Автор: Зинина Марина Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с №6 "Сказка"
Населённый пункт: п.Приволжский Волжский муниципальный район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуальная программа на ребёнка с моторной алалией"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида №6 «Сказка» п. Приволжский
Волжского муниципального района РМЭ.
Принято Утверждаю
Педагогическим советом МДОУ Заведующая МДОУ Д/с №6
№6 «Сказка» __________Булдакова Э.В.
Протокол № _1 от «30» августа 2017г. «_____»________20____г.
Приказ №____от «___»____20____г.
Индивидуальная образовательная программа обучающегося
с моторной алалией.
Ф.И.О. ребенка: ______________________
Разработала программу:
учитель-логопед Зинина М.В.
Пояснительная записка.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи
детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям,
имеющим
тяжёлую
речевую
патологию.
Разрабатываются
новые
организационные
формы
работы
с
ними,
выявляются
потенциальные
способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности
их интеграции в общество.
Ребёнок
с
особыми
образовательными
потребностями
нуждается
в
коррекционной
программе,
которая
бы
учитывала
его
индивидуальные
особенности.
Данная программа предназначена для ребёнка с моторной алалией, у
которого
общее
недоразвитие
речи
I
уровня,
составлена
на
основании
следующих программ:
- «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа
дошкольного
образования.
/
Под.ред.
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез. 2010 г.
-
«Программы
коррекционно-развивающей
работы
в
средней
логопедической группе детского сада» Нищевой Н. В. издательство «СПб.:
Детство – ПРЕСС: 2007.
- «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в
условиях логопункта для детей ОНР от 3-5 лет МДОУ №6 «Сказка».
Цель
логопедической
программы: коррекция
речевого
развития
ребѐнка с моторной алалией, ОНР 1 уровня, посредством специального
коррекционно-развивающего обучения, социальная адаптация и интеграция в
общество.
Задачи:
1.Формировать
психологическую
базы
речи
(внимание, восприятие,
память, воображение, мышление).
2. Развивать длительный плавный выдох и ритм речи.
3. Развивать общую и мелкую моторику.
4. Развивать общие речевые навыки, артикуляционную моторику.
5. Развивать фонематический слух и восприятие.
6. Активизировать словарный запас.
7. Совершенствовать слоговую структуру.
8. Учить ребёнка элементам грамоты (читать слоги и слова, говорить,
запоминать и дифференцировать звуки, буквы, слова).
9. Развивать связную речь.
Примечание: выполнять все предъявляемые задания ребёнок должен
по мере своих возможностей.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что
может быть использована при работе логопеда с детьми с 1 уровнем речевого
развития, моторной алалией.
Диагностика речевого развития проводится два раза в год: на начало и
конец года по следующим параметрам: общая, артикуляционная и мелкая
моторика; звукопроизношение; фонематические процессы; словарный запас;
грамматический строй; связная речь. Результаты диагностики отражаются в
речевой
карте,
и
ведётся
мониторинг
развития
ребёнка
с
особыми
образовательными потребностями (сводная таблица).
Особенности сопровождения детей с 1 уровнем речевого развития.
Основная задача начальных этапов логопедической коррекции – создание
стимулов и «пусковых механизмов», позволяющих в дальнейшем усваивать
детям
с
моторной
алалией
языковую
систему
в
целом.
Занятия
по
активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены.
Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к
речи ребёнка, повышать внимание к развитию познавательной активности,
моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества. С развитием речевых
возможностей
усиливается
контроль
над
речью
ребёнка
со
стороны
взрослых,
повышаются
требования
к
качеству
самостоятельных
высказываний. По достижению 3 уровня речевого развития обучение нужно
проводить
в
соответствии
с
программой
развития
и
структуры
дефекта.
Обязательно нужно привлекать к участию в занятии матери ребёнка. От того,
насколько
правильно
она
общается
со
своим
ребёнком,
зависит
успех
коррекционной работы. Необходимо обучить маму приёмам взаимодействия
с
малышом.
Периодичность
индивидуальных
занятий
в
начале
коррекционной работы – ежедневно, в дальнейшем 2-3 раза в неделю.
Основными принципами программы являются:
-единство коррекции и развития;
-принципа комплексности методов воздействия;
-принципа деятельного подхода;
-принципа активного привлечения родителей.
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения –
с сентября 2017г. по май 2018г.
Работа с семьѐй.
Еженедельно
проводить
беседы
о
результатах
коррекционной
работы
на
занятиях,
ежемесячно
знакомить
родителей
с
лексическим
материалом, используемым на занятии, приглашать родителей на занятия.
Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и
интернет ресурсов.
Материально-техническое обеспечение.
