Напоминание

"О сложностях формирования патриотизма на современном этапе развития общественного сознания"


Автор: Федорова Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Фантазия"
Населённый пункт: Город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Эссе
Тема: "О сложностях формирования патриотизма на современном этапе развития общественного сознания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эссе «О сложностях формирования патриотизма на современном этапе

развития общественного сознания».

Тема патриотического воспитания в рамках современной российской

педагогики, пожалуй, одна из самых непростых тем. Нынешнему

подрастающему поколению очень сложно осознать, что же такое, любовь к

своему Отечеству. Мне, ребёнку конца 70-х – начала 80-х и поколению моих

сверстников с детского сада прививали эту самую любовь к Родине. Причём,

как к большой Родине, так, и к малой. В нас формировали уважение к

истории и культуре страны, гордость за её достижения. И мы, в отличие от

сегодняшних детей и подростков, знали историю нашей Родины, знали имена

героев и их подвиги. Можно сколько угодно рассуждать, что патриотизм –

это, в большинстве своём, дитя существующей в стране идеологии. И это

отчасти – правда. В моём детстве нас воспитывали не только как

«гармонически развитую личность», но и как строителей коммунизма. Хотя

не настолько уже рьяно, как в прежние времена – это уже был конец периода

развитого социализма. Но, вместе с идеологическими ценностями, в нас

закладывали и общечеловеческие: любовь и уважение к своему Отечеству, к

своим близким, к истории и культуре, к людям труда. И уважение к

ветеранам Великой Отечественной войны мы проявляли не один раз в году,

как это делается сейчас.

Так что же такое патриотизм, и как в нынешних молодых людях его

сформировать?

Исходя из определения в словаре – патриотизм – это нравственный и

политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является

любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

В чём же заключается любовь к Отечеству? Мне кажется, что это чувство

уважения к истории своей страны и своего края, уважение к культуре и

традициям своего народа, к родному языку и к своим соотечественникам.

Патриотизм, по моему мнению, должен закладываться в семье с самого

раннего возраста и далее формироваться и развиваться в период

социализации в детском саду, школе и учебных заведениях

профессиональной направленности. А для того, чтобы этот процесс был

непрерывным необходимо, чтобы в обществе и в системе образования была

разработана единая концепция патриотического воспитания с чёткими

определениями и мотивациями. И, естественно, крайне необходимо

продолжать формировать в общественном сознании новые ценностные

ориентиры, новые объекты уважения и гордости. И нам взрослым нужно

чаще общаться с детьми именно в рамках этой тематики, но при этом

стараться не «переборщить». Да, нынешние дети и подростки плохо знают

историю, мало вникают в реалии современной политической и социальной

обстановки, но это не их вина, а их беда. А вина взрослых, разрушивших

старую идеологическую систему и не предложившую взамен ничего нового.

Собственно сейчас эти ценностные ориентиры и формируются в

общественном сознании. Мы учимся гордиться нашими спортсменами и

огорчаемся из-за нападок на них, учимся гордиться своей новой армией и её

героями и скорбим о погибших. Кроме того, продолжает возрождаться

интерес к истории своей страны и края, к традициям и народностям,

проживающим в нашем большом государстве. Но этого недостаточно,

необходимо постепенно и осторожно знакомить детей с государственными

событиями, с праздниками, носящими социально-политический характер, как

то – День Конституции, День защитника Отечества, День народного

единства, День России. В настоящее время современные дети не понимают

сути этих праздников, даже Дня защитника Отечества. А без этого не

получится воспитать граждан своей страны.

Кроме того, есть ещё один немаловажный момент. Как ни странно,

патриотизм может носить деструктивный характер. Я говорю о проявлениях

национализма и шовинизма. Необходимо чётко обозначать, что любовь к

своему Отечеству не должна выливаться в ненависть и неуважение к другим

странам и народам. В советские времена во многих школах и учебных

заведениях высшего и среднего звена существовали клубы

интернациональной дружбы, ребята переписывались со сверстниками из

других стран, изучали историю и культуру этих стран, ездили друг к другу в

гости, по мере возможности. И пусть страны были преимущественно

социалистического лагеря, но чувство интернационализма- то закладывалось

по-настоящему. А в наше время формирование чувства уважения к людям

другой национальности не менее важно, учитывая то, что происходит в мире.

И ещё, очень важно воспитывать не лжепатриотов, которые любят свою

страну лишь на словах или «из-под палки», а людей новой формации,

которые будут любить и уважать свою страну, не смотря на недостатки и

трудности, и будут стремиться изменить жизнь страны и своего народа к

лучшему. И не будут сидеть сложа руки и ждать, когда кто-то сделает что-то

за них. И не будут поливать свою страну грязью, особенно в угоду политикам

других недружественных государств.

Я считаю, чтоб воспитать патриотов и граждан из детей и подростков нужно

самим любить и уважать свою страну и это воспитательное направление

сделать систематическим и непрерывным.



В раздел образования