Автор: Крипчакова Алевтина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Янгорчинская СОШ"
Населённый пункт: село Янгорчино Вурнарского района Чувашской Республики
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Развитие разных видов мышления методом моделирования у детей 5-7 лет в условиях разновозрастной группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Янгорчинская СОШ»
С Янгорчино Вурнарского района Чувашской Республики
Программа развития разных видов мышления методом моделирования
у детей 5-7 в условиях разновозрастной группы
Воспитатель: Крипчакова
Алевтина Николаевна
2018
1
Нами была разработана система работы, направленная на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического
мышления методом моделирования у детей 5-7 лет в условиях разновозрастной группы. В программе мы использовали игры, предложенные
Л.А. Венгер, С. Кузьминой, А.А. Силиной, Е.А. Юзбековой.
Принципы составления программы:
– осуществление принципа индивидуального и дифференцированного подхода, предпологавшего проведение дополнительных занятий
для детей с низким уровнем развития мышления, работу в системе сопровождения развития младших детей старшими.
– принципа учета возрастно-психологических особенностей ребенка. Игры соответствовали возрасту детей.
– деятельностный принцип коррекции. Развитие разных видов мышления осуществлялось в игровой форме, т.к. игра является ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте.
– принцип усложнения. От занятия к занятию предложенные игры усложнялись, с учетом поэтапного обучения моделированию: от
овладения
детьми
способами
замещения
реальных
компонентов
объекта
условными
обозначениями
к
развитию
умений
выделять
пространственные отношения, далее к развитию умений моделировать логические отношения.
– принцип комплексности методов психологического взаимодействия. Система работы по развитию разных видов мышления у детей с
разным уровнем развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления строилась с опорой на комплекс
взаимосвязанных методов.
Работа
проводилась
в
три
этапа.
Целью
первого
этапа
являлось
овладение
дошкольниками
способами
замещения
реальных
компонентов объекта условными обозначениями. В качестве символов заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и
цветом напоминающие замещаемый предмет. Первый этап включал в себя следующие направления работы:
– развитие умения видеть в различных предметах возможные заместители других ппредметов («Придумай сам», «Что это?», «Лото»,
«Разноцветные цепочки»);
– формирование умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот («Придумай сам»,
«На что это похоже?»);
2
– овладение умением соотносить условные обозначения с реальными признаками, качествами предметов («На что похоже?);
– овладение умением придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов
(«Выбери
персонажей», «Чудесный лес»);
Общее количество: 8 занятий по 20-25 минут. В первый день занятие проводится с детьми группы 6-7 лет, на следующий день занятие
повторяется со всей группой, при этом дети постарше (6-7 лет) помогают 5-6-летним дошкольникам.
Целью второго этапа являлось развитие умений выделять пространственные отношения. На 2 этапе работа велась по следующим
направлениям:
– развитие умения пользоваться планом («Куда спрятался жучок?», «Кукла Маша купила пианино»);
– ориентирование в пространстве по плану («Найди игрушку», «Найди ведерко», «Как пройти к зайке?»);
– развитие умения ориентироваться в схематическом изображении предметов и способности к конструированию («Собери по схеме»);
– развитие способности «читать и создавать схемы («Прогноз погоды»);
– развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий («Найди все тропинки»).
Общее количество: 8 занятий по 20-25 минут. В первый день занятие проводится с детьми 6-7 лет, на следующий – дети постарше
помогают 5-6-летним дошкольникам.
Цель третьего – развитие умений моделировать логические отношения. На данном этапе основные направления работы следующие:
– развитие логического мышления, умения высказывать свои суждения, строить простейшие умозаключения («Логический поезд»,
«Кто старше?», «Угадай что спрятано?», «Исправь ошибку»);
– развитие умения устанавливать родовидовые отношения посредством кругов Эйлера, изображать наглядно отношения между
подмножествами
и
пересечением
и
объединение
множеств
(«Сравнивание
свитера
и
футболки»,
«Сравнивание
кошки
и
собаки»,
«Классификация «Животный мир»);
– развитие умения изображать окружающие предметы, героев произведения символами и пересказывать с опорой на графические
аналогии (пересказ рассказа Н. Калинина «Про снежный колобок»).
