Автор: Митрова Алла Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 15
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРОТЕХНИКА В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 12 – 16 ЛЕТ"
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРОТЕХНИКА В РАБОТЕ СО
ШКОЛЬНИКАМИ 12 – 16 ЛЕТ
Митрова А.В.,г. Саратов
Учитель английского языка
МОУ Лицей № 15
Игра — основной вид деятельности ребёнка. По мнению Д. Б. Эльконина
[4]
«в
игре
не
только
развиваются
или
заново
формируются
отдельные
интеллектуальные
операции,
но
и
коренным
образом
изменяется
позиция
ребёнка
в
отношении
к
окружающему
миру
и
формируется
механизм
возможной
смены
позиции
и
координации
своей
точки
зрения
с
другими
возможными точками зрения».
Объективно сложившиеся средовые условия и факторы профессиональной
среды требуют от современных
специалистов умения решать проблемные,
творческие,
внезапно
возникающие
задачи.
Игра
является
эффективным
методом
обучения
и
обладает
уникальной
особенностью
воспроизводить
реальную профессиональную жизнедеятельность в той или иной ее модели.
Игротехника актуальна для детей в возрасте от 12 до 16 лет, так как
именно в этот период у них всё чаще возникает вопрос, о том, как они смогут
применить полученные знания в жизни. И один из самый действенных способов
- это смоделировать для них условия приближенные к реальным, по средствам
игры.
Именно
в
процессе
игры,
подростки
проявляют
все
свои
эмоции
и
чувства, лучше воспринимают и понимают информацию.
Применение игровых технологий
для учащихся, в нашем случае для
школьников
12-16
лет
является
необходимым.
Мы
имеем
дополнительные
возможности
выявить,
учесть,
развить
творческие
способности
детей
и
приобщить их к многообразной творческой деятельности, воспитать активные
творческие личности.
В процессе игры осваиваются правила поведения и роли социальной
группе класса переносимые затем в "большую жизнь"; приобретаются навыки
совместной
коллективной
деятельности,
отрабатываются
индивидуальные
характеристики
учащихся,
необходимые
для
достижения
поставленных
игровых целей, привлеченными дополнительными средствами
наглядными
пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
ИГРОТЕХНИКА
–
техника
профессионального
совершенствования
людей в игровой форме. Это процесс решения и постановки задач и проблем
игротехником,
реализация
синтетической
функции
режиссуры
и
сценарирования игры и организация ее практического проведения.
В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется
использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком
-
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в
обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний
облегчающем
усвоение
материала.
В
процессе
обучения
игра
моделирует
жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений.
В
подростковом
возрасте
наблюдается
обострение
потребности
в
создании
своего
собственного
мира,
в
стремлении
к
взрослости,
бурное
развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к ро-
зыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Игротехника
как
метод,
рассматривается
как
специально
созданная
ситуация, моделирующая реальность, из которой ученикам предлагается найти
выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный
процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным
преобразователем действительности.
Типы
занятий
классифицируют,
исходя
из
дидактической
цели,
цели
организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных
этапов учебного процесса, методов обучения, а так же способов организации
учебной деятельности учащихся.
Существует два типа занятия – мероприятия, учебное и воспитательное.
Учебно е
предполагает
изучение
нового
учебного
м ат е р и а л а ,
совершенствования знаний, умений и навыков. Воспитательный тип занятия
предполагает
формирование
у
детей
моральных
представлений,
системы
поведения и взаимоотношений.
В системе урока при планировании игровая ситуация должна органически
вытекать
из
логики
учебно-воспитательного
процесса,
а
не
быть
к
нему
привязанной
искусственно;
должна
иметь
интересное
привлекательное
название;
содержать
действительно
игровые
элементы;
иметь
обязательные
правила, которые нельзя нарушать.
Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной
деятельности
на
уроке.
Существует
три
вида
организации
учебной
деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Педагог
должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую
форму
организации
деятельности
обучающихся
для
до стижения
образовательных
целей.
Таким
образом,
потенциал
игры
как
мотив
будет
направлен
на
более
успешное
освоение
школьниками
образовательной
программы.
Применение сюжетно-ролевой игры
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь
в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей
учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на
уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не
менее
важным
считается
приобщение
школьников
к
культурным
ценностям
народа-носителя
языка.
В
этих
целях
большое
значение
имеют
сюжетно-ролевые игры.
Их
использование
способствует
реализации
важнейшего
требования
коммуникативной
методики
—
представить
процесс
овладения
языком
как
постижение
живой
иноязычной
культуры;
индивидуализации
обучения
и
развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством игры является её эмоциональное воздействие на
учащихся. Использование игротехники помогает также развитию различных
сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти.
Таким образом, психологические особенности воздействия сюжетно-ролевой
игры на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает
благоприятные
условия
для
формирования
коммуникативной
компетенции
учащихся.
Литература:
1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС,
2004. – 161 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - «Вопросы
психологии», 1966, №6.
3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий
[Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два
комсомольца, 2011. — С. 140-146.
4. Эльконин Д.Б. психология игры. М., «Педагогика», 1978.