Авторы: Мецлер Людмила Викторовна, Акалупина Татьяна Фёдоровна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребёнка - детский сад № 7"
Населённый пункт: Омская область, г. Калачинск
Наименование материала: Проект
Тема: "Путешествие комочка глины"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 7»
г. Калачинска Омской области
ПРОЕКТ
«Путешествие
комочка глины»
Выполнили воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 7»
г. Калачинск. Мецлер Л.В.; музыкальный
руководитель Акалупина Т. Ф.
2018 год
«Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что
мы гордимся его великими людьми, т. е. теми, которые
сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене»
И. П. Павлов.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Путешествие комочка глины»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
22 апреля мы почитаем нашу землю. В нашем ДОУ ежегодно
разрабатывается проект, посвященный Дню Земли. Во время реализации
данных проектов мы путешествуем по странам и континентам. В
такие
моменты мы вспоминаем о человеке, как о созидателе, творце (независимо от
расовой принадлежности, национальности…).
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте.
Представления
дошкольников
отрывочны и поверхностны. Окружающая
действительность также не дает возможности реального приобщения детей к
народной культуре.
В
проекте
Национальной
доктрины
образования
в
Российской
Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ...
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического,
социального
государства,
уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную терпимость».
Для формирования чувства патриотизма необходимо дать детям начальные
представления о нашей Родине. Россия, как ни какая другая страна, хранит
народные традиции, фольклор, художественные промыслы. И для того, чтобы
не прервалась связь времен, мы обязаны передать это нашим детям. Ведь
только зная прошлое своей страны можно понять настоящее.
Поэтому в прошлом учебном году мы отправились в путешествие по
России. Во время этого путешествия мы обратили внимания на то, что в
детских
садах
недостаточно
уделяют
внимания
знакомству
с
народным
гончарным ремеслом.
А ведь лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского
художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя
мастером
и
творцом.
Лепка
—
это
интересное
и
полезное
увлечение,
помогающее всесторонне развить личность ребёнка она открывает простор
для его фантазии.
Так появился проект «Путешествие комочка глины».
Актуальность состоит в обращении к народной культуре, попытке через
прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра
и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству
других людей, которые прославили нашу Россию.
ВИД ПРОЕКТА: Творческий, познавательно-исследовательский
УЧАСТНИКИ: по составу участников - детско-взрослый: педагоги, дети и
родители ДОУ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (с 3.04.2017г. по 21.04.2017г.)
ЦЕЛЬ: Знакомство с гончарными промыслами России.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
•
Расширить
представления
детей
о
международном
празднике
«День
Земли»,
который
должны
отмечать
все
жители
планеты;
углубить
представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
•
Создать предпосылки для формирования у детей дошкольного возраста
чувства толерантности, интереса и уважения к национальной культуре.
•
Познакомить детей с историей и видами гончарных промыслов России.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
народным
мастерам.
Вызвать
желание лепить игрушку своими руками.
•
Развивать
творческие
способности,
эстетический
вкус,
воображение,
память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук,
координацию и тактильные ощущения рук.
•
Формировать
основы
целостного
мировидения
у
детей
через
детское
экспериментирование.
• Установить
тесные
и
доверительные
отношения
с
семьями,
с
целью
согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• Объединить
коллектив
родителей
всего
детского
сада
одним
коллективным творческим делом
• Создать
условия
для
творческого
самовыражения,
самореализации
субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские
мероприятия
Основополагающим
направлением
нашего
педагогического
проекта
является помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной
личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации
общения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап: Предварительная подготовка:
Заседание творческой группы педагогов с целью выработки единых
правил реализации проекта.
Мастер-классы с педагогами по лепке из глины.
Обсуждение с родителями этапов реализации проекта
Подбор
художественного,
иллюстративного
и
видео-материала
в
соответствии с выбранным гончарным промыслом.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-
исследовательской деятельности
Приглашение в путешествие.
II этап: Практическая часть:
Ситуативные разговоры, проведение тематических бесед.