3
Общее количество: 8 занятий по 20-25 минут. В первый день занятие проводится с детьми 6-7 лет, на следующий день – дети постарше
помогают 5-6-летним дошкольникам.
Ориентиры для перехода к следующему этапу работы:
1.
К концу первого этапа дети овладевают способами замещения реальных компонентов объекта условными обозначениями,
способны придумывать различные ситуации на основе схематического изображения.
2.
Дети умеют пользоваться планом и ориентируется в пространстве по плану, «читать» и создавать схемы, ориентируются в
схематическом изображении предмета.
3.
Дети
умеют
высказывать
свои
суждения,
строить
простейшие
умозаключения,
устанавливать
родовидовые
отношения,
изображать окружающие предметы, героев произведения символами и осуществлять пересказ с опорой на графические аналогии, умеют
классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.
В ходе предварительной работы был определена общая структура занятий, представляющая собой стабильную схему. Структура
каждого занятия включает: ритуал приветствия; основное содержание занятия; рефлексия занятия – оценка занятия; ритуал прощания.
Каждое занятие рассчитано на 20-25 минут при соблюдении режима проведения 4 раза в неделю. Весь цикл рассчитан на 1,5 месяца.
Этап первый.
Задача:
Овладение
дошкольниками
способами
замещения
реальных
компонентов
объекта
условными
обозначениями.
В
качестве
символов
заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
Сроки
Форма
Тема
Цели и задачи
Материалы и оборудования
Описание игры
4
(групповая,
фронтальная)
Пн.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №1
1.«Придумай
сам» [1].
2.«Разноцветные
цепочки» [1].
Учить детей видеть в
различных предметах
возможные
заместители других
предметов, годных для
той или иной игры.
Формировать умение
использовать один и
тот же предмет в
качестве заместителя
других предметов и
наоборот.
Учить детей размещать
предметы в
соответствии с
расположением их
заместителей.
Набор различных
предметов, например,
брусок, палочка, конус,
пластмассовый шарик,
полый цилиндр, деревянное
колечко. Картинки с
изображениями,
напоминающими каждый из
имеющихся предметов (по 4
картинки для каждого
предмета). Например, санки,
одежная щетка, мыло,
автобус – брусок; карандаш,
удочка, нож, ложка –
палочка; ракета, морковь,
елочка, пирамидка – конус;
яйцо, яблоко, воздушный
шар, мячик – шарик;
бутылка, ваза, стакан,
наперсток – цилиндр;
кольцо, бублик, колесо,
пяльцы – колечко.
1.Флажки разных цветов по
количеству детей.
2.Таблички, на которых
нарисованы в различном
порядке круги разных
Дети усаживаются вокруг стола, каждый
ребенок получает какой-либо предмет.
Воспитатель спрашивает: «У кого
предмет похожий на карандаш?»
Ребенок имеющий палочку, отвечает: «У
меня» - и показывает, как рисуют.
Педагог дает ему картинку, на которой
изображен карандаш. Затем продолжает.
«Кто может со своим предметом
поиграть, как с мячиком?» Ребенок,
имеющий шарик, показывает, как он это
может сделать. Он тоже получает
карточку с изображением мячика, точно
так же воспитатель обыгрывает
остальные предметы, давая возможность
каждому ребенку 3-5 раза увидеть в
своем предмете сходство с другими
предметами или игрушками.
(Также детям предлагается
самостоятельно подобрать предметы для
игры).
Выбирают 10 детей и делят их на 2
команды, по 5 человек в каждой
команде. Воспитатель раздает
участникам игры цветные флажки:
каждая команда получает 2 красных
5
цветов: 2 красных, 2 синих,
1 желтый, таблички по
количеству детей.
(Разноцветные цепочки
могут быть нарисованы в
виде кружков, квадратов,
треугольников).
флажка, 2 синих и 1 желтый. Ребята с
флажками встают лицом к воспитателю,
проводящему игру. Ведущий показывает
детям одну из карточек с кругами.
Команда должна быстро построиться
так, как нарисовано на картинке. Когда
команды построятся, воспитатель
проверяет правильность выполнения
задания, т. е. точность построения в
соответствии с кругами на табличке.
