Напоминание

Формирование интереса и любви к чтению, книге в семье и школе


Автор: Захарова Октябрина Илларионовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нахаринская НОШ им. Тукайнова И.Я."
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Нахара
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интереса и любви к чтению, книге в семье и школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование интереса и любви к чтению, книге в семье и школе.

В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе

духовных ценностей школьников.

Проблемы с чтением начинаются в семье. Если не читает мама, не будет любить книгу и ребенок.

Сегодня в нашем обществе практически исчезли домашние библиотеки. Если ребенок не читает,

он не развивается творчески.

Задача учителя – это привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им

помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения, возрождения

традиций семейного чтения, повышения авторитета читателя. Мне кажется, что читательские

интересы

у

ребенка

будут

сформированы,

если

включить

в

учебно-воспитательный

процесс

взаимосотрудничество трех единств «школа-семья-библиотека».

Способы решения данной проблемы:

1. Каждый элемент единства "школа-семья-библиотека" сам по себе играет определенную роль в

развитии ребенка как личности в целом. Но если эти три элемента будут плотно взаимодействовать

друг с другом, мы получим мощный механизм, который будет развивать в ребенке интерес к

чтению, а также трепетное отношение к книгам, как главному источнику знаний. Художественная

литература формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение, дает большой объем

разнообразной информации. При этом решается задача сохранения индивидуальности каждого

ребенка. Для того, чтобы этот механизм "трех единств"

(школа-семья-библиотека) активно

работал в нашей Нахаринской начальной школе мы сделали школьную библиотеку абсолютно

доступной. То есть, кроме учеников школы, художественную литературу может одолжить любой

желающий сельчанин. Более того, теперь наша библиотека открыта и родителям наших учеников.

Ведь читающий родитель может послужить хорошим примером для своего ребенка. Как говорится:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему». И несмотря на то, что

данный проект работает всего месяц, читателей становится заметно все больше, что доказывает

его эффективность.

2. Хочу познакомить с конкурсом, проведение которого планируется в нашей школе в декабре

этого года, для активизирования детского чтения, как важнейшего фактора развития культуры

подрастающего поколения.

Это конкурс любительских видеороликов «Папа, мама и я – читающая семья!». Цель конкурса:

продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом

технологическом веке; укрепление традиций семейного чтения, воспитание читателя-школьника,

развитие навыков выразительного чтения и мелодекламации.

Предметом конкурса выступят любительские видеоролики.

Видеоролик содержит запись выразительного чтения (с листа или наизусть) поэтического

или фрагмента прозаического или драматического текста.

В качестве чтеца (ов) выступят: сам учащийся и его семья (мама, папа, мама и папа,

бабушка, дедушка).

Местом записи выступят: квартира конкурсанта (возможно – семейная библиотека), какой-

либо культурно-досуговый центр (библиотека, музей, театр, книжный клуб, салон, магазин).

Допускается музыкальное сопровождение чтения.

В начале или в конце ролика в свободной форме должны быть названы текст, автор и

исполнители.

II.Как формировать интерес к уроку литературного чтения для учеников начальных классов.

Все

мы

прекрасно

знаем,

что

начальная

школа

является

базой

для

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей,

поэтому

на

уроках

включаются

разноплановые

задания

на

развитие

памяти,

внимания,

воображения,

кругозора,

логического

мышления детей.

Главная моя задача, как учителя – сделать так, чтобы урок заставлял ребенка проявлять

творчество, желание выражать и раскрывать свою личность. Урок должен быть занимательным,

его лучше начинать с чего-то необычного, что вызывает чувство удивления, новизны. Мы живем в

21 веке. Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать

необычным?

Каждый

решает

эту

проблему

по-своему,

потому

что

на

современном

этапе

формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в

традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.

В преподавании своего предмета я стараюсь уделять больше внимания на то, чтобы

ученикам изначально нравился сам предмет литературного чтения.