В работе используются массажные предметы, мячи, конструктор,
мозаика, зеркала, дидактические игры, предметные картинки, игрушки,
карандаши
с
бумагой,
видео,
аудио
материалы,
мультимедийные
презентации.
Режим занятий.
Занятия проводятся индивидуально 3 раза в неделю по расписанию:
Понедельник с 8.30 до 8.45
Среда с 8.30 до 8.45
Пятница с 8.30 до 8.45
Логопедическая характеристика ребёнка с общим недоразвитием
речи I уровня и моторной алалией.
Характеристика - Артём Б.
Дата рождения – 27.04.13 г.
Обследование показало, что:
1. При логопедическом обследовании ребёнок в контакт с логопедом
вступает, с интересом занимается предложенной игровой деятельностью, но
быстро устаёт от заданий. Заинтересовался заводными игрушками.
2.
Представление
о
себе:
откликается
на
имя.
Артём
общается
со
взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими
средствами.
Ребёнок
моторно
не
ловок,
движения
размашисты,
некоординированны. Задание на развитие общей моторики преимущественно
не выполняет, или выполняет совместно с логопедом. Объѐм движений резко
ограничен. Переключаемость движений очень медленная.
3. Ребёнок понимает речь взрослого, но не говорит. Речь отсутствует.
Не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта.
4.
Работоспособность
низкая,
внимание
неустойчиво,
затруднён
перевод из кратковременной в долговременную память
5. Состояние артикуляционного аппарата :
-носогубные складки
норма,
губы-
норма,
зубы-
норма,
челюсти-
норма, прикус- норма, нёбо: твёрдое- норма, мягкое- норма.
Логопедическое заключение:
ОНР 1 уровень у ребенка с моторной алалией.
Планируемый результат
Ребёнок должен научиться:
1. Различать тихие и громкие, высокие и низкие звуки.
2. Группировать предметы в группы и классифицировать их.
3. Делать правильный вдох во время речи и длительный ротовой выдох.
Уметь говорить фразу на выдохе.
4. Координировать движения и точно выполнять их, ориентироваться в
пространстве.
5.
Уметь
выполнять
пальчиковые
позы,
складывать
разрезную
картинку из 5-6 частей, уметь согласовывать речь с выполнением движений в
пальчиковых и хороводных играх.
6.
Удерживать
артикуляционную
позу
и
правильно
выполнять
артикуляционные упражнения.
7. Правильно произносить все звуки родного языка.
8.
Использовать
в
активном
словаре
существительные,
глаголы,
прилагательные по всем изучаемым лексическим темам.
9.
Различать
на
слух
длинные
и
короткие
слова,
передавать
ритмический рисунок слова
(прохлопывать,
простукивать)
со зрительной
опорой и без неё.
10. Знать гласные и согласные звуки, их зрительные образы — буквы,
включать букву в слог, слово, сливать слоги.
11. «Оречевлять» игровую ситуацию, составлять с помощью взрослого
небольшие рассказы по предмету, сюжетной картине.
Программно-методическое сопровождение:
1.Волкова
Г.А.
Психолого
–
педагогическая
коррекция
развития
и
воспитания детей. – СПб.:2008. – 441 с.
2.Филичева
Т.Б.,
Чевелёва
Н.А.,
Чиркина
Г.В.
Основы
логопедии:
Учеб.
Пособие для
студентов
пед.
Институтов
по
спец.
«Педагогика
и
психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
3.Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. Программные – методические рекомендации/Т.
Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009.
4.Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. Логопедический массаж зондами:
упражнения
и
артикуляционная
гимнастика
для
детей
раннего
и
дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
5.Пятница
Т.
В.,
Башинская
Т.
В.
Система
коррекционного
воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6.Пятница
Т.
В.,
Башинская
Т.
В.
Система
коррекционного
воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7.Созонова
Н.
Н.,
Куцина
Е.
В.
Читать
раньше,
чем
говорить»:
методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией. -
Екатеринбург:ООО» КнигоМир», 2011
8. Серебрякова Н.В. «Диагностическое обследование детей раннего и
младшего дошкольного возраста». - Екатеринбург: ООО» КнигоМир», 2010.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
на ребёнка
Ф.И. ребёнка, возраст Артём Б.
Срок пребывания в группе первый
Год
обучен
ия
Разделы программы.
Задачи воспитания и обучения.
Особые
отметк
и
1
2
I.Речевое развитие.
Развитие речевого дыхания.
