Автор: Протопопова Светлана Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №167
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики"
Раздел: полное образование
Применение метода проектов и ИКТ на уроках математики
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход
к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к
воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической
жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает материал, заучивает основные
правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может использовать
эти знания, так как в школе не участвует в деятельности, которая показывала бы их
практическое применение.
Вместе с тем с развитием компьютеризации появилась возможность на основе
усиления межпредметных связей, использования ИКТ в преподавании математики,
введения в систему обучения вычислительного эксперимента поднять обучение на
принципиально новый уровень, достигнуть которого традиционными средствами
невозможно. В связи с этим появилась возможность познакомить учащихся с новыми
технологиями обработки информации, повысить уровень математической и
информационной культуры учащихся.
Для повышения мотивации и качества, изучение ряда тем из курса математики
было параллельно рассмотрено на уроках информатики. Это теория функций,
интегрирование функций, решение трансцедентных уравнений и неравенств, степени с
целым показателем.
Использование информационных технологий на уроках математики способствует
применению метода проекта.
Для роста мотивации к изучению предмета мною практикуются творческие
домашние задания мини-проекты типа:
- «придумайте и решите уравнение (неравенство)»;
- «придумайте формулу функции и постройте ее график»;
- «предложите свое толкование объясненной темы и практические задания к ней».
От того, как мы построим уроки итогового повторения, будет зависеть уровень
готовности или неготовности наших учеников к итоговой аттестации. Хорошим
помощником при подготовке и проведении таких уроков служит электронная программа
«Графики». Во-первых, использование таких программ- требование времени, во-вторых
эта программа очень нравится обучающимся.
КИМы ОГЭ содержат задания на соответствие графиков функций и
соответствующих формул. Научить устанавливать такие соответствия поможет наша
программа «Графики».
1. С помощью данной программы можно повторить, как зависит расположение
графиков функций от коэффициентов функции.
2. Эта программа поможет повторить решение задач с параметрами;
- пересечение графиков функций;
-расположение корней квадратного уравнения.
Нарисовать на доске за урок такое количество графиков на доске тяжело, это займет
много времени, а с помощью программы это делается легко и быстро.
Можно придумать краткосрочные проекты для учащихся: например, нарисовать с
помощью графиков функций картинку. Это позволит обучаемым закрепить расположение
графиков функций в зависимости от коэффициентов функции.
3. Это же полезно повторять и в 11 классе с тригонометрическими функциями,
показательной, логарифмической функцией, чтобы сформировать у учащихся четкое
представление о наибольшем и наименьшем значении функций, промежутках
знакопостоянства, монотонности, пересечении с осями координат. Некоторые задачи
КИМов ЕГЭ содержат логические выкладки и знание графиков функций поможет
учащимся решить такие задачи быстро и правильно.
В условиях введения новых государственных стандартов наша задача - научить
учащихся добывать знания самостоятельно. Очень хорошо этому помогает проектная
деятельность учащихся. Если в классе есть деятельный, активный ученик, то он
обязательно соберет около себя инициативную группу и будет ею руководить. Как
правило, всегда собирается другая инициативная группа по принципу: почему они могут, а
что мы хуже. В таких группах далеко не все одинаково сильные ученики, но у каждого
своя работа. Вольно или не вольно, даже слабые учащиеся овладевают знаниями и
умениями по теме проекта. Даже если эти знания и умения они получили от своих
одноклассников в готовом виде, при подготовке презентации к проекту, при подготовке к
защите проекта эти знания закрепляются и легко используются учащимися в дальнейшем.
Мы написали долгосрочные проекты о квадратичной функции и о показательной
функции в 9 и 11 классах. Конечно, эффект очень положительный. Мы приглашали на
защиту проектов родителей, и это усилило положительный результат.
Другое дело, что основная масса наших учеников инертна, им больше нравится
получать готовые знания, а не добывать их самим. Многие ученики проектную
деятельность воспринимают как дополнительное задание, т.е. лишнее задание,
необязательное к выполнению. Особенно, если готового в интернете найти ничего не
удалось. Поэтому, наверное, наиболее часто и эффективно выполняются учащимися
краткосрочные проекты с практическим содержанием по теме урока. В таких проектах
хорошими помощниками детям бывают родители, что немаловажно. Так, в 6 классе мы
писали проект-исследование о кредитах в городских банках на реальную крупную
покупку. В 11 классе исследовали, от чего зависит содержание помещения с помощью
нахождения площади помещения интегралом. Проекты содержали дизайн помещения с
помощью программы «Графики». Такие краткосрочные проекты помогают учащимся
подготовиться к выпускным экзаменам, которые содержат теперь задания практического
характера.
Традиционно на уроках математики учебный процесс строится по принципу
«задача – идея ее решения, т.е. способ решения» и связан с решением задач и проблем,
открытием отдельных запрограммированных фактов.
Я же апробирую противоположный подход, основанный на принципе «идея –
задача». В этом случае обучающиеся в большей степени свободны в своих поисках.
В основе данной методики лежит системно - деятельностный подход, так как
сначала организуется продуктивный поиск идей и фактов школьниками, а потом
исследуется, где и как можно реализовать полученные результаты.
Методика направленного поиска идей требует и особой организации обучения: на
первом этапе организуется Игра с объектами, на 2-м - Игра с идеями, на 3-м - составление
задач. Заключительным этапом может быть работа над учебным проектом.
В качестве примера использования методики направленного поиска идей предлагаю
рассмотреть тему «Проценты»
Где умение просчитать проценты пригодится в жизни? В магазине - скидки, акции;
в банке - кредиты, ипотека; успеваемость, качество.
Эта тема также актуальна на уроках химии при решении задач на концентрацию
растворов, на уроках физики при решении задач на КПД, влажность воздуха, отношение
величин (изменение величин), относительную погрешность.
При подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах одним из первых вопросов возникает вопрос:
как правильно и быстро решить задачи на банковские вклады, на концентрацию растворов.
Поэтому уроки повторения я начинаю с игры с идеями: мы рассматриваем все возможные
способы решения задач на проценты. Это может быть решение задач по действиям, с
помощью пропорций, с помощью прогрессий. Как правило, ученики быстро понимают,
что самый быстрый и универсальный способ решения задач на проценты – с помощью
пропорций.
В 6 классе, когда мы изучаем проценты и пропорции, заканчиваем этот блок
проектом – исследованием, в каком банке города кредит взять выгоднее.
В 9 классе, изучая тему «Прогрессии», мы исследуем, в каком банке, на какое время
и на какую сумму выгоднее взять кредит на обучение в колледже или высшем учебном
заведении. Сразу идет обсуждение насколько важно хорошее образование каждому
обучающемуся. Что лучше: заплатить за обучение или купить новейший современный
ноутбук и серьезно заняться обучением.
Такое совместное применение метода направленного поиска идей и метода
проектов, на мой взгляд, позволяет формировать интерес к предмету математика,
потребность к творческой деятельности, обеспечивает практическое применение знаний,
связь математических знаний с жизнью. Метод направленного поиска идей, игра с идеями,
метод проектов ИК-технология однозначно воспитывают самостоятельность детей в
процессе познавательной деятельности, делают их активными, позволяют подходить
дифференцированно, индивидуально, развивают УУД.