Напоминание

"Педагогическая культура педагога как основной фактор мотивации к успешной творческой деятельности"


Автор: Субаева Лилия Робертовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 36 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая культура педагога как основной фактор мотивации к успешной творческой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая культура педагога как основной фактор мотивации к

успешной творческой деятельности

Профессионально-педагогическая культура– это мера и способ творческой

самореализации педагога в процессе педагогической деятельности, направленные

на создание, освоение и внедрение педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ – это интегральное

качество личности, представленное единством компонентов, обеспечивающих в

своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую

самореализацию воспитателя:

-ценностного (ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный

к его развитию),

-когнитивного (знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических

особенностей развития детей дошкольного возраста),

-инновационно

-

технологиче ского

(связана

с

п р е о б р а з о в а н и е м ,

совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных

элементов),

-

лично стно-творче ского. Переход

к

личностно

ориентированному

образовательному процессу невозможен без развития личностного компонента

профессиональной

культуры

самого

педагога.

В

процессе

взаимодействия

с

воспитанниками педагогу важно знать, какие факторы стимулируют личностный

рост, а какие тормозят. При этом позиция педагога должна быть, прежде всего,

гуманистической – принятие ребенка таким, какой он есть (т.е. со всеми его

положительными и отрицательными проявлениями).

Личностно-творческий

компонент

профессионально-педагогической

культуры

отражает

творческое

начало

личности

педагога.

Педагогическое

творчество

требует

от

педагога

наличия

таких

личностных

качеств,

как

инициатива,

индивидуальная

свобода,

самостоятельность

и

ответственность,

готовность

к

риску,

независимость

суждений.

Становится

очевидным,

что

педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации

педагогической способности личности.

На первом месте стоят такие характеристики, как высокий уровень владения

преподносимым детям материалом; умение грамотно преподнести излагаемый

материал;

требовательность;

умение

заинтересовать

своим

рассказом;

общая

эрудиция (т.е. компетентность). Далее следуют такие характеристики, как любовь

к

детям,

их

понимание,

терпимость,

чувство

юмора,

артистичность.

Трудно

определить

общие

показатели

профессиональной

культуры

педагога

и

что

первичнее:

компетентность

или

личностные

качества?

Между

этими

характеристиками

существует

тесная

взаимосвязь.

Так,

недо статок

компетентности может стать причиной неуверенности, скованности педагога на

занятии,

и,

несмотря

на

доброту

и

любовь

к

детям,

он

испытывает

неудовлетворенность от своего труда. С другой стороны, целеустремленность,

самокритичность,

преданность

педагогической

деятельности

стимулируют

самообразование, стремление преодолеть дефицит компетентности.

Педагог

это

по

сути

творческая

личность,

креативность

которого

постоянно возрастает в процессе работы над собой. Как правило, творческие

личности отличаются разносторонним кругозором, опытом творчества в смежных

с профессиональной деятельностью сферах, способностью увлечь.

Творчество

определяют

как

отличительную

черту

педагогической

профессии.

Но

в

отличие

от

творчества

в

других

сферах

(наука,

техника,

искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного

нового,

оригинального,

поскольку

его

продуктом

всегда

остается

развитие

личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор,

создает

свою

педагогическую

систему,

но

она

является

лишь

средством

для

получения наилучшего в данных условиях результата.

В связи с этим обнаруживаются черты, присущие именно педагогическому

творчеству:

-педагогическое

творчество

более

«регламентировано»

во

времени

и

пространстве.

Этапы

творческого

процесса

(возникновение

педагогического

замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны

во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;

- результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке;

-

сотворчество

воспитателя

с

воспитанниками,

коллегами

в

педагогическом

процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности;

-

проявление

творческого

педагогического

потенциала

педагога

зависит

от

методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

-

педагог

должен

уметь

управлять

своим

эмоциональным

психологическим

состоянием и учить этому воспитанников, организовывать общение с ними как

творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая

условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической

культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и

субъективные условия. К объективным условиям относят:

-положительный

эмоционально-психологический

климат

в

коллективе,

необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и

социальной сферах;

-наличие адекватных средств обучения и воспитания;

-научная обоснованность методических рекомендаций и установок;

-материально-техническая оснащенность педагогического процесса;

-наличие общественно необходимого времени.

Общеизвестно: нет ни одного нормального ребенка, которого природа не

наделила

бы

творческими

возможностями.

Важное

условие

и

средство

их

выявления и развития — творческий педагог.

Педагогическое

творчество

требует

от

педагога

оперативно

вызывать

творческий процесс у самого себя и у детей как участников деятельности. Важно

определиться, где может проявиться творчество педагога? (ОД, повседневной

деятельности

с

детьми,

манере

поведения,

имидж).

Какова

мотивация

для

развития творчества педагога (интерес детей, моральная, материальная, признание

как педагога, самоутверждение).

Для

развертывания

процессов

саморазвития

большое

значение

имеет

уровень сформированности своей самооценки. Психологи отмечают два приема

формирования

верной

самооценки.

Первый

состоит

в

том,

чтобы

соотнести

уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с

мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к

формированию завышенной самооценки, а кто ставят перед собой высокие задачи,

имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто

не

имеют

высоких

притязаний,

обычно

удовлетворены

результатами

своей

работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от

желаемых.

Очень точно это подметил В.А. Сухомлинский: "Если в педагогическом

коллективе

есть

талантливый,

влюбленный

в

свое

дело

педагог,

среди

детей

обязательно обнаруживаются способные и талантливые. Нет хорошего педагога —

нет талантливых детей...".



В раздел образования