Напоминание

Применение образовательных технологий в преподавании дисциплин "Биология" и "Генетика с основами медицинской генетики"


Автор: Дмитриева Елена Всильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: доклад
Тема: Применение образовательных технологий в преподавании дисциплин "Биология" и "Генетика с основами медицинской генетики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение образовательных технологий

в преподавании дисциплин «Биология» и «Генетика с основами

медицинской генетики»

Преподаватель ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

г. Симферополь

Дмитриева Е.В.

Современные

требования

к

результатам

освоения

образовательных

программ

обусловливают

разработку

новых

методик

и

технологий

образовательной

деятельности и форм контроля за ее осуществлением.

Программа ФГОС определяет, что

реализация

компетентностного

подхода

должна

предусматривать

широкое

использование

в

учебном

процессе

активных и интерактивных форм проведения

занятий

в

сочетании

с

внеаудиторной работой с целью формирования

и

р а з в и т и я

профессиональных навыков обучающихся.

Образовательные технологии – это система совместной деятельности

студентов

и

преподавателей

по

организации

и

корректировке

образовательного

процесса

с

целью

достижения

конкретного

результата:

формированию общих и профессиональных компетенций.

К

современным

образовательным

технологиям

относят

деловые

и

ролевые игры, разборы конкретных

ситуаций, различного рода тренинги.

Они направлены на самостоятельное умение добывать и применять знания,

носят

развивающий

и

активный

характер.

Центральное

место

занимает

действие студента, а преподаватель является консультантом и помощником.

При этом системно-деятельностный подход, положенный в основу нового

стандарта

образования,

проявляется

в

формировании

специалиста

и

продвижении

его

в

развитии

не

тогда,

когда

он

воспринимает

знания

в

готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на

«открытие нового знания».

1

Необходимо формировать навыки, направленные не только на освоение

умения учиться, но и на желание получить результат и сформировать свою

жизненную позицию. Формируемые навыки условно можно разделить на 4

группы:

1) познавательные;

2) регулярные – контроль, коррекция, оценка учебной деятельности;

3) коммуникативные – возможность сотрудничества со студентками и

преподавателем, взаимоконтроль;

4) личностные – осмысление своих умений и компетенций, желание

повысить свой образовательный и профессиональный уровень, выработка

своей жизненной позиции.

Ключевыми компетенциями является развитие интереса к обучению,

формирование

уверенности

в

себе,

способность

преодолевать

трудности,

принимать правильные решения.

Для

формирования

общих

и

профессиональных

компетенций

применяют деятельные педагогические технологии:

Репродуктивные технологии – работа по алгоритмам, инструкциям.

Например, при решении генетических задач сначала применяю алгоритмы, с

объяснением как и в каком порядке решать задачи,

затем студенты сами

составляют задачи,

используя таблицы с распечатанными генетическими

признаками.

Проблемно-развивающие технологии – это комбинированный урок,

урок-конференция, интерактивный урок, мастер-классы.

Например,

в

конце

изучения

биологии,

на

последнем

занятии

заслушиваются подготовленные проекты по заданной теме. В 2016-2017 году

студентам была задана тема «Экологии Крыма». Лучшие работы студентов

первого

курса

заслушивались

на

конференции.

Студенты

знакомились

с

различными

научными

проектами

по

экологии

Крыма

разных

регионов.

Студенты

разных

групп

узнали

новое

о

Крыме,

научились

правильно

оформлять и представлять свою презентацию.

2

Эвристические

технологии

комбинированные

уроки,

уроки-

семинары, уроки-исследования. Например по теме «Экология» в дисциплине

«Биология»

студентам

задаются

проблемные

вопросы,

побуждающие

выдвинуть свои идеи или гипотезы. Например: 1) Если на Земле не было бы

зеленых растений, как бы выглядели живые организмы?; 2) Если на Земле не

было бы пигментов отвечающих за красный и синий цвета, как бы выглядели

живые организмы?; 3) На планете существует жизнь на кремниевой основе

как на картинах Соколова. Как выглядит такая жизнь? В чем её особенность.

Личностно-ориентированные технологии - технология «Портфолио»

или «Кейс» формирует продуктивные подходы к овладению информацией,

исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются

доверительные отношения с преподавателем и медперсоналом; развиваются

такие черты как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать,

вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность.

Систематический

контроль

знаний

и

умений

учащихся

-

важная

составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений

тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного

процесса:

методами

изложения

учебного

материала,

закрепления

и

повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля -

проверить, определить, как усвоен пройденный материал. Выяснить качество

знаний,

умений

и

навыков.

Такая

проверка

является

составной

частью,

важным

компонентом

процесса

обучения.

Поэтому

проверку

надо

организовать так, чтобы она активизировала познавательную деятельность

каждого студента, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным

учебным материалом.

К

формам

контроля

знаний

можно

отнести:

индивидуальную

и

групповую

проверки;

биологические

диктанты;

семинары;

тестирование;

уплотненный

опрос;

графическое,

программирование,

автоматическая

3

проверка;

самостоятельная

работа

по

заданию;

самостоятельные

практические исследования.

Студентам

интересны

-

решение

биологических

задач;

участие

в

дискуссии

по

решению

проблемного

вопроса;

работы

в

группах

с

конкретным

заданием;

блиц-турниры;

ответ

по

обучающим

программам

компьютера; узнавание препарата под микроскопом или лупой

В диагностике применяется:

1.

Аанализ результатов выполнения специально сконструированных

диагностических задач;

2.

Выполнение творческих заданий;

3.

Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

Задания направлены на достижение личностных результатов. Контроль

проводится входной, промежуточный, итоговый, дифференцированный зачет,

экзамен.

Нельзя не сказать о внеаудиторной самостоятельной работе. Любое

образование, это самообразование. В основе внеаудиторной самостоятельной

работы

лежит

мотивация

обучения,

достижение

поставленных

целей,

максимальное

ориентирование

обучения

на

реальную

профессиональную

деятельность. Так, на последнее практическое занятие по генетике студенты

готовят

карточки

с

описанием

признаков

различных

генетических

заболеваний. Зачитывая эти карточки, они обучаются постановке диагноза,

ведению

толерантной

беседы,

медико-генетическому

консультированию.

Работа с фотографиями позволяет студентам узнать и запомнить основные

внешние признаки генетических заболеваний.

Результатом

внеаудиторной

самостоятельной

деятельности

является

подготовка

тематических

сообщений,

докладов,

литературных

обзоров,

представление

отчётов,

презентаций

по

проделанной

работе

на

научно-

практических конференциях. Применяемые технологии позволяют лучшие

подготовиться

к

специальным

клиническим

дисциплинам,

ведь

одной

из

основных

задач

среднего

профессионального

образования

является

4

подготовка

конкурентно-способного

специалиста.

Использование

современных

педагогических

технологий

позволяет

раскрыть

все

индивидуальные

способности

студентов

и

подготовить

образованного

и

квалифицированного специалиста среднего медицинского звена.

Список используемой литературы:

1.

Современные педагогические и информационные технологии в системе

образования. Полат Е.С., М.: Академия, 2010.

2.

Интернет ресурсы.

5



В раздел образования