Напоминание

"Я выбираю"


Автор: Черкасова Нина Прохоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 22" г. Сыктывкара
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: программа по профилактике ПАВ
Тема: "Я выбираю"
Раздел: среднее образование





Назад




Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Сыктывкара

Программа по профилактике употребления

алкогольных и энергетических напитков

«Я выбираю»

Социальный педагог

Черкасова Н.П.

Сыктывкар

2017

Алкоголь уничтожает человека, отнимает у

него разум, по крайней мере, на время, а в конце

концов превращает в животное.

Ж.-Ж.

Руссо,

французский

мыслитель, писатель и педагог

От вина гибнет красота, вино сокращает

молодость.

Гораций, римский поэт

Программа

по профилактике употребления алкогольных и энергетических напитков

«Я выбираю»

на 2017-2019 годы.

Паспорт программы по профилактике

употребления алкогольных и энергетических напитков «Я выбираю»

на 2017- 2019 годы

Наименование программы Программа по профилактике употребления алкогольных

и энергетических напитков «Я выбираю» на 2017-2019

годы.

Основание для разработки программы

Федеральный закон

“Об образовании в Российской

Федерации”;

Национальная

стратегия

действий

в

интере с ах

детей;

Концепция

п р о ф и л а к т и к и

злоупотребления ПАВ в

образовательной среде:

Приложение

к

приказу

Министерства

образования

России от 28.02.2000. № 619; Федеральный закон «Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской

Федерации»

от

24.07.1998

124-ФЗ;

Федеральный

закон

«

Об

о сновах

системы

п р о ф и л а кт и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ;

Республиканский

закон

«О

некоторых

мерах

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних в Республике Коми» от 23.12.2008

№ 148-РЗ.

Заказчик программы

администрация школы.

Разработчик программы социальный педагог.

Цель программы

Воспитание у школьников устойчивых положительных

нравственных качеств и потребности вести здоровый

образ жизни.

Задачи

программы:

Создание

благоприятных

условий

для

социального,

интеллектуального, духовного и физического развития

подростков.

Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на

ранних

стадиях

возникновения

а с о ц и а льн о го

поведения.

Профилактика вредных привычек.

Создание условий для правового воспитания и правовой

з а щ и т ы

уч а щ и хс я

п ут е м

в з а и моде й с т в и я

и

сотрудничества школы и общественности.

Повышение

уровня

воспитательно-профилактической

работы с учащимися.

Профилактика правонарушений и преступлений.

Принципы профилактической работы

дифференцированность:

у ч е т

в о з р а с т н ы х

особенностей

специфики

работы

с

детьми,

относящимися к группе риска;

аксиологичность:

формирование

у

детей

и

подростков

представлений

об

общечеловеческих

ценностях, законопослушности, ЗОЖ

и уважения к

человеку,

являющихся

основными

моральными

барьерами асоциального поведения;

многоаспектность: сочетание различных направлений

целевой

профилактической

работы

(социальные,

психологические, образовательные аспекты);

последовательность;

преемственность;

комплексность.

Сроки реализации программы: 2018- 2019 годы.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

- директор школы, заместители директора по учебной и

воспитательной

работе,

классные

руководители,

социальный

педагог,

педагог

психолог,

учителя-

предметники,

педагоги

дополнительного

образования,

медицинский работник, библиотекарь;

-представители правоохранительных органов;

- представители общественных организаций.

Ожидаемые результаты реализации программы

- увеличение числа школьников, ориентированных на

полезные

привычки,

устойчивые

нравственные

качества, здоровый образ жизни;

-

снижение количества

учащихся, употребляющих

спиртные и психоактивные вещества;

- стабилизация и снижение количества правонарушений

среди школьников.

Нормативно правовое обеспечение программы

1.Федеральный

закон

от

24.07.1998

124-ФЗ

«Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской

Федерации».

2.Федеральный

закон

от

24.06.1999

120-ФЗ

«

Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних».

3.Республиканский закон от 23.12.2008 № 148-РЗ «О

некоторых

мерах

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних

в

Республике

Коми».

4.Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №

22» г. Сыктывкара.

5.Целевая комплексная программа «Школа. Дорога к

здоровью» (2015-2020).

6. Программа воспитания и социализации.

7. Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни.

8.

Программа

духовно–нравственного

развития,

воспитания учащихся на уровне

начального общего

образования.

9. Программа

профориентационной

работы

«Твой

выбор».

10. Программа коррекционной работы.

11. Программа гражданско-патриотического

воспитания «Воспитание патриота».