Учитель
логопед
Формировать правильное речевое дыхание
(целенаправленный длительный ротовой выдох,
направленная воздушная струя, умение сочетать
произнесение звука с началом выдоха, на одном
выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка
дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох
носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус»,
«Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в
стакане», «Подуй на карандаш»)
Формировать интонационную выразительность речи
(вырабатывать умение говорить громким голосом,
повышать и понижать тон голоса, изменять силу
голоса «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам»,
«Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой
зелёной», «Кто как кричит», развивать слуховое
внимание, слуховую память, фонематическое
восприятие ( умение переключать слуховое
внимание «Солнышко и дождик»; умение
сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто
кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь
внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с
заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай
звуки»; умение определять темп звучания «Угадай,
кто идёт»)
Развитие мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику рук, конструктивного
праксиса с помощью тактильно – вибрационного
массажа, упражнений пальчиковой гимнастики,
упражнений с предметами, обводки и штриховки
Учитель
логопед
фигур, составлении букв из элементов, работы по
клеткам в тетради.
Уточнение и обогащение словаря.
Расширять и уточнять словарь по лексическим
темам: игрушки, овощи, фрукты, грибы, птицы,
животные (дикие, домашние), детеныши животных и
птиц, одежда, обувь, головные уборы, посуда,
человек, части тела, семья, профессии, дом, мебель,
транспорт, правила дорожного движения, цветы,
насекомые, лето.
Учитель
логопед
Развитие артикуляционной моторики.
Работать над чёткостью, координированностью
движений органов артикуляции (общий комплекс
артикуляционной моторики).
Учитель
логопед
Формирование правильного звукопроизношения.
Упражнения, способствующие выработке движений
и положений органов артикуляционного аппарата,
необходимые для постановки и правильного
произношения свистящих звуков.
Учитель
логопед
Упражнения, способствующие выработке движений
и положений органов артикуляционного аппарата,
необходимые для постановки и правильного
произношения шипящих звуков.
Упражнения, способствующие выработке движений
и положений органов артикуляционного аппарата,
необходимые для постановки и правильного
произношения звука [ л ]
Упражнения, способствующие выработке движений
и положений органов артикуляционного аппарата,
необходимые для постановки и правильного
произношения звука [ р ]
Автоматизация звука в слогах, словах, фразовой
речи, в повседневной речи (в отражённом
повторении за воспитателем и в самостоятельном
проговаривании)
______________________________________________
_
Дифференциация изолированных
звуков______________________________________
Дифференциация звуков в
словах______________________________________
Работа над слоговой структурой слова.
Работать над слоговой структурой и
звуконаполняемостью слов:
двухсложные слова без стечения согласных (вата,
каток);
трёхсложные слова без стечения согласных (собака,
телёнок);
односложные слова со стечением согласных в начале
и в конце слова (кнут, волк);
слова сложной слоговой структуры.
Учитель
логопед
Совершенствование грамматического строя речи.
Учитель
логопед
Развивать грамматический строй речи, построение
предложения.
Отчётливо произносить каждое слово в
предложении, не торопиться, чётко проговаривать
окончания в словах
Использовать интонацию как средство выражения
вопроса, просьбы, благодарности
Правильно согласовывать существительные с
прилагательными и числительными в роде, числе и
падеже.
Понимать значение предлогов и слов, выражающих
пространственные отношения предметов.
Согласовывать существительные с притяжательными
местоимениями мой, моя, моё, мои.
Образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Согласовывать существительные с числительными
Образовывать наречия от прилагательных.
Образование форм степеней сравнения
прилагательных (холоднее – самый холодный).
Подбор родственных слов, синонимов, антонимов,
омонимов, составление предложений с этими
словами.
Образование новых слов с помощью приставок и
суффиксов, словосложения.
Развивать связную речь.
Развивать интерес к художественной литературе,
умение слушать литературные произведения
различных жанров
Составлять простые распространённые
предложения.
Учить задавать вопросы и отвечать на вопросы
полным ответом.
Заучивать небольшие тексты, выразительно
рассказывать их.
Учить рассказыванию знакомых произведений, их
частичной или полной драматизации.
Учить оценивать поступки героев, мотивировать
высказывание своего отношения к содержанию
сказки, рассказа.
Пересказывать и составлять рассказы по картине и
по серии из двух картин.
Составлять описательные рассказы с опорой на
схему.
Развитие психологической базы речи.
Расширять объем зрительной и слуховой памяти;
Развивать вербальное и логическое мышление;
Игры и упражнения на совершенствование словесно-
логического мышления «Четвертый лишний» (по
лексическим темам);
Игры и упражнения на развитие зрительного
внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
Игры и упражнения на совершенствование
зрительного восприятия «На что похожа?», «Серия
зашумленных картинок».
