Напоминание

"Вода-водица, вода-царица"


Автор: Попова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с №51
Населённый пункт: город Чехов, Московсая область
Наименование материала: Проект опытно-экспериментальная деятельность
Тема: "Вода-водица, вода-царица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект "Вода - водица, вода - царица".

Опытно-экспериментальная деятельность детей.

II младшая группа

Воспитатель: Попова О.Н.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы.

Цель: помочь детям направить и развить творческое мышление и

любознательность.

Дать детям элементарные представления о свойствах воды, о ее

взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания.

Задачи:

1. Обобщить представление детей о свойствах воды, что вода - жидкость,

которая не имеет вкуса, цвета, запаха, может впитываться, испаряться,

нагреваться, замерзать.

2. Выяснить свойства снега, льда и что с ними происходит в теплом

помещении. Объяснить связь снега, льда и воды. Развивать тактильное

восприятие температуры воды и воздуха.

3. Отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах

деятельности.

4. Доводить начатое до конца, повышая самооценку каждого ребенка -

гордость за выполненное поручение.

5. Продолжать изучать агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как

образуется вода через пар, как образуется град, снег, иней, туман, роса,

радуга).

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представления о воде, умение определять различные

состояния воды.

2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.

1

3. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического

воспитания детей.

4. Воспитание бережного отношения к воде.

1. "Что такое вода?"

Цель: показать, что вода льется мягкой струйкой, течет, прозрачная.

Вместе с детьми открываем кран в умывальнике, наблюдая, как вода льется

из крана струйкой. Если открыть кран посильнее - вода бежит быстрее и

брызгается.

Вывод: Вода льется струйкой, течет из крана, брызгается.

2. "Чистюля"

Цель: показать, что при помощи воды можно помыть руки, лицо.

Наблюдение за мытьем рук, лица.

Вывод: Лицо и руки станут чище, если помыть их водой.

3. "Помощница вода"

Цель: После приема пищи, посуда стала грязной, что надо сделать? Помыть.

Наблюдаем как няня моет посуду водой.

Вывод: Вода помогает сделать посуду чистой.

4. "Губка - волшебница"

Цель: Разлили воду на столе - лужа. Что надо сделать? Вытереть.

Наблюдение, как губка впитывает воду - лужицу (сжать губку над тарелкой,

показать, что вода теперь в ней).

Вывод: Вода может впитываться в губку.

5. "Жидкость"

Цель: Вода жидкая, не имеет формы, поэтому разливается.

Налить из чайника детям в стаканчики и дать пройтись - разливается.

Вывод: Вода жидкая, не имеет формы, поэтому разливается.

6. "Прозрачная, как стекло"

2

Цель: Воду наливаем в стеклянную банку и смотрим через нее, как в окошко,

и все видно, как в аквариуме.

Вывод: Вода бесцветная, прозрачная, через нее все видно.

7. "Сладко - кисло"

Цель: Вода не имеет вкуса, а если добавить сахар - сладкая, а если лимон -

кислая.

Налить в стаканчик воду и дать попробовать попить через соломинку.

Вывод: Воду можно подсластить, а можно сделать кисленькую, с помощью

лимона.

8."Растворитель"

Цель: Показать как растворяется сахар, соль, кофе в воде, дать попробовать.

Вывод: Соль, сахар, кофе растворяются в воде и придают воде вкус.

9. "Краситель"

Цель: Показать, что вода окрашивается.

Налить воды в баночки-непроливайки, набрать краску на кисточку и

прополоскать в баночке. Вода окрасится в тот цвет, какую краску возьмем.

Вывод: Вода может окраситься.

10. "Мутная"

Цель: Прозрачную воду можно сделать мутной.

Налить в стакан воду, положить ложку и рассмотреть - видно.

Почему? Потому что вода прозрачная. Добавить муку, размешать, опустить

ложку. Видно? Не видно. Почему? Вода стала мутная, не прозрачная.

Рассмотреть воду в аквариуме. Какая в нем вода? Мутная или прозрачная?

Прозрачная. Рыбкам все хорошо видно.

Вывод: Прозрачная вода может стать мутной. В мутной воде плохо видны

предметы.

11. "Горячо - холодно"

Цель: дать представление о температуре воды.

3

Взять два чайника: в одном - холодная вода, в другом - горячая.

