Напоминание

"Профилактическая и развивающая работа с родителями " Игры, в которые играют семьи"


Автор: Печерских Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Педагогическая копилка
Тема: "Профилактическая и развивающая работа с родителями " Игры, в которые играют семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая копилка «Профилактическая и развивающая работа с

родителями « Игры, в которые играют семьи»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт детям игра? Большинство

родителей отмечают важную роль игры в развитии их детей, но не отличают её от других

видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия

лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и т.д. Вместе с тем, к сожалению,

некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребёнка, а для ребёнка это

способ самореализации.

О значении игры в развитии ребёнка сказано много. Игра – потребность детского

организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. В игре ребёнок приобретает

новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает

любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость,

выдержку, умение уступать. У него формируется начало коллективизма. Ребёнок в игре

изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре

воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает

сохранить бодрое настроение .

На игры уходит много времени, поэтому, по мнению многих родителей, лучше пусть

ребёнок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в

игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и

так получит в детском саду, но ребёнку необходимо время и игровое пространство.

Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно

подобранный игровой материал.

Если ребёнок не играет, то необходимо создать ему дома для этого все условия. Дайте ему

возможность поиграть. Игра у ребёнка обычно возникает на основе и под влиянием

полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто

дети отражают в игре негативные представления о жизни. Поэтому ребёнку необходимо

создать условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей

жизни, читать ему, наблюдать вместе с ним за окружающим, задавать вопросы, подбирать

соответствующие игрушки.

Можно порекомендовать родителям ряд приёмов: поиграть вместе с ребёнком его

игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – продавец».

Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти

действия. Ребёнок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы

отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым

собеседником. Для этого пригодится стихотворение К. Чуковского «Телефон». Можно

проводить с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как

передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать

ребёнку. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его, «полечить», «продать» и т.д.

Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребёнка. Для ребёнка много значит

одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если родители будут играть

вместе с ребёнком, то, несомненно, у него разовьётся игровая деятельность. Принять на

себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной

появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него

мир взрослых.

Можно формировать у ребёнка игровые навыки во время прогулок, семейных

праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно может «руководить» игрой

ребёнка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит бельё или моет

посуду. Можно предложить ребёнку постирать кукле платье или носовые платочки; или

пусть, пока мама печёт пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом

можно будет устроить куклам чаепитие или новоселье .

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и

мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать

представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном

отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх.

Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является

представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть её положительные

качества. А мальчиков можно заинтересовать ролями таких профессий, как полицейские,

пожарные, пограничники, спасатели, обратить их внимание на положительные качества

представителей этих профессий. Нужно опираться также на художественные

произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего смелость, храбрость.

Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку

переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно.

Игра – это целый мир. И руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых.

Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее понимание, внимание,

терпение. Родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени на игру.

Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой

ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.

Важно подчеркнуть, что игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень

любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и

сами были детьми.

Педагогическая поддержка развития игры

1.

Вступать в совместную игру можно только по желанию ребенка. Игра теряет

воспитательную ценность, если родители ее слишком регламентируют,

подсказывают, командуют. Встав на позицию старшего, они превращают игру в

скучное нравоучение. Играть с ребенком можно только на правах партнера.

2.

Не стоит делать из игры проблему, вполне можно поиграть с ребенком, не

отрываясь от телевизора или книги. Надо только внести ваше основное занятие в

условия игры, и тогда ребенок примет это как данность. Например, как просто

поиграть с ребенком в больницу, где вы «пациент», а он «доктор». В этом случае

лежа на диване, вы смотрите телевизор (изредка вздыхая), а он ставит вам

градусник, делает перевязки и компрессы.

3.

Старайтесь находить время для игры с ребенком, вовлекая в нее всех домашних.

Помните, что ничто так не объединяет семью, как игра. Ребенку важно даже

небольшое участие взрослых, чтобы чувствовать, что его понимают и одобряют.

4.

Не отказывайте ребенку в игре. Играть детям можно и нужно в любом возрасте.

Самый нелепый аргумент против игры: «Ты уже слишком большой для игрушек,

пора бы поумнеть!» Но игра – это и есть самое верное средство поумнеть, потому

что во время игры ребенку можно внушить множество полезных вещей (отвлечь

от ненужного дела, утешить, развеселить, успокоить, подбодрить).

5.

Помните, что девочки, с которыми в детстве часто играли взрослые, особенно

родственники мужского пола (папы, дедушки), вырастают уверенными в себе,

знают, как себя вести с мужчинами, не теряются в их обществе. А сыновья, у

которых в детстве был прекрасный контакт с отцом, рано начинают осознавать

свою принадлежность к мужскому полу, вырастают ответственными и

уравновешенными.

