Напоминание

"Руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста"


Автор: Беляева Валентина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: д/с "Золотой ключик" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Руководство воспитателя

сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые

игры

по

сравнению

с

другими

видами

игр

представляют наибольшую ценность для личностного развития ребенка. А

воспитательное

значение

игр

во

многом

зависит

от

профессионального

мастерства педагога, от знания психологии ребенка, учета его возрастных и

индивидуальных

особенностей,

интересов,

от

правильного

методического

руководства игрой.

Многие исследования Д. Менджерицкой, Р. Жуковской, А. Усовой были

посвящены

решению

вопросов

руководства

сюжетно-ролевыми

играми

дошкольников. Этой проблеме посвящено много публикаций Н. Коротковой,

Н. Михайленко, Е. Зворыгиной, С. Новоселовой, С. Юдиной. При этом,

несмотря на различие подходов, в своей основе все исследователи сходятся в

одном:

руководство

сюжетно-ролевой

игрой

трудное

и

сложное

дело,

требующее

от

воспитателя

знания

особенностей

игры,

возможностей,

потребностей и интересов своих воспитанников.

Обобщение

исследований

и

практика

работы

позволяет

прийти

к

выводу, что руководство определенной, отдельно взятой сюжетно-ролевой

игрой

условно

делится

на

три

этапа:

1

-

подготовительная

работа,

2

-

непосредственное

руководство

процессом

игры,

3

дальнейшее

ее

усложнение.

Подготовительная работа к новой игре, как правило, длится 1-2 недели

и включает в себя создание условий для формирования представлений детей

по теме игры, развития их творческого воображения и жизненного опыта. На

этом

этапе

воспитатель

планирует

чтение

художественной

литературы,

беседы

и

рассказы,

составление

альбомов,

театрализованные

игры,

экскурсии, игры-ситуации, фантазирование на темы, близкие к сюжету игры.

У

большинства

воспитателей

первый

этап

руководства

сюжетно-ролевой

игрой

не

вызывает

затруднений,

за

исключением

подготовки

атрибутов,

которые зачастую изготавливаются своими руками, (в младших группах) или

привлекать к их изготовлению детей (в старших группах).

Однако

наблюдения

показывают,

что

часто

у

детей

сформированы

соответствующие знания, опыт, но нет игры как таковой. Следовательно,

необходим

второй

этап

непосредственное

руководство

воспитателя

процессом игры. Этот временной отрезок как раз и составляет наибольшую

сложность для педагогов.

Сюжетно-ролевая игра начинается с момента создания проблемной

игровой ситуации и сговора, где определяется тема игры, обговаривается

сюжет, распределяются роли, намечается игровой материал. Если игра новая,

то

независимо

от

возрастной

группы

воспитателю

следует

использовать

прямое

руководство:

участвовать

в

гласной

роли,

а

затем

и

других,

второстепенных, чтобы показать игровые возможности каждой роли, развить

у детей воображение и навыки речевого общения. При этом руководство

должно быть ненавязчивым, незаметным, чтобы воспитатель воспринимался

детьми

в

игре

как

равный

партнер.

Иногда

воспитатели

затрудняются

в

развертывании сюжетов игр и не могут показать детям, как это можно делать.

Поэтому у детей часто наблюдается задержка развития игры.

По мере усвоения детьми игры степень непосредственного участия в

ней

воспитателя

должна

уменьшаться.

Но

это

совсем

не

означает,

что

сюжетно-ролевая игра не нуждается в руководстве, так как даже хорошо

знакомая игра без руководства перестает развиваться и застывает на одном

уровне.

В

данной

ситуации

требуется

косвенное

руководство,

когда

воспитатель,

сохраняя

естественный

и

непринужденный

характер

игры,

обеспечивает

предметно-игровую

среду

и

деликатно

«вбрасывает»

новые

сюжетные повороты и ролевые ходы.

Если сюжетно-ролевая игра изо дня в день в неизменном виде, то ее

стереотипность

надоедает

детям,

и

интерес

к

ней

исчезает.

Такие

игры

обычно быстро сворачиваются, или дети вообще перестают в них играть.

Поэтому руководство воспитателя должно быть направлено на развитие игры,

то есть дальнейшее ее усложнение. (3 этап). Это достигается при помощи

изменения сюжета и объединения его с другими темами игр. При задержке

развития игры зачастую даже в старших группах сюжеты очень бедны и мало

отличаются от сюжетов игр младшего и среднего возраста.

Тематика

сюжетно-ролевых

игр

дошкольников,

вопреки

настоящей

практике,

может

быть

очень

обширна,

причем,

ряд

тем

вызывают

неизменный интерес у детей на протяжении нескольких лет.

Усложнение игры на третьем этапе:

изменение сюжета, его усложнение;

сюжето-сложение,

т.

е.

объединение

разных

тем,

творческое

комбинирование разных событий;

введение новых игровых действий, ролей;

изменение атрибутов, игрового материала.



В раздел образования