Автор: Зимовец Екатерина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 82
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Любимые семейные игры"
Раздел: дошкольное образование
Городские Родительские чтения
«Как любить ребенка»
Любимые семейные игры
Автор: Зимовец Е.Г.
МБДОУ « Детский сад № 82»
Дзержинск
2017г.
Все взрослые, имеющие детей, очень хотят, чтобы ребенок вырос
замечательным человеком и понимают, что его настоящая и будущая жизнь
зависит от такого ответственного, непростого и творческого дела, как
воспитание. Игра как общение, игра как обучение, игра как проведение
свободного времени - незаменимый способ воспитания. Во время игры
налаживается взаимодействие, родители и дети лучше узнают друг друга
,возникает взаимопонимание и доверие. Игра помогает развивать в ребенке
самые разные и очень нужные качества (духовные , нравственные
,умственные, физические и т.д).С первых дней жизни ребенка, при его
кормлении, пеленании ,купании, приучении к горшку, родители используют
игровые приемы. А как приятно наблюдать удивление и радость малыша от
увиденной игрушки-погремушки . Родители, конечно, и расскажут про нее, и
покажут, как играть. По мере взросления ребенка изменяются его интересы
и потребности и это отражается на содержании игры. Главное для родителя
- понять эти интересы и потребности и проявить отзывчивость и живое
участие. При этом не нужно забывать, что у родителей могут быть
собственные мотивы и цели воспитания: научить трудолюбию, бережному
отношению к игрушкам и вещам, культурному поведению за столом, в гостях,
в общественных местах. Взрослому игра поможет приобщить ребенка к
закаливанию или справиться с какими-либо детскими страхами, а также
привить общепринятые правила поведения в обществе. Родители конечно
понимают, что ребенка удовлетворит не столько наличие самой игрушки , а
игра как взаимодействие с ними, любимыми мамами и папами. Родители не
забывают и о правилах безопасности во время игр, где бы то ни было: дома
на природе, на детской площадке. Игры приносят пользу тогда, когда
соответствуют возрасту, способностям и возможностям ребенка. При этом
умные родители не занимаются болезненным сравниванием своего ребеночка
с другими.
Игра обеспечивает развитие социальных качеств ребенка: способность
поделиться, проявить дружелюбие, уступить, чем-то пожертвовать, развивает
чувство справедливости, способность критически относиться к своим
поступкам. О значении игры есть много мудрых мнений известных
педагогов и психологов:
« Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых.»
Я. Корчак
« Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в
какие игры следует играть и как в них играть.»
Э. Берн
Как играть с ребенком? С позитивом! Отложив на время быт, негативный
взрослый груз, который мешает радоваться жизни. В ответ ребенок подарит и
благодарность и искреннюю любовь. А теперь хочу поделиться тем, какие
любимые игры есть в нашей семье. На первом месте это конечно подвижные
игры и веселая гимнастика. Обе мои дочки с рождения любили массаж,
гимнастику и веселые подвижные игры и упражнения. Катание мяча друг
другу, лазание через обруч до мишки, поднимание ножек до палочки в
положении лежа на спине, перешагивание через палочку, лазание по лесенке,
бросание мелких мячей Тузику ( игрушечному песику), игра в « лошадки» и
любимые « Беги ко мне» и « Догоню-догоню» были у нас с 1 года до 2 лет.
Пригодились и каталки (уточки, бабочки) для полезной и интересной ходьбы.
Когда у младшей появился набор кубиков, она полюбила быть строителем.
Выстроит на полу высокую башню, а потом метко попадет в нее мячом.
Восторг! И строительство начинается снова. И конечно сама сложит кубики в
коробку. Большая ведь она!
Очень много прочитано нами книг! Любимые сказки, потешки, загадки…
Сейчас моя 3-летняя Ксюша любит сама сочинить загадку, а я отгадываю.
Обеих дочерей с 3-х лет вожу в библиотеку им. Ю. Гагарина, сама туда
ходила в детстве.
Особую радость доставляют игры с песком (летом - обычным, зимой -
космическим). Это очень сближает моих таких разных дочерей, как и лепка
из теста. Сначала готовила сама тесто для лепки, теперь в магазине много
цветного и с разными формочками. Старшая обязательно выделит для этого
занятия время, хоть и взрослая. Любим вместе играть в игру-ходилку, лото с
разными заданиями, например, из чего сделан тот или иной предмет, для чего
нужен, живое или неживое и т.д. И вырезаем, клеим, мастерим…занять
время помогают игры с водой: животные дружатся, рыбки ловятся, вода
льется и переливается в водяную мельницу и стаканчики с дырочками.
Моя старшая дочь ходит в музыкальную школу, поэтому в доме часто звучит
фортепиано. И младшая тянется. Здесь важным было объяснить младшей, что
нужно дать время позаниматься старшей, а потом можно и самой поиграть, и
вместе. Много детских песен сыграла старшая дочь, готовясь к сольфеджио,
подбирая тонику и доминанту. Они обе музыкальные и танцевальные: « а я
вот так умею!», «мама, посмотри на меня!», «дай, я покажу!», «а теперь моя
очередь!» - все просьбы ищут благодарного зрителя. Роль зрителя чаще беру
я, папа и приходящая в гости бабушка. Кстати, к приходу гостей обе девочки
превращаются в « хозяюшек», готовятся основательно: организовывают
уборку, угощение, делают поделки, наряжаются.
Для интересного общения пригодятся словесные игры ( поговорить и
пофантазировать полезно для души): « Что будет, если»- игра построена на
вопросах и ответах, « Я начну, а ты продолжи» ( солнышко - греет, светит,
паровоз - гудит, мчится), « Опиши одним словом» (чашка для кофе- кофейная,
сок из яблока- яблочный), « Продолжаем рассказ» и много других какие сами
придумаете. Игра « Почемучка» помогает ребенку осваивать мир,
удовлетворяет его любознательность. Ответы на многие вопросы мы знаем, а
при желании заглянем в энциклопедию. Нам ведь важно понимать, какую
неоценимую помощь дает совместная игра, доставляя при этом радость
ребенку. Играя, малыш учится общаться, понимать, объяснять, чувствовать,
мыслить, у него развивается воображение, речь, память. А если игры нет, то
из жизни ребенка уходит что-то важное.
Мне очень нравятся мудрые мысли по поводу воспитания, они помогают мне
быть терпеливее и снисходительнее к различным трудностям и проблемам.
« Чем лучше ты сегодня, тем лучше будут твои дети завтра».
В. Афониченко
« Не жалейте трудов, ведь вы трудитесь для себя; ибо жизнь ваша будет
легче, если ваши дети будут добродетельны».
Святитель Иоанн Златоуст
« Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не
исправляя своих недостатков, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти
недостатки в детях».
Л. Н. Толстой
Итак, детство – самая счастливая часть жизни человека, он может многого
добиться за этот период, многому научиться с нашей помощью, и мне хочется
присоединиться к Берни Зигелю, который сказал: « Прошу вас, относитесь к
своим детям, как к сокровищу. Уважайте их и себя». И тогда все будет
хорошо.