Напоминание

"Путешествие комочка глины"


Авторы: Мецлер Людмила Викторовна, Акалупина Татьяна Фёдоровна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребёнка - детский сад № 7"
Населённый пункт: Омская область, г. Калачинск
Наименование материала: Проект
Тема: "Путешествие комочка глины"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 7»

г. Калачинска Омской области

ПРОЕКТ

«Путешествие

комочка глины»

Выполнили воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад № 7»

г. Калачинск. Мецлер Л.В.; музыкальный

руководитель Акалупина Т. Ф.

2018 год

«Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что

мы гордимся его великими людьми, т. е. теми, которые

сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене»

И. П. Павлов.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Путешествие комочка глины»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

22 апреля мы почитаем нашу землю. В нашем ДОУ ежегодно

разрабатывается проект, посвященный Дню Земли. Во время реализации

данных проектов мы путешествуем по странам и континентам. В

такие

моменты мы вспоминаем о человеке, как о созидателе, творце (независимо от

расовой принадлежности, национальности…).

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте.

Представления

дошкольников

отрывочны и поверхностны. Окружающая

действительность также не дает возможности реального приобщения детей к

народной культуре.

В

проекте

Национальной

доктрины

образования

в

Российской

Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ...

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического,

социального

государства,

уважающих

права

и

свободы

личности,

обладающих

высокой

нравственностью

и

проявляющих

национальную

и

религиозную терпимость».

Для формирования чувства патриотизма необходимо дать детям начальные

представления о нашей Родине. Россия, как ни какая другая страна, хранит

народные традиции, фольклор, художественные промыслы. И для того, чтобы

не прервалась связь времен, мы обязаны передать это нашим детям. Ведь

только зная прошлое своей страны можно понять настоящее.

Поэтому в прошлом учебном году мы отправились в путешествие по

России. Во время этого путешествия мы обратили внимания на то, что в

детских

садах

недостаточно

уделяют

внимания

знакомству

с

народным

гончарным ремеслом.

А ведь лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского

художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя

мастером

и

творцом.

Лепка

это

интересное

и

полезное

увлечение,

помогающее всесторонне развить личность ребёнка она открывает простор

для его фантазии.

Так появился проект «Путешествие комочка глины».

Актуальность состоит в обращении к народной культуре, попытке через

прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра

и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству

других людей, которые прославили нашу Россию.

ВИД ПРОЕКТА: Творческий, познавательно-исследовательский

УЧАСТНИКИ: по составу участников - детско-взрослый: педагоги, дети и

родители ДОУ.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (с 3.04.2017г. по 21.04.2017г.)

ЦЕЛЬ: Знакомство с гончарными промыслами России.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Расширить

представления

детей

о

международном

празднике

«День

Земли»,

который

должны

отмечать

все

жители

планеты;

углубить

представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

Создать предпосылки для формирования у детей дошкольного возраста

чувства толерантности, интереса и уважения к национальной культуре.

Познакомить детей с историей и видами гончарных промыслов России.

Воспитывать

уважительное

отношение

к

народным

мастерам.

Вызвать

желание лепить игрушку своими руками.

Развивать

творческие

способности,

эстетический

вкус,

воображение,

память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук,

координацию и тактильные ощущения рук.

Формировать

основы

целостного

мировидения

у

детей

через

детское

экспериментирование.

• Установить

тесные

и

доверительные

отношения

с

семьями,

с

целью

согласования воспитательных воздействий на ребенка;

• Объединить

коллектив

родителей

всего

детского

сада

одним

коллективным творческим делом

• Создать

условия

для

творческого

самовыражения,

самореализации

субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские

мероприятия

Основополагающим

направлением

нашего

педагогического

проекта

является помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной

личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации

общения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап: Предварительная подготовка:

Заседание творческой группы педагогов с целью выработки единых

правил реализации проекта.

Мастер-классы с педагогами по лепке из глины.

Обсуждение с родителями этапов реализации проекта

Подбор

художественного,

иллюстративного

и

видео-материала

в

соответствии с выбранным гончарным промыслом.