Выигрывает та команда, которая
построилась первой. Далее воспитатель
показывает следующую табличку и игра
продолжается. Побеждает та команда,
которая набрала наибольшее количество
очков.
Вт.
Фронтальная
Занятие №2
(повторить
занятие №1)
1.«Придумай
сам» [1].
Учить детей 5-6 лет
видеть в различных
предметах возможные
заместители других
предметов, годных для
той или иной игры.
Формировать умение
использовать один и
тот же предмет в
качестве заместителя
других предметов и
наоборот.
Смотреть выше.
Смотреть выше
6
2.«Разноцветные
цепочки» [1].
Учить детей 5-6 лет
размещать предметы в
соответствии с
расположением их
заместителей.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Чт.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №3
1.«Что сначала,
что потом?» [1].
2.«Что это?» [1].
Учить детей
распологать картинки в
порядке развития
сюжета, пользуясь
вспомогательным
средством.
Учить детей видеть в
различных предметах
возможные
заместители.
Наборы картинок, которые,
если их расположить в
определенной
последовательности,
передают развитие сюжета.
Наборы состоят из 4-8
картинок.
Карточки, разделенные на
две части. На одной части
изображен реальный
предмет (например –
паровоз, солнце, домик,
елка), а рядом схематическое
изображение этого
предмета.
Воспитатель вынимает картинки и
показывает их детям. Затем говорит, что
если расположить их по порядку, то
может получиться интересная история, а
чтобы правильно положить, надо
догадаться, что было сначала, что потом
и чем все закончилось. Педагог
разъясняет, как раскладывать картинки
(по порядку, слева направо, рядышком в
длинную полоску). После выполнения
задания можно предложить детям
рассказать полученный сюжет.
Педагог показывает детям карточку,
Дети называют предмет, изображенный
на карточке, рассматривают его
отдельные части: колесо, труба, окно,
лучики и т.д. Затем воспитатель
обращает внимание детей на
схематическое изображение и
сравнивает его с реальным предметом.
Так ребенок запоминает, а затем и узнает
реальный предмет в схематическом
изображении.
7
Пт.
Фронтальная
Занятие №4
(повторить
занятие №3)
1.«Что сначала,
что потом?» [1].
2.«Что это?» [1].
Учить детей 5-6 лет
распологать картинки в
порядке развития
сюжета, пользуясь
вспомогательным
средством.
Учить детей 5-6 лет
видеть в различных
предметах возможные
заместители.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Пн.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №5
1.«На что
похоже?» [1].
2.«Выбери
персонажей»
[1].
Учить детей
соотносить условные
наглядные
обозначения с
реальными
признаками,
качествами предметов.
Закреплять у детей
навыки действий
замещения по
Листок бумаги с
изображенной в верхней
части схемой. Например,
схема-модель: круг и т.д.
Карточки с уловными
обозначениями персонажей
сказки.
Педагог показывает детям схему
изображений. Например: круг. К этой
схеме дети подбирают картинки – мяч,
солнышко, воздушный шарик.
Аналогично эта игра проводится с
другими схемами: «вагончик»,
«человечек». Схема-модель –
прямоугольник. Какие картинки
подходят к этой схеме? Коробка с
карандашами, книга, окно.
Дети по условным обозначениям
персонажей сказки отгадывают из какой
они сказки, а по названию литературного
8
условным
обозначениям.
произведения определяют главных
героев, подбирают к ним условные
заместители, а потом с их помощью
разыгрывают сказку.
Вт.
Фронтальная
Занятие №6
(повторить
занятие №5)
1.«На что
похоже?» [1].
2.«Выбери
персонажей»
[1].
Учить детей 5-6 лет
соотносить условные
наглядные
обозначения с
реальными
признаками,
качествами предметов.
Закреплять у детей 5-6
лет навыки действий
замещения по
условным
обозначениям.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Чт.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №7
1.«Лото» [16].
2.«Чудесный
Учить детей видеть в
различных предметах
возможные
заместители и в
схематических
изображениях
различных предметов.
Учить детей
Карточки, разделенные на
две части. На одной части
изображен реальный
предмет (например –
паровоз, солнце, домик,
елка), а рядом схематическое
изображение этого
предмета.