Как организовать место для игры

1.

Нельзя хранить игрушки бессистемно, на полу или в больших коробках. У детей

должен быть свой уголок для занятий и игр, в котором должны находиться детский

стол и стулья, шкаф, куда будут складываться в определенном порядке игрушки,

книжки, карандаши ребенка.

2.

Нельзя ограничивать игровое пространство, боясь, что ребенок разбросает

игрушки по всей квартире. Просто заранее согласуйте с ребенком требования к

уборке игрушек. Нельзя давать ребенку повод думать, что их можно не убирать

после игры: дайте ему время для уборки, не торопите. Целесообразно за несколько

минут до окончания игры предупредить ребенка о предстоящей смене

деятельности и предложить убрать игрушки.

3.

Но если к игре проявляется устойчивый интерес, то надо сохранить построенное

или подготовленное для игры до того времени, когда можно будет вновь вернуться

к ней, чтобы ребенку не начинать все сначала, так как это может прервать

интересный замысел.

4.

Поощряйте стремление ребенка использовать в игре бросовый материал

(колесики, пробки, коробки, фантики, поролон, куски ткани). Даже при наличии

достаточного количества игрушек разрешайте использовать в играх предметы

домашнего быта (посуду, стулья, диванные подушки), которые сохраняют свои

функции (из ложки кормят куклу, из кружки пьют) или приобретают новые (стул

служит кабиной машины, диванная подушка – кроватью для куклы). Предоставьте

ребенку возможность наряжаться в соответствии с задуманной ролью. Тем самым

вы обогащаете содержание детских игр, формируя к ним стойкий интерес.

5.

Поддерживайте уверенность ребенка в том, что никто не прервет его игру и не

вмешается в нее без его ведома.

Что нужно делать, чтобы игрушки не надоедали

1.

Внимательно следите за тем, с какими игрушками ребенок в данный момент

играет, а какие лежат без дела. Уберите их на время, а потом снова дайте ребенку.

Они будут встречены с радостью, как старые друзья, и опять найдут место в

детской игре.

2.

Есть игрушки, которые с возрастом ребенка будут выходить из круга его

интересов. Посоветуйте ребенку подарить их младшим братьям и сестрам или

товарищам. Это будет приятно всем участникам игрового процесса, а ваш старший

ребенок получит урок нравственности.

3.

Не выбрасывайте сломанные игрушки (особенно на глазах у детей), даже не

пытаясь их отремонтировать. Пренебрежительное отношение к игрушкам

формирует безответственность, которая в дальнейшем проявится в учебной

деятельности.

4.

Раз в неделю вместе с ребенком производите уборку игрового уголка, во время

которой игрушки чинятся и моются, подклеиваются разорванные книжки,

протирается влажной тряпочкой мебель. После уборки все игрушки ставятся на

свои места. Такая уборка воспитывает ответственность, организованность,

трудолюбие, самоконтроль и другие нравственные качества.

5.

Пополняйте игровое хозяйство игрушками – самоделками, выполненными вами

совместно с ребенком. Это дает возможность воплотить самые смелые мечты

ребенка.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Игровая деятельность - это ведущая

деятельность в дошкольном возрасте. Играть ребенок учится в процессе своего развития.

Если ребёнок играет, он правильно развивается. Игра - это то, как ребёнок относится к

миру и мир к ребенку, ребенок к взрослому и взрослый к ребенку, ребенок к сверстнику и

сверстник к нему.

Взрослые часто стараются окружить своего ребёнка любовью, заботой и вниманием. Они

учат его получать радость от жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Всё это

происходит в игре, потому что именно игра незаменима в дошкольном детстве. Являясь

ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические,

интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра способствует

сообразительности, наблюдательности, ловкости, выносливости, умению общаться.

Детская игровая культура приобщает ребенка к миру людей - взрослых и сверстников,

поэтому совместная игровая деятельность развивает у детей навыки

творческой деятельности.

Об особой роли игры в семье

Играя и общаясь с ребёнком в семье, взрослые заботятся о его развитии, психологическом

и эмоциональном здоровье. Создавая благоприятную игровую среду дома, родители

позволяют ребенку передавать знания об окружающей действительности, полученные

вне дома. Необходимо, чтобы взрослые в семье больше играли с ребенком, показывая

малышу игровые способы. Выполняя игровую роль, осуществляется связь ребенка с

окружающим миром. Именно игровая роль предполагает связь ребенка с обществом.

Игра проникает в жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому нужно использовать её, как

средство воспитания в семье. Но, воспитание в игре требует от родителей постоянных

наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным

временем.

Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к

жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Для растущего ребенка игра является наиболее «плодородной почвой» для

благополучного и своевременного «прорастания» как его личностных качеств, так и

опыта социальной компетентности в общении с окружающими людьми.

Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на взрослого, свободно

выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных,

повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными словами,

вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение

эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства

безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.

Но если сами взрослые не показывают малышу игровые способы овладения связями и

отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого

мира и не готов успешно решать жизненные ситуации. Вот почему так важно повышать

компетентность родителей во взглядах на игру, ее роль в развитии ребенка, помогать

осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье — это забота о его развитии,

эмоциональном и психологическом здоровье.

Условия, необходимые для организации игровой деятельности в семье

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо

позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности. В сюжетных

играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового

образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба, и позволять

использовать предметы, специально не предназначенные для игры стулья, диванные

подушки и т. п.)

Не бойтесь вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и

со своими друзьями. Ребёнок учится не только играя и манипулируя предметами сам, но

и на опыте окружающих, тем более близких людей.

Главное проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью

становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.

Взрослым важно проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в

игре. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка, старайтесь уточнить у него

важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя,

его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»).

Действуя в роли, родителям важно проявлять инициативу и самостоятельность, стараться

мотивировать поступки того героя, чью роль они исполняют. В случае затруднений не

нужно теряться, прекращать игру, а нужно спрашивать у ребенка, как вам следует

поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»).

В процессе совместной игры старайтесь побуждать ребенка проигрывать с каждым разом

все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль. Необходимо

стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки,

побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.

Постарайтесь положительно относиться к появлению в рассказах и играх детей

воображаемых партнеров. Полезно серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком

приключения, которые якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком,

роботом или милиционером и т. п.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили

игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать

самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной.

Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их,

предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с

ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный,

доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что

его понимают, с ним хотят играть. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе

близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними

в дальнейшем.

ПАМЯТКА О РУКОВОДСТВЕ ИГРОЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1. Для всестороннего развития ребёнка надо приобретать игрушки разных видов. Чем

разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей дома были

интересны, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребёнка.

2. Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для девочек.

Куклам, мишкам и другим игрушкам, изображающим человека или животных, следует

подобрать для хранения определённое место отдельно от остальных игрушек, чтобы они

были размещены в естественном положении (сидя, стоя).

3. Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней играть, подскажите, что каждую

игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребёнком. Приглашайте

по возможности сверстников для совместных игр. Наблюдайте за играми.

4. От взрослых зависит, как ребёнок будет относиться к игрушкам: любить их,

обращаться как со своими друзьями или, наоборот, равнодушно проходить мимо.

5. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек выделите ребёнку

удобную полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках. Хорошо, если у сына или

дочери есть отдельный уголок.

6. Книги, карандаши, пластилин не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить

отдельно.

7. Приучите ребёнка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь своё

место.

8. Если игрушек много, их надо периодически менять. Неупотребляемые игрушки

временно хранятся отдельно.

9. Приучайте малыша с вашей помощью наводить порядок в игровом хозяйстве.

10. Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от их

педагогической целесообразности. Соблюдайте, зная меры – обилие игрушек не

улучшает детские игры.

11. Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребёнка

(подержать, принести). Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и

уважение к родителям.

12. Совместные игры взрослых с ребёнком не только обогащают игровой опыт детей, но

и повышают их эмоциональные проявления; взрослым общение с ребёнком в игре

помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.

ПРИМЕРЫ ИГР, ИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Сказка по кругу. В эту игру можно играть, уютно расположившись дома, а можно и в

дороге, и тогда путешествие будет совсем не утомительным. Итак, первый участник игры

произносит первую фразу. Например, такую: «Жила-была одна маленькая девочка».

Следующий участник подхватывает: «И была у нее пушистая собачка». Каждый вносит

по очереди свою лепту в развитие сюжета. Порой сказка заканчивается через пять минут,

а порой – продолжается в течение нескольких дней.

Рассказ по картинкам. Это чуть усложненный вариант «Сказки по кругу». Для

него придется кое-что подготовить. Вам понадобится 10-20 карточек, на которых

изображены самые разные вещи. Это могут быть люди, дома, мебель, пейзажи,

натюрморты – все, что угодно. Для самых маленьких желательно, чтобы предметы

были легко узнаваемыми, а для детей постарше можно выбрать фантастических

персонажей или причудливые линии, складывающиеся в разные фигуры. Перед

началом игры каждому участнику раздается, допустим, по 5 карточек. Задача

игрока – продолжить фразу своего предшественника, используя любую свою

карточку так, чтобы получилась связная история.

