Напоминание

"Нравственное воспитание дошкольников старшего возраста"


Автор: Виноградова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 20
Населённый пункт: город Кемерово,Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нравственное воспитание дошкольников старшего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

МАДОУ № 20

Нравственное воспитание дошкольников старшего

возраста

Методические рекомендации

Подготовила: Виноградова И. С.

Кемерово 2017

2

Оглавление

Введение…………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания

дошкольников старшего возраста................................... 5

1.1.

Педагогические основы нравственного воспитания................... 8

1.2.

Психологический аспект нравственности.................................... 9

Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания

дошкольников старшего возраста на примере МАДОУ

№ 20 г.Кемерово............................................................... 12

2.1.

Аспекты нравственного воспитания дошкольников.................... 12

2.2.

Методики нравственного воспитания дошкольников на примере

МАДОУ № 20 г. Кемерово............................................................ 17

Заключение.......................................................................................... 22

Список литературы............................................................................

23

Приложения

24

Приложение 1 Основные способы педагогического воздействия на

детей....................................................................................................... 24

3

Введение

Современное

личностно-ориентированное

образование

рас-

сматривается

как

многоуровневое

пространство,

как

сложный

процесс,

создающий условия для развития личности. Его основной задачей является

создание

новой

системы

ценностей,

способствующей

становлению

нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной

личности в соответствии с ФГОС.

Проблема

нравственного

развития

детей

дошкольного

возраста

актуализируется

сложившейся

ситуацией

в

современном

обществе.

Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением

человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к

трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят

общество перед опасностью моральной деградации.

Требует

переосмысления

сама

система

нравственного

воспитания

дошкольника.

Данное

направление

исследований

в

современной

отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности

обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.

Если

в

ранее

существовавшей

практике

дошкольных

учреждений

нравственное

воспитание

определялось

идеологическими

стандартами

и

ограничивалось

знакомством

с

некоторыми

нравственными

нормами

(правилами

вежливости,

этикета),

а

методы

нравственного

воспитания

основывались

на

внешнем

воздействии

на

ребенка

(метод

убеждения,

внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в

определении

содержания

нравственного

воспитания

должны

стать

такие

общечеловеческие

ценности,

как

добро,

справедливость,

гуманизм

(B.C.

Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P.

Калинина, A.M. Счастная,

Н.И. Цуканова и другие).

Цель

работы

-

выявить

аспекты

нравственного

воспитания

дошкольников старшего возраста в МАДОУ № 20 г. Кемерово.

4

Задачи исследования:

- изучить педагогические основы нравственного воспитания;

- рассмотреть психологический аспект нравственности;

- изучить Аспекты нравственного воспитания дошкольников

- рассмотреть методики нравственного воспитания дошкольников на

примере МАДОУ № 20 г. Кемерово.

5

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания

дошкольников старшего возраста

1.1. Педагогические основы нравственного воспитания

Проце сс

нравственного

во спит ания

-

это

с о в о к у п н о с т ь

последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных

на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и

должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в

своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не

неизменные

категории.

Они

воспроизводятся

силой

привычки

масс,

поддерживаются

авторитетом

общественного

мнения,

а

не

правовых

положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают

определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в

обществе.

Нравственные

нормы

-

это

выражение

определенных

отношений,

предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в

разных сферах.

Нравственное

воспитание

-

это

целенаправленный

процесс

формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных

чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

В соответствии с ФГОС главная функция нравственного воспитания

состоит

в

том,

чтобы

сформировать

у

подрастающего

поколения

нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные

чувства,

соответствующие

современному

образу

жизни,

сформировать

а к т и в н у ю жизненную

позицию

каждого

человека,

п р и в ы ч ку

руководствоваться

в

своих поступках,

действиях,

отношениях

чувствам

общественного долга.

6

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет

педагогические понятия как нравственное сознание и нравственное

поведение.

Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых

знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание

сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом

его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне

знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто

существует для него, это - знание».

В

общественном

нравственном

сознании

отражается

общественный

опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения

людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим

уровнем

сформированности

нравственного

сознания

являются

убеждения.

Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит

нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным

усвоением

системы

нравственных

понятий,

развитостью

нравственных

чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и

сложный процесс.

