Автор: Колихова Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников
Тема: Нравственное воспитание
Раздел: дошкольное образование
Сказка
как
средство
нравственного
воспитания
дошкольников
Древнейший жанр народного творчества - это, конечно же, сказка.
Во
все
времена
сказка
учила
человека
жить,
вселяла
оптимизм
в
человека, вселяла веру в торжество добра и справедливости.
За
фантастичностью
сказочной
фабулы
и
вымысла
скрываются
реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное
значение сказочной фантастики.
За волшебством сказки всегда стоит подлинный мир народной жизни –
мир большой и многокрасочный. Самые фантастические вымыслы народа
вырастают
из
его
конкретного
жизненного
опыта,
отражают
черты
его
повседневного быта
Выделяют,
среди
многих
жанров
устной
прозы:
сказки,
предания,
сказы,
былины,
легенды.
Сказка
занимает
здесь
особое
место.
Сказка
издавна
была
не
только
самым
распространенным,
но
и
необычайно
любимым жанром детей всех возрастов.
Русские
народные
сказки
с
древнейших
времен
служили
верную
службу
в
нравственном
и
эстетическом
воспитании
подрастающего
поколения.
Со сказкой,
мы знакомим дошкольников с раннего детства в них
рассказывается о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки
(«Лиса
и
тетерев»,
«Два
мороза»,
«Каша
из
топора»,
«Сивка-бурка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а
также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова
«Аленький цветочек» и другие авторские сказки В.М. Гаршина «Сказка о
жабе и розе», В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее» и другие.
Сказка
имеет
большое
познавательное
и
воспитательное
значение,
особенно глубокое воздействие, имеют сказки на дошкольников.
В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными
сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями,
которые постоянно решают трудные задачи и побеждают.
Можно
сделать
вывод,
что
сказка
-
неиссякаемый
источник
для
нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей.
За сказочной фабулой и вымыслом скрываются реальные человеческие
отношения, подлинный мир народной жизни, и чтобы все это дошло до
сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы
над сказкой.
Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.
Сказка
–
древнейший
жанр
устного
народного
творче ства,
классический образец фольклора.
Сказочные идеалы придают сказкам художественную убедительность и
усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
У каждого народа в сказках общечеловеческий смысл и идеи, получают
своеобразное воплощение.
В
русских
народных
сказках
раскрыты
определенные
социальные
отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные
понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского
языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.
Идея русских классических сказок, проявляется в отражении борьбы
народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о
свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Поэтому,
она и воспринималась до недавнего времени как живое искусство народа.
Сохраняя смысл сказок, придерживаясь прошлого, сказка не потеряла связи с
социальной действительностью
Сказка
–
понятие
обобщающее.
Наличие
определенных
жанровых
признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение
к сказкам.
Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как
повествовательность сюжета.
Сказка должна быть обязательно занимательна, необычна, с отчетливо
выраженной идеей торжества добра над злом. Все события, происходящие в
сказке,
должны
быть
доведены
до
конца.
Незавершенность
и
незаконченность не должны быть свойственны сказочному сюжету.
Основным жанровым направлением сказки является ее назначение, то,
что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских народных
сказках, которые мы знаем сегодня, доминирует эстетическая функция. Она
обусловлена особым характером сказочного вымысла.
Сказочный
вымысел
должен
нести
определенный
характер,
что
бы
отражать сказочную действительность.
Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает
события того времени, в которой она бытует, но это не прямой перенос в
сказочный сюжет реальных фактов.
В
с ка зоч н ом
о б р а з е
д е й с т в и т е л ь н о с т и ,
п е р е п л е т а ю т с я
взаимоисключающие
понятия,
соответствия
и
н е с о от ве т с т в и я
действительности, что и составляет особую сказочную реальность [7].
Воспитательной функцией сказки
является, один из ее жанровых
признаков.
Сказочная
поучительность,
пронизывает
всю
сказочную
структуру,
достигая особого результата, резким противопоставлением положительного
и отрицательного. В сказке всегда торжествует нравственная и социальная
правда.
Сказка, так же сохраняет все фольклорные признаки: коллективность,
устность
бытования
и
коллективного
характера
сказочного
творчества,
является варьированием сказочного текста. Каждый рассказчик при чтении
сообщает, как правило, новый вариант сюжета, передовая его своеобразной
только ему интонацией.
В
вариантах
совпадает
идея,
общая
схема
сюжета,
повторяющиеся
общие мотивы, но в частностях они не совмещаются.
