Напоминание

"Проверка безударных гласных" (этап закрепления)


Автор: Окунева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: город Северск, Томская область
Наименование материала: Урок русского языка в 3 классе
Тема: "Проверка безударных гласных" (этап закрепления)
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов Окунева О.И.,

Северский физико-математический лицей

Урок русского языка в третьем классе

Тема:

Проверка безударных гласных (этап закрепления).

Цель:

Закрепление способов проверки безударных гласных с опорой на ранее изученные темы по составу

слова.

Задачи:

1.

Формирование понятия «орфограмма».

2.

Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безудар-

ных гласных в корне с чередующимися согласными и «беглыми» гласными.

3.

Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяе-

мые и непроверяемые безударные гласные.

4.

Использовать способ проверки через «приёмных» родственников (мнемонические приёмы),

через цепочку однокоренных слов, образованных различными путями (отработка состава

слова).

5.

Использовать части слова при образовании и изменении его формы (анализ и синтез).

6.

Расширять словарный запас, умение строить предложение (работать над монологической

речью).

7.

Воспитывать аккуратность.

8.

Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

9.

Воспитывать чувство взаимопомощи, духа единения и стремления к победе.

План:

1.

Слова с безударной гласной в корне, способы проверки.

2.

Один из способов проверки – подбор однокоренных слов.

3.

Словообразование (роль приставки, корня, суффикса и окончания).

4.

«Беглые» гласные, чередующиеся согласные в корне слова. Влияние этих процессов на

способы проверки безударных гласных.

Оборудование:

план урока;

схема-опора;

снежные комочки с заданиями;

сигналки (зелёные и красные цвета);

таблицы.

Ход урока:

1.

Организационный момент. Ученик ведёт класс.

Ученик:

Раз, два.

Класс:

Три, четыре.

Ученик:

Три, четыре.

Класс:

Раз, два.

Ученик:

Быть должны у нас в порядке…

Класс:

Книжки, ручки и тетрадки!

Ученик:

Каждой вещи – своё место.

А девиз у нас какой?!

Класс:

Всё, что нужно – под рукой!

2.

Запись домашнего задания. Творческая работа (составить кроссворд, используя слова с

безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми ударением).

3.

Подготовка к изучению темы. Загадка.

Учитель:

Поле чёрно-белым стало…

Падает то дождь, то снег…

Льдом сковало воды рек,

Льдом сковало озимь ржи.

Что за месяц? Подскажи! (Ноябрь)

А что вы про него можете сказать?

Дети:

Ноябрь – ворота зимы.

(пословицы)

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, Зиме – родной батюшка.

Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил.

Учитель:

Какое сегодня число? (22 ноября) День недели? (Среда) Год? (2017г.)

А что за слово – «Ноябрь»?

Дети:

Словарное!

Учитель:

Какую букву надо запомнить?

Дети:

Букву «О»!

Учитель:

Правильно, дети! Нужно запомнить безударную гласную «О».

Как её можно запомнить? Через «приёмных» родственников. Например, слово «но-

вый» - яркий ассоциативный образ, в котором безударный гласный слышен чётко.

Учитель:

Какие ассоциации у вас вызывает слово «новый»?

Дети:

Новый снег! Новый год!

Учитель:

Сколько букв и звуков в слове «ноябрь»?!

Дети:

Шесть букв и шесть звуков!

Учитель:

Правильно! Почему? Потому что гласная «я» - йотированная, т.к. стоит после глас-

ной, следовательно, имеет два звука –

й

и

а

, а мягкий знак не имеет звука!

4.

Чистописание.

Дети:

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Запись числа 22 ноября

Классная работа.

Опора:

Рисунок 1

Целеполагание.

Посмотрите на таблицу.

Какие буквы спрятались?

Как одним словом их можно назвать? (гласные)

2

Сегодняшняя цель нашего урока - повторение написания безударных гласных, опираясь на

ранее изученные темы по составу слова; закрепление пройденного материала.