Дети

проходят

большой

путь

от

усвоения

нравственных

понятий

сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к

дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений

старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей

их

к

элементарным

нравственным

понятиям

дружбе,

об

уважении

к

старшим

и

т.п.).

Формирующиеся

нравственные

представления

начинают

играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни

может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит.

Ребенок может воссоздать, вновь "увидеть" тот или иной поступок своего

7

друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его

поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления.

По мнению Спиркина, в представлениях "сознание впервые отрывается от

своего

непосредственного

источника

и

начинает

существовать

как

относительно самостоятельное субъективное явление".

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве -это

кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и

сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению

с

взрослыми.

Авторитет

взрослого,

его

оценочное

суждение

продолжают

играть

серьезную

роль

в

поведении.

Растущая

самостоятельность

и

осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться

в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние

"этические инстанции", которые начинают определять поступки старшего

дошкольника.

Дети

проявляют

активное

стремление

к

общению

со

сверстниками

в

разных

видах

деятельности,

в

результате

которого

формируется

"детское

общество".

Это

создает определенные

предпосылки

для

воспитания

коллективных

взаимоотношений.

Содержательное

общение

со

сверстниками

становится

важным

фактором

полноценного

формирования

личности

старшего

дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7

лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои

действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все

это

способствует

накоплению

морального

опыта.

Наряду

с

игровой

и

трудовой

деятельностью

существенную

роль

в

нравственном

воспитании

старших

дошкольников

играет

учебная

деятельность.

На

занятиях

они

о сваивают

правила

учебного

поведения,

у

них

формируют ся

целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитание

нравственного

поведения

-

это

формирование

нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует

8

отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать

нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определённым

образом

организовать

жизнь

воспитанников.

Нравственная

привычка

это

потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть

простыми,

когда

в

основе

лежат

правила

общежития,

культуры

поведения,

дисциплины

и

сложные,

когда

у

воспитанника

создают

потребность

и

готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для

успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью

которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы

отношение

к

выполнению действий

у

ребят

было

эмоционально

положительным

и

чтобы

при необходимости дети были способны проявить

определенные усилия воли для достижения результата.

1.2. Психологический аспект нравственности

Развитие

нравственности

в

психологическом

аспекте

включает

две

стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что:

ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место

в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых

ребенок совершает те или иные поступки,

В результате сложного развития, представления человека о плохом: и

хорошем, о должном и не должном., осознания общественных, социальных

норм формируются нравственные чувства

1

.

Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения-к

действительности

к

своему

собственному

поведению.

В

нравственном

сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с

1

Арзямова, Г. В, Единство нравственного и эстетического воспитания учащихся первых классов в учебно-

воспитательном процессе [Текст]. Автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. В. Арзямова.- М., 2008. - С, 35.

9

нравственными понятиями и представляют сплав нравственного, разумного и

чувственного.

Значения чувств в нравственном формировании личности

исключительно велико. В чувствах отражаются желания человека, его

эмоциональное

состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки

происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит

поведение человека.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое

внимание.

Опираясь

на

эмоциональную

отзывчивость

детей,

их

впечатлительность,

яркость

воображения,

подражательность,

педагоги

воспитывают

у

детей

первые

добрые,

гуманные

чувства:

заботливость,

внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться

чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

С

расширением

нравственного

опыта,

освоением

нравственных

представлений

расширяются

и

углубляются

нравственные

чувства

детей.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные

чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства...

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется

развитию и обогащению чувств детей, формированию способности

управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства,

определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к

важным общественным событиям.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве

уважения. В

старшем

дошкольном

возрасте оно становится более

осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли

трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к

сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма,

гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую

роль играет начальные формы чувства долга и ответственности,

10

формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких

нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к

людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются

яркие

впечатления

о

явлениях

общественной

жизни,

эмоционально

насыщенные

знания

о

своей

стране,

о

жизни

своего

народа,

которые

получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной

литературой.

Развитие

чувств

и

воли

происходит

в

постоянном

взаимодействии.

Существенными

признаками,

характеризующими

собственно

волевое

поведение,

являются

"преодоление

препятствий",

состояние

напряжения,

момент

волевого

усилия.