Учитель
логопед
ll. Социально-коммуникативное развитие
Способствовать формированию личностного
отношения ребёнка к соблюдению моральных норм:
взаимопомощи, сочувствия обиженному, одобрения
кто поступил справедливо и т.д. Воспитывать
скромность, отзывчивость, смелость. Формировать
первичные гендерные представления. Закреплять
навыки бережного отношения к вещам, учить
использовать их по назначению, ставить на место.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки (
умение пользоваться расчёской, мыть руки и
т.д.).Совершенствовать умение самостоятельно
одеваться, раздеваться, аккуратно вешать вещи.
Воспитывать положительное отношение к труду,
Воспита
тель
выполнять обязанности дежурного: расставлять
тарелки, хлебницы, раскладывать столовые приборы.
Формировать представления о способах
взаимодействия с животными и растениями, о
правилах поведения в природе. Знакомить с
различными видами транспорта, безопасного
поведения на улице, с незнакомыми людьми.
lll. Познавательное развитие
Сенсорное развитие
Обогащать сенсорный опыт, знакомя с широким
кругом предметов и объектов, с новыми способами
их обследования. Учить понимать и использовать в
познавательно-исследовательской деятельности
модели, предложенные взрослым. Рассказывать о
предметах, необходимых в разных видах
деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и
т.д.). Расширять представления о правилах
поведения в общественных местах.
Воспита
тель
Формирование элементарных математических
представлений
Учить считать до 5, пользуясь правильными
приёмами, соотносить каждое числительное только с
одним предметом. Формировать представления о
порядковом счёте («Сколько?», «Который по
счёту?», «На котором месте?»). Отсчитывать
предметы от большого количества в соответствии с
образцом, сравнивать предметы по форме, величине,
цвету, длине, толщине. Вводить в активную речь
понятия, обозначающие размерные отношения
предметов (эта красная башенка самая высокая, эта
оранжевая – пониже, это розовая- ещё ниже, эта
жёлтая – самая низкая). Развивать представления о
геометрический фигурах: круге, квадрате,
треугольнике, шаре, кубе. Учить соотносить форму
предметов с геометрическими фигурами( тарелка –
круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь –
прямоугольник). Расширять представления о частях
суток, их характерных особенностях,
последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Воспита
тель
lV. Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Приобщать к восприятию искусства, развивать
интерес к нему. Продолжать формировать умение
рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные
Воспита
тель
композиции. Закреплять умение правильно держать
карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Учить
закрашивать рисунки, проводя штрихи и линии
только в одном направлении. Закреплять приёмы
лепки(умение лепить из глины, пластилина,
пластической массы). Учить прищипыванию,
вытягиванию отдельных частей от целого куска,
вдавливанию, использованию стеки в работе.
Воспитывать интерес к аппликации. Обучать
правильно держать ножницы, вырезыванию, начиная
с навыка вырезывания по прямой, вырезать круглые
формы из квадрата. Поощрять проявления
активности и творчества.
Музыкальная деятельность
Развивать интерес к музыке, желание её слушать,
вызывать эмоциональную отзывчивость. Развивать
способность различать звуки по высоте (высокий,
низкий в пределах сексты, септимы). Обучать
выразительному пению. Развивать умение брать
дыхание между короткими музыкальными фразами.
Формировать навык ритмичного движения в
соответствии с характером музыки. Формировать
умение подыгрывать простейшие мелодии на
деревянных ложках, погремушках, барабане,
металлофоне. Способствовать развитию
эмоционально-образного исполнения музыкально-
игровых упражнений (кружатся листочки, падают
снежинки) и сценок, используя мимику и
пантомимику (зайка весёлый, грустный, хитрая
лисичка, сердитый волк и т. д.).
Муз.
Руковод
итель,
автор
Е.Н.
Арсенин
а
«Музык
альные
занятия»
Средняя
группа
V. Физическое развитие
Развивать и совершенствовать двигательные умения
и навыки детей, умение творчески использовать их в
самостоятельной двигательной деятельности. Учить
ползать , подлезать, перелезать через предметы.
Учить прыжкам через скакалку. Учить построениям,
соблюдению дистанции во время передвижения.
Развивать психофизические качества: быстроту,
выносливость, гибкость, ловкость и др.
Воспита
тель
Развивать творческие и созидательные способности,
развивать мышление, воображение, находчивость,
познавательную активность. Развивать мышечную
силу, гибкость, выносливость и координацию
движений; чувство ритма, музыкального слуха,
Учитель
хореогр
афии
Програм
ма «Са-
памяти и внимания; выразительности, пластичности,
грациозности и изящества танцевальных движений.
Фи-
Дансе»
Фирилёв
а Ж.И.,
Сайкина
Е.Г.
Результат коррекционной работы :
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учитель-логопед: _________________/Зинина М.В./