Напоминание

Постановка голоса для начинающих


Автор: Федотов Александр Сергеевич
Должность: преподаватель вокала и постановки голоса
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ ВОКАЛИСТОВ
Тема: Постановка голоса для начинающих
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДОКЛАД

«НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У

НАЧИНАЮЩИХ ВОКАЛИСТОВ»

Составитель Федотов Александр Сергеевич

Преподаватель студии вокала «Артист-Гала»

© Александр Федотов 2018 г. Тюмень

Содержание

1. Введение

2. Основные аспекты педагогической задачи

3 Голос – Божий дар

4. Выбор правильной педагогической задачи

5. Вокальное мышление преподавателя

6. Заключение

7. Литература

1. Введение

В

настоящее

время

интерес

к

пению

у

простого

обывателя

все

больше

увеличивается. Огромное желание блистать на сцене, на концертной эстраде привлекает

множество

молодых

людей.

Под

воздействием

средств

массовой

информации,

сети

Интернет все мощнее пропагандируется эстрадная поп-культура, но не смотря на такой

шквал телевизионных программ стали все чаще появляться телевизионные конкурсы

именно

с

классическими

настроениями.

Тому

подтверждение

«Большая

опера»

на

первом,

конкурсная

программа

«Голос»,

где

жюри

победителем

выбирают

именно

конкурсанта с академической постановкой голоса.

Программа

«Большая

опера»

показала

Стране

начинающих

академических

солистов театров, их профессионализм и любовь к этому искусству, вдохновляя тем

самым начинающих вокалистов. Благодаря телевизионной программе «Призрак оперы»

огромная аудитория Страны через призму исполнения популярных артистов узнала такие

имена как Д.Верди, С. Рахманинов, П. Чайковский, Ж. Бизе и многих других. Конечно,

уровень исполнения популярными певцами

академическую музыку не соответствует

должному

уровню,

но

считаю,

что

это

прекрасная

возможность

переключить

точку

внимания

большой

аудитории

на

великое

классическое

наследие.

Возможно,

после

просмотра этих программ люди больше начнут посещать академические театры оперы и

балета, больше молодых людей захотят себя связать с такой профессией как оперный

певец.

2. Основные аспекты педагогической задачи

Работая

солистом

в

провинциальном

театре,

параллельно

занимаясь

педагогической практикой в студии вокала приходится сталкиваться со множествами

вопросов касательных развития и постановки голоса у молодых людей, которые уже не

успевают поступить в музыкальную школу в силу возраста, но жаждущие заниматься

сольным

пением.

За

короткий

срок

необходимо

точно

и

объективно

определить

начальный уровень подготовки, обнаружить или не обнаружить яркие природные данные,

составить

индивидуальную

программу

для

подготовки

этого

вокалиста

в

профессиональное учебное заведение.

Зачастую,

в

самом

раннем

возрасте

родители

не

замечают

или

не

придают

значения

тяге

своего

чада

к

музыке,

к

пению,

а

чаще

всего

просто

намеренно

отговаривают связывать

жизнь с музыкой. Отсюда потом и искаженные пути выбора

професии

неудовлетворенных,

нереализованных

бухгалтеров,

водителей,

офисных

работников, сетующих на неправильный выбор профессии. Наша педагогическая задача

максимально

быстро

и

правильно

подготовить

начинающего

вокалиста

в

профессиональное музыкальное заведение. Для этого необходимо четко определить

некоторые методы воспитания голоса. Так же сформировать общее представление об

академической манере пения, о правильности звуковедения, о вокальной терминологии,

вообще переключить внимание начинающего вокалиста к профессии оперного певца, на

сложность творческого пути и вместе с тем интересный, интригующий, раскрывающий

множество границ мир академического классического вокала.

3. Голос – Божий дар

Всю историю человечества певческий голос считался даром Божьим. Он всегда

вызывал священный трепет, зависть и желание овладеть им. Огромный культовый и

бытовой

интерес

к

пению,

как

к

чему-то

прекрасному

и

непонятному,

приводил

к

возникновению многочисленных вокальных школ и методов постановки голоса. Но в

строгом смысле назвать их методами нельзя. Это были попытки найти пути к голосу через

личные вокальные ощущения педагога. Каждый из них предлагал свой метод, будучи, как

правило, прекрасным певцом. На самом же деле речь шла не об обучении ученика, а о

совершенствовании уже имеющегося у него от природы голоса, развитии его природных

качеств. И положительный педагогический результат может быть достигнут только при

достаточно близких совпадениях вокальных ощущений педагога и ученика.

Последние

достижения

акустики

и

физиологии

позволили

разобраться

в

сложнейшем

механизме

координированной

работы

голосообразующих

мышц,

в

роли

каждой из них в процессе пения и методах тренировки этих мышц. Таким образом,

постановка

голоса

и

само

пение

перестало

быть

"тёмным

местом"

в

музыкальном

исполнении. Певческое искусство получило крепкую научную базу, позволяющую без

риска

навредить

начинающему

певцу

пройти

ему

весь

путь

с

"нуля"

до

профессионального певческого голоса. Метод показа, сгубивший невероятное количество

голосов, карьер и судеб, уходит из педагогической практики.

4. Выбор правильной педагогической задачи

Для того, чтобы успешно преподаватель и грамотно решать педагогические задачи,

необходимо

владеет

широким

кругом

знаний,

имеющих

отношение

к

голосу

и

его

воспитании,

что

несомненно

поможет

справиться

с

многочисленными

вопросами

постоянно возникающими в практике преподавания. В этом отношении литература о

пении

лучший

помощник.

В

ней

можно

найти

высказывания

и

мнения

известных

выдающихся певцов, успешных педагогов, которые щедро делятся своим многолетним

опытом преподавания. Найти и умело применить знания и советы этих мастеров педагог

может быстрее и лучше справиться с педагогической задачей.

Конечно,

педагог

должен

развивать

в

себе

критическое

мышление,

уметь

взвешивать работу своей мысли и быть осторожным в своих действиях при работе с

начинающими

голосами.

Нужно

суметь

отказаться

от

привычных

неправильно

наработанных навыков, которые не приводят к должному результату. Только практика

является единственным критерием истинных выдвинутых гипотез.

Приходится много работать, чтобы овладеть всеми необходимыми понятиями о голосе и

его воспитании. Важно приучить себя к наблюдательности, выявлять проблемы, находить

причинно-следственные связи.

5. Вокальное мышление преподавателя

Вокальное педагогическое мышление преподавателя должно быть гибким. Решать

стандартно ту или иную педагогическую проблему не целесообразно. Педагог должен

распознавать индивидуальность ученика, учесть конкретные особенности его личности и

голоса. Важное качество преподавателя в том, что он должен в целом охватить проблему

и поэтапно решать его в процессе постановки голоса. При этом необходимо не упускать из

вида существенные частные моменты, отдельные недостатки каждого ученика.

Значительный

вклад

в

мастерство

преподавателя

вносит

исследовательский

подход к проблеме. Манера объяснения, когда преподаватель идет как бы рядом с

учеником

и

чуть-чуть

впереди,

предоставляя

ему

как

бы

предвосхищать

ход

этих

объяснений, создает эффект соучастия, повышает его уверенность в себе и укрепляет

мотивацию усвоения рекомендаций педагога. Указанный метод объяснении базируется на

доверии

к

самостоятельному

мышлению

студента,

стимулирует

его

умственную

деятельность, а не только нагружает память. Такой способ обучения сближает, облегчает

общение,

способствует

налаживанию

эмоциональных

контактов

с

учениками,

что

немаловажно

для

дальнейшей

мотивации

к

вокальному

совершенствованию

начинающего певца.

Нужно всегда очень творчески относиться к своему преподавательскому

делу.

Если

занятие

проходит

успешно,

ученик

усваивает

материал,

голос

динамично

развивается, звучит свободно и красиво, возникает чувство удовлетворения и гордости за

то дело, коем ты занимаешься. Если же занятие проходит в поиске желаемого результата,

то педагогу необходимо постоянно размышлять и стараться на базе собственного опыта,

опыта других педагогов искать выход и подход к данному голосовому аппарату, дабы

найти тот истинный единственны

правильный путь, который приведет к желаемому

результату. Это зачастую бывает очень сложно сделать. Поэтому ставить конкретные

сроки на достижение результата не рекомендуется. Процесс постановки голоса очень

сложный и непредсказуемый.

Заключение

Прежде чем приступить к работе с начинающим вокалистом ему необходимо рассказать

об анатомическом строении всего голосового аппарата. Его особенности в спокойном

состоянии и в состоянии певческом. Так же следует отметить, что существует два режима

работы голосового аппарата- это в режиме разговорной речи, и в певческом режиме.

Совершенно

разная

подача

дыхания,

работа

мышц

глотки

и

диафрагмы.

А.Н.

Стрельникова

доказала,

что

во

время

разговора,

спокойной

бытовой

речи

легкие

работают в неполном режиме, воздухом наполняются лишь верхние сегменты легких. В

певческом режиме при активном вдохе через нос, как это рекомендует классическая

методика наполняются средние и нижние сегменты легких. И это лишь незначительная

часть различия режимов работы голосообразующих органов и их систем.

В целостной системе голосового аппарата гортань

и голосовые связки, или как их

принято сейчас называть складки, занимают особое положение. Обычно подчеркивается

ее главенствующая роль как одного из важнейшего певческих органов, и это совершенно

справедливо и очевидно. Свободная открытая гортань – вот цель поисков учеников и

педагогов.

Только

через

свободную,

незажатую

гортань

поток

воздуха

может

нести

максимальное количество звука, рожденного в недрах голосовых связок.

Поэтому оптимальная организация ротоглоточной артикуляции, положение языка, губ,

щек, размеров и формы рта, как результат ротоглоточной артикуляции, степень поднятия

мягкого неба, влияющий на низкое положение гортани- все это важнейшие заботы любого

профессионального певца и вокального педагога для достижения наилучшего звучания

голоса. Если гортань свободна от зажимов и складки работают с должным рабочим

напряжением, звук льется, летит, и ощущение комфорта не только для певца, но и для

слушателя, то можно сказать что цель на определенном этапе выполнена.

Предполагаемая используемая литература

1. В. Багабуров "Очерки по истории вокальной методологии". Из-во

"Музгиз", М.1967

2. Н.П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова "Искусство речи". Из-во

"Советская Россия" М.1964

3. Ф. Витт "Практические советы обучающемуся пению". Из-во "Музыка",

Л.1963

4. Кн.С. Волконский "Выразительный человек". Из-во "Аполлон" 1912.

5. Дж. Лаури Вольпи "Вокальные параллели". Из-во "Музыка", Л.1972

6. Вопросы вокальной педагогики No5, No8 М.1976.

7. Вопросы вокальной педагогики No7, No9 М.1984.

8. Вопросы методики воспитания слуха. Из-во "Музыка", М.1967

9. Л. Дмитриев "В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр". Из-во

"Музыка", М.1974

© Александр Федотов 2018 г. Тюмень



В раздел образования