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-

исследовательской деятельности

Приглашение в путешествие.

II этап: Практическая часть:

Ситуативные разговоры, проведение тематических бесед.

Творческая и познавательно-исследовательская деятельность детей.

Изготовление различных поделок с детьми. Выставки рисунков

Просмотр

презентаций:

«Город

мастеров»,

«Гончарная

мастерская»,

«Скульптура», «Филимоновская игрушка»….

провести

эксперименты

с

глиной

в

соответствии

с

возрастными

особенностями детей

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей по проведению

тематических дней:

- нас приветствует деревня Жбаниково

- нас приветствует деревня Кожля Курского края

- нас приветствует деревня Хлуднево Калужская земля

- нас приветствует село Абашево (Пензенская область).

- нас приветствует Городец

- нас приветствует село Петровское. Сусанинская земля

- нас приветствует деревня Филимоново Тульской области

III этап: Заключительная часть

Возвращение из путешествия.

Выставка изделий детского творчества.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

В преддверии традиционного обще садовского проекта, посвященному

Дню Земли началась активная подготовка всего педагогического коллектива

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7» к новому путешествию.

В этом году все взрослые и дети будут путешествовать по России с комочком

глины.

Но

чтобы

научить

детей

лепить

глиняные

народные

игрушки

необходимо

нам,

взрослым,

уточнить

свои

знания

по

теме

и

усовершенствовать свои практические умения и навыки. С этой целью в ДОУ

провели

несколько

мастер-классов

по

изготовлению

народных

глиняных

игрушек.

В начале состоялась встреча с Липиной Еленой Ивановной, преподавателем

МБОУ ДО «ДХШ» Калачинского района Омской области. Педагоги вначале

встречи прослушали теоретические советы по работе с глиной. Во время

практической

части

познакомились

с

приемами

лепки

игрушки

(кота)

конструктивным способом. Много интересного и нового узнали педагоги.

Музыкальный руководитель ДОУ Акалупина Т.Ф. провела мастер-класс

для

воспитателей,

в

ходе

которого

педагоги

не

только

познакомились

с

некоторыми

секретами

лепки

свистульки,

но

и

сами

двумя

способами

изготовили народный музыкальный инструмент с фиксированным звуком.

Калинченко О.В. на своем мастер-классе познакомила педагогов

с

некоторыми способами лепки барышни.

Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от

заинтересованности всех участников образовательного процесса. Поэтому

особое

внимание

уделяли

работе

с

родителями.

В

ходе

совместной

деятельности решался ряд практических вопросов:

- собирали и оформляли познавательный и иллюстративный материал;

-

поддерживали

интерес

к

теме

проекта

дома

(чтение

литературы,

беседы с детьми);

Педагоги для родителей оформляли информационные листки по итогам дня;

выставляли папки-передвижки.

В каждой группе проект был реализован с учетом возрастных особенностей

детей, интереса родителей и творческого потенциала воспитателя.

14 апреля к ребятам пришли в гости Детсаденок (домовенок детского сада,

который регулярно приходит на важные и значимые мероприятия), матушка

Земля,

турист

и

лисичка.

В

игровой

форме

был

составлен

маршрут

путешествия по селам и городам нашей Родины. Во время этого путешествия

детей ожидало много интересного.

Каждое утро родители и дети с первых минут отправлялись в путешествие и

знакомились с гончарным искусством русских мастеров из сел и городов

Жбаниково, Хлуднево, Кожля, Абашево, Петровское, Филимоново, Городец.

После полдника детям в музыкальном зале демонстрировали интересные

познавательные презентации.

В ходе исследовательской деятельности дети выяснили, какими свойствами

обладает глина, каких цветов она бывает, чем она отличается от других

материалов, для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и

готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с

глиной. В течение дня мы не только знакомились с народными промыслами,

но и сами примеряли на себя роль народного мастера – умельца.

А затем все играли в народные подвижные игры и танцевали традиционный

флэш-моб, к которому присоединялись и родители.

Так как поделки из глины требуют длительной просушки, к их росписи дети

приступали

через

несколько

дней.

К

сожалению,

некоторые

поделки

не

успели

расписать

к

итоговому

мероприятию

(на

выставке

они

были

не

расписанные), но и после завершения проекта дети не забыли про них.

Реализация проекта прошла через сотрудничество работников ДОУ,

родителей и детей.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА:

Анализ итогов реализации данного проекта позволяет сделать вывод, что нам

удалось

объединить

коллектив

родителей

и

работников

ДОУ

одним

большим общим делом.

Во время работы над данным проектом дети выяснили, какими свойствами

обладает глина, провели ряд опытов. В результате - расширили свои знания о

глине,

научились

правильно

организовать

рабочее

место,

какими

инструментами пользоваться, какие приемы, и способы лепки существуют и

применять их на практике. И, конечно, же, создали коллекцию своих работ.

Родители приняли активное участие в реализации проекта, и на итоговом

мероприятии были представлены разнообразные поделки детей и родителей.

Список литературы:

1. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство,1975.

2 .

Д о л о р с

Р о с

К е р а м и к а

( т е х н и к а ,

п р и е м ы ,

и з д е л и я )

3 .

Л ы к о в а

И .

А

Ф и л и м о н о в с к а я

и г р у ш к а

4 .

М е р и л и н

С к о т т

К е р а м и к а

э н ц и к л о п е д и я .

5.

Некрасов

М.А.Народное

искусство

как

часть

культуры.

-

М.:

изоб.,

Искусство.1983.

6.

Фрумкин

А.Н.Народное

гончарство

в

России.

Каталог-М.:

Советский

художник,1987.

7. Интернет-ресурсы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА

Заседание творческой

группы педагогов с

целью выработки единых правил

реализации проекта.

Мастер

-

классы

Обсуждение проекта

с родителями

Приглашение в путешествие.

II

II

этап: Практическая

этап: Практическая

часть:

часть:

Встречи

родителей и

детей, приглашение в путешествие

Образовательная

деятельность в каждой

возрастной группе

Результат детской деятельности (поделки)

III

III

этап: возвращение из

этап: возвращение из

путешествия.

путешествия.

Возвращаемся домой

Выставка детского творчества

Приложение

.

История возникновения и гончарства, глиняной игрушки

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство и, наверное, столько

же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества.

Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов

второго

тысячелетия

до

н.э.

Это

глиняные

топорики,

посуда,

погремушки

и

другие

предметы

русского

творчества.

Сюжеты

этих

игрушек

довольно

разнообразны,

традиционные

кони,

птицы,

свистульки,

бараны.

К

видам

народного

творчества

и

выявления культуры относятся множество видов лепки. Дымковская, Филимоновская,

Тульская, Московская, Орловская, Воронежская, Курская и др. Сделанные из этих видов

лепки игрушки очень похожи, ведь их объединяет происхождение от русского народа.

В

настоящее

время

актуальной

стала

проблема

сохранения

культурной

и

исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных

ценностей народа. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт и продолжает

развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Работа по лепке из глины

необходима каждому воспитаннику для того, чтобы он имел возможность удовлетворить

свою склонность к излюбленному виду деятельность лепки из глины, использовать разные

приемы

и

способы

изображения

предметного

мира.

Это

дает

возможность

украшать

интерьеры

комнат

и

других

помещений,

время

от

времени

заменяя

одни

предметы

другими.

Каждое

изделие

несет

в

себе

добро,

радость,

фантазию,

увлекающую

воспитанников. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище глиняными

изделиями: посуда, вазы, игрушки, блюда, статуэтки расписанными Городецкой росписью

Хохломской росписью и др. Украшая свой дом, люди тянуться к народному искусству

которое помогает сделать его праздничным и уютным. Декоративная лепка способствует

приобретению умений работать с глиной с красками, соответствующими инструментами,

так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки,

пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наноситься и специальными

печатками

с

сечениями

в

виде

круга,

треугольника,

квадрата.

Следовательно,

работа

положительно

влияет

на

развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук,

делает

их

более

чувствительными.

Инструкция по технике безопасности при работе с глиной

1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки

2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом

сидящего человека

3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках

4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.

