Автор: Захарова Октябрина Илларионовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нахаринская НОШ им. Тукайнова И.Я."
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Нахара
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интереса и любви к чтению, книге в семье и школе
Раздел: начальное образование
Формирование интереса и любви к чтению, книге в семье и школе.
В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе
духовных ценностей школьников.
Проблемы с чтением начинаются в семье. Если не читает мама, не будет любить книгу и ребенок.
Сегодня в нашем обществе практически исчезли домашние библиотеки. Если ребенок не читает,
он не развивается творчески.
Задача учителя – это привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им
помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения, возрождения
традиций семейного чтения, повышения авторитета читателя. Мне кажется, что читательские
интересы
у
ребенка
будут
сформированы,
если
включить
в
учебно-воспитательный
процесс
взаимосотрудничество трех единств «школа-семья-библиотека».
Способы решения данной проблемы:
1. Каждый элемент единства "школа-семья-библиотека" сам по себе играет определенную роль в
развитии ребенка как личности в целом. Но если эти три элемента будут плотно взаимодействовать
друг с другом, мы получим мощный механизм, который будет развивать в ребенке интерес к
чтению, а также трепетное отношение к книгам, как главному источнику знаний. Художественная
литература формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение, дает большой объем
разнообразной информации. При этом решается задача сохранения индивидуальности каждого
ребенка. Для того, чтобы этот механизм "трех единств"
(школа-семья-библиотека) активно
работал в нашей Нахаринской начальной школе мы сделали школьную библиотеку абсолютно
доступной. То есть, кроме учеников школы, художественную литературу может одолжить любой
желающий сельчанин. Более того, теперь наша библиотека открыта и родителям наших учеников.
Ведь читающий родитель может послужить хорошим примером для своего ребенка. Как говорится:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему». И несмотря на то, что
данный проект работает всего месяц, читателей становится заметно все больше, что доказывает
его эффективность.
2. Хочу познакомить с конкурсом, проведение которого планируется в нашей школе в декабре
этого года, для активизирования детского чтения, как важнейшего фактора развития культуры
подрастающего поколения.
Это конкурс любительских видеороликов «Папа, мама и я – читающая семья!». Цель конкурса:
продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом
технологическом веке; укрепление традиций семейного чтения, воспитание читателя-школьника,
развитие навыков выразительного чтения и мелодекламации.
Предметом конкурса выступят любительские видеоролики.
•
Видеоролик содержит запись выразительного чтения (с листа или наизусть) поэтического
или фрагмента прозаического или драматического текста.
•
В качестве чтеца (ов) выступят: сам учащийся и его семья (мама, папа, мама и папа,
бабушка, дедушка).
•
Местом записи выступят: квартира конкурсанта (возможно – семейная библиотека), какой-
либо культурно-досуговый центр (библиотека, музей, театр, книжный клуб, салон, магазин).
•
Допускается музыкальное сопровождение чтения.
•
В начале или в конце ролика в свободной форме должны быть названы текст, автор и
исполнители.
II.Как формировать интерес к уроку литературного чтения для учеников начальных классов.
Все
мы
прекрасно
знаем,
что
начальная
школа
является
базой
для
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей,
поэтому
на
уроках
включаются
разноплановые
задания
на
развитие
памяти,
внимания,
воображения,
кругозора,
логического
мышления детей.
Главная моя задача, как учителя – сделать так, чтобы урок заставлял ребенка проявлять
творчество, желание выражать и раскрывать свою личность. Урок должен быть занимательным,
его лучше начинать с чего-то необычного, что вызывает чувство удивления, новизны. Мы живем в
21 веке. Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать
необычным?
Каждый
решает
эту
проблему
по-своему,
потому
что
на
современном
этапе
формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в
традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.
В преподавании своего предмета я стараюсь уделять больше внимания на то, чтобы
ученикам изначально нравился сам предмет литературного чтения.
Три метода, которые я
практикую
при
проведении
урока
литературного
чтения,
которые
позволяют
обратить
максимальное внимание учеников к данному предмету.
