Напоминание

Консультация для педагогов "Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"


Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для педагогов "Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов «Игры с мячом, направленные на формирование

правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов»

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям

предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем

фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у

детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и

синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению

грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

Игра в мяч положительно влияет на развитие общей моторики, поднимает ребенку

настроение и главное помогает решать коррекционные задачи по исправлению речи.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь дошкольника. Все дети без исключения любят

играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.

Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его

интеллектуальные способности.

Подвижные игры несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и

эмоционально-психическую разрядку.

В активном движении, ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное

им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует

вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает

работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и

самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.

Подвижные игры способствуют развитию и внимания, и воображения, мышления и

развития речи. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют все вместе.

Таким образом, спецификой подвижных игр, направленных на развитие речи является то,

что их использование не только развивает общую моторику, но и активизирует детей.

Используя специальные игры можно решить несколько задач:

-Эмоционально положительный настрой на взаимодействие с логопедом.

-Преодоление речевого дефекта

-Закрепление и отработка полученного звукового навыка.

-Формирование фонетических процессов, в дальнейшем которые способствуют чистому

звукопроизношению.

Подвижная игра:

-Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

-Игры с мячом положительно влияют на гиперактивность детей.

Примерный перечень игр, использованный на прогулке с детьми, имеющих речевые

нарушения:

Игра: «Повтори звук»

Цель: развитие фонетических процессов, закрепление знаний гласных звуков.

Ход игры: логопед называет цепочку из гласных звуков, если дети услышат звук «А»,

стукните об пол поймав мяч , повторите этот звук.

Игра: «Тихо- громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия,

формирование силы голоса.

Ход игры: дети пропевают звуки вслед за воспитателем. По мере движения (подбрасывая

мяч вверх) дети увеличивают силу голоса, бросая мяч вниз , дети понижают силу голоса.

Игра: «Хитрый слог»

Цель: развитие фонетических процессов

Ход игры : Воспитатель просит детей послушать слоги и повторить только тот слог в

котором есть звук ш (например) и выборочно бросает мяч кому-то из детей. Дошкольник

должен внимательно слушать произнесенные слоги и повторить только тот в котором был

заданный звук например ш (он-ор-ос-ош -оч).

Игра: «Слова »

Цель: Развитие фонематического слуха

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на произнесенные им слова и

поочередно просит повторить только те слова, в которых есть заданный звук например

звук р.(лак-мак-рак-шаг) .

Воспитатель бросает мяч и говорит: Маша послушай слова, которые я сейчас назову и

повтори за мной только то слово, в котором ты услышишь звук р.

Ребенок называет слово и бросает мяч участнику игры.

Игра: «Назови братца»

Цель : закрепление знаний о согласных звуках .

Ход игры: Воспитатель объясняет детям то что у согласных звуков есть братцы: у

большого брата звука м есть маленький братик мь , у звука б есть маленький братик бь.

Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, и называть большого братца какого-нибудь

звука, а вы подумайте и назовите мне маленького братца этого звука и перебросите мяч

мне обратно.

Игра: «Внимательный малыш»

Цель игры: развитие мышления и фонетических процессов.

Ход игры:

Воспитатель: ребята сейчас я буду бросать вам мяч и называть предметы. Если я назову

живой предмет, вы стукните мячом по полу , если неживой подбросите вверх и передадите

соседу. В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.

Игра: «Закончи рифмовку»

Цель игры: развитие фонематических процессов.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать

соответствующие завершение рифме.

Пример рифмовок:

Ша-ша-ша-в кастрюле варится ….ЛАПША

Ро-ро-ро под землей везет….. МЕТРО

Ол-Ол-Ол на кухне деревянный….. СТОЛ

Со –со-со у машины круглое ….КОЛЕСО

За- за –за у меня два ….ГЛАЗА

Цо-цо-цо снесла курица ……ЯЙЦО

Жи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ.и.т.д.

Игра: « Попробуй отгадай!»

Цель игры: развитие фонематических процессов.

Ход игры:

Воспитатель произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах

будет звук р , то детям нужно бросить мяч обратно воспитателю .Если услышите в словах

звук рь, то так же передайте мяч мне т.к звук рь это младший братик звука р.

Игра: «Где спрятался звук?»

Цель игры: развитие фонематических процессов

Ход игры:

Воспитатель называет слова и выделяет в нем тот или иной звук называет его дольше или

громче. Дети должны внимательно послушать и назвать звук , который спрятался в слове.

Например : «молллоко –звук л., камышшш-звук ш.,рррррррррррручка-звук р. Для

выделения используются согласные твердые и мягкие звуки.

Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания

гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот

звук. А — У— О — У —А—А — О — У

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного

гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А —

Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая

шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А —

А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные

логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч

нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою

восприятия.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями.

Воспитатель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют

индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с

постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ

эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО

ААУ

Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие

фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех

метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний

звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а.

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок

катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и

произнесение гласного звука.

Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне

дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания,

быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч

красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного

цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия,

работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса

соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на

горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном

движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В

дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному

большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и

передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч

дальше.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст

поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч

передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный

звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и

только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Воспитатель д бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч

воспитателю, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с

заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А

фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? —

Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным?

— Ириски и игрушки.

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са

— хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети

ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Воспитатель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или

«шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары

са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их

повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает

слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Воспитатель: Дети: релтака

тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами,

обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и

говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести.

«Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к

детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно

«прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым,

какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем

обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

Желаю успехов!



В раздел образования