Автор: Ефименко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик",детский сад "Сказка"№46
Населённый пункт: РС(Я) г.Удачный,Мирнинский район
Наименование материала: Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия
Тема: Творческая мастерская "Волшебный клубок" с детьми подготовительной к школе группы из цикла "Женские рукоделия".
Раздел: дошкольное образование
Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия Творческая
мастерская «Волшебный клубок» с детьми подготовительной к школе группы из
цикла «Женские рукоделия».
Автор: Ефимменко Натальья Николаевна , воспитатель.
Место работы: АН ДОО «Алмазик», детский сад «Сказка»№46
РС(Я).гУдачный, Мирнинский район.
Тема: «Ознакомление дошкольников с русскими рукоделиями»
Мероприятие проводится в мини - музее «Русская изба».
Цель: Обогащать представления воспитанников о видах русских народных
рукоделий
Задачи:
1. Познакомить детей с технологией изготовления «кукол-оберегов»,
вышиванием, вязанием крючком, традицией русских народных посиделок.
2.Воспитывать уважение к труду народных мастериц; бережное отношение к
подлинным предметам рукоделий.
3.Приобщать дошкольников к музыкальному и игровому русскому
народному фольклору.
Словарная работа:
Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, вязание, пяльцы, крючки, орнаменты,
кружева, куклы-обереги.
Оборудование в мини - музее «Русская изба» приготовлены лавки, три стола,
мультимедийная установка, презентации со слайдами. Короб с принадлежностями
для рукоделия: для вышивания – пяльцы, наперстки, иголки, цветные нитки,
ножницы, игольницу для каждого ребенка, ткань постельных тонов, или канву; для
вязания крючком - крючки для каждого ребенка, цветные шерстяные нитки; для
изготовления тряпичных «кукол-оберегов» – тряпочки белые и цветные, нитки
цветные, ленточки, готовые образцы кукол , готовые изделия с вышивкой: платочки,
салфетки, полотенца, наволочки.
Примечание: швейно-вязальные принадлежности используются под
обязательным присмотром взрослых и строгом соблюдении всех правил техники
безопасности.
Ход занятия:
За столами в горнице сидят три мамы в русских народных костюмах: Ирина
- рукодельница, Марина - вышивальщица, Настасья – затейница.
Ведущий педагог – Марья искусница.
Ведущая: - Добрый день, гости званые и желанные! Приглашаю я вас сегодня
в настоящую русскую избу. Милости просим, проходите, располагайтесь. Я Марья –
Искусница, все умею, все могу. Будем с вами, как много лет назад на Руси, когда не
было телевизоров и компьютеров, с пользой время проводить, хорошо трудиться и
весело отдыхать.
Ведущая: - Ребята, а как вы думаете, чем можно было заняться долгими
вечерами?
Ответы детей: (мастерить, рукодельничать, петь, танцевать, на
музыкальных инструментах играть).
Ведущая: - Правильно ребята! В старину долгими, длинными вечерами
женщины, девушки и девочки, занимались рукоделием, собирались у кого-нибудь в
избе, пряли, вязали, вышивали, друг друга мастерству обучали.
Ведущая: - Ребятушки, а как вы думаете, что это за слово такое «рукоделие»?
Ответы детей: (то, что делали все руками)
Ведущая: - Да ребята, «рукоделие» - это все то, что делалось руками
человека. И я вас собрала всех сегодня неспроста, хочу познакомить со своими
знатными мастерицами: Ириной - Рукодельницей, Мариной - Вышивальщицей,
Настасьей - Затейницей, чтобы они о своих умениях вам поведали и обучили вас
своему мастерству. Русский народ очень любил трудиться, и про то в пословицах и
поговорках много говорится.
Ведущая: Есть в моей избе коробочка заветная. Я в нее самое дорогое и
важное складываю. Может, угадаете, что я в ней храню?
Ответы детей: (украшения, золото, сюрприз)
Ведущая: - Сейчас открою свою коробочку и все вам поведаю (достает из коробочки
пергамент) Вот что я тут храню – мудрость народную, веками сложенную. Хотите
узнать, что тут написано?
Ответы детей: (да; конечно хотим; с нетерпением)
Ведущая: -Ну, слушайте внимательно и запоминайте.