Листы бумаги по количеству
Ребенок должен подобрать модель к
реально изображенному предмету.
Взрослый предлагает детям нарисовать
9
лес» [1].
придумывать
различные ситуации на
основе схематических
изображений
отдельных предметов.
детей. На листе нарисовано
несколько деревьев и в
разных местах, какие-либо
незаконченные
изображения.
чудесный лес. У каждого должен
получиться свой лес, потом надо будет
рассказать про него сказочную историю.
Дети получают листы бумаги, а
воспитатель просит их дорисовать
изображения, чтобы получилась картина
леса. Незаконченные фигурки можно
превращать во что угодно: это могут
быть цветы, деревья, бабочки, птички,
животные и т.д. Когда рисунки будут
готовы, воспитатель собирает их вместе
и выставляет перед детьми. Все вместе
рассматривают рисунки и отмечают
оригинальные, не забывая при этом, что
они должны соответствовать
предложенной схеме. После этого (2-5
человек) по желанию рассказывают
истории по своим картинам.
Пт.
Фронтальная
Занятие №8
(повторить
занятие №7)
1.«Лото» [1].
2.«Чудесный
лес» [1].
Учить детей 5-6 лет
видеть в различных
предметах возможные
заместители и в
схематических
изображениях
различных предметов.
Учить детей 5-6 лет
придумывать
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
10
различные ситуации на
основе схематических
изображений
отдельных предметов.
Этап второй
Задача: освоение детьми пространственных отношений.
Сроки
Форма
(групповая,
подгрупповая)
Тема
Цели и задачи
Материалы и оборудования
Описание игры
Пн.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №1
1.«Куда
спрятался
жучок?» [1].
Учить детей свободно
пользоваться планом.
1.Макет кукольной комнаты
(коробка размером 50 на 50
см с нарисованными по
боками окнами и дверями). В
комнате расставлена мебель,
склеенная из спичечных
коробков и картона, всего 10
предметов: диван, телевизор
и т.д.
2.План этой комнаты: лист
бумаги, на котором в
соответствующих местах
черточками отмечены окна и
дверь и с помощью кругов,
квадратов и
прямоугольников
изображены предметы
кукольной мебели.
3.Красный кружок. Такого
же размера бумажный жучок,
Дети стоят перед столиком, на котором
расположена кукольная комната.
Взрослый сообщает, что здесь живет
кукла Маша. В ее комнату влетел жучок
и спрятался. Воспитатель предлагает
детям найти жучка. А поможет им в этом
рисунок. Взрослый поясняет, что на
рисунке изображена кукольная комната,
и вместе с ребятами разбирает план:
устанавливается соответствие
обозначений на плане каждому из
предметов кукольной мебели. Один из
детей пробует найти по плану жучка.
Красный жучок кладется на фигуру,
соответствующую предмету кукольной
мебели , под которым спрятан жучок.
Если ребенок ошибается и показывает не
тот предмет, то воспитатель предлагает
выполнить задание другому ребенку.
11
2.«Как пройти
к зайке?» [1].
Учить детей
ориентироваться в
пространстве по схеме.
которого можно закрыть
любым предметом мебели.
1.6 больших листа картона
(50 на 50 см) с изображением
леса. На листах нарисованы
разветвленные дорожки. В
местах разветвления
расставлены ориентиры:
елочки, лиственные деревья,
грибы, цветы. На оборотной
стороне одного из
изображений нарисован
зайка. У нижнего конца
дорожки нарисована травка.
Набор ориентиров и
разветвление дорожек на
каждом листе разные.
2.8 схем пути, по 4 задачи к
каждому заданию. Каждая
схема представляет собой
ломанную линию, которая
начинается от входа в лес
(травки), проходит между
несколькими ориентирами,
меняет направление и
заканчивается около елочки ,
под которой спрятан зайка.
Взрослый говорит, что в этом лесу
спрятался зайка. Он нарисовал дорожку,
по которой его можно найти.
