Напоминание

"Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии."


Автор: Швецова Надежда Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Маромица
Населённый пункт: п. Маромица Опаринский район Кировская область
Наименование материала: Обобщение опыта.
Тема: "Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии."
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная технология как вариант организации

деятельностного

подхода в обучении химии.

Швецова Надежда Петровна, учитель химии и экологии

МКОУ СОШ п. Маромица Опаринского района

Кировской области

Девиз: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Бернард Шоу

Деятельностный подход известен в дидактике еще прошлого века. Проектная

технология строится на основе деятельностного подхода. Деятельность

учителя при организации проектного обучения осуществляется по трем

основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач,

создание условий для осуществления и разработки учащимися творческих

проектов, вооружении их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Метод проектов- это система учебно-познавательных приемов решения

конкретной задачи: совокупность приемов или операций практического или

теоретического познания действительности.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на теории и идеи

выдающихся учёных-педагогов:

Идеи личностно-ориентированного подхода в обучении Г. К.

Селевко

Идеи проблемного обучения, предложенные А. М.

Матюшиным, И. М. Махмутовым, И. Я Лернером и другими,

целью которого является организация системы проблемных

ситуаций, повышение уровня самостоятельности учащихся

при разрешении проблемных ситуаций

Идею сотрудничества педагогов и школьников на основе

взаиного уважения и доверия

Идею практико-ориентированного обучения.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно

выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть

самостоятельными при принятии решений и ответственными за свой выбор,

результат труда, создание творческого результата. При работе над проектом

каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его

интересам и возможностям. Данный метод предполагает использование

учителем личностно-ориентированного подхода. Который поддерживается

дидактическими принципами:

Детоцентризма (в центре творческой деятельности находится

ученик, который проявляет свою активность).

Кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется

взаимодействие учащихся с учителем и между собой в

проектных группах).

1

Опоры на субъектный опыт учащихся.

Учёта индивидуальности учащихся (интересов, темпа

работы).

Свободного выбора (темы, метода исследования, формы

представления результатов).

Связи исследования с реальной жизнью.

Трудной цели (легкодостижимый результат для учащихся не

является мобилизирующим фактором).

В педагогике выделяют несколько типов проектов. Их классифицируют по

следующим основаниям:

По доминирующему виду деятельности(исследовательские,

творческие, ролевые, информационные, прикладные)

По предметно-содержательной деятельности (монопроекты,

межпредметные проекты)

По характеру контактов (внутренние, региональные,

международные)

По количеству участников (индивидуальные, парные,

групповые)

По продолжительности выполнения (краткосрочные, средней

продолжительности, долгосрочные).

Важным этапом работы над проектом является выделение проблемы.

Проблема – это затруднение, неопределённость.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее

мышление учащегося.для работы на этом этапе я использую «Метод шести

думательных шляп». Эта интересная методика разработана известным

психологом Эдвардом де Боно. Автор подчёркивает, что головной убор – это

то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек.

Важно и то, что шляпу можно легко снять. Условно выделим шляпы по цвету.

Белая шляпа символизирует факты, цифры и информацию.

Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства. Что я чувствую по поводу

проблемы?

Чёрная шляпа – осторожность, здравый смысл и

соответствие фактам. Осуществима ли эта идея?

Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Стоит ли это

делать?

Зелёная шляпа – исследования, новые возможности.

Существуют ли альтернативные пути?

Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом.

Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Данную методику я применяла для обсуждения многих проблем.

2

Я использую наблюдение как способ выявления проблемы.

Например: посмотреть на лампочку, спички, стеклянные приборы, зубные

пасты. Выдвинуть проблемы к проектам: «Химия в знакомых предметах»,

«Химия на кухне», «Химия в строительных материалах». Это темы проектов,

которые выполняют учащиеся 8 класса во внеурочное время

Следующий этап – анализ проблемы, предполагающий сбор всевозможной

информации об объекте проектирования и её систематизация.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Решение проблемы

протекает в форме выдвижения догадок и гипотез.

Например, проект по теме «Щелочные металлы ». В кабинете химии есть

электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы находятся

вначале этого ряда.

Суждение (гипотеза): каждый металл, стоящий в ряду напряжений металлов,

обладает способностью вытеснять все следующие за ним металлы из

растворов их солей.

Проблема: могут ли щелочные металлы вытеснять следующие за ним

металлы из растворов их солей? Учащиеся, разделившись на группы,

выдвигают задачи:

1.

изучить строение атомов щелочных металлов.

2.

провести лабораторные опыты для изучения химических

свойств щелочных металлов.

3.

узнать о применении щелочных металлов и их соединений.

Для проверки суждения учащиеся проводят лабораторный опыт и наблюдают,

что при взаимодействии лития с раствором сульфата меди(II), медь не

вытесняется, а образуется чёрный осадок. Газ, выделяющийся в результате

реакции, поджигают. Учащиеся убеждаются, что это водород по

характерному хлопку. Далее под руководством учителя учащиеся проводят

опыты соединения лития с растворами хлоридов кальция, магния, алюминия

и железа. Во всех случаях образуется водород и выпадают осадки

гидроксидов соответствующих металлов.

Наступает этап прогнозирования. Учащиеся предполагают и делают вывод,

что при действии активного щелочного металла на раствор взятых солей не

происходит менее активного металла, а образуются нерастворимые

гидроксиды.