Так,

Б.М.

Теплов

подчеркивал,

что

волевые

действия в собственном смысле слова - это действия, которые связаны с

преодолением внутренних или внешних препятствий.

развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три

взаимосвязанные стороны - это, во-первых, развитие целенаправленности

действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их

мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении

действий.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном

возрасте

изменения

мотивов

поведения,

формированием

соподчинения

мотивов. Именно появление определенной направленности выдвижение на

первый

план

группы

мотивов,

которые

становятся

для

ребенка

наиболее

важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной

цели,

не

поддаваясь

отвлекающему

влиянию

побуждений,

связанных

с

другими менее значимыми мотивами

2

.

Чтобы

мотивы

реализовывались

в

поступки,

нужно

овладеть

и

соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе

при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.

2

Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания [Текст]. Сб. ст. / Под ред. Э.В.

Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 2008. - С. 57.

11

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные

мотивы,

выражающие

отношение

ребенка

к

другим

людям.

В

старшем

дошкольном

возрасте

нравственное

поведение

детей

нач ина е т

распространяться

на

широкий

круг

людей,

не

имеющих

с

ребенком

непосредственной

связи.

Это

связано

с

осознанием

детьми

нравственных

форм

и

правил,

пониманием

их

общеобязательности,

действительного

значения своих поступков для других людей.

Среди

нравственных

мотивов

поведения

большое

место

занимают

общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести

им пользу.

Важнейшую

роль

в

нравственном

развитии

старших

дошкольников

играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В

условиях

правильного

воспитания

у

детей

6-7

лет

развивается

умение

руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к

становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе

значимую

роль

играют

развивающиеся

моральные

чувства,

которые

в

старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию.

Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет

для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей

требует постоянного внимания воспитателя.

3

3

Абраменкова,

В.

В.

Действенная

групповая

эмоциональная

идентификация

как

проявление

альтруистического поведения и способы ее исследования у дошкольников [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.:

Педагогика, 2008. - С. 89.

12

Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания

дошкольников старшего возраста на примере МАДОУ № 20 г. Кемерово

2.1. Аспекты нравственного воспитания дошкольников

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех

принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек такова его

деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это

понятие включает в себя духовность и нравственности, цивилизованность и

образованность,

духовную

и

душевную

утонченность

и

творческую

активность.

Культура

человека

есть

отражение

его

внутреннего

мира,

и

огромную

роль в формировании

культуры

человека играет этнокультурное

развитие. В связи: с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных

условий

для

всестороннего

развития

духовно-нравственного

потенциала

дошкольников

через

гармоничное

построение

целостного

педагогического

процесса

в дошкольном

- учреждении

основанного

на

этнокультурных

ценностях родного края. Один из путей реализации такой деятельности

предлагает программа,

разработанная

творческой

группой

педагогов

МАДОУ № 20 г.Кемерово.

Практика показала, что именно изучение традиционной, отечественной

культуры в дошкольном: учреждении позволяет естественно сочетать обучение

и

воспитание

без

резких

границ

между

ними.

Потому

что

весь

процесс

освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение.

Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для

детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития

ребенка, не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический

потенциалы

4

.

4

Аплетаев , М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения [Текст] / М. Н. Аплетаев. -

Омск: ОГПИ, 2009. - С. 37.

13

В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений

предлагается обширный выбор различных программ воспитания

и обучения

детей дошкольного возраста. Опыт

организационно- административной

работы детского сада № 20 г. Кемерово в условиях реализации программы по

изучению

культурного

наследия

родного

края

предполагает

организацию

педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания,

где воспитатель берёт на себя основные функции воспитания и обучения

дошкольников.

Речь

в

данном

случае

идет

об

организации

работы

по

программе

ФГОС,

в

которой

воспитательные

задачи

-

передача

детям

нравственных

и

эстетических

ценностей

народа,

занимают

приоритетное

место. Учебная деятельность дошкольника предполагает определенный набор

тех или иных знаний, которые включены в учебную программу МАДОУ №

20

в

соответствии

с

ФГОС.

