Автор: Богданова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №141
Населённый пункт: Город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
"Формирование естественнонаучных
представлений у детей дошкольного
возраста"
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение
определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих
успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным
представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у
дошкольников основу миропонимания.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается
очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить
материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления
зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и
требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие
закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в
работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений.
Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует
формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления
являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского
мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию
детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе
занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается
воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия
не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение
детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и
исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи
такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий»,
которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи.
Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.
Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм
работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может
наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное
мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в
дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у
детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности
предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-
дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности,
включение экспериментирования.
Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо
учитывать несколько условий:
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих
образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения
таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного
возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического
обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный
процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и
одновременно без излишней нагрузки для учащихся.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой
предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
самостоятельное расположение игрового материала,
максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки,
игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и
ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например,
развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный
материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей;
одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их,
вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять
развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность
ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-
лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо
освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой
группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ,
физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства
песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные,
птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:
образцы песка, глины, чернозема;
образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
камни (галька, гравий, керамзит);
медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница,
рожь, овес, рис, греча и др.);
семена огородных культур;
гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора,
скорлупа;
соль, сахар, лимонная кислота;
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:
разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики,
песочные формочки и т.д.);
шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
компас, бинокль;
пилочки, наждачная бумага, пипетки;
губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
микроскопы, глобус.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном
учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает
индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов,
ориентацию педагога на интересы развития ребенка;
открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи
дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и
методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;
развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками
и взрослыми;
широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).
1.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.
2.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского
сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры
/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.
3.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические
рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. –
М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)
4.
Рыжова Н.А. воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию
дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.
5.
Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-
экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и
младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998
6.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-
56с.
7.
Воробьёва В. М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»,
Архангельск, 1999-61с.
8.
Молодова Л.П. игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для
воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.: ил.