12..Внутришкольные локальные акты:

-Правила внутреннего распорядка для учащихся МАОУ

«СОШ № 22» г. Сыктывкара;

- Положение о Совете профилактики;

- Положение о Совете отцов;

-Положение о порядке создания, организации работы,

принятия решений комиссией по урегулированию

споров

между

участниками

обра зовате льных

отношений и их исполнение;

-Положение о службе школьной медиации;

-Положение об охране и укреплении здоровья учащихся

МАОУ «СОШ № 22» г. Сыктывкара;

-Положение

о

порядке

постановки

и

снятия

с

внутришкольного учета учащихся;

-Положение о порядке посещения учащимися по своему

выбору мероприятий, проводимых в МАОУ «СОШ №

22»

г.

Сыктывкара

и

не

предусмотренных

учебным

планом;

- П о р я д о к

в ы я в л е н и я

н е с о в е р ш е н н о л е т н и х ,

нуждающихся

в

помощи

государства

в

связи

с

самовольным уходом из семьи и (или) муниципальной

автономной образовательной организации « СОШ

№ 22» г. Сыктывкара, либо в связи с прекращением по

неуважительным причинам занятий в МАОУ «СОШ №

22» г. Сыктывкара;

-Порядок

ведения

учета

несовершеннолетних,

не

посещающих

или

систематически

пропускащих

по

неуважительным причинам занятия в МАОУ «СОШ №

22» г. Сыктывкара

Обоснование программы

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации

личности

в

общественной

среде.

В

Уставе

Всемирной

организации

здравоохранения

i

записано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального

благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней

и

физических

дефектов.

Чем

выше

приоритет здоровья в обществе, духовная культура человека, тем выше уровень культуры

здорового образа жизни каждого его члена.

Для повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа

жизни и профилактики алкоголизма

среди старшеклассников в общеобразовательном

учреждении необходимо создать здоровьесберегающую и профилактическую среду.

Исходя из этого в целях обеспечения единого подхода к формированию здорового

образа

жизни,

сохранению

и

укреплению

здоровья

учащихся

физического

и

нравственного в нашей школе

разработана программа по профилактике

употребления

ПАВ (алкогольных и энергетических напитков, спайсов) «Я выбираю» на 2017-2019 годы.

Актуальность

данной

программы

обусловлена

тем,

что сегодня

в

России

потребление энергетических , спиртных напитков, спайсов, наркотиков характеризуется

огромными цифрами.

Распространенность потребления алкогольных напитков и курительных смесей,

наркотиков

населением России достигла эпидемического уровня, став национальной

трагедией,

угрожая

безопасности

личности,

общества.

Ужасающими

они

являются

особенно среди подрастающего поколения.

Потребление

ПАВ

несовершеннолетними

является

индикатором

глубины

поражения

населения

наркологической

патологией,

степенью

сохранности

его

психического здоровья.

За последние годы на потребительском рынке РФ появилось большое количество

тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных и слабоалкогольных. Основными

потребителями

данной

категории

напитков

являются

несовершеннолетние

юноши

и

девушки,

которые

в

силу

отсутствия

должного

жизненного

опыта

не

в

состоянии

адекватно воспринимать рекламу тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных и

слабоалкогольных.

Производители

спиртных

напитков,

рассчитывая

на

усиление

вовлечения

молодежи в потребление алкоголя, сознательно активизируют рекламу и производство

недорогих коктейлей, энергетических алкогольных напитков с различными вкусовыми

добавками. Их продажа менее контролируема, они недороги, пользуются популярностью у

подростков, которые считают потребление этих напитков приятным, дешевым и быстрым

способом получения удовольствия.

Опрос учащихся показал, что юноши предпочитают пиво, энергетические напитки,

девочки вино и энергетические напитки. Ситуация потребления алкоголя юношами и

девушками обычно обусловлена выбором того места, где ослаблен социальный контроль.

Деформация

личности,

обусловленные

недостатками

семейного

воспитания,

отсутствие контроля родственниками за обучением ребенка, недостаточное поощрение

развивающих

занятий

увеличивают

готовность

личности

к

совершению

асоциальных

поступков, и, в частности, к употреблению алкоголя. Отсутствие или недостаток контроля

за поведением ребенка приводит к ранней утрате его интереса к обучению. Такая ситуация

обедняет

жизнь,

сужает

диапазон

его

интересов

и

увлечений,

способствует

бездеятельности и безответственности. Приводит к ранней алкоголизации и совершению

правонарушений и преступлений.

Употребление алкогольных и энергетических напитков, употребление спайсов –

самое массовое увлечение нынешнего поколения молодежи.

Приобщение к употреблению спиртосодержащих напитков, как правило, возникает

в подростковом возрасте, когда возникает потребность в самоутверждении, стремление

отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более

взрослым и, наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества.

Прием девушками алкоголя чаще вызван желанием принадлежать к определенному

кругу

и

заслужить

одобрение

окружающих.

Юноши

видят

в

алкогольных

напитках

средство,

помогающее

преодолевать

социальные

барьеры

и

запреты.

Они

чаще,

чем

девушки начинают употреблять крепкие спиртные напитки.