Сказки про все на свете. Говорят, что великий сказочник Андерсен мог

придумать удивительную историю абсолютно о каждом предмете, который

попадался ему на глаза: от швейной иголки до подорожника во дворе. Если

вашему карапузу не нравится, например, лечиться во время болезни, придумайте

всей семьей про сказку зловредного гномика, который во время прогулки залетает

детям в носик и своим длинным колпачком щекочет нос и царапает горлышко.

Боится он, понятное дело, соленой воды, которую на специальном вертолете

доставили для такого случая Крокодил Гена и Чебурашка. Нужно только залить

эту воду в носик и как следует высморкаться. А, быть может, у вас будет совсем

другой герой?

Ассоциации. Один участник временно удаляется из комнаты, а остальные игроки

задумывают какого-нибудь общего знакомого. Задача ведущего – отгадать, о ком

идет речь. Он имеет право спрашивать только об ассоциациях с этим человеком.

«На какое время года он похож?», «С каким цветом он у тебя ассоциируется?»,

«Если бы этот человек превратился в книгу, какая это была бы книга?», «А если он

превратится в детскую игрушку?». Варианты бесконечны. Игра отлично развивает

образное мышление, да и заставляет внимательнее присматриваться к людям. И

будьте готовы к тому, что ваш ребенок будет порой поражать вас точными и

небанальными ассоциациями.

Мемори (что в переводе значит «память»). Игра представляет собой набор парных

картинок с одинаковыми рубашками. В зависимости от возраста игроков, в наборе

может быть от 6 до 64 картинок. Все карты выкладываются на стол рубашками

кверху. Первый игрок переворачивает две любые карточки. Если они оказались

одинаковыми, он берет их себе, если нет – переворачивает опять рубашкой вверх.

Теперь ход делает следующий игрок. Задача каждого участника – запомнить, где

лежит какая карта, чтобы открыть ее в нужный момент. В эту игру с успехом

играют уже двухлетки, но и для взрослых она не менее интересна. Специальные

карточки для «Мемори» можно купить, а можно сделать самостоятельно.

Понадобится для этого, например, два одинаковых рекламных проспекта или два

набора наклеек. На картонные карточки останется лишь наклеить парные

картинки, и можно играть!

Лото пользуется неизменной популярностью у многих поколений. Можно играть в

классическое «Русское лото» с бочонками и цифрами, а можно опять же сделать

его самостоятельно из одинаковых старых журналов, открыток и пр. Лото может

быть универсальной игрой: ведь тему для него выбираете вы сами. Что в данный

момент интересно для вас и ваших детей? География, музыкальная грамота,

английские слова или картины французских импрессионистов? Любой предмет

может стать сюжетом для карточки лото.

Что изменилось? Классическая игра на внимательность и память. Для самых

маленьких можно поставить в ряд несколько игрушек, а потом, когда кроха

закроет глаза, убрать одну из них или поменять местами. Теперь ваша очередь

закрывать глаза, а малыш будет менять изначальную расстановку. Ребятишки,

поднаторевшие в этом искусстве, ставят порой для родителей весьма непростые

задачи. Весь мир – театр

«Крокодил». Для игры требуется как минимум четыре человека. Игроки делятся

на две команды. Первая команда загадывает какое-

нибудь слово, например, «самолет». Затем они вызывают одного любого игрока из

противоположной команды и сообщают ему загаданное слово. Задача этого

участника игры – не произнося ни единого слова, в пантомиме изобразить для

своей команды загаданный предмет так, чтобы она его угадала. Отгадывающая

команда может задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Игрок делает это кивком головы. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Коллаж. Он не требует выдающихся художественных способностей, и принимать

участие в его создании могут все – от мала до велика. Для начала приготовьте все,

что вам может понадобиться во время работы: большой лист ватмана, старые

журналы с качественными картинками или фотографиями, клей, ножницы,

пластилин, наклейки, нитки, зубочистки… В общем, все, что считается дома

ненужными мелочами. Теперь осталось вместе выбрать тему вашей будущей

работы. Может быть, это будет мечта о поездке к морю или впечатления от похода

в соседний лес? Или неведомый зверь «с десятью ногами, десятью рогами»?

Дайте волю своей фантазии, и результат вас поразит до глубины души.

Но главное, вечера, проведенные вместе, и вы, и ваши дети будут вспоминать всю

жизнь. Ощущение сплоченной семьи, членам которой так хорошо друг с другом,

обеспечивает самый надежный тыл в трудных жизненных ситуациях. Одним словом,

«не хлебом единым»…



В раздел образования