Творческая и познавательно-исследовательская деятельность детей.
Изготовление различных поделок с детьми. Выставки рисунков
Просмотр
презентаций:
«Город
мастеров»,
«Гончарная
мастерская»,
«Скульптура», «Филимоновская игрушка»….
провести
эксперименты
с
глиной
в
соответствии
с
возрастными
особенностями детей
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей по проведению
тематических дней:
- нас приветствует деревня Жбаниково
- нас приветствует деревня Кожля Курского края
- нас приветствует деревня Хлуднево Калужская земля
- нас приветствует село Абашево (Пензенская область).
- нас приветствует Городец
- нас приветствует село Петровское. Сусанинская земля
- нас приветствует деревня Филимоново Тульской области
III этап: Заключительная часть
Возвращение из путешествия.
Выставка изделий детского творчества.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
В преддверии традиционного обще садовского проекта, посвященному
Дню Земли началась активная подготовка всего педагогического коллектива
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7» к новому путешествию.
В этом году все взрослые и дети будут путешествовать по России с комочком
глины.
Но
чтобы
научить
детей
лепить
глиняные
народные
игрушки
необходимо
нам,
взрослым,
уточнить
свои
знания
по
теме
и
усовершенствовать свои практические умения и навыки. С этой целью в ДОУ
провели
несколько
мастер-классов
по
изготовлению
народных
глиняных
игрушек.
В начале состоялась встреча с Липиной Еленой Ивановной, преподавателем
МБОУ ДО «ДХШ» Калачинского района Омской области. Педагоги вначале
встречи прослушали теоретические советы по работе с глиной. Во время
практической
части
познакомились
с
приемами
лепки
игрушки
(кота)
конструктивным способом. Много интересного и нового узнали педагоги.
Музыкальный руководитель ДОУ Акалупина Т.Ф. провела мастер-класс
для
воспитателей,
в
ходе
которого
педагоги
не
только
познакомились
с
некоторыми
секретами
лепки
свистульки,
но
и
сами
двумя
способами
изготовили народный музыкальный инструмент с фиксированным звуком.
Калинченко О.В. на своем мастер-классе познакомила педагогов
с
некоторыми способами лепки барышни.
Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от
заинтересованности всех участников образовательного процесса. Поэтому
особое
внимание
уделяли
работе
с
родителями.
В
ходе
совместной
деятельности решался ряд практических вопросов:
- собирали и оформляли познавательный и иллюстративный материал;
-
поддерживали
интерес
к
теме
проекта
дома
(чтение
литературы,
беседы с детьми);
Педагоги для родителей оформляли информационные листки по итогам дня;
выставляли папки-передвижки.
В каждой группе проект был реализован с учетом возрастных особенностей
детей, интереса родителей и творческого потенциала воспитателя.
14 апреля к ребятам пришли в гости Детсаденок (домовенок детского сада,
который регулярно приходит на важные и значимые мероприятия), матушка
Земля,
турист
и
лисичка.
В
игровой
форме
был
составлен
маршрут
путешествия по селам и городам нашей Родины. Во время этого путешествия
детей ожидало много интересного.
Каждое утро родители и дети с первых минут отправлялись в путешествие и
знакомились с гончарным искусством русских мастеров из сел и городов
Жбаниково, Хлуднево, Кожля, Абашево, Петровское, Филимоново, Городец.
После полдника детям в музыкальном зале демонстрировали интересные
познавательные презентации.
В ходе исследовательской деятельности дети выяснили, какими свойствами
обладает глина, каких цветов она бывает, чем она отличается от других
материалов, для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и
готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с
глиной. В течение дня мы не только знакомились с народными промыслами,
но и сами примеряли на себя роль народного мастера – умельца.
А затем все играли в народные подвижные игры и танцевали традиционный
флэш-моб, к которому присоединялись и родители.
Так как поделки из глины требуют длительной просушки, к их росписи дети
приступали
через
несколько
дней.
К
сожалению,
некоторые
поделки
не
успели
расписать
к
итоговому
мероприятию
(на
выставке
они
были
не
расписанные), но и после завершения проекта дети не забыли про них.
Реализация проекта прошла через сотрудничество работников ДОУ,
родителей и детей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА:
Анализ итогов реализации данного проекта позволяет сделать вывод, что нам
удалось
объединить
коллектив
родителей
и
работников
ДОУ
одним
большим общим делом.
Во время работы над данным проектом дети выяснили, какими свойствами
обладает глина, провели ряд опытов. В результате - расширили свои знания о
глине,
научились
правильно
организовать
рабочее
место,
какими
инструментами пользоваться, какие приемы, и способы лепки существуют и
применять их на практике. И, конечно, же, создали коллекцию своих работ.
Родители приняли активное участие в реализации проекта, и на итоговом
мероприятии были представлены разнообразные поделки детей и родителей.
Список литературы:
1. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство,1975.
2 .
Д о л о р с
Р о с
К е р а м и к а
( т е х н и к а ,
п р и е м ы ,
и з д е л и я )
3 .
Л ы к о в а
И .
А
Ф и л и м о н о в с к а я
и г р у ш к а
4 .
М е р и л и н
С к о т т
К е р а м и к а
э н ц и к л о п е д и я .
5.
Некрасов
М.А.Народное
искусство
как
часть
культуры.
-
М.:
изоб.,
Искусство.1983.
6.
Фрумкин
А.Н.Народное
гончарство
в
России.
Каталог-М.:
Советский
художник,1987.
7. Интернет-ресурсы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
Заседание творческой
группы педагогов с
целью выработки единых правил
реализации проекта.
Мастер
-
классы
Обсуждение проекта
с родителями
Приглашение в путешествие.
II
II
этап: Практическая
этап: Практическая
часть:
часть:
Встречи
родителей и
детей, приглашение в путешествие
Образовательная
деятельность в каждой
возрастной группе
Результат детской деятельности (поделки)
III
III
этап: возвращение из
этап: возвращение из
путешествия.
путешествия.
Возвращаемся домой
Выставка детского творчества
Приложение
.
История возникновения и гончарства, глиняной игрушки
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство и, наверное, столько
же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества.
Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов
второго
тысячелетия
до
н.э.
Это
глиняные
топорики,
посуда,
погремушки
и
другие
предметы
русского
творчества.
Сюжеты
этих
игрушек
довольно
разнообразны,
традиционные
кони,
птицы,
свистульки,
бараны.
К
видам
народного
творчества
и
выявления культуры относятся множество видов лепки. Дымковская, Филимоновская,
Тульская, Московская, Орловская, Воронежская, Курская и др. Сделанные из этих видов
лепки игрушки очень похожи, ведь их объединяет происхождение от русского народа.
В
настоящее
время
актуальной
стала
проблема
сохранения
культурной
и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных
ценностей народа. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт и продолжает
развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Работа по лепке из глины
необходима каждому воспитаннику для того, чтобы он имел возможность удовлетворить
свою склонность к излюбленному виду деятельность лепки из глины, использовать разные
приемы
и
способы
изображения
предметного
мира.
Это
дает
возможность
украшать
интерьеры
комнат
и
других
помещений,
время
от
времени
заменяя
одни
предметы
другими.
Каждое
изделие
несет
в
себе
добро,
радость,
фантазию,
увлекающую
воспитанников. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище глиняными
изделиями: посуда, вазы, игрушки, блюда, статуэтки расписанными Городецкой росписью
Хохломской росписью и др. Украшая свой дом, люди тянуться к народному искусству
которое помогает сделать его праздничным и уютным. Декоративная лепка способствует
приобретению умений работать с глиной с красками, соответствующими инструментами,
так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки,
пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наноситься и специальными
печатками
с
сечениями
в
виде
круга,
треугольника,
квадрата.
Следовательно,
работа
положительно
влияет
на
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук,
делает
их
более
чувствительными.
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом
сидящего человека
3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных
стеллажах.
6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и
убирается в специальную ёмкость
7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Что такое глина?
