Автор: Богачева Наталья Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ №21 им. И.С. Давыдова с. Обильного Населённый пункт: с. Обильное Наименование материала: Статья Тема: Метод проектов на уроках литературы Раздел: среднее образование
Богачева Наталья Викторовна ,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №21 им. И.С. Давыдова
с. Обильного
Метод проектов на уроках литературы
Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения,
происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны.
Несмотря
на
вековые
традиции,
школа
всегда
активно
включается
во
внедрение новых технологий. Безусловно, использование информационных
технологий на каждом уроке будет неуместным. Литература – это, прежде
всего,
общение
с
писателем
через
кропотливое
изучение
и
анализ
художественного
текста,
это
живая
речь
учителя
и
ученика,
их
диалог.
Разумное
внедрение
информационных
технологий
поможет
сделать
урок
более ярким, запоминающимся.
Метод проекта определяется «как система взглядов, при которых
учащиеся
приобретают
знания
в
процессе
планирования
постепенно
усложняющихся практических заданий». Его задача – развитие личных и
общественных
склонностей,
индивидуализация
обучения,
стимулирование
инициативы и творческих возможностей школьников. Следует отметить, что
метод
проекта
ориентирован
прежде
всего
на
деятельностный
подход
к
обучению.
Метод проекта предполагает решение какой-то проблемы, направлен на
получение результата. Работа с проектами позволяет учащимся приобретать
знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это
становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и
проявляют
инициативу.
Следовательно,
хороший
проект
должен
иметь
практическую
ценность;
предполагать
проведение
самостоятельных
исследований; давать ученику возможность учиться в соответствии с его
способностями;
помогать
налаживанию
взаимодействия
между
обучающимися.
Что
же
такое
проект-исследование
на
уроках
литературы?
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои
особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует
навыки
самостоятельной
работы
с
художественным
текстом,
обогащает
читательский опыт.
Исходя из принципов развивающего обучения, можно выделить
основные дидактические требования к использованию метода проектов:
-
Наличие
значимой
проблемы
(задачи),
требующей
интегрированного
знания, исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов.
-
Самостоятельная
(индивидуальная,
парная,
групповая)
деятельность
учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
- Использование исследовательских методов.
Этапы работы.
Первый этап – подготовительный. Выбор области исследования, определение
проблемы
и
темы
будущей
исследовательской
деятельности.
Вслед
за
выбором
темы,
уточнением
её
формулировки,
необходимо
подобрать
литературу,
изучить
её.
На
этом
этапе
определяется
проблема,
которую
предстоит
сформулировать,
последовательно
доказать
её
решение.
Обращение
к
литературоведению,
основным
трактовкам
произведений
обязательно, так как это принято в научно-исследовательской деятельности.
Учитель консультирует ученика, помогает ему выделить главное, составить
план,
в
соответствии
с
которым
пишется
черновик,
затем
работа
оформляется,
все
цитаты
сопровождаются
необходимыми
сносками.
Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.
Структура работы:
-название;
- план;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиография;
- приложения (если есть в них необходимость).
Рассмотрим некоторые из них.
-
Введение:
указывается
цель
исследования,
проблема,
которую
предполагается решить.
- Основная часть: дается обзор литературы, рассказывается, как представлена
тема
в
научной
литературе,
обосновывается
выбранная
точка
зрения,
проводится анализ текста, дается описание систематизированного материала,
делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но
не обязательно, выделить параграфы).
-
Заключение:
делаются
выводы;
в
конце
работы
прилагается
список
использованной литературы.
Результаты
проведенного
исследования
оформляются
в
виде
реферата,
научной
статьи,
доклада,
тезисов
доклада
или
выступления.
Все
сопровождается компьютерной презентацией-проектом.
Проект «Лицей в жизни А.С. Пушкина»
План.
1. «Предлицейский» период.
2. Царскосельский лицей в жизни А.С. Пушкина
А) «Привилегированное учебное заведение особого рода»;
Б) Влияние профессоров А.П. Куницына и А.И. Галича на лицеистов;
В)
Особенности
политической,
духовной
жизни
России
и
«лицейское
братство»
3. Окончание Лицея.
4. Заключение.
Объект исследования – лицейский период в жизни А.С. Пушкина.
Предмет
исследования
–
монографии,
посвященные
А.С.
Пушкину,
воспоминания И. Пущина, директора лицея Е.А. Энгельгардта.
Хронологические рамки – с 1811г. по 1817г.
Теоретико-методологическая
основа
исследования:
проанализировать
монографии Н.Н. Скатова «Пушкин: Очерк жизни и творчества» (Л.: Дет.
Лит., 1991); Е.И. Высочиной «Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в
памяти поколений» (М.: Просвещение, 1989); Г.Н. Волкова «Мир Пушкина:
личность, мировоззрение, окружение» (М.: Мол. Гвардия, 1989).
Метод
исследования
–
анализ
литературы,
обобщение
и
систематизация
полученной информации.
Задачи:
1. Дать представление о формировании личности будущего поэта в семье;
2. Показать круг общения А.С. Пушкина в Царскосельском Лицее;
3. Выявить степень влияния преподавательского состава Лицея и ближайшего
окружения на становление поэта;
4.
Познакомить
с
воспоминаниями
современников
А.С.
Пушкина
о
«лицейском братстве».
Параметры внешней оценки:
1. Актуальность проекта: значимость и актуальность выдвинутых в проекте
проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по её
реализации.
2. Содержательная часть проекта: соответствие содержания выбранной теме,
адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина
проникновения в тему.
3. Дизайн проекта: эстетика оформления.
4. Техническое исполнение проекта: перечень и обоснованность применения
тех или иных технических и программных средств, владение применяемой
для создания проекта технологией.
5.
Анализ
результата
своей
деятельности:
авторские
находки,
авторские
выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта.
6. Возможность практического применения проекта: где и как планируется
практически применить данный проект, на какую аудиторию рассчитан.
7.
Умение
публичного
выступления:
умение
держаться
перед
публикой,
грамотно
и
аргументированно
говорить,
отстаивать
свою
точку
зрения,
задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные
навыки.
Следовательно, использование в преподавании литературы проектной
деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в
обучении,
учит
самостоятельности,
работе
в
группе.
Все
больше
активизируется
самостоятельная
деятельность
учащихся,
в
которой
преобладает
проектно-исследовательский
подход,
используются
новые
методы
интеграции
информационно-коммуникативных
технологий
в
учебном процессе; повышается интерес к изучению литературы.