Воспитатель показывает ребятам первую
схему пути. Все вместе рассматривают
схему, отмечают, мимо чего проходит
дорожка к зайке (сначала от траки прямо
до елочки, потом сворачивает в сторону
до цветочка, затем идет вниз к елочке,
под которой сидит зайка). По первой
схеме взрослый помогает детям искать
зайку. Следующую схему он уже дает
кому-нибудь из детей, и ребенок ищет
зайку самостоятельно.
12
Схемы варьируются по
количеству поворотов ( от 3
до 6 поворотов).
Вт.
Фронтальная
Занятие №2
(повторить
занятие №1)
1.«Куда
спрятался
жучок?» [1].
2.«Как пройти
к зайке?» [1].
Учить детей 5-6 лет
свободно пользоваться
планом.
Учить детей 5-6 лет
ориентироваться в
пространстве по схеме.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Чт.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №3
1.«Кукла Маша
купила
пианино» [1].
Учить детей
пользоваться планом в
конкретной ситуации.
1.Кукольная комната:
картонная коробка с
нарисованными окнами и
дверями. В комнате
расставлена мебель - 10-11
предметов.
2.План кукольной комнаты:
лист бумаги, на котором
отмечены черточками окна и
двери и расположены
картонные геометрические
фигуры, соответствующие
предметам кукольной
мебели.
3.Игрушечное пианино и
картонный прямоугольник
соответствующей величины.
Дети рассматривают план и комнату и
устанавливают соответствие
обозначений на плане каждому из
предметов кукольной мебели. Взрослый
сообщает, что кукла Маша, которая
живет в этой комнате, купила пианино,
но не знает, куда его поставить. Для
этого нужно переставить остальную
мебель. Предлагает помочь Маше.
Одному из детей воспитатель дает
картонный прямоугольник,
обозначающий пианино, и просит
переставить мебель на плане так, чтобы
поместился этот новый предмет. Игра
может проводиться неоднократно с
различным материалом.
13
2.«Найди
игрушку» [1].
Учить детей
ориентироваться по
плану в групповой
комнате.
1.Фланелеграф.
2.Вырезанные из картона 1
большой и 8 маленьких
прямоугольников, 16
маленьких квадратиков,
обозначающих стол
воспитателя, детские
столики и стульчики в
групповой комнате.
3.Любая игрушка, которую
прячут.
4.Маленький красный
кружок, с помощью которого
на плане отмечается. Куда
спрятана игрушка.
Воспитатель при участии детей делает
план комнаты. Сначала он отмечает на
плане расположение окон и дверей,
затем помещает большой прямоугольник
– стол воспитателя, далее – маленькие
прямоугольники и квадратики – детские
столики со стульчиками. При этом
называются имена детей, сидящих за
каждым столиком.
Далее один из детей выходит из
комнаты, а воспитатель вместе с
остальными ребятами прячет игрушку,
делая отметку на плане красным
кружком. Пользуясь этой отметкой,
водящий отыскивает игрушку. В
выпускной группе дети самостоятельно
прячут игрушку и указывают на плане ее
местонахождение.
Пт.
Фронтальная
Занятие №4
(повторить
занятие №3)
1.«Кукла Маша
купила
пианино» [1].
2.«Найди
игрушку» [1].
Учить детей 5-6 лет
пользоваться планом в
конкретной ситуации.
Учить детей 5-6 лет
ориентироваться по
плану в групповой
комнате.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Пн.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №5
1.«Прогноз
Развивать у детей
способность «читать» и
1.Стенд «Информация для
летчиков и моряков» (можно
Взрослый, как ведущий, сообщает детям
по «рации», какая будет погода, а они по
14
погоды» [1].
2.«Собери по
схеме» [4].
создавать схемы
объектов.
Развивать у детей
умение
ориентироваться в
схематическом
изображении предмета
и способность к
конструированию.
использовать фланелеграф)
2.Карточки с условными
обозначениями состояния
погоды (ветреная,
пасмурная, дождливая и т.п.)
Карточка с изображением
схемы предмета,
строительный конструктор.
очереди находят соответствующие
карточки и вывешивают их на стенде.
Усложняя игру, детям дается 2 вариант
игры, позволяющий самостоятельно
рассказывать о погоде по схематичным
изображениям. Для этого диктором
телевидения становится один из детей. А
другой ребенок – метеорологом, который
показывает диктору карточки.