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в
результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Основным источником
глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием
атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые
глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из
них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.
На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим
составом, свойствами и,
соответственно,
цветом. Цвет
глины обычно определяется ее
химическим составом, в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и
солей металла. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого,
красного, серого и коричневого. Редко встречается черная. Цвет глине придают окись
алюминия, окись железа и окись титана. По характеру глины делятся на "жирные" и
"тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном
состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и
скользка на ощупь содержит мало примесей. "Тесто", приготовленное из нее, нежное.
Глины
малопластичные
или
непластичные
называются
"тощими".
На
ощупь
они
шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя
землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси, при разрезании ножом не
дают стружек. Существует огромное количество разновидностей глин. Глины широко
применяются
в
промышленности
(в
производстве
керамической
плитки,
огнеупоров,
тонкой
керамики,
фарфорофаянсовых
и
сантехнических предметов
торговли),
строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стройматериалов), для бытовых
нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Также глину широко
применяют в медицине и косметологии. С помощью белой глины лечат заболевания
кишечника, ожирение, выпадение волос, укрепляют ногти. Красную глину используют при
заболеваниях
сердечнососудистой
системы,
гипотонии,
варикозном
расширении
вен,
нервных
и
эндокринных
заболеваниях.
Желтая
глина
применяется
при
инсульте,
заболеваниях желудка и кишечника, мигрени, головной боли, остеохондрозе. Черная глина
используется
для
снижения
температуры,
при
различных
видах
сердцебиения,
воспалениях кожи и внутренних органов, способствует омоложению организма. Голубая
глина хорошо лечит ожирение, гипофункцию щитовидной железы, снимает мышечную
слабость
и
обеспечивает
подвижность
суставов.
В
медицине
и
косметологии
глину
применяют как наружно – в виде примочек, аппликаций, компрессов, - так и принимают
внутрь. Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина, которая
очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее бывает разным,
обычно
очень
интенсивным,
при
обжиге
она
сохраняет
свою
окраску,
почти
всегда
содержит железо и известь. Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду,
кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей.
В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в
смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом.
Правила при изготовлении собственных работ
Следуя простым правилам, создала на занятиях в коллекцию собственных работ:
Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и
левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.
В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты —
стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины,
присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.
Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы
добиться правильных пропорций и соотношений его частей.
Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при
лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие
детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.
Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной
тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и
работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.
Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или
кисточкой.
Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может
потрескаться): 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней.
Декорирование после высыхания заключается в росписи красками.
Необходимые инструменты для работы с глиной.
Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для
работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его
клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она
хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает.
В
помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты - стеки,
кольца, которые могут иметь разнообразную форму и размер. Основное назначение этих
инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.
Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно
обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой
полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того,
влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине
засохнуть.
Опыты с глиной.
Материалы для организации экспериментирования
1. Глина (природная, косметическая, полимерная, ваккумированая, самодельная).
2. Микроскоп, стеклышки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Пробки.
5. Воронки, коктейльные трубочки.
6. Поднос с песком для рисования.
7. Песок крупный, мелкий, декоративный.
8. Вата, марля, таз.
9. Картотека опытов с песком и глиной.
10. Вода, зубочистки и пищевые красители.
16. Бумага разных сортов и клей.
17. Карты – схемы для самостоятельной деятельности детей.
Опыт № 1
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.
Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками
разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт № 2
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину,
находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее
можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более
темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода
держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не
проходит.
Опыт № 4
Цель: показать, что на или высушенной глине можно рисовать.
Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо
ложится на высушенную глину.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело
более красиво.
Опыт № 5
Изготовление глины
- Приготовление хлебной белой глины. Состав: 1 кусок хлеба, Клей ПВА
- Глина из опилок. Состав: 2 чашки опилок, 1 чашка муки, немного воды
- Коричная глина. Состав: 1стакан корицы, 1/3 стакана яблочного сока, 1/5 стакана клея
ПВА
Опыт № 6
«Песчаный конус». «Свойство мокрого песка»