Идейно-художественная ценность варианта зависит от многих причин:
от
знания
сказочных
традиций,
и
от
личного
опыта
особенностей
психологического склада рассказчика, от степени его одаренности.
Идейность сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую
новую
эпоху
происходит
частичное
или
полное
обновление
сказочного
сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая
сказочная версия, эта особенность сказки требует внимательного изучения
каждого сказочного текста.
В сказке есть, и величины постоянные, сложившиеся в результате ее
традиционности,
и
переменные
–
возникшие
в
результате
бесконечных
пересказов
Если судить по записям русских сказок XVIII– XX вв., постоянными
величинами
являются
идейная
направленность
сказки,
ее
композиция,
функция
действующих
лиц,
общие
места,
переменными
–
величины,
связанные
с
индивидуальностью
исполнителя.
Один
и
тот
же
сюжет,
услышанный от разных рассказчиков, будет восприниматься как новая сказка.
Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая
поэтика.
Повествовательность
и
сюжетность,
установка
на
вымысел
и
назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в
различных жанрах эпического цикла.
Сказка как художественное целое существует только как совокупность
этих признаков.
Сказки всегда, в целом были одной из важнейших областей народного
поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и
огромное педагогическое и воспитательное значение.
Сказки,
формировали
устойчивые
народные
представления
о
нравственных
началах
жизни,
были
наглядной
школой
изумительного
искусства
слова.
Вот
сказочная
фантастика,
развивала
мыслительные
способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой
древности.
Сказки бывают авторские и народные.
Народные
делятся
на
три
группы:
сказки
о
животных,
волшебные
сказки и бытовые.
- Сказки о животных.
В
русском
репертуаре
примерно
50
сюжетов
сказок
о
животных.
Выделяется несколько групп связанных по тематике сказок: сказки о диких
животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке
и диких животных. Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках
действуют
животные.
В
сказке
передаются
их
черты,
но
условно
подразумеваются
черты
человека.
Животные
делают
все
то,
что
делают
обычно только люди. Животные говорят на человеческом языке.
Главная
задача
этих
сказок
–
высмеять
плохие
черты
характера,
поступки и вызвать сострадание к обиженному, слабому.
В программу ДОУ включены сказки о животных. Больше всего детей
занимает и увлекает сама история.
Самые простые и в тоже время самые важные представления в сказке –
об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и
трусости – ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка
нормы поведения.
Детские
сказки
о
животных
затрагивают
социальные
и
этические
проблемы в доступной для детского восприятия трактовке
- Волшебные сказки.
Волшебная
сказка
–
это
художественное
произведение
с
четко
выраженной
идеей
победы
человека
над
темными
силами
зла.
Детям
старшего
дошкольного
возраста
нравится
волшебные
сказки.
Для
них
привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных
сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые.
Обычно
добро
побеждает
зло.
Волшебные
сказки
должны
вызвать
восхищение добрыми героями и осуждение зла. Они выражают уверенность в
торжестве добра.
Волшебные
сказки
формируют
устойчивые
нр а вс тве нны е
представления, при условии их правильного преподнесения детям, донесения
до детей их истинного смысла, предоставления возможности прочувствовать
различные образы героев, как бы «примеряя их образы на себя».
В
хрестоматиях
для
дошкольников
представлены
такие
волшебные
сказки: «Снегурочка», «Три сестры»,
«Гуси-лебеди», «Сказка о золотой
рыбке», «Горячий камень» и др.
В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или
живых существ, обладающих волшебной силой.
Волшебные сказки объединяют волшебство: превращения [23].
- Бытовые сказки.
В
этих
сказках
говорится
об
отношении
социальных
классов.
Разоблачение лицемерия – основная черта бытовых сказок. Такие сказки
отличаются
от
волшебных
тем,
что
вымысел
в
них
не
носит
ярко
выраженного сверхъестественного характера.
В бытовой сказке действие положительного героя и его врага протекает
в одном времени и пространстве, воспринимается маленькими слушателями,
как повседневная реальность.
Герои бытовых сказок: барин-помещик, хан – жадные, царь-князь, и
равнодушные
люди,
эгоисты
и
бездельники.
Им
противопоставляются
бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие смелые и умные люди. Они
побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.
Бытовые
сказки
имеют
большое
воспитательное
и
познавательное
значение
при
формировании
нравственных
представлений
дошкольников,
поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают
нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную
мудрость людей.
Таким
образом,
сказка
–
жанр
устного
народного
творчества;
художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового
характера. Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе
огромное
воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача
педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.