Метод 1: Внедрение ИКТ
Внедрение ИКТ на уроках литературы позволило нам реализовать идею развивающего обучения,
повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, сделать урок более ярким
и увлекательным.
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и
литературы, на мой взгляд, позволяет:
- развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение
принимать оптимальные решения;
- расширить возможности предъявления учебной информации;
-
сформировать
у
школьников
умение
работать
с
информацией,
развить
коммуникативные
способности;
- усилить мотивацию учения;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
- расширить наборы применяемых учебных задач;
- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
- позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному
поведению в нем.
В своих презентациях к урокам литературы использую разнообразные формы наглядности в виде
таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать
одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
Метод 2: Использование персональных компьютеров для освоения пройденной программы.
Образование
-
непрерывный
и
динамичный
процесс,
который
должен
продолжаться
и
за
пределами урока. И не последнюю роль здесь играет способность учителя заинтересовать ученика,
в том числе, и посредством применения современных технологий.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством
обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения.
Практика
показывает,
что
учащиеся
охотно
идут
на
занятия
с
использованием
ПК
и
интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый
интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь
учителя с обучаемым. С целью реализовать данный метод мы приобрели ноутбуки для детей,
которые сейчас охотно работают по нему.
Я использую компьютеры при проведении своих уроков. Они используется при завершении урока
с
целью
самостоятельного
закрепления
учеником
пройденного
материала.
За
10
минут
до
окончания урока ученики приглашаются за компьютеры. Их задача с помощью программы Word
напечатать свое личное мнение о прочитанном произведении не менее 5 предложений. Такой
метод использования современных технологий обучения безусловно вызывает бурный интерес
ребенка к данному учебному предмету.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий
для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила и к тому же данный
метод позволяет освоить пройденный материал учеником самостоятельно. А также первые навыки
работы с компьютером играют немаловажную роль в формировании у ребенка интереса к уроку
литературного чтения.
Метод 3: Познавательно-развлекательный метод освоения пройденной темы. Дидактивный
метод. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде
системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие
возможности учеников, воспитывать личность.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы
учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно.
Я
приведу пример игры, в которую мы играем на уроке литературного чтения: По завершении урока,
ученики встают в круг. Учитель задает любой вопрос по пройденной теме и бросает предмет
передачи любому на выбор ученику. (мяч, маленькая мягкая игрушка) Тот ученик ловит и отвечает
на вопрос, заданный учителем. Затем так же вслух задает вопрос по пройденной теме и бросает
мяч
любому
другому
ученику,
а
поймавший
мяч
также
отвечает
на
его
вопрос
и
кидает
следующему ученику. И так, до тех пор, пока все ученики не будут задействованы в игре.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно
учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Метод 4: Всемирная паутина. Интернет.
Использую в своей работе Интернет-ресурсы.
Несколько видов работ, которые выполняют ученики с использованием средств сети Интернет:
•
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя
определённого литературного направления.
•
Создание мультимедийной презентации по теме.
•
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
•
Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество
которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
•
Подготовка
словарной
работы.
В
Интернете
сейчас
есть
разнообразные
словари,
справочники, энциклопедии.
Использование
новых
инновационных
технологий
позволит
расширить
нам
рамки
образовательного пространства. Все перечисленные методы в совокупности сыграют огромную
роль в формировании интереса к уроку литературного чтения у детей и к чтению в целом.
Вся эта работа вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса учащихся к литературе.
Модернизация
образования
требует
перехода
от
воспроизводящей
системы
обучения,
направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание
на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к
культурному созиданию.
Учителей начальных классов больше должен волновать не только степень овладения учащимися
программным материалом, а глубокая продуманная работа по развитию у них интереса к чтению,
познавательной потребности.
Захарова Октябрина Илларионовна
Учитель начальных классов
МБОУ Нахаринской НОШ им.Тукайнова И.Я.
Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия)