Автор: Беляева Валентина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: д/с "Золотой ключик" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Руководство воспитателя
сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые
игры
по
сравнению
с
другими
видами
игр
представляют наибольшую ценность для личностного развития ребенка. А
воспитательное
значение
игр
во
многом
зависит
от
профессионального
мастерства педагога, от знания психологии ребенка, учета его возрастных и
индивидуальных
особенностей,
интересов,
от
правильного
методического
руководства игрой.
Многие исследования Д. Менджерицкой, Р. Жуковской, А. Усовой были
посвящены
решению
вопросов
руководства
сюжетно-ролевыми
играми
дошкольников. Этой проблеме посвящено много публикаций Н. Коротковой,
Н. Михайленко, Е. Зворыгиной, С. Новоселовой, С. Юдиной. При этом,
несмотря на различие подходов, в своей основе все исследователи сходятся в
одном:
руководство
сюжетно-ролевой
игрой
–
трудное
и
сложное
дело,
требующее
от
воспитателя
знания
особенностей
игры,
возможностей,
потребностей и интересов своих воспитанников.
Обобщение
исследований
и
практика
работы
позволяет
прийти
к
выводу, что руководство определенной, отдельно взятой сюжетно-ролевой
игрой
условно
делится
на
три
этапа:
1
-
подготовительная
работа,
2
-
непосредственное
руководство
процессом
игры,
3
–
дальнейшее
ее
усложнение.
Подготовительная работа к новой игре, как правило, длится 1-2 недели
и включает в себя создание условий для формирования представлений детей
по теме игры, развития их творческого воображения и жизненного опыта. На
этом
этапе
воспитатель
планирует
чтение
художественной
литературы,
беседы
и
рассказы,
составление
альбомов,
театрализованные
игры,
экскурсии, игры-ситуации, фантазирование на темы, близкие к сюжету игры.
У
большинства
воспитателей
первый
этап
руководства
сюжетно-ролевой
игрой
не
вызывает
затруднений,
за
исключением
подготовки
атрибутов,
которые зачастую изготавливаются своими руками, (в младших группах) или
привлекать к их изготовлению детей (в старших группах).
Однако
наблюдения
показывают,
что
часто
у
детей
сформированы
соответствующие знания, опыт, но нет игры как таковой. Следовательно,
необходим
второй
этап
–
непосредственное
руководство
воспитателя
процессом игры. Этот временной отрезок как раз и составляет наибольшую
сложность для педагогов.
Сюжетно-ролевая игра начинается с момента создания проблемной
игровой ситуации и сговора, где определяется тема игры, обговаривается
сюжет, распределяются роли, намечается игровой материал. Если игра новая,
то
независимо
от
возрастной
группы
воспитателю
следует
использовать
прямое
руководство:
участвовать
в
гласной
роли,
а
затем
и
других,
второстепенных, чтобы показать игровые возможности каждой роли, развить
у детей воображение и навыки речевого общения. При этом руководство
должно быть ненавязчивым, незаметным, чтобы воспитатель воспринимался
детьми
в
игре
как
равный
партнер.
Иногда
воспитатели
затрудняются
в
развертывании сюжетов игр и не могут показать детям, как это можно делать.
Поэтому у детей часто наблюдается задержка развития игры.
По мере усвоения детьми игры степень непосредственного участия в
ней
воспитателя
должна
уменьшаться.
Но
это
совсем
не
означает,
что
сюжетно-ролевая игра не нуждается в руководстве, так как даже хорошо
знакомая игра без руководства перестает развиваться и застывает на одном
уровне.
В
данной
ситуации
требуется
косвенное
руководство,
когда
воспитатель,
сохраняя
естественный
и
непринужденный
характер
игры,
обеспечивает
предметно-игровую
среду
и
деликатно
«вбрасывает»
новые
сюжетные повороты и ролевые ходы.
Если сюжетно-ролевая игра изо дня в день в неизменном виде, то ее
стереотипность
надоедает
детям,
и
интерес
к
ней
исчезает.
Такие
игры
обычно быстро сворачиваются, или дети вообще перестают в них играть.
Поэтому руководство воспитателя должно быть направлено на развитие игры,
то есть дальнейшее ее усложнение. (3 этап). Это достигается при помощи
изменения сюжета и объединения его с другими темами игр. При задержке
развития игры зачастую даже в старших группах сюжеты очень бедны и мало
отличаются от сюжетов игр младшего и среднего возраста.
Тематика
сюжетно-ролевых
игр
дошкольников,
вопреки
настоящей
практике,
может
быть
очень
обширна,
причем,
ряд
тем
вызывают
неизменный интерес у детей на протяжении нескольких лет.
Усложнение игры на третьем этапе:
изменение сюжета, его усложнение;
сюжето-сложение,
т.
е.
объединение
разных
тем,
творческое
комбинирование разных событий;
введение новых игровых действий, ролей;
изменение атрибутов, игрового материала.