Налить в одну банку холодную воду, в другую - горячу. Дать потрогать.

Вывод: Вода может быть разной температуры.

12. "Облачко"

Цель: Показать, что при нагревании вода превращается в пар, он легкий.

Включить чайник с водой, чтобы она нагрелась.

Понаблюдать, как во время кипения вода бурлит, шипит, клокочет, булькает.

Она превращается в пар, который поднимается вверх. Пар - легкий, а вода -

тяжелая.

Вывод: Вода во время нагрева превращается в пар и поднимается вверх.

13. "Сушка белья"

Цель: Подвести к пониманию того, что на солнце вода испаряется.

Постирать кукольное белье и развесить на веревке на улице. Понаблюдать как

оно сохнет на солнце.

Вывод: Вода на солнце испаряется, превращаясь в пар - поднимается вверх.

14. "Дождик"

Цель: Дать понятие, что лужа образуется из множества дождевых капель.

Понаблюдать, как тучи сгущаются на небе. Полил дождь - капли все больше и

больше весело скачут, звонко стучат по окну. Падают на дорогу, образуя

лужи. Капли падают по лужам, пузырятся и быстро разбегаются.

Вывод: Капля к капле и образуется лужа. Лужа бывает большая - ее обходят, а

может быть маленькая - ее можно перешагнуть.

15. "Лужица"

Цель: Подвести детей к тому, что чем больше воды, тем дольше она

испаряется.

Показать детям, что после дождя остаются лужи. Дождь иногда бывает очень

сильный и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя

лужи маленькие.

4

Предложить детям посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или

маленькая?

Маленькая лужа высохла быстрее, потому что в ней мало воды, а большая

лужа сохнет дольше, так как в ней больше воды.

Вывод: О чем мы сегодня узнали? Что в маленькая лужа быстрее высыхает.

16. "Чудо - зеркальце"

Цель: познакомить детей со свойством воды отражать предметы.

После дождика на асфальте лужи. Светит солнышко. Предложить детям

наклониться над лужицей - дети увидели свое отражение и предметы,

которые находятся рядом с лужицей.

Вывод: Вода в лужах прозрачная, в ней все можно разглядеть, как в зеркале.

17. "Тонет - не тонет"

Цель: Высказывать предположения, почему одни предметы тонут, а одни -

нет.

После дождика найти глубокую лужу. Интересно, что тонет, а что плавает?

Предложить бросить в лужу камушек. Он утонул, потому что тяжелый.

В лужу упал лист. Он плавает, потому что легкий.

Прочитать стихи А.Барто "Наша Таня", "Зайка", "Кораблик". Автор показал,

что тонет, а что нет. Что намокает и становится тяжелым.

Вывод: Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие предметы не тонут,

остаются на плаву.

18. "Хрупкое - как стекло"

Цель: познакомить со свойством льда.

Обратить внимание детей на корочку льда, покрывшую лужицу, выявить

свойства льда (тонкий, хрупкий, прозрачный). Выяснить, почему замерзла

вода в лужах (мороз, холодно).

Вывод: Установили взаимосвязь природных явлений: солнце днем

пригревает, лед на лужах тает, ночью - мороз и вода снова превращается в

лед.

19. "Ледышки"

5

Цель: Воздействие температуры на воду, лед.

Налить воду в формочки. Что мы знаем о воде? (Жидкая, прозрачная, без

вкуса, цвета, запаха).

Поставить в морозильную камеру. Что стало с водой? Она замерзла и

превратилась в лед. Почему?(т.к. там холодно). Ставим формочки со льдом в

теплое месть - лед растаял.

Вывод: Когда очень холодно вода превращается в лет. Когда тепло, лед

превращается в воду.

20. "Зимние украшения"

Окрасить воду гуашью разного цвета и разлить по формочкам.

Вынести формочки с водой на мороз. Утром обратить внимание, что вода

превратилась в цветные льдинки. Полюбоваться красотой полученных

"украшений". Украсить ими постройки на участке.

Вывод: В зависимости от температуры вода переходит в разные состояния

(твердые льдышки).

21. "Снежинка"

Цель: Познакомить со снежинкой и ее свойствами.

На прогулке поймать снежинку на ладошку. Ладошка теплая, а снежинка

холодная. Снежинка на ладошке превратилась в капельку воды.