Письмо строчных букв.

е о я а и (можно разбить на буквы, которые обозначают мягкость предшествующих соглас-

ных и их твёрдость)

е я и а о

- Почему безударные гласные надо проверять? (они в слабой позиции, слышатся нечётко).

- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

Изменить слово так, чтобы безударный гласный слышался чётко, т.е. был бы под ударением.

Подобрать однокоренное слово, т.к. корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Нужно произнести слово ласково.

Хоровая рифмовка.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

5.

Словарная работа

Вспомните, какие пословицы, которые вы назвали в начале урока, говорят про ноябрь?

(ворота зимы)

Распахнём ставеньки или ворота зиме. Запишем словарные слова по теме «Зима» (из ассоциа-

тивного словаря, который ведут дети сами), - через подбор «приёмных» родственников.

Вьюга, метель (мёл), пороша – запорошил (порох)

– сыпуч, похож на снег,

ребята (ребя), коньки (стальной конь), каток (катит),

лопата (лоп – хлоп), мороз – оО! Холод.

6.

Развитие речи.

Да, холод даже в класс пробрался от таких «зимних» слов. А теперь руки положили на парты,

головы на руки, глаза прикрыли (снятие напряжения с глаз).

(Учитель раздаёт на парты «снежки» с заданиями по вариантам)

1 вариант

Наступили сильные м_розы

2 вариант

Сне_ зав_ лил с_довые доро_ ки

3 вариант

Птицы з_ мой г_ л_ дают

4 вариант

Дети устроили для птиц к . рмушки

5 вариант

Девочки насыпали пш_на

6 вариант

Г_лодные птицы быстро скл_вали корм

Проверка.

Прочитаем предложения по вариантам (по порядку).

Что получилось? (текст, рассказ, т.к. все предложения связаны по смыслу).

Озаглавим текст («Птицы зимой»).

7.

Совершенствование и отработка изученных понятий (умение находить и проверять ор-

фограммы).

Письмо под диктовку с комментированием и опорой на сигнальные карточки (задействованы слу-

ховые, зрительные, цветовые анализаторы, моторика рук, память).

3

Написание каждого слова с сомнительной орфограммой дети объясняют, подбирая примеры и до-

казывая верное написание, другие ребята отслеживают варианты ответов с помощью цветовых

сигнальных карточек.

Карточки:

Красная – «опасно», « неверно».

Зелёная – «путь открыт», «правильно».

Разбор последнего предложения по частям речи и членам предложения (один человек работает у

доски, другие – в парах. Чья пара готова, поднимают вместе руки вверх).

Физминутка

Учитель:

Я буду называть существительные с разнообразными безударными гласными. Если

вы услышите слово с безударной гласной

а

- хлопайте в ладоши, если нет – стойте

ровно.

Все хлопают в ладоши на безударную гласную

а

:

силач, вода, река, шаги,

село, трава, седло, солить,

ночной, моря, поля.

Сколько раз хлопали? (два раза)

8.

Фонетическая разминка (выявление роли чередования гласных, их влияние на способы

проверки безударных гласных в корне слова).

Послушаем стихотворение Дьякова «Зима».

Ой ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела,

Все поля снежком покрыла,

Все овражки завалила.

Найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением (зимушка, дорожки, снежком,

овражки).

С помощью какой части слова они все образовались? (с помощью суффикса)

Что это за понятие? Для чего служит? Какая часть слова ещё образует новые слова? (приставка;

рассказ о ней)

Посмотрите внимательно на доску и подберите для этих слов верную схему, запишите слова с

чередующимися согласными в корнях:

Дорожки – дороги,

Снежком – снегом,

Овражки – овраги.

на доске даны схемы:

1). Корень, суффикс, окончание.

2). Приставка, корень.

3). Корень, суффикс.

Расскажите о роли окончания.

