Напоминание

Метод проектов на уроках литературы


Автор: Богачева Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №21 им. И.С. Давыдова с. Обильного
Населённый пункт: с. Обильное
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад





Богачева Наталья Викторовна
, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №21 им. И.С. Давыдова с. Обильного
Метод проектов на уроках литературы
Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Безусловно, использование информационных технологий на каждом уроке будет неуместным. Литература – это, прежде всего, общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь учителя и ученика, их диалог. Разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, запоминающимся. Метод проекта определяется «как система взглядов, при которых учащиеся приобретают знания в процессе планирования постепенно усложняющихся практических заданий». Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников. Следует отметить, что метод проекта ориентирован прежде всего на деятельностный подход к обучению. Метод проекта предполагает решение какой-то проблемы, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет учащимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, хороший проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями; помогать налаживанию взаимодействия между обучающимися. Что же такое проект-исследование на уроках литературы? Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует
навыки самостоятельной работы с художественным текстом, обогащает читательский опыт. Исходя из принципов развивающего обучения, можно выделить основные дидактические требования к использованию метода проектов: - Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. - Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. - Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. - Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). - Использование исследовательских методов. Этапы работы. Первый этап – подготовительный. Выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей исследовательской деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки, необходимо подобрать литературу, изучить её. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, последовательно доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений обязательно, так как это принято в научно-исследовательской деятельности. Учитель консультирует ученика, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа оформляется, все цитаты сопровождаются необходимыми сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции. Структура работы: -название; - план; - введение; - основная часть; - заключение;
- библиография; - приложения (если есть в них необходимость). Рассмотрим некоторые из них. - Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить. - Основная часть: дается обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, дается описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно, выделить параграфы). - Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы. Результаты проведенного исследования оформляются в виде реферата, научной статьи, доклада, тезисов доклада или выступления. Все сопровождается компьютерной презентацией-проектом. Проект «Лицей в жизни А.С. Пушкина» План. 1. «Предлицейский» период. 2. Царскосельский лицей в жизни А.С. Пушкина А) «Привилегированное учебное заведение особого рода»; Б) Влияние профессоров А.П. Куницына и А.И. Галича на лицеистов; В) Особенности политической, духовной жизни России и «лицейское братство» 3. Окончание Лицея. 4. Заключение. Объект исследования – лицейский период в жизни А.С. Пушкина. Предмет исследования – монографии, посвященные А.С. Пушкину, воспоминания И. Пущина, директора лицея Е.А. Энгельгардта. Хронологические рамки – с 1811г. по 1817г.
Теоретико-методологическая основа исследования: проанализировать монографии Н.Н. Скатова «Пушкин: Очерк жизни и творчества» (Л.: Дет. Лит., 1991); Е.И. Высочиной «Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений» (М.: Просвещение, 1989); Г.Н. Волкова «Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение» (М.: Мол. Гвардия, 1989). Метод исследования – анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации. Задачи: 1. Дать представление о формировании личности будущего поэта в семье; 2. Показать круг общения А.С. Пушкина в Царскосельском Лицее; 3. Выявить степень влияния преподавательского состава Лицея и ближайшего окружения на становление поэта; 4. Познакомить с воспоминаниями современников А.С. Пушкина о «лицейском братстве». Параметры внешней оценки: 1. Актуальность проекта: значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по её реализации. 2. Содержательная часть проекта: соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему. 3. Дизайн проекта: эстетика оформления. 4. Техническое исполнение проекта: перечень и обоснованность применения тех или иных технических и программных средств, владение применяемой для создания проекта технологией. 5. Анализ результата своей деятельности: авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта. 6. Возможность практического применения проекта: где и как планируется практически применить данный проект, на какую аудиторию рассчитан. 7. Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументированно говорить, отстаивать свою точку зрения,
задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки. Следовательно, использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельности, работе в группе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность учащихся, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению литературы.


В раздел образования