Вывод: Снежинка - это капелька воды, которая замерзла и превратилась в

снежинку. Раздать лупы и рассмотреть строение снежинки.

22. "Снежная пороша"

Цель: Познакомить детей с таким свойством снега, как легкость.

Предложить детям сдуть снег с веточки, со скамейки, с варежки. Снег

рассыпается и летит.

Вывод: Снег в мороз легкий, рассыпчатый, сыпучий, холодный, пушистый,

сверкает на солнце.

23. "Снеговик"

6

Когда мороз спадает, снег становится липким, из него можно лепить

постройки. Вместе с детьми скатать три кома, поставить один на один -

получился снеговик (доделать глаза, нос, рот с помощью цветных льдинок).

Вывод: Когда теплеет - снег лепится, он становится мягкий. В тепле тает и

превращается в воду. Снег - это вода.

24. "Туман"

Цель: Познакомить с таким явлением, как туман.

Туман - это пар. Вода испаряется и превращается в пар, нависший над

землей. Туман оседает, превращаясь в воду.

Вывод: Туман - это пар, скопление воды в воздухе.

25. "Кому нужна вода?"

Цель: Уточнить, что вода важна для всех живых существ.

Вывод: Без воды не могут жить растения, люди и животные.

26. "Где живет вода?"

Показать детям глобус, что синего цвета на нем больше всего - это все вода.

Тоненькие синие линии - реки, небольшие "лужицы" - озера, моря и океаны.

Вывод: На планете Земля - Вода основа жизни. Без нее нет жизни, она

необходима всем: людям, птицам, животным, растениям.

27. "Росинки"

Цель: познакомить со свойством воды - роса.

Достали банку из холодильника. Поверхность сосуда запотевает, т.е.

покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее и

сползают на блюдце. Вот так мы поймали воду, которая летала в воздухе в

виде пара.

Летом, утром трава бывает мокрой.

Вывод: Влага, которая днем "живет" в воздухе, оседает на землю, как только

солнышко скроется. Такая вода называется - роса.

28. "Радуга"

Цель: познакомить с радугой.

7

В жаркий солнечный день взять шланг с водой и полить на веранду. Можно

увидеть радугу.

Вывод: Радуга возникает из-за того, что в капельках воды, которые парят в

воздухе, отражается свет .

29. "Кому нужна вода?"

Рассмотреть рыбок в аквариуме, как голуби плещутся в лужице, животные

пьют.

Полить растения, чтобы росли.

Вывод: Всему живому нужна вода. Что произойдет, если не будет воды? Без

воды все живое умрет. Воду надо беречь.

30. "Человек и вода"

Вспомнить с детьми для чего нам вода? Пить, готовить еду, поливать огород,

стирать белье, мыть посуду, овощи и фрукты, умываться, мыться и мыть

руки.

Вывод: Да, вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду надо беречь,

правильно и разумно расходовать ее. А как надо беречь воду? Не засорять

водоемы, закрывать кран с водой.

Подведение итогов

Давайте вспомним, что мы изучали? Воду.

Итак, вода - жидкая, потому что ее можно перелить.

Вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который ее

переливают.

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вода не имеет запаха.

У воды нет вкуса.

Растворяя в воде различные вещества, она меняет цвет, вкус, запах.

Мы узнали, что вода в воздухе и она может превратиться в пар, лед, снег,

росу, радугу, туман. Это все свойства воды, ее состояние может быть жидким,

газообразным и твердым.

8

Наказ для детей.

- "Человек, запомни навсегда, символ жизни на земле – ВОДА! Экономь ее и

береги – мы ведь на планете не одни!"

Результат исследовательской деятельности:

Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на Земле.

Без воды нет жизни, все живое гибнет.

Вода присутствует везде.

Узнали, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, но при определенных

условиях это можно изменить.

Воду можно заморозить, окрасить, придав цвет, придать воде вкус и запах.

Сделали вывод, что сосулька - лед дает воды больше, она плотнее, тверже, а

снег мягкий, рыхлый, поэтому и воды дает меньше.

Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что она может

впитываться, но опять же не во все.

Мы вместе достигли поставленной цели и выполнили все задачи в этом

проекте. Мы узнали много о воде.

9



В раздел образования