Проблема: почему при действии лития на раствор сульфата меди(II) выпадает

осадок чёрного цвета? Учащиеся рассуждают, что разложение гидроксида

меди(II) идёт при температуре 50°С. А при проведении опыты лития с

раствором сульфата меди(II), измерив температуру в верхней части пробирки

видят, что она равна 70°С, а это достаточно для разложения гидроксида

меди(II). Согласно проверенным фактам учащиеся записывают уравнения

реакций, делают вывод, что щелочные металлы не вытесняют менее

активные металлы из растворов солей, а данный процесс протекает сложнее.

Учащиеся делают выводы:

3

1.

металлы от лития по натрий включитеоьно быстро

окисляются кислородом воздуха при обычной температуре.

2.

металлы от лития по натрий взаимодействуют с водой при

обычной температуре с образованием соответствующего

гидроксида и водорода (в любых водных растворах

взаимодействуют прежде всего с водой).

Далее учащиеся систематизируют набор информации и оформляют проект.

Рефлексивный этап: анализ с учащимися хода и результатов деятельности.

Подготовка с учащимися презентации, продукта и защита проекта.

Практически значимым был проект по теме «Химия и интерьер». Вместе с

возникшей проблемой и ее решением было представлено несколько

вариантов оформления кабинета химии. Отобран тот вариант, который

подходил для кабинета нашей школы. После защиты проекта на школьной

конференции, учащиеся пригласили членов комиссии для представления

продукта проекта- новое оформление кабинета химии.

Гипотеза: в конце 80-х годов Американская Академия наук опубликовала

тревожное сообщение о том, что увеличение содержания углекислого газа в

атмосфере, которое наблюдается сейчас, может вызвать так называемый

парниковый эффект, а это приведёт к глобальному изменению климата.

Данный материал был использован при написании проекта «Глобальные

проблемы человечества».

В последние годы проектная деятельность стала частью учебного процесса

нашей школе. Я, работая с учащимися 8-11 классов, отдаю предпочтение

межпредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии,

химии, биологии. Экологическое образование и воспитание способствует

формированию личности с целостным восприятием мира, с высоким уровнем

экологической культуры и стремлением к практической деятельности по

изучению и сохранению природного окружения. Ориентиры экологического

образования и воспитания находят свое отражение и в проектной

деятельности школьников.

Во внеурочное время проводились летние экологические исследования п.

Маромица и его окрестностей. Использовали методы мониторинга

окружающей природной среды из книги «Экология родного края» под

редакцией Т. Я. Ашихминой. Проводили биодиагностику окружающей среды

по частотам встречаемости фенов белого клевера, использовали физико-

химические методы в анализе проб водных объектов окружающей среды,

проводили биоиндикацию воздушного загрязнения по приросту сосны,

определяли чистоту воздуха по лишайникам .Учащаяся представила

исследовательскую работу по теме: «Экологическая ситуация п.Маромица и

его окрестностей».

4

Была сделана оценка окружающей природной среды вокруг п. Маромица и

выводы по приведённым исследованиям. Данная работа, включающая

описание, графики, таблицы, схемы была направлена в Москву на

федеральный (заочный) тур Всероссийской научной эколого-биологической

олимпиады (секция экологии). Ученица 11 класса была награждена

дипломом.

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в районных научно-

практических конференциях «Химия вокруг нас» . защищая проекты, были

награждены дипломами по номинациям:

Винокурова А. по теме «Химия и пища».

Наговицына Д. по теме «Алмазы Индии. Легенды и действительность».

Суя А. по теме «Окружающая среда и здоровье человека».

Учащиеся нашей школы работают по проектной деятельности, выполняя и

защищая проекты на научно-практических конференциях на школьном и

муниципальном уровне.

Что это даёт учителю?

1.

позволяет развивать познавательный интерес к изучению

предметов химия и экология.

2.

позволяет развивать проектное творческое мышление учащихся.

Исследования показали, что большинство современных лидеров в

политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие

проектным типом мышления.

Что это даёт ученику?

1.

позволяет работать самостоятельно

2.

достигать поставленной цели

3.

решать возникающие проблемы

4.

обосновывать свою точку зрения

5.

анализировать собственные действия и полученные результаты

6.

позволяет учащимся осознать практическую значимость

изучаемого материала, повышает мотивацию обучения

7.

стремление создать что-то новое в материальной и духовной

сферах.

8.

умение делать презентацию своей работы

Метод проектов, называемый технологией четвёртого поколения, реализует

личностно-деятельный подход в обучении. Сегодня в школе есть все

возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида

деятельности учащихся- проектной деятльности.

Данную работу по проектной деятельности я рекомендую использовать

молодым специалистам, а также учителям-стажистам, так как она открывает

большие возможности для приобретения профессионального опыта

5

Библиографический список.

1.

Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами,-- М., 1997

2.

Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.:

Мир, 1986

3.

Круглова О. С. Технология проектного обучения \ Завуч. 19999, №6. С.

90-94.

4.

Минаева О. Изучение родного края методом проектов \ Сельская школа.

2000 №4-5 С. 113-115

5.

Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности \ ШТ. 2000 №2

6.

Немерещенко Л. В., Чайка А. Н., Иванова Л. В. Актуальная тема:

организация проектной деятельности. Ж. Химия в школе. №4 2005

7.

Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. С.-

Петербург, 1996

8.

Щербакова С. Г., Выткалова Л. А. и др. Организация проектной

деятельности в школе. Волгоград «Учитель» 2008

6



В раздел образования