Автор: Федорова Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Фантазия"
Населённый пункт: Город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Эссе
Тема: "О сложностях формирования патриотизма на современном этапе развития общественного сознания"
Раздел: дополнительное образование
Эссе «О сложностях формирования патриотизма на современном этапе
развития общественного сознания».
Тема патриотического воспитания в рамках современной российской
педагогики, пожалуй, одна из самых непростых тем. Нынешнему
подрастающему поколению очень сложно осознать, что же такое, любовь к
своему Отечеству. Мне, ребёнку конца 70-х – начала 80-х и поколению моих
сверстников с детского сада прививали эту самую любовь к Родине. Причём,
как к большой Родине, так, и к малой. В нас формировали уважение к
истории и культуре страны, гордость за её достижения. И мы, в отличие от
сегодняшних детей и подростков, знали историю нашей Родины, знали имена
героев и их подвиги. Можно сколько угодно рассуждать, что патриотизм –
это, в большинстве своём, дитя существующей в стране идеологии. И это
отчасти – правда. В моём детстве нас воспитывали не только как
«гармонически развитую личность», но и как строителей коммунизма. Хотя
не настолько уже рьяно, как в прежние времена – это уже был конец периода
развитого социализма. Но, вместе с идеологическими ценностями, в нас
закладывали и общечеловеческие: любовь и уважение к своему Отечеству, к
своим близким, к истории и культуре, к людям труда. И уважение к
ветеранам Великой Отечественной войны мы проявляли не один раз в году,
как это делается сейчас.
Так что же такое патриотизм, и как в нынешних молодых людях его
сформировать?
Исходя из определения в словаре – патриотизм – это нравственный и
политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является
любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
В чём же заключается любовь к Отечеству? Мне кажется, что это чувство
уважения к истории своей страны и своего края, уважение к культуре и
традициям своего народа, к родному языку и к своим соотечественникам.
Патриотизм, по моему мнению, должен закладываться в семье с самого
раннего возраста и далее формироваться и развиваться в период
социализации в детском саду, школе и учебных заведениях
профессиональной направленности. А для того, чтобы этот процесс был
непрерывным необходимо, чтобы в обществе и в системе образования была
разработана единая концепция патриотического воспитания с чёткими
определениями и мотивациями. И, естественно, крайне необходимо
продолжать формировать в общественном сознании новые ценностные
ориентиры, новые объекты уважения и гордости. И нам взрослым нужно
чаще общаться с детьми именно в рамках этой тематики, но при этом
стараться не «переборщить». Да, нынешние дети и подростки плохо знают
историю, мало вникают в реалии современной политической и социальной
обстановки, но это не их вина, а их беда. А вина взрослых, разрушивших
старую идеологическую систему и не предложившую взамен ничего нового.
Собственно сейчас эти ценностные ориентиры и формируются в
общественном сознании. Мы учимся гордиться нашими спортсменами и
огорчаемся из-за нападок на них, учимся гордиться своей новой армией и её
героями и скорбим о погибших. Кроме того, продолжает возрождаться
интерес к истории своей страны и края, к традициям и народностям,
проживающим в нашем большом государстве. Но этого недостаточно,
необходимо постепенно и осторожно знакомить детей с государственными
событиями, с праздниками, носящими социально-политический характер, как
то – День Конституции, День защитника Отечества, День народного
единства, День России. В настоящее время современные дети не понимают
сути этих праздников, даже Дня защитника Отечества. А без этого не
получится воспитать граждан своей страны.
Кроме того, есть ещё один немаловажный момент. Как ни странно,
патриотизм может носить деструктивный характер. Я говорю о проявлениях
национализма и шовинизма. Необходимо чётко обозначать, что любовь к
своему Отечеству не должна выливаться в ненависть и неуважение к другим
странам и народам. В советские времена во многих школах и учебных
заведениях высшего и среднего звена существовали клубы
интернациональной дружбы, ребята переписывались со сверстниками из
других стран, изучали историю и культуру этих стран, ездили друг к другу в
гости, по мере возможности. И пусть страны были преимущественно
социалистического лагеря, но чувство интернационализма- то закладывалось
по-настоящему. А в наше время формирование чувства уважения к людям
другой национальности не менее важно, учитывая то, что происходит в мире.
И ещё, очень важно воспитывать не лжепатриотов, которые любят свою
страну лишь на словах или «из-под палки», а людей новой формации,
которые будут любить и уважать свою страну, не смотря на недостатки и
трудности, и будут стремиться изменить жизнь страны и своего народа к
лучшему. И не будут сидеть сложа руки и ждать, когда кто-то сделает что-то
за них. И не будут поливать свою страну грязью, особенно в угоду политикам
других недружественных государств.
Я считаю, чтоб воспитать патриотов и граждан из детей и подростков нужно
самим любить и уважать свою страну и это воспитательное направление
сделать систематическим и непрерывным.