Автор: Окунева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: город Северск, Томская область
Наименование материала: Урок русского языка в 3 классе
Тема: "Проверка безударных гласных" (этап закрепления)
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Окунева О.И.,
Северский физико-математический лицей
Урок русского языка в третьем классе
Тема:
Проверка безударных гласных (этап закрепления).
Цель:
Закрепление способов проверки безударных гласных с опорой на ранее изученные темы по составу
слова.
Задачи:
1.
Формирование понятия «орфограмма».
2.
Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безудар-
ных гласных в корне с чередующимися согласными и «беглыми» гласными.
3.
Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяе-
мые и непроверяемые безударные гласные.
4.
Использовать способ проверки через «приёмных» родственников (мнемонические приёмы),
через цепочку однокоренных слов, образованных различными путями (отработка состава
слова).
5.
Использовать части слова при образовании и изменении его формы (анализ и синтез).
6.
Расширять словарный запас, умение строить предложение (работать над монологической
речью).
7.
Воспитывать аккуратность.
8.
Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
9.
Воспитывать чувство взаимопомощи, духа единения и стремления к победе.
План:
1.
Слова с безударной гласной в корне, способы проверки.
2.
Один из способов проверки – подбор однокоренных слов.
3.
Словообразование (роль приставки, корня, суффикса и окончания).
4.
«Беглые» гласные, чередующиеся согласные в корне слова. Влияние этих процессов на
способы проверки безударных гласных.
Оборудование:
план урока;
схема-опора;
снежные комочки с заданиями;
сигналки (зелёные и красные цвета);
таблицы.
Ход урока:
1.
Организационный момент. Ученик ведёт класс.
Ученик:
Раз, два.
Класс:
Три, четыре.
Ученик:
Три, четыре.
Класс:
Раз, два.
Ученик:
Быть должны у нас в порядке…
Класс:
Книжки, ручки и тетрадки!
Ученик:
Каждой вещи – своё место.
А девиз у нас какой?!
Класс:
Всё, что нужно – под рукой!
2.
Запись домашнего задания. Творческая работа (составить кроссворд, используя слова с
безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми ударением).
3.
Подготовка к изучению темы. Загадка.
Учитель:
Поле чёрно-белым стало…
Падает то дождь, то снег…
Льдом сковало воды рек,
Льдом сковало озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи! (Ноябрь)
А что вы про него можете сказать?
Дети:
Ноябрь – ворота зимы.
(пословицы)
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, Зиме – родной батюшка.
Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил.
Учитель:
Какое сегодня число? (22 ноября) День недели? (Среда) Год? (2017г.)
А что за слово – «Ноябрь»?
Дети:
Словарное!
Учитель:
Какую букву надо запомнить?
Дети:
Букву «О»!
Учитель:
Правильно, дети! Нужно запомнить безударную гласную «О».
Как её можно запомнить? Через «приёмных» родственников. Например, слово «но-
вый» - яркий ассоциативный образ, в котором безударный гласный слышен чётко.
Учитель:
Какие ассоциации у вас вызывает слово «новый»?
Дети:
Новый снег! Новый год!
Учитель:
Сколько букв и звуков в слове «ноябрь»?!
Дети:
Шесть букв и шесть звуков!
Учитель:
Правильно! Почему? Потому что гласная «я» - йотированная, т.к. стоит после глас-
ной, следовательно, имеет два звука –
й
и
а
, а мягкий знак не имеет звука!
4.
Чистописание.
Дети:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Запись числа 22 ноября
Классная работа.
Опора:
Рисунок 1
Целеполагание.
Посмотрите на таблицу.
Какие буквы спрятались?
Как одним словом их можно назвать? (гласные)
2
Сегодняшняя цель нашего урока - повторение написания безударных гласных, опираясь на
ранее изученные темы по составу слова; закрепление пройденного материала.
Письмо строчных букв.
е о я а и (можно разбить на буквы, которые обозначают мягкость предшествующих соглас-
ных и их твёрдость)
е я и а о
- Почему безударные гласные надо проверять? (они в слабой позиции, слышатся нечётко).
- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
Изменить слово так, чтобы безударный гласный слышался чётко, т.е. был бы под ударением.
Подобрать однокоренное слово, т.к. корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Нужно произнести слово ласково.
Хоровая рифмовка.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
5.
Словарная работа
Вспомните, какие пословицы, которые вы назвали в начале урока, говорят про ноябрь?
(ворота зимы)
Распахнём ставеньки или ворота зиме. Запишем словарные слова по теме «Зима» (из ассоциа-
тивного словаря, который ведут дети сами), - через подбор «приёмных» родственников.
Вьюга, метель (мёл), пороша – запорошил (порох)
– сыпуч, похож на снег,
ребята (ребя), коньки (стальной конь), каток (катит),
лопата (лоп – хлоп), мороз – оО! Холод.
6.
Развитие речи.
Да, холод даже в класс пробрался от таких «зимних» слов. А теперь руки положили на парты,
головы на руки, глаза прикрыли (снятие напряжения с глаз).
(Учитель раздаёт на парты «снежки» с заданиями по вариантам)
1 вариант
Наступили сильные м_розы
2 вариант
Сне_ зав_ лил с_довые доро_ ки
3 вариант
Птицы з_ мой г_ л_ дают
4 вариант
Дети устроили для птиц к . рмушки
5 вариант
Девочки насыпали пш_на
6 вариант
Г_лодные птицы быстро скл_вали корм
Проверка.
Прочитаем предложения по вариантам (по порядку).
Что получилось? (текст, рассказ, т.к. все предложения связаны по смыслу).
Озаглавим текст («Птицы зимой»).
7.
Совершенствование и отработка изученных понятий (умение находить и проверять ор-
фограммы).
