Автор: Попова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с №51
Населённый пункт: город Чехов, Московсая область
Наименование материала: Проект трилогия опытно-экспериментальная деятельность
Тема: "Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья"
Раздел: дошкольное образование
Проект
Трилогия
"Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников
Воспитатель: Попова О.П.
Вид проекта: познавательный, исследовательский, долгосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели.
Цель:
Объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-
вода), условия выживания человека.
живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.
Расширять знание детей о явлениях неживой природы.
Задачи:
Расширять представление о свойствах неживой природы ( солнце ,воздух,
вода).
Познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и животных.
Познакомить детей с основными правилами поведения на природе,
соблюдения мер и охраны. Внушать сочувствие к живой природе.
Способствовать воспитанию интереса к явлениям неживой природы.
Создать представление об условиях для роста и развития растений (свет,
воздух, вода).
Как вы понимаете выражение "Земля в опасности" - загрязнены вода, воздух,
земля. Что значит "Беречь Землю", чем можно помочь ей?
Человек - живое существо и для жизни нужны чистые вода, воздух и тепло,
свет.
Развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие
способности.
1
Воспитывать у детей уважение к окружающей среде.
1. "Что такое Солнце?"
Предложить детям включить свет в группе - стало светло. Свет горит на
столбах, для того, чтобы было светло на улице. Это все "искусственное
солнце". Наступило утро, на улице стало восходить Солнце - стало светло.
Вывод: Солнце - это светило природы, а лампа - "искусственное солнце".
2. "Не только светит, но и греет"
Обратить внимание на Солнце в начале весны. Солнце начинает греть, снег
тает, появляется зеленая травка, листочки.
Вывод: Всему живому нужен не только свет, но и тепло.
3. "Растения и свет"
Посадить росток в горшок, наблюдать как он растет, как тянется к солнышку,
поворачивается к свету.
Вывод: Росток весь день следит за солнышком и тянется к нему. Растению
нужен свет и тепло.
4. "Вдох - выдох"
Предложить детям положить руку на грудь. Сделать вдох. Выдох. Мы
вдыхаем воздух. А потом не дышать.
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Без него жизнь невозможна.
5. "Чистый воздух"
Открыть окно в комнату, понаблюдать, как колышется штора на окне. Это
дует ветер, а ветер - это воздух. Он невидим, прозрачный и не имеет запаха.
Чтобы воздух в комнате был свежим и чистым надо проветривать комнату.
Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают
углекислый газ. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые
реки углекислого газа. Почему мы не задыхаемся? (Предположения детей)
- К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба
до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух
кислород. Нам нужно беречь зеленые растения — они дают нам живительный
2
кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем
чище воздух.
Вывод: Если воздух грязный, то мы быстро устаем, болит голова, для этого
надо проветривать комнату. У зданий должно находиться как можно больше
деревьев, чтоб был чистый воздух.
6. "Кипит, бурлит, шипит"
С детьми налить в электрочайник воду и включить. Послушать с детьми, как
кипит вода, булькает, бурлит, шипит. А какая кипящая вода? Очень горячая,
ей можно обжечься. А что еще может нагреть воду? Поставить миску с водой
на солнце и позже потрогать воду. Нагрелась. А где еще можно нагреть воду?
На костре.
Вывод: Электричество, Солнце и огонь нагревают воду.
7. "Вода - добрый друг"
Предложить детям помыть руки, протереть влажной тряпочкой столы, полить
цветы, попить. Для всего этого нудна вода.
Вывод: Человек ни дня не может прожить без воды. Она нужна всему
живому.
Вода - добрый друг и помощник человека.
8. "Грязная вода"
В одну банку налить чистую воду, в другую грязную. Процедить через
ситечко грязную воду - она все равно грязная. Можно такую пить? В ней
очень много микробов.
Вывод: В грязной воде много микробов. От такой воды могут погибнуть
растения и животные, человек получит сильное отравление.
9. "Экономия"
Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, чистить зубы и
полоскать рот, нужна вода, поэтому воду надо беречь и не тратить ее зря. И
если вы помыли руки или лицо, то не забывайте закрывать кран!
Расширить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых
существ, что без нее не могут жить человек, растения, животные.
3
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода -
источник жизни.
Прививать бережное отношение к воде.
Вывод: Надо беречь воду! Вода – это источник жизни! Воду надо экономить.
10. "Аквариум"
Понаблюдать за рыбками в аквариуме. Как они себя ведут в воде? Они без
воды не смогут жить. Это их среда обитания.
Вывод: Рыбы и многие водные обитатели могут жить только в воде, на суше
они погибнут.
11. "Вода - жизнь"
Рассмотреть с детьми две иллюстрации. На одной - пустыня, на другой -
растения, животные, птицы. Где живет вода? Почему в пустыне ничего не
растет?
Вывод: Если не будет воды, не будет жизни на Земле. Вода - это источник
жизни на Земле.
Результаты исследования
Открыли некоторые тайны воздуха: он не видим, прозрачен, двигается.
Свежий воздух полезен всему живому: людям, птицам, животным.
Воздух нужен, чтобы дышать.
Воздействие свежего воздуха на организм человека гораздо полезнее, чем
принятие лекарств.
Благодаря кислороду мы живем. Он находится в чистом и свежем воздухе.
Поэтому свежий и чистый воздух просто необходим человеку.
Вода - одна из самых главных жидкостей на Земле. Без воды нет жизни, все
живое гибнет.
Вода - добрый помощник человека.
Вода - это источник жизни на Земле.
Солнце обогревает и освещает Землю, поэтому на ней тепло и светло.
4
Для жизни на Земле необходимо Солнце.
Солнце - источник света и тепла.
5