Напоминание

"Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста"


Автор: Богданова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №141
Населённый пункт: Город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Формирование естественнонаучных

представлений у детей дошкольного

возраста"

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение

определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих

успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным

представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у

дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается

очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить

материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления

зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и

требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие

закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в

работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений.

Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует

формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления

являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского

мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию

детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе

занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается

воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия

не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение

детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и

исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи

такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий»,

которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи.

Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм

работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может

наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное

мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в

дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у

детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности

предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-

дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности,

включение экспериментирования.

Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо

учитывать несколько условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих

образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения

таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного

возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического

обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный

процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и

одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой

предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

самостоятельное расположение игрового материала,

максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки,

игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и

ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;

активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например,

развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный

материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей;

одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их,

вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять

развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность

ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-

лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо

освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой

группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ,

физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства

песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные,

птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

образцы песка, глины, чернозема;

образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);

камни (галька, гравий, керамзит);

медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;

семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница,

рожь, овес, рис, греча и др.);

семена огородных культур;

гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);

хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора,

скорлупа;

соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:

разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики,

песочные формочки и т.д.);

шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

компас, бинокль;

пилочки, наждачная бумага, пипетки;

губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;

микроскопы, глобус.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном

учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает

индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов,

ориентацию педагога на интересы развития ребенка;

открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи

дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;

активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и

методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;

развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками

и взрослыми;

широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);

активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

1.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.

2.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского

сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры

/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.

3.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические

рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. –

М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)

4.

Рыжова Н.А. воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию

дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.

5.

Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-

экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и

младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998

6.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-

56с.

7.

Воробьёва В. М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»,

Архангельск, 1999-61с.

8.

Молодова Л.П. игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для

воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.: ил.



В раздел образования