Письмо под диктовку с комментированием и опорой на сигнальные карточки (задействованы слу-
ховые, зрительные, цветовые анализаторы, моторика рук, память).
3
Написание каждого слова с сомнительной орфограммой дети объясняют, подбирая примеры и до-
казывая верное написание, другие ребята отслеживают варианты ответов с помощью цветовых
сигнальных карточек.
Карточки:
Красная – «опасно», « неверно».
Зелёная – «путь открыт», «правильно».
Разбор последнего предложения по частям речи и членам предложения (один человек работает у
доски, другие – в парах. Чья пара готова, поднимают вместе руки вверх).
Физминутка
Учитель:
Я буду называть существительные с разнообразными безударными гласными. Если
вы услышите слово с безударной гласной
а
- хлопайте в ладоши, если нет – стойте
ровно.
Все хлопают в ладоши на безударную гласную
а
:
силач, вода, река, шаги,
село, трава, седло, солить,
ночной, моря, поля.
Сколько раз хлопали? (два раза)
8.
Фонетическая разминка (выявление роли чередования гласных, их влияние на способы
проверки безударных гласных в корне слова).
Послушаем стихотворение Дьякова «Зима».
Ой ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила.
Найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением (зимушка, дорожки, снежком,
овражки).
С помощью какой части слова они все образовались? (с помощью суффикса)
Что это за понятие? Для чего служит? Какая часть слова ещё образует новые слова? (приставка;
рассказ о ней)
Посмотрите внимательно на доску и подберите для этих слов верную схему, запишите слова с
чередующимися согласными в корнях:
Дорожки – дороги,
Снежком – снегом,
Овражки – овраги.
на доске даны схемы:
1). Корень, суффикс, окончание.
2). Приставка, корень.
3). Корень, суффикс.
Расскажите о роли окончания.
Уберите ту часть слова, с помощью которой они образовались, запишите новые слова, выдели-
те корень. Почему корни разные? Это не однокоренные слова? (однокоренные, просто произошёл
процесс чередования согласных в корне). Что это за процесс? Найдите ответ в учебнике.
9.
Работа с правилами по учебнику.
Какие согласные ещё могут чередоваться? (г – ж, з – г, ц – г, к – г…)
Вывод: Влияет ли чередование на способ проверки безударных гласных? (нет).
10. Логическая разминка.
4
Вместо вопроса поставь подходящую по смыслу букву или слово:
птица – снегирь
зима – д (декабрь)
дед – б (бабушка)
дерево – сосна
весна – м (март)
сын – д (дочь)
рыба - ? (сом)
осень - ? (сентябрь)
отец - ? (мать)
(одинаковая буква в начале слова) (первые месяцы времён года)
(родственники в семье)
Каждый выбор обосновывается.
11. Работа в парах (на определение «беглых» гласных в корне, их воздействие на способы про-
верки безударных гласных).
«Беглые» гласные:
лёд – (вода)
утро – (ночь)
день – (утро)
рыба – (икринка)
пень – (дерево)
металл – (руда)
(вода, икринка, ночь, руда, утро, дерево)
Прочитайте слова. Назовите явление или предмет, который по времени предшествовало данно-
му слову.
Ответьте про себя на вопрос: «Нет чего…?» (берите слова только из первого столбика).
(льда, дня, пня, утра, рыбы, металла)
Объединитесь в пары тогда, когда вы заметите «беглянок» в корнях слов.
Учитель показывает слова. Дети берутся за руки, если «беглые» гласные присутствуют в словах и
стоят ровно каждый на своём месте, если «беглые» гласные отсутствуют.
Запись по памяти. Выделение корня.
День – дня, пень – пня, лёд – льда.
Работа с учебником. Чтение правил о беглых гласных.
Вывод: Влияют ли «беглецы» на способ проверки безударных гласных? (Нет)
Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне,
ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных?
(мы изучаем для того, чтобы: - расширить свой словарный запас;
- писать грамотно;
- правильно подбирать однокоренные слова, ища родственников;
- верно разбирать слова по составу.
12. Повторение изученного (работа с сигнальными карточками на выявление безударных глас-
ных, подбор слов к верным схемам).
Ребята, приближение нового года всегда ассоциируется с новогодней ёлкой. Мне бы хотелось,
чтобы вы украсили нашу ёлку игрушками-словами, но только теми, название которых мы прове-
рим, да ещё и соотнесём их к соответствующим схемам:
1). Корень, окончание.
2). Корень, суффикс, окончание.
3). Корень, суффикс.
4). Приставка, корень.
Зв_зда, ш_ры, сн_гурочка, л_сёнок, ог_ньки, фл_жок, мес_ц.
1
2
3
4
звезда
снегурочка
флажок
?
5
шары
огоньки
лисёнок
Почему в четвёртой колонке у нас пусто? (таких слов, соответствующих данной схеме, нет).
Почему слово «месяц» лишнее? (его нельзя проверить; это словарное слово).
13. Оценка работы и самооценка (устно).
Ребята, давайте завершим пословицы, которые характеризуют вышу работу:
Повторенье – мать … (ученья).
Корень ученья горек, а плод его … (сладок).
Красна птица опереньем, а человек - … (ученьем).
14. Рефлексия: (работа с планом – краткие выводы).
Сверим наши действия с планом. Всё выполнили? (Да!)
Прочитываются ещё раз все пункты плана, даются краткие ответы в виде выводов.
.
15. Итог урока.
Скорее загляните под парты (под одной из парт спрятан конверт).
Сейчас узнаем, кто как работал.
Дети находят конверт, вскрывают, а там анаграмма – «МОЦЫЛОД».
Расшифровывают - МОЛОДЦЫ!
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Я думаю, что Дед Мороз принесёт всем вам при-
глашение на новогоднюю ёлку.
6