-Красна птица опереньем, а человек – уменьем».
«Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт».
«Дело мастера боится».
«Торопливый дважды одно дело делает».
Ведущая: -А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Дети вспоминают известные им пословицы и поговорки:
«Любишь кататься – люби и саночки возить»
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
«Делу - время, потехе - час»
«Сделал дело – гуляй смело».
«Семь раз отмерь – один раз отрежь».
«Терпение и труд, всё перетрут»
Ведущая: - Молодцы, ребята! Вот и мои подружки - умелицы своим трудом и
терпением все трудности преодолевают, и настоящие чудеса творят руками своими.
Давайте посмотрим, что они делают?
(Подходит к столам, за которыми мамы рукодельничают).
Ирина - рукодельница под «тихую» р .н м. приговаривает;
Кружева в стрекозиных крыльях.
И в летящих сквозных облаках:
В паутине воздушной лесной,
И в небесной тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной.
Заплелась кружевами трава
Кружева, кружева, кружева.
Ведущая: - Ай да красота какая! (показывает кружевное изделие детям)
Кружева прямо на глазах плетутся!
Иринушка: - Быстро слово сказывается, да не быстро дело делается. Я долго
училась плести кружева. А теперь свою дочку Аннушку хочу этому научить.
Группа девочек исполняет р. н. п. « Было у матушки двенадцать дочерей»
Ведущая: А теперь мы про ваши чудеса кружевную сказку сказывать будем, а
вас помочь попросим все нам показать. Иринушка: - Сказка эта необычная,
созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который
называется «крючок» и его помощник - клубок ниток. Раньше крючок
изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая
палочка, которую она легко ломает). Ребята скажите, почему мой крючок сломался?
Ответы детей: (потому, что палочка тонкая; непрочная)
Иринушка: - Правильно, молодцы! Чтобы он был более прочным, люди стали
его изготавливать из кости животного. Ведущая; - Ребята, а из чего сейчас делают
крючки?
Ответы детей: (из железа, пластмассы.)
Иринушка: - Да ребятки! Когда люди научились изготавливать металл, крючки
стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми. На конце
крючка, находится головка с бродкой. Если вязать толстым крючком с тонкими
нитями, то изделие получиться более ажурным, легким, воздушным. Рукодельницы
сами придумывали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп.
Демонстрация слайд-шоу с изображением кружевных изделий
Ведущая: - Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная. -
Ребята, А как вы думаете, почему кружева получались такими красивыми?
Ответы детей; (потому, что старались, им это нравилось, с душой).
Ведущая: - Правильно! А еще потому, что их изготовляли вручную, каждое
изделие содержало в себе тепло человеческих рук.- Посмотрите – ка ребята, какую
красоту кружевную связала Ирина - рукодельница. Что вам больше всего по душе в
ее мастерской?
Ответы детей: (кружевные салфетки, шапочки, воротнички)
Ведущая: - Ну как ребятушки, порадовала вас Иринушка своим рукоделием.
- А наша сказка продолжается. Давайте мы заглянем ко второй мастерице,
Марине – вышивальщице.
- Да у Маринушки пальчики в наперстки одеты. Присматривается к
наперстку на пальце мамы – мастерицы)
Маринушка: - А это для того я наперсток надела, чтобы пальцы иголкой не
исколоть. Швейных машин ведь раньше не было, и всю одежду от начала до конца
вручную шили.
Ведущая: - Ребята, как вы думаете, как это вручную?
Ответы детей: (руками, ниткой и иголкой).
Маринушка: - Верно! А как одежда была готова, ее женщины и девушки
украшать начинали. Догадывайтесь, с помощью чего одежда становилась еще
краше?
Ответы детей: (разными узорами, ленточками, шнурочками )
Маринушка: - Да, ребята, вышивались сарафаны, рубахи, платки, передники
разными узорами и орнаментами. Девочек помладше вначале учили вышивать на
пяльцах разные скатерти, подзоры, наволочки, салфетки. Красны девицы, на
выданье готовили себе приданое на свадьбу.
Демонстрация слайд-шоу с изображением русского народного костюма,
расшитого гладью и крестиком
Ведущая: - Присмотритесь внимательно и скажите, чем отличаются эти два
орнамента?