Детям показывают схематическое
изображение конструкции, а они
собирают ее из конструктора. Перед
работой детям предлагается описать
форму предмета. А после того как
конструкция собрана, вместе с ребенком
анализируют, все ли он сделал верно. В
старшем дошкольном возрасте
предлагается усложненный вариант
игры: детям показывается схематическое
изображение на короткое время, после
чего просят собрать конструкцию по
памяти. Используют большее количество
деталей.
Вт.
Фронтальная
Занятие №6
(повторить
занятие №5)
15
1.«Прогноз
погоды» [1].
2.«Собери по
схеме» [4].
Развивать у детей 5-6
лет способность
«читать» и создавать
схемы объектов.
Развивать у детей 5-6
лет умение
ориентироваться в
схематическом
изображении предмета
и способность к
конструированию.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Чт.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №7
1.«Найди все
тропинки» [1].
2.«Найди
ведерко» [1].
Развивать у детей
комбинаторные
способности и
внутренний план
действий.
Учить детей
ориентироваться в
реальном пространстве
с помощью плана и
выделять схему пути.
Игровое поле, каждая
клеточка которого имеет
свой номер.
1.Несколько планов участка
детского сада (небольших по
размеру).
2.Ведерко.
Для этой игры заранее готовится игровое
поле, каждая клеточка которого имеет
свой номер. Детям в игровой форме
предлагается найти все возможные
тропинки к домику ежика. Чтобы детям
было легче понять условия игры, одна
тропинка показывается.
Во время прогулки на участке можно
предложить детям прятать и искать
ведерко. Ребята разбиваются на две
команды: одна команда сначала прячет, а
другая – ищет. Когда ведерко будет
спрятано, участник этой команды берет
один из планов и прочерчивает на нем
путь, по которому нужно двигаться,
чтобы найти ведерко. Участники другой
команды на это время отворачиваются.
16
Затем идут по прочерченному на плане
участка пути и пытаются найти ведерко.
При удаче команды меняются местами.
При неудаче все вместе с помощью
воспитателя обсуждают, какая команда
ошиблась.
Пт.
Фронтальная
Занятие №8
(повторить
занятие №7)
1.«Найди все
тропинки» [1].
2.«Найди
ведерко» [1].
Развивать у детей 5-6
лет комбинаторные
способности и
внутренний план
действий.
Учить детей 5-6 лет
ориентироваться в
реальном пространстве
с помощью плана и
выделять схему пути.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Этап третий.
Задача: освоение детьми моделирования логических отношений.
Сроки
Форма
(групповая,
подгрупповая)
Тема
Цели и задачи
Материалы и оборудования
Описание игры
Пн.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №1
1.Сравнивание
свитера и
футболки с
помощью
кругов Эйлера
[3].
Учить детей
устанавливать
родовидовые
отношения
посредством кругов
Эйлера, изображать
наглядно отношения
Бумага с нарисованными на
ней двумя кругами
пересекающимися друг с
другом. В нижнем левом
углу нарисован свитер
нижнем правом футболка.
Дети составляют модель описания
двух и более предметов по плану. При
этом символы описания выкладываются
каждой подгруппой в свой обруч.
Затем в пересечении обручей (круги
Эйлера) выделяются одинаковые
признаки предметов. Дети сравнивают
17
2.«Логический
поезд» [2].
между
подмножествами и
пересечением, и
объединение множеств
.
Развивать у детей
логическое мышление,
память, фантазию.
Учить самостоятельно
принимать решение.
86 карточек размером 5 на 7
см, на которых изображены
животные, времена года,
одежда, головные уборы,
природные явления,
бытовые предметы,
растения, и одна карточка с
изображением паровоза.
предметы, определяя сначала их
сходство, а затем различия.
Различие
предметов указываются схематично в
кругах, сходства, одинаковые признаки
предметов, указываются в
пересечении колец.
Воспитатель раздает карточки
участникам игры, а у него остается
картинка с изображением паровоза.
Договариваться с детьми, в какой
очередности они будут выставлять свои
карточки. «Все ваши картинки» - это
вагончики, из них нужно собрать поезд.
Вагончики должны крепко держаться
друг за друга. Но так как это
необычный поезд, а логический, то
нужно найти и объяснить связь между
картинками-вагончиками». Кто не
может продолжить логическую
цепочку, пропускает ход.
Вт.
Фронтальная
Занятие №2
(повторить
занятие №1)
1.Сравнивание
свитера и
футболки с
помощью
кругов Эйлера
Учить детей 5-6 лет
устанавливать
родовидовые
отношения
посредством кругов
Эйлера, изображать
наглядно отношения
между
Смотреть выше.
Смотреть выше.
18
[3].
2.«Логический
поезд» [2].
подмножествами и
пересечением, и
объединение множеств.
Развивать у детей 5-6
лет логическое
мышление, память,
фантазию. Учить
самостоятельно
принимать решение.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Чт.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №3
1.Сравнивание
кошки и собаки с
помощью
кругов Эйлера
[3].
2.«Кто старше?»
[1].
Учить детей
устанавливать
родовидовые
отношения
посредством кругов
Эйлера, изображать
наглядно отношения
между
подмножествами и
пересечением, и
объединение множеств
.
Учить детей
распологать предметы
в заданной
последовательности.
Бумага с нарисованными на
ней двумя кругами
пересекающимися друг с
другом. В нижнем левом
углу нарисован собака
нижнем правом кошка.
Наборы карточек с
изображениями, которые
могут быть в определенной
последовательности. Можно
использовать карточки
различных видов лото. В
Дети составляют модель описания
двух и более предметов по плану. При
этом символы описания выкладываются
каждой подгруппой в свой обруч.
Затем в пересечении обручей (круги
Эйлера) выделяются одинаковые
признаки предметов. Дети сравнивают
предметы, определяя сначала их
сходство, а затем различия.
Различие
предметов указываются схематично в
кругах, сходства, одинаковые признаки
предметов, указываются в
пересечении колец.
Воспитатель раздает каждому ребенку
по одному комплекту заданий («Кто
старше?») и говорит, что нужно быстро
разложить эти картинки по порядку, кто
старше: сначала положить картинку с
самым старшим, потом с тем, кто
19
частности, для этой игры на
карточках нарисовано лицо
человечка с меняющимися
выражениями: от самого
веселого до самого
грустного (пять градаций).
На обратной стороне каждой
карточки – полоска нужной
длины.
помоложе, и т.д. Когда все дети
выполнят задание, воспитатель просит
перевернуть свои карточки и
рассмотреть полоски на обратной
стороне. Если задание выполнено
верно, то полоски должны построиться
от большой к маленькой, постепенно
уменьшаясь. Если допущена ошибка, то
последовательность нарушается.
Ребята, допустившие ошибки,
исправляют их. Затем опять
переворачивают карточки и проверяют,
правильно ли выполнено задание. Тот,
кто выполнил задание правильно и
быстрее всех, получает фишку.
Пт.
Фронтальная
Занятие №4
(повторить
занятие №3)
1.Сравнивание
кошки и собаки с
помощью
кругов Эйлера
[3].
2.«Кто старше?»
[1].
Учить детей
устанавливать
родовидовые
отношения
посредством кругов
Эйлера, изображать
наглядно отношения
между
подмножествами и
пересечением, и
объединение множеств.
Учить детей
распологать предметы
в заданной
последовательности.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
20
Пн.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №5
1.Классификация
"Животный мир»
(Круги Эйлера)
[3].
2.«Угадай, что
спрятано?» [1].
Учить детей
устанавливать
родовидовые
отношения
посредством кругов
Эйлера, изображать
наглядно отношения
между
подмножествами и
пересечением, и
объединение множеств.
Учить детей
рассуждать логически.
Большой круг, 4 меньших
круга разного цвета, 12
кругов еще меньшего
размера, картинки с
изображением зверей, птиц,
насекомых, рыб.
1.Набор картинок (4 на 5 см)
с изображениями животных:
петуха, собаки, ежа,
цыпленка, зайца, белки (по
10 картинок с
1.На большой круг (из ватмана,
картона) кладут картинки
представителей животного мира:
зверей, птиц, насекомых, рыб
(вперемешку).
2. Дети берут в руки все картинки и
раскладывают в круги меньших
размеров, которые располагаются в
большом круге: (цвет кругов
определяете сами) в коричневый -
насекомых, зеленый - зверей, голубой -
птиц, синий - рыб и определяют кого в
какой круг класть схематичным
изображением.
3. Вы определили группы животных.
Зверей можно разделить на: животных
леса, животных севера, животных
жарких стран. А значит в круг, где
находятся звери кладете 3 круга и
размещаете животных.
4. Птиц можно разделить на зимующих
и перелетных. А значит в круг, где
расположены птицы кладете 2 круга и
помещаете туда птиц.
5. Насекомых можно разделить на
ползающих и летающих.
Взрослый показывает ребенку набор
картинок. Незаметно убирает 2
картинки так, чтобы сам он смог их
21
изображениями каждого
животного).
2.Карточка-поле,
расчерченная на 5 рядов, по
3 клетки в каждом ряду (2
клетки предназначены для
картинок, а третья – для
фишек, с помощью которых
оценивается работа).
3.10 фишек белого и
розового цвета, 1 фишка
красная.
видеть, а ребенок нет. Ребенок должен
отгадать, какие картинки отложены.
Вт.
Фронтальная
Занятие №6
(повторить
занятие №5)
1.Классификация
"Животный мир»
(Круги Эйлера)
[3].
2.«Угадай, что
спрятано?» [1].
Учить детей 5-6 лет
устанавливать
родовидовые
отношения
посредством кругов
Эйлера, изображать
наглядно отношения
между
подмножествами и
пересечением, и
объединение множеств.
Учить детей 5-6 лет
рассуждать логически.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Чт.
Групповая
(дети 6-7 лет)
Занятие №7
1.Пересказ
Учить детей
изображать
Карточки-символы по
рассказу предварительно
Предварительная работа: чтение детям
рассказа Н. Калинина «Про снежный
22
рассказа Н.
Калинина «Про
снежный
колобок» [4].
2.»Исправь
ошибку» [2].
окружающие
предметы, героев
произведения
символами и пересказу
с опорой на
графические аналогии.
Развивать у детей
логическое мышление
и, внимание. Учить
ребенка рассуждать.
Продолжать учить
соотносить количество
предметов с цифрой.
Закреплять умение
высказывать свои
суждения, строить
простейшие
умозаключения.
составленные совместно с
детьми.
Набор из 10 карточек
размером 6 на 6см с
изображенными на них
одноцветными ромбиками
(от 1 до 10).
колобок», составление совместно с
детьми карточек-символов. Пересказ
детьми рассказа с опорой на карточки-
символы.
Взрослый раскладывает карточки из
набора в возрастающей
последовательности. Ребенок
внимательно смотрит на них и называет
количество ромбиков на каждой. Затем
ему предлагают выйти из комнаты.
Ведущий меняет местами несколько
карточек. После этого ребенка зовут в
комнату, и он ставит карточки в
первоначальное положение. Дети
быстро справляются с этим заданием.
Тогда можно его усложнить –
предложить разложить карточки в
обратном порядке.
Пт.
Фронтальная
Занятие №8
(повторить
занятие №7)
1.Пересказ
рассказа Н.
Калинина «Про
снежный
колобок» [4].
Учить детей 5-6 лет
изображать
окружающие
предметы, героев
произведения
символами и пересказу
с опорой на
графические аналогии.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
23
2.»Исправь
ошибку» [2].
Развивать у детей 5-6
лет логическое
мышление и, внимание.
Учить ребенка
рассуждать.
Продолжать учить
соотносить количество
предметов с цифрой.
Закреплять умение
высказывать свои
суждения, строить
простейшие
умозаключения.
Смотреть выше.
Смотреть выше.
Литература:
1.
Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер.
М. :
Просвещение, 1989.
127 с.
2.
Кузьмина, С. Логический поезд / С. Кузьмина // Обруч. – 2012. – № 2. – С. 20‒23.
3.
Силина, А. А. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи / А. А. Силина.
‒ М. : Педагогическая газета, 2012. – 11 с.
4.
Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей : учебник / Е. А. Юзбекова. – М. :
ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
24