5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных

стеллажах.

6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и

убирается в специальную ёмкость

7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

Что такое глина?

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в

результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Основным источником

глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием

атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые

глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из

них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим

составом, свойствами и,

соответственно,

цветом. Цвет

глины обычно определяется ее

химическим составом, в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и

солей металла. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого,

красного, серого и коричневого. Редко встречается черная. Цвет глине придают окись

алюминия, окись железа и окись титана. По характеру глины делятся на "жирные" и

"тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном

состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и

скользка на ощупь содержит мало примесей. "Тесто", приготовленное из нее, нежное.

Глины

малопластичные

или

непластичные

называются

"тощими".

На

ощупь

они

шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя

землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси, при разрезании ножом не

дают стружек. Существует огромное количество разновидностей глин. Глины широко

применяются

в

промышленности

производстве

керамической

плитки,

огнеупоров,

тонкой

керамики,

фарфорофаянсовых

и

сантехнических предметов

торговли),

строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стройматериалов), для бытовых

нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Также глину широко

применяют в медицине и косметологии. С помощью белой глины лечат заболевания

кишечника, ожирение, выпадение волос, укрепляют ногти. Красную глину используют при

заболеваниях

сердечнососудистой

системы,

гипотонии,

варикозном

расширении

вен,

нервных

и

эндокринных

заболеваниях.

Желтая

глина

применяется

при

инсульте,

заболеваниях желудка и кишечника, мигрени, головной боли, остеохондрозе. Черная глина

используется

для

снижения

температуры,

при

различных

видах

сердцебиения,

воспалениях кожи и внутренних органов, способствует омоложению организма. Голубая

глина хорошо лечит ожирение, гипофункцию щитовидной железы, снимает мышечную

слабость

и

обеспечивает

подвижность

суставов.

В

медицине

и

косметологии

глину

применяют как наружно – в виде примочек, аппликаций, компрессов, - так и принимают

внутрь. Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина, которая

очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее бывает разным,

обычно

очень

интенсивным,

при

обжиге

она

сохраняет

свою

окраску,

почти

всегда

содержит железо и известь. Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду,

кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей.

В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в

смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом.

Правила при изготовлении собственных работ

Следуя простым правилам, создала на занятиях в коллекцию собственных работ:

Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и

левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты —

стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины,

присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы

добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при

лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие

детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной

тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и

работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или

кисточкой.

Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может

потрескаться): 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней.

Декорирование после высыхания заключается в росписи красками.

Необходимые инструменты для работы с глиной.

Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для

работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его

клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она

хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает.

В

помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты - стеки,

кольца, которые могут иметь разнообразную форму и размер. Основное назначение этих

инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.

Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно

обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой

полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того,

влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине

засохнуть.

Опыты с глиной.

Материалы для организации экспериментирования

1. Глина (природная, косметическая, полимерная, ваккумированая, самодельная).

2. Микроскоп, стеклышки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Пробки.

5. Воронки, коктейльные трубочки.

6. Поднос с песком для рисования.

7. Песок крупный, мелкий, декоративный.

8. Вата, марля, таз.

9. Картотека опытов с песком и глиной.

10. Вода, зубочистки и пищевые красители.

16. Бумага разных сортов и клей.

17. Карты – схемы для самостоятельной деятельности детей.

Опыт № 1

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.

Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками

разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину,

находящуюся в воде.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее

можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более

темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.

Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода

держится в сосуде.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не

проходит.

Опыт № 4

Цель: показать, что на или высушенной глине можно рисовать.

Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо

ложится на высушенную глину.

Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело

более красиво.

Опыт № 5

Изготовление глины

- Приготовление хлебной белой глины. Состав: 1 кусок хлеба, Клей ПВА

- Глина из опилок. Состав: 2 чашки опилок, 1 чашка муки, немного воды

- Коричная глина. Состав: 1стакан корицы, 1/3 стакана яблочного сока, 1/5 стакана клея

ПВА

Опыт № 6

«Песчаный конус». «Свойство мокрого песка»



В раздел образования