Ответы детей: (они вышиты по-разному).
Маринушка: Верно! Вышивать можно разными способами: можно гладью
стежки накладываются ровно и гладко, а можно крестиком – стежки все время
перекрещиваются, и весь узор состоит из маленьких крестиков. А скажите, чем еще
украшены костюмы?
Ответы детей: (цветными нитками, мулине, ирисом, бусами).
Ведущая: - Молодцы ребята! - Правильно! Позднее рукодельницы научились
технике вышивания бисером, лентами.
Ведущая: - Посмотрите на эти изделия, которые изготовила для вас Марина -
вышивальщица. Подумайте и скажите, какие изделия вышиты крестиком, какие
гладью? Ну, кто первый?
Дети называют изделия и способы вышивки представленных работ.(гладью,
крестиком)
Ведущая: - Дорогая Маринушка, научила бы ты наших детушек вот такую же
красоту создавать!
Маринушка: - С удовольствием научу. Да в работе мне иголка и ножницы
нужны, а это внимания и осторожности требует.
Демонстрация слайд-шоу с комментариями по правилу техники
безопасности при работе с колюще – режущими предметами
Ведущая: - Мы обещаем соблюдать все правила. А теперь пусть наша
иголочка оживет и ниточку за собой поведет!
Проводится игра «Ниточка – иголочка»
(Нитка за иголкой быстро, быстро вьется,
Петелька за петелькой, кружево плетется
Раз, два, три ты узор скорей смотри)
Ведущая: - Сказка наша продолжается, и мы идем в гости к третьей
мастерице, Настасьи - Затейницы. Да у нее тут целая кукольная семейка! А куклы –
то не простые, затейливые! Посмотрите, из чего их Настасья – мастерица делает?
Ответы детей: (( куклы сделаны из тряпочек, лоскутков, ниток).
Настасья: - Раньше таких кукол, как у вас сейчас не было и взрослые вместе с
детьми мастерили кукол из соломы, бересты, травы, тряпочек. Но тряпичные куклы
были не просто игрушкой, их наделяли особыми качествами. Одни куклы охраняли,
другие – в дороге помогали, третьи – детский сон оберегали и ребенка от злых сил
защищали. Их так и называли – обереги. Часто куклу делали безликой, т.е. без носа,
рта и глаз. Пока дети были маленькими, кукол им шили и делали мамы и бабушки, а
уже с пяти лет куклы умели делать сами дети. В эти куклы люди вкладывали свою
любовь и мудрость, и поэтому дети очень любили их, берегли и никогда нигде не
разбрасывали.
Демонстрация слайд-шоу с изображением кукол - оберегов
Ведущая: - Дети, а скажите, пожалуйста, из чего сейчас делают кукол?
Ответы детей: из резины, пластмассы, поролона.
Ведущая: - Молодцы ребята! Правильно!- А наша Настасья Затейница
покажет вам, как можно сделать кукол из тряпочек и ниточек.
Ведущая: - Ну, что ж ребятушки, пришла пора выбирать себе занятия по душе.
Да пока вы думать будите, давайте, послушаем, как у наших у ворот муха песенки
поет.
Дети поют и инсценируют р. н. п. « Как у наших у ворот»
Ведущая: - Делу время, а потехе всего лишь час! Пора к мастерицам
отправляться и за дело приниматься.
Дети по желанию, выбирают себе вид рукоделия по душе и отправляются на
обучение к мамам – мастерицам. Под русскую народную музыку выполняется
совместная творческая деятельность.
Ведущая: - Ну, покажите мне, чему вы научились? Да молодцы! Какие
прекрасные работы у вас получились! Да таким рукоделиям место в красном углу,
чтобы всем видно было, как наши красны девицы, вместе со своими мастерицами
потрудились! Пусть все видят! И чтобы молва, о мастерстве нашем, по всей России
разнеслась!
Девочка 1: - Отдохнули мы по праву!
Девочка2: - Мастерам воздали славу!
Девочка3: - Что узнали не забудем!
Вместе: Долго -долго помнить будем!
Ведущая: - Ну и по нашему русскому народному обычаю приглашаю всех
гостей, знатных мастериц на чаепитие!
- Всех за стол с собой зовем!
- Чаю с порогом попьем!
- Разговоры заведем!