Уберите ту часть слова, с помощью которой они образовались, запишите новые слова, выдели-

те корень. Почему корни разные? Это не однокоренные слова? (однокоренные, просто произошёл

процесс чередования согласных в корне). Что это за процесс? Найдите ответ в учебнике.

9.

Работа с правилами по учебнику.

Какие согласные ещё могут чередоваться? (г – ж, з – г, ц – г, к – г…)

Вывод: Влияет ли чередование на способ проверки безударных гласных? (нет).

10. Логическая разминка.

4

Вместо вопроса поставь подходящую по смыслу букву или слово:

птица – снегирь

зима – д (декабрь)

дед – б (бабушка)

дерево – сосна

весна – м (март)

сын – д (дочь)

рыба - ? (сом)

осень - ? (сентябрь)

отец - ? (мать)

(одинаковая буква в начале слова) (первые месяцы времён года)

(родственники в семье)

Каждый выбор обосновывается.

11. Работа в парах (на определение «беглых» гласных в корне, их воздействие на способы про-

верки безударных гласных).

«Беглые» гласные:

лёд – (вода)

утро – (ночь)

день – (утро)

рыба – (икринка)

пень – (дерево)

металл – (руда)

(вода, икринка, ночь, руда, утро, дерево)

Прочитайте слова. Назовите явление или предмет, который по времени предшествовало данно-

му слову.

Ответьте про себя на вопрос: «Нет чего…?» (берите слова только из первого столбика).

(льда, дня, пня, утра, рыбы, металла)

Объединитесь в пары тогда, когда вы заметите «беглянок» в корнях слов.

Учитель показывает слова. Дети берутся за руки, если «беглые» гласные присутствуют в словах и

стоят ровно каждый на своём месте, если «беглые» гласные отсутствуют.

Запись по памяти. Выделение корня.

Деньдня, пеньпня, лёдльда.

Работа с учебником. Чтение правил о беглых гласных.

Вывод: Влияют ли «беглецы» на способ проверки безударных гласных? (Нет)

Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне,

ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных?

(мы изучаем для того, чтобы: - расширить свой словарный запас;

- писать грамотно;

- правильно подбирать однокоренные слова, ища родственников;

- верно разбирать слова по составу.

12. Повторение изученного (работа с сигнальными карточками на выявление безударных глас-

ных, подбор слов к верным схемам).

Ребята, приближение нового года всегда ассоциируется с новогодней ёлкой. Мне бы хотелось,

чтобы вы украсили нашу ёлку игрушками-словами, но только теми, название которых мы прове-

рим, да ещё и соотнесём их к соответствующим схемам:

1). Корень, окончание.

2). Корень, суффикс, окончание.

3). Корень, суффикс.

4). Приставка, корень.

Зв_зда, ш_ры, сн_гурочка, л_сёнок, ог_ньки, фл_жок, мес_ц.

1

2

3

4

звезда

снегурочка

флажок

?

5

шары

огоньки

лисёнок

Почему в четвёртой колонке у нас пусто? (таких слов, соответствующих данной схеме, нет).

Почему слово «месяц» лишнее? (его нельзя проверить; это словарное слово).

13. Оценка работы и самооценка (устно).

Ребята, давайте завершим пословицы, которые характеризуют вышу работу:

Повторенье – мать … (ученья).

Корень ученья горек, а плод его … (сладок).

Красна птица опереньем, а человек - … (ученьем).

14. Рефлексия: (работа с планом – краткие выводы).

Сверим наши действия с планом. Всё выполнили? (Да!)

Прочитываются ещё раз все пункты плана, даются краткие ответы в виде выводов.

.

15. Итог урока.

Скорее загляните под парты (под одной из парт спрятан конверт).

Сейчас узнаем, кто как работал.

Дети находят конверт, вскрывают, а там анаграмма – «МОЦЫЛОД».

Расшифровывают - МОЛОДЦЫ!

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Я думаю, что Дед Мороз принесёт всем вам при-

глашение на новогоднюю ёлку.

6



В раздел образования