при выполнении ручных работ (шитье, вышивка)
Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой, булавкой, ножницами;
травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке;
хранить иголки и булавки в игольнице;
Что нужно делать во время работы:
бережно относиться к своей работе и инструментам для работы;
не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду;
для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя;
во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми
лезвиями;
передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед;
следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол;
не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками;
не размахивать ножницами, спицами и крючками.
Что нужно сделать по окончании работы:
проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько в начале работы,
найти потерянные иголки и булавки;
сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер;
убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место;
убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить
его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления
ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный
навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует
слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного
внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания
может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна
начинаться задолго до поступления в школу.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой
моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на
общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, сейчас очень много: это и пальчиковые
игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием. Шитье, вышивка, привлекают детей тем, что в результате
стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребенка:
когда из разрозненных ниток и тряпочек, входящих в наборы для вышивания, через некоторое время возникает
цыпленок, рыбка или собачка, вышитые на декоративной подушечке или прихватке для посуды. Сделанное
собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремить
Выставка детских работ ся сделать еще лучше и красивее
Выставка детских работ