Автор: Кольцова Ольга Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №64"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Прокариотические клетки"
Раздел: полное образование
Тема урока биологии «Прокариотическая клетка»
10 класс
Цели:
Обучающие
-расширить и углубить знания о клеточном уровне организмов живой материи на основе
изучения особенностей строения прокариотической клетки;
-раскрыть роль бактерий.
Развивающие
- развивать умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы,
логическое мышление учащихся, творческие способности, навыки биологической речи.
Воспитывающие
-воспитывать стремление к знаниям.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: рассказ с элементами беседы, проекты учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы.
Ход урока
вирусы
эукариоты
грибы
растения
животные
бактерии
Этапы урока
Учитель (наиболее общие действия, типичные
фразы диалога с учениками)
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)
Актуализация
знаний
Постановка
проблемного
вопроса
Поиск ответа на
проблемный
вопрос
Опираясь на таблицу, вспомните и скажите,
какие организмы встречаются на Земле.
Какой группы организмов не хватает на схеме?
Ребята, так о чем пойдет сегодня речь?
Сформулируйте тему урока.
Что означает термин «прокариоты»?
Кого из живых организмов относят к
прокариотам?
Что вы знаете о бактериях?
А вы знаете, как выглядят бактерии, какого они
размера, как они устроены?
Какая возникла проблема? Что мы не знаем?
Для того, чтобы ответить на проблемный
вопрос, что мы должны узнать на уроке?
Составляем план действий:
На доске слайд №1
Живая материя
Неклеточные формы Клеточные формы
Прокариот.
О прокариотах.
Записывают в тетрадь тему урока Прокариотическая клетка
Безъядерные, доядерные организмы.
Бактерий
Ответы учеников
Не знаем.
Кто такие прокариоты?
План изучения темы:
1.
Распространение бактерий
2.
Формы бактерий
3.
Размеры бактерий
4.
Строение бактерий
5.
Значение бактерий
Где можно встретить бактерий? (Дом. зад.)
Какой вывод можно сделать?
Справка: на 1 см
2
-кожи человека прекрасно
себя чувствуют 40 тыс бактерий. Антони ван
Левенгук рассматривая под микроскопом
каплю слюны увидел огромное количество
микроорганизмов и воскликнул: « В моем рту
их больше, чем людей в Соединенном
королевстве»
Почему во рту бактерий больше, чем на
поверхности тела?
Я предлагаю вам выяснить, какую форму
имеют бактерии и какие у них размеры при
помощи микроскопа и рис учебника стр.?
Почему они выглядят в виде маленьких точек?
Несмотря на крошечные размеры, общая масса
бактерий превышает массу всех других
организмов. Как вы это можете объяснить?
Итак, обобщаем:
Строение бактерий и (объяснение учителя)
Прокариоты – это самые простые, очень
мелкие и широко распространенные
организмы, которые существуют на Земле
более 2 млрд лет. Их клетки не имеют
ограниченного мембраной ядра. Генетическая
система (генофонд) представляет собой
кольцевую хромосому. Помимо хромосомы у
прокариот могут присутствовать небольшие
кольцевые молекулы ДНК, называемые
выступление I группы учащихся
Бактерии встречаются повсеместно
Бактерии живут и размножаются только во влажной среде, или в жидкости
выступление II группы учащихся
(длина 30-100 мкм)1мкм=0,001мм.
Бактерии – крошечные живые организмы, живут только во влажной среде
Рисунок бактериальной клетки на слайде
плазмидами, которые несут до сотни генов, но
не являются обязательными для генома
данного вида. Прокариоты лишены
хлоропластов, митохондрий, аппарата
Гольджи, центриолей. Клетка заключена в
плотную жесткую оболочку, в большинстве
случаев она окружена слизистой капсулой.
Рибосомы прокариот отличаются от рибосом
эукариот. Густая цитоплазма содержит гранулы
гликогена, белков и жиров.
Какой сделаем вывод?
Разнообразие бактерий по физиологическим
свойствам (выступление III группы)
Почему бактерии – самые многочисленные?
ДНК реплицируется, каждая дочерняя клетка
получает по своей копии родительской ДНК.
Возможна также передача ДНК между
неделящимися клетками (посредством захвата
“голой” ДНК, при помощи бактериофагов или
путём конъюгации, когда бактерии
соединяются между собой копуляционными
фимбриями), однако увеличения количества
особей при этом не происходит. Размножению
препятствуют солнечные лучи и продукты их
собственной жизнедеятельности
.
Каков итог?
Что произойдет, воздух станет сухим, все пары
воды улетучатся?
: Сп Спороообразование (самостоятельная работа
учас учащихся учебником)
Бактерии устроены относительно просто: нет ядра, отсутствуют многие
органоиды клетки.
Разнообразие бактерий (слайд)
Схему со слайда переписывают в тетрадь
Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в
благоприятных условиях).
Бактерии превратятся в спору
Практическая
работа
Формулируем
тему урока
Учи Ответьте на вопрос: Какое значение имеет
спорообразование для бактерий? Какой
сделаем вывод?
Бак Значение бактерий (выступление III и IV
групп учащихся)
–
На какой вопрос мы отвечали на уроке
(какую проблему решали)?
–
Что мы выяснили? Что мы узнали?
–
Как вы работали, что удалось на уроке, что
нет? Где вам может пригодиться то, что вы
узнали или чему научились на уроке биологии?
Закрепление : терминология
1. Обеспечивает переживание неблагоприятных условий.
2.Распространение с помощью ветра и другими способами.
Человек широко использует бактерии в:
– пищевой промышленности (кисломолочные продукты, квашеная капуста);
– сельском хозяйстве (кормовой белок, силос);
– медицине (витамины, гормоны, антибиотики);
– промышленности (добыча металлов);
– энергетике (биогаз).
Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают
порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые
для человека. Наиболее опасны патогенные бактерии – источники различных
заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез,
аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др.
В природе они:
– способствуют образованию гумуса;
– участвуют в геологических процессах, разлагая органические вещества до
минеральных, образуют залежи серных, железных руд, насыщают почву
азотом;
– вызывают заболевания растений и животных.
Ученики в тетрадях записывают тезисы о значении бактерий в природе
Кто такие прокариоты?
Узнали:
1.
Распространение бактерий
2.
Формы бактерий
3.
Размеры бактерий
4.
Строение бактерий
5.
Значение бактерий
Рефлексия
Домашнее
задание.
Домашнее задание: параграф прочитать,
заполнить таблицу на листочках