Остальное

время

пребывание

ребёнка

в

дошкольном

учреждении

в

течение

дня

распределяется

на

игровую

деятельность, режимные моменты и т.д. Эти промежутки времени наиболее

благоприятны для осуществления воспитательного процесса (хотя отнюдь не

отвергается значимость его непосредственно в учебной деятельности).

Для

успешной

работы

по

духовно

-

нравственному

воспитанию

дошкольников

на

основе

этнокультурного

развития

в

детском

саду

последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий.

Эти условия таковы:

-

непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей

(пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и

семейных

обрядов

-

мы

стремимся

реализовать

те

из

них,

что

могут

естественно

войти

в

нашу

жизнь;

мы

все

вместе

участвуем

в

игровом

исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом

опыте наших предков);

-

продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как

раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме, культурной жизни

всего детского сада);

14

использование

народного

опыта

непосредственно

в

жизни

детей

(пример:

на

занятии

знакомились

с

лекарственными

травами,

учились

их

заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары ежедневно);

-

усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и

их родителями, сотрудниками детского сада.

Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду – это

не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это

образ

жизни,

который

включает

в

себя

постепенную

и

целенаправленную

организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в

процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа;

развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому,

приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляли себе, что

она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический

коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.

В соответствии с ФГОС

в

планировании

воспитательно

-

образовательной работы уделено

внимание разделу по организации

выставок народного творчества, характерного для нашего региона,

организации

и

проведения

экскурсий

в

городской

краеведческий

музей,

художественный музей, центр "Народных ремесел". Здесь же запланированы

встречи с хранителями культуры региона - песенниками, народными мастерами

и т.д.

15

Методическая работа тоже отвечает поставленной задаче, в детском саду

работает клуб "Наследие" для обучения родителей. Для педагогов проводятся

семинарские занятия. На практике сочетаются и та, и другая формы работы, что

и

дает

ожидаемые

результаты.

Темы

занятий

включают

в себя

как

теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по

выбранному направлению. Работу клуба и семинаров ведут сами сотрудники

дошкольного учреждения.

Традиционно проводятся Дни русской кухни, опираясь на кулинарную

традицию родного края. На огородах проводят посадку традиционных для

нашей местности культур. Впоследствии проводится праздник урожая.

Работа с детьми.

Наряду

с

обычными

занятиями

в

разных

разделах

необходимо

при

перспективном планировании учесть темы по этнокультурному развитию детей:

-

цикл

занятий

познавательного

характера:

два

занятия

в

месяц

непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом

конкретный

выбор

ведущей

темы

месяца

определяется

ритмом

народного

календаря;

-.

эти

два

занятия

проблемно

связываются

с

изобразительной

деятельностью, лепкой, ручным трудом:;

-

на занятиях по ознакомлению с художественной литературой

предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей

темой по русской культуре;

-музыкальный

руководитель

планирует

свою

работу

с

народными

песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;

- занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел

"Ознакомление с природой". Это могут быть как самостоятельные занятия, так

и составные части занятий по природоведению и экологии;

16

-

завершают

изучение

каждой

темы

комплексные

занятия,

вечера

развлечений, народные гулянья, праздники.

Праздник

дает

положительные

результаты

и

подведет

итог

всей

предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в

разных

видах

деятельности

сами

готовят

праздник

вместе

с

вами

и

родителями.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой

форме

можно

познакомить

детей

с

разными

бытовыми

ситуациями

в

традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол

и

п о с т р о и т ь

с юже т н ы е

и гр ы

« д оч к и -мат е р и » ,

« Хо з я ю ш к а » ,

«Парикмахерская» и т. д. В играх продолжается работа по закреплению темы

месяца.

Они

являются

существенным

дополнением к

познавательным

занятиям.

Дидактические

игры

также

планируются

как

дополнительная

работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных

сюжетов. Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно,

Перечень

игр

для

удобства

"разбивают"

поквартально

соответственно

возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание следует уделить

играм-драматизациям. Нужно

планировать

не

только

драматизацию

по

сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать

сценки

с

куклами.

Каждый ме сяц дети

старшего

возраста

показывают

малышам любимую драматизацию.

В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков

традиционной культуры поведения.