Три метода, которые я

практикую

при

проведении

урока

литературного

чтения,

которые

позволяют

обратить

максимальное внимание учеников к данному предмету.

Метод 1: Внедрение ИКТ

Внедрение ИКТ на уроках литературы позволило нам реализовать идею развивающего обучения,

повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, сделать урок более ярким

и увлекательным.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и

литературы, на мой взгляд, позволяет:

- развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение

принимать оптимальные решения;

- расширить возможности предъявления учебной информации;

-

сформировать

у

школьников

умение

работать

с

информацией,

развить

коммуникативные

способности;

- усилить мотивацию учения;

- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

- дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

- расширить наборы применяемых учебных задач;

- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

- позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному

поведению в нем.

В своих презентациях к урокам литературы использую разнообразные формы наглядности в виде

таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать

одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Метод 2: Использование персональных компьютеров для освоения пройденной программы.

Образование

-

непрерывный

и

динамичный

процесс,

который

должен

продолжаться

и

за

пределами урока. И не последнюю роль здесь играет способность учителя заинтересовать ученика,

в том числе, и посредством применения современных технологий.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством

обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения.

Практика

показывает,

что

учащиеся

охотно

идут

на

занятия

с

использованием

ПК

и

интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый

интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь

учителя с обучаемым. С целью реализовать данный метод мы приобрели ноутбуки для детей,

которые сейчас охотно работают по нему.

Я использую компьютеры при проведении своих уроков. Они используется при завершении урока

с

целью

самостоятельного

закрепления

учеником

пройденного

материала.

За

10

минут

до

окончания урока ученики приглашаются за компьютеры. Их задача с помощью программы Word

напечатать свое личное мнение о прочитанном произведении не менее 5 предложений. Такой

метод использования современных технологий обучения безусловно вызывает бурный интерес

ребенка к данному учебному предмету.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий

для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила и к тому же данный

метод позволяет освоить пройденный материал учеником самостоятельно. А также первые навыки

работы с компьютером играют немаловажную роль в формировании у ребенка интереса к уроку

литературного чтения.

Метод 3: Познавательно-развлекательный метод освоения пройденной темы. Дидактивный

метод. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде

системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие

возможности учеников, воспитывать личность.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы

учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно.

Я

приведу пример игры, в которую мы играем на уроке литературного чтения: По завершении урока,

ученики встают в круг. Учитель задает любой вопрос по пройденной теме и бросает предмет

передачи любому на выбор ученику. (мяч, маленькая мягкая игрушка) Тот ученик ловит и отвечает

на вопрос, заданный учителем. Затем так же вслух задает вопрос по пройденной теме и бросает

мяч

любому

другому

ученику,

а

поймавший

мяч

также

отвечает

на

его

вопрос

и

кидает

следующему ученику. И так, до тех пор, пока все ученики не будут задействованы в игре.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно

учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Метод 4: Всемирная паутина. Интернет.

Использую в своей работе Интернет-ресурсы.

Несколько видов работ, которые выполняют ученики с использованием средств сети Интернет:

Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя

определённого литературного направления.

Создание мультимедийной презентации по теме.

Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество

которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

Подготовка

словарной

работы.

В

Интернете

сейчас

есть

разнообразные

словари,

справочники, энциклопедии.

Использование

новых

инновационных

технологий

позволит

расширить

нам

рамки

образовательного пространства. Все перечисленные методы в совокупности сыграют огромную

роль в формировании интереса к уроку литературного чтения у детей и к чтению в целом.

Вся эта работа вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса учащихся к литературе.

Модернизация

образования

требует

перехода

от

воспроизводящей

системы

обучения,

направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание

на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к

культурному созиданию.

Учителей начальных классов больше должен волновать не только степень овладения учащимися

программным материалом, а глубокая продуманная работа по развитию у них интереса к чтению,

познавательной потребности.

Захарова Октябрина Илларионовна

Учитель начальных классов

МБОУ Нахаринской НОШ им.Тукайнова И.Я.

Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия)



В раздел образования