Автор: Дмитриева Елена Всильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: доклад
Тема: Применение образовательных технологий в преподавании дисциплин "Биология" и "Генетика с основами медицинской генетики"
Раздел: среднее профессиональное
Применение образовательных технологий
в преподавании дисциплин «Биология» и «Генетика с основами
медицинской генетики»
Преподаватель ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
г. Симферополь
Дмитриева Е.В.
Современные
требования
к
результатам
освоения
образовательных
программ
обусловливают
разработку
новых
методик
и
технологий
образовательной
деятельности и форм контроля за ее осуществлением.
Программа ФГОС определяет, что
реализация
компетентностного
подхода
должна
предусматривать
широкое
использование
в
учебном
процессе
активных и интерактивных форм проведения
занятий
в
сочетании
с
внеаудиторной работой с целью формирования
и
р а з в и т и я
профессиональных навыков обучающихся.
Образовательные технологии – это система совместной деятельности
студентов
и
преподавателей
по
организации
и
корректировке
образовательного
процесса
с
целью
достижения
конкретного
результата:
формированию общих и профессиональных компетенций.
К
современным
образовательным
технологиям
относят
деловые
и
ролевые игры, разборы конкретных
ситуаций, различного рода тренинги.
Они направлены на самостоятельное умение добывать и применять знания,
носят
развивающий
и
активный
характер.
Центральное
место
занимает
действие студента, а преподаватель является консультантом и помощником.
При этом системно-деятельностный подход, положенный в основу нового
стандарта
образования,
проявляется
в
формировании
специалиста
и
продвижении
его
в
развитии
не
тогда,
когда
он
воспринимает
знания
в
готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на
«открытие нового знания».
1
Необходимо формировать навыки, направленные не только на освоение
умения учиться, но и на желание получить результат и сформировать свою
жизненную позицию. Формируемые навыки условно можно разделить на 4
группы:
1) познавательные;
2) регулярные – контроль, коррекция, оценка учебной деятельности;
3) коммуникативные – возможность сотрудничества со студентками и
преподавателем, взаимоконтроль;
4) личностные – осмысление своих умений и компетенций, желание
повысить свой образовательный и профессиональный уровень, выработка
своей жизненной позиции.
Ключевыми компетенциями является развитие интереса к обучению,
формирование
уверенности
в
себе,
способность
преодолевать
трудности,
принимать правильные решения.
Для
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций
применяют деятельные педагогические технологии:
Репродуктивные технологии – работа по алгоритмам, инструкциям.
Например, при решении генетических задач сначала применяю алгоритмы, с
объяснением как и в каком порядке решать задачи,
затем студенты сами
составляют задачи,
используя таблицы с распечатанными генетическими
признаками.
Проблемно-развивающие технологии – это комбинированный урок,
урок-конференция, интерактивный урок, мастер-классы.
Например,
в
конце
изучения
биологии,
на
последнем
занятии
заслушиваются подготовленные проекты по заданной теме. В 2016-2017 году
студентам была задана тема «Экологии Крыма». Лучшие работы студентов
первого
курса
заслушивались
на
конференции.
Студенты
знакомились
с
различными
научными
проектами
по
экологии
Крыма
разных
регионов.
Студенты
разных
групп
узнали
новое
о
Крыме,
научились
правильно
оформлять и представлять свою презентацию.
2
Эвристические
технологии
–
комбинированные
уроки,
уроки-
семинары, уроки-исследования. Например по теме «Экология» в дисциплине
«Биология»
студентам
задаются
проблемные
вопросы,
побуждающие
выдвинуть свои идеи или гипотезы. Например: 1) Если на Земле не было бы
зеленых растений, как бы выглядели живые организмы?; 2) Если на Земле не
было бы пигментов отвечающих за красный и синий цвета, как бы выглядели
живые организмы?; 3) На планете существует жизнь на кремниевой основе
как на картинах Соколова. Как выглядит такая жизнь? В чем её особенность.
Личностно-ориентированные технологии - технология «Портфолио»
или «Кейс» формирует продуктивные подходы к овладению информацией,
исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются
доверительные отношения с преподавателем и медперсоналом; развиваются
такие черты как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать,
вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность.
Систематический
контроль
знаний
и
умений
учащихся
-
важная
составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений
тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного
процесса:
методами
изложения
учебного
материала,
закрепления
и
повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля -
проверить, определить, как усвоен пройденный материал. Выяснить качество
знаний,
умений
и
навыков.
Такая
проверка
является
составной
частью,
важным
компонентом
процесса
обучения.
Поэтому
проверку
надо
организовать так, чтобы она активизировала познавательную деятельность
каждого студента, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным
учебным материалом.
К
формам
контроля
знаний
можно
отнести:
индивидуальную
и
групповую
проверки;
биологические
диктанты;
семинары;
тестирование;
уплотненный
опрос;
графическое,
программирование,
автоматическая
3
проверка;
самостоятельная
работа
по
заданию;
самостоятельные
практические исследования.
Студентам
интересны
-
решение
биологических
задач;
участие
в
дискуссии
по
решению
проблемного
вопроса;
работы
в
группах
с
конкретным
заданием;
блиц-турниры;
ответ
по
обучающим
программам
компьютера; узнавание препарата под микроскопом или лупой
В диагностике применяется:
1.
Аанализ результатов выполнения специально сконструированных
диагностических задач;
2.
Выполнение творческих заданий;
3.
Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.
Задания направлены на достижение личностных результатов. Контроль
проводится входной, промежуточный, итоговый, дифференцированный зачет,
экзамен.
Нельзя не сказать о внеаудиторной самостоятельной работе. Любое
образование, это самообразование. В основе внеаудиторной самостоятельной
работы
лежит
мотивация
обучения,
достижение
поставленных
целей,
максимальное
ориентирование
обучения
на
реальную
профессиональную
деятельность. Так, на последнее практическое занятие по генетике студенты
готовят
карточки
с
описанием
признаков
различных
генетических
заболеваний. Зачитывая эти карточки, они обучаются постановке диагноза,
ведению
толерантной
беседы,
медико-генетическому
консультированию.
Работа с фотографиями позволяет студентам узнать и запомнить основные
внешние признаки генетических заболеваний.
Результатом
внеаудиторной
самостоятельной
деятельности
является
подготовка
тематических
сообщений,
докладов,
литературных
обзоров,
представление
отчётов,
презентаций
по
проделанной
работе
на
научно-
практических конференциях. Применяемые технологии позволяют лучшие
подготовиться
к
специальным
клиническим
дисциплинам,
ведь
одной
из
основных
задач
среднего
профессионального
образования
является
4
подготовка
конкурентно-способного
специалиста.
Использование
современных
педагогических
технологий
позволяет
раскрыть
все
индивидуальные
способности
студентов
и
подготовить
образованного
и
квалифицированного специалиста среднего медицинского звена.
Список используемой литературы:
1.
Современные педагогические и информационные технологии в системе
образования. Полат Е.С., М.: Академия, 2010.
2.
Интернет ресурсы.
5