Работа с родителями.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной

культурой родного: края нами был проведен, опрос среди родителей,

хотят ли

они,

чтобы

их

ребенок

изучал

традиционную

культуру

родного

края

в

дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был

составлен

план работы,

с

родителями

но

ознакомлению

их

с

культурой

нашего региона.

:

17

Содержание

духовно-нравственного

воспитания

детей

и

родителей

ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно

помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится

на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания

детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно

совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть

идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших

ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких

педагогов,

представителей

педагогики

Русского

Зарубежья

священник

Александр

Ельчанинов

писал:

"Нельзя

врачевать

чужие

души

("помогать

людям"), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с

хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе

5

".

2.2. Методики нравственного воспитания дошкольников на примере

МАДОУ № 20

г. Кемерово

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств

личности

и

привычек

культурного

поведения

активно

продолжается.

Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание

уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям,

осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание

быть полезным окружающим. У детей подготовительной группы необходимо

активно

и

последовательно

формировать

дружеские

взаимоотношения,

привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в

своих

поступках

следовать

примеру

хороших

людей,

положительным,

героическим персонажем известных художественных произведений.

5

Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] /

Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. - 2008. - 4. - С.34.

18

Для того чтобы составить программу нравственного воспитания детей

с р ед не й

гру ппы ,

не о бход имо

пр о ве с т и

д иа гно с т ику

у р о в н я

сформированности привычек нравственного поведения.

В

нашем

исследовании

приняли

участие

10

детей

второй

средней

группы МАДОУ

№ 20 г. Кемерово (5 девочек и 5 мальчиков), возраст

выбранных испытуемых - от 6 до 7 лет.

В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х

экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:

1) ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);

2) наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.

В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей

исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности

выполнения

детьми

нравственных

норм.

Выяснение

особенностей

осуществлялось

путем

сравнения

поведения

детей

в

двух

планах

их

взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта)

и

в

реальной

жизненной

ситуации

(проявление

нравственных

мотивов

поведения).

Основными задачами констатирующего эксперимента были:

1)

выяснение психологических особенностей выполнения

нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;

2)

установление

наличного

уровня

сформированности

некоторых

поступков нравственного поведения у дошкольников 6-7 лет.

В

индивидуальной

беседе

каждому

из

детей

было

предложено

выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который

также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав

рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и

самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

«Мальчику Мише 6 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По

утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в

группу.

19

Сегодня мама привела

Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша

вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе,

а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не

стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо

попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и

поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел

играть с другими мальчиками.

За

завтраком

дети

кушали

творожную

запеканку,

Миша

вертелся

за

столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала

Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела

рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя

обиделась

на

Мишу

за

испорченное

платье,

и

не

дала

ему

в

песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что

больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером,

когда

детей

забирали

и

в

группе

остались

только

Миша

и

Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки.

Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а

сел, разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами

рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу, о том, как прошел день. Что

по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились?

Как поступил бы на его месте ты?»

Из 10 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все

неправильные поступки Миши 6 человек, двое определили как неправильные

4 и 3 поступка из

пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две

ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не

помог убирать игрушки»), один - выделил ситуацию с пролитым

20

Молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша

вертелся за столом.

На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с

ошибками

в

поведении

Миши

дети

правильно

подобрали

варианты

нравственного поведения.

1. «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского

сада» - 8 чел,

2. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его

ее не ломать» - 7 чел.,

3. «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - извиниться за

свой поступок» - 9 чел,, «за столом нельзя вертеться» (про извиниться — не

сказал) - 1 чел.,

4.

«сердиться

на

Машу

после

того,

как

облил

ей

молоком

платье

-неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка

перестала бы сердиться на Мишу» - 6 чел,,

5 «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки

воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице

во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и

можем помогать» - 7 чел»

Данные первого этапа были зафиксированы. На втором этапе велось

наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. велось стороннее

наблюдение

за

поступками

детей

в

течение

нескольких

дней

(непосредственную помощь оказывал: воспитатель группы).

В

результате

наблюдения

было

установлено,

что

дети

в

типичных

ситуациях - утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться

игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю

по его просьбе в уборке игрушек, книг - проявили себя следующим образом:

1. здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в

большинстве случаев) - 6 человек, здороваются только с воспитателем

21

группы

-

3

человека,

не

здоровается

(здоровается

только

после

напоминаний) -

1 чел.,

2.

дружно

играют,

делятся

игрушками,

в

том

числе

и

своими

(принесенными из дома) - 7 чел., из них делятся только с лучшими друзьями

-

5 чел.,

3. всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя -

5 чел., под присмотром воспитателя - 7 чел., не соблюдают нормы поведения

за столом - 1 чел.,

4.

самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за

неправильные поступки - 3 чел.,

5.

помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают

свою помощь) - 7 человек.

22

Заключение

Формирование

нравственного

воспитания

у

детей

происходит

под

воздействием

объективных

условий

жизни,

обучения

и

воспитания,

в

процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и

будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,

соответствующей

нормам

общечеловеческой

морали,

организации

всей

жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Поэтому

учебно-воспитательная

работа

должна

включать

в

себя

нравственные

идеи

и

осуществляться

в

разнообразных

и

эффективных

формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий,

разнообразие

видов

деятельности

вне

занятий,

уклад

жизни

в

семье

-важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены

формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных

представлений и поступков необходимо:

-

полное понимание сущности нравственного воспитания как

психолого-педагогического процесса;

- знание "механизмов" формирования нравственности и т.д.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет

положительный

нравственный

опыт,

особенное

значение

для

накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но

опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по

высоким

мотивам.

Эффективность

нравственного

про свещения

дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного

учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг

друга.

23

Список литературы

1.

Абраменкова,

В.

В.

Действенная

групповая

эмоциональная

идентификация как проявление альтруистического поведения и способы ее

исследования у дошкольников [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.: Педагогика,

2008. - С. 89.

2. Абрамова, Ю. Г. Психология среды: истоки и направления развития

[Текст] / Ю. Г. Абрамова // Вопросы психологии. - 2009. - №2. - С. 130-137.

3. Азбука нравственности [Текст] / Сост. Е.Г. Кононенко. - М.: Б.И.,

2007.-54 с.

4.

Актуальные

вопросы

нравственного

и

эстетического

воспитания

[Текст]. Сб. ст. / Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 2008. - С. 57.

5.

Аплетаев,

М.

Н.

Воспитание

нравственных

основ

личности

в

процессе обучения [Текст] / М. Н. Аплетаев. - Омск: ОГПИ, 2009. - С. 37.

6. Арзямова, Г. В. Единство нравственного и эстетического воспитания

учащихся

первых

классов

в

учебно-воспитательном

процессе

[Текст].

Автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. В. Арзямова.- М., 2008. - С. 35.

7.

Бариленко,

Н.

В.

Становление

взаимоотношений

у

старших

дошкольников

в

совместной

деятельности

[Текст]

/

Н.

В.

Бариленко

//Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С.34.

24

Приложение 1

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.

Приучение:

детям

дается

определенный

образец

поведения,

например

за

столом,

во

время

игры,

в

разговоре

со

старшими

или

ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность

выполнения того или иного правила.

2.

Упражнение:

многократно

повторяется

то

или

иное

действие,

например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или

колбасы.

Следует

добиваться

осознания

ребенком

необходимости

и

разумности такого использования столовых приборов.

3.

Воспитывающие

ситуации:

создают

условия,

в

которых

ребенок

оказывается

перед

выбором,

например,

пользоваться

вилкой

и

ножом

или

одной вилкой.

4.

Поощрение:

проводится

различными

способами,

активизирует

дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и

физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими

детьми

негативного

поступка

направлено

на

возникновение

желания

поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом

и

необходим

ребенку.

Им

могут

быть

воспитатель,

родитель,

знакомый

взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7.

Разнообразие

словесных

методов:

помогает

более

осознанному

изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной

морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает

эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.

Разъяснение:

необходимо

не

только

показать

рассказ,

но

и

разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

25

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм

и правил

поведения.

Ее

разумнее

проводить

небольшой

группой

в

5-8

человек,

в

которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей

детей

для

ведения

беседы,

их

взглядов,

убеждений

и привычек поможет

воспитателю правильно ее построить.



В раздел образования