Как

правило,

эксперимент

начинается

в

группе

и

происходит

с

одобрения

сверстников. Боязнь быть отвергнутым усиливает желание. Стремление к независимости

от окружающих приводит к продолжению экспериментов. Появляется вера в то, что

употребление

спиртных

или

энергетических

напитков

успокаивает

нервы,

улучшает

настроение.

Развивается

привычка,

вызванная

привыканием

организма

к

действию

алкоголя, переходящая в алкогольную зависимость.

Основными причинами употребления

подростками таких напитков являются:

подражание сверстникам, «быть как все», подражание пьющим родителям, подражание

«звездам телеэкрана», доступность в приобретении, недостаточный контроль со стороны

родителей, безнаказанность.

Умение

самостоятельно

мыслить

и

принимать

решения,

не

перекладывая

собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо

каждому. Умение делать выбор – большое искусство, которому учатся годами. Очень часто

выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому:

выбирают одни, а отвечают за это другие.

Программа может и должна помочь обучающимся как можно раньше увидеть

проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь.

Требования к современной школе значительно возросли. От нее требуется не только дать

учащимся некоторый объём знаний, но и сформировать навыки активной жизненной

позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных

жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.

Одна из ключевых идей программы « Я выбираю» в том, что нет правильного или

неправильного

выбора.

Есть

выбор

каждого

конкретного

человека,

и

есть

его

ответственность за каждый сделанный выбор. Задача педагогического коллектива лишь

подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик.

Не

обошла

проблема

употребления

учащимися

спиртосодержащих

и

энергетических напитков и нашу школу.

Данные мониторинга, которые ежегодно проводятся на протяжении многих лет,

подтверждают данные статистики.

Проведя исследование среди учащихся нашей

школы, целью которого явилось

выявление

числа

употребляющих

алкоголь

учащихся,

а

также

их

отношение

к

употреблению алкоголя, мною были получены следующие результаты.

Результаты исследования

В ходе исследования было опрошено 502 учащихся 5-11 классов. Среди опрошенных

выявлено, что 30% обучающихся пробовали спиртные или энергетические напитки (151

учащийся: девочек 61, мальчиков -90), а 70% не пробовали и не употребляют алкоголь.

употребляют алкоголь

не употребляют алкоголь

Анализ опроса показал, что

среди

попробовавших спиртные напитки 80%

учащихся впервые попробовали спиртные напитки дома (родители предложили на Новый

год). 20% процентов впервые попробовали с друзьями на улице или в подъезде.

Попробовали один раз и больше не употребляют -113 (75%), один - два раза в месяц- 31

(20 %), один раз в неделю и чаще

- 7 (5%). У 78 (51,4%) учащихся, попробовавших

спиртные напитки, родители употребляют спиртные напитки 4-6 раз в месяц, у 63 (41,5%)

- 1-2 раза в месяц, у 6 (3,9%) – употребляют по праздникам, у 4 (2,6%) не употребляют

спиртные напитки.

Подростки с двухгодичным и большим "стажем" употребления алкоголя отмечали,

что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства,

комфорта,

повышением

настроения,

т.

е.

в

высказываниях

начинают

появляться

те

атрибуты

психического

состояния,

которые

обыденное

сознание

часто

приписывает

действию алкоголя. Отмечали подъем настроения после употребления спиртосодержащих

напитков

47,8%,

безразличное

настроение

18,4%,

упадок

настроения

6,2%,

физическое недомогание – 27,6%.

На вопрос об употреблении наркотических средств, все опрошенные школьники

ответили отрицательно, однако из исследования выяснилось, что 28 % учащихся имели

или имеют знакомых (друзей), употребляющих слабые наркотики.

2015

2016

2017

Количество учащихся,

употребляющих

спиртосодержащие

и

энергетические

напитки

61

53

38

Количество учащихся,

состоящих на учете за

употребление

алкоголесодержащих

напитков

15

12

12

Количество учащихся,

употребляющих ПАВ

3

2

1

Количество учащихся,

п р и вл еч е н н ы х

п о

ст.20.22 и 20.21

16

12

12

Занятость

употребляющих

спиртосодержащие

и

энергетические

напитки учащихся

43 (70,5%)

34 (64,2%)

28 (73, 6%)

Количество

пропущенных

уроков

данной

категорией

учащихся

среднем

на одного человека за

год)

54

65

79

Эти данные представлены в следующей диаграмме

употребляющие спиртные напитки

кол-во учащ. уп.ПАВ

занятость

0

10

20

30

40

50

60

70

80

2015

2016

2017

Результаты мониторинга, представленные в диаграмме, позволяют сделать следующие

выводы:

- уменьшилось количество

учащихся, употребляющих спиртные и энергетические

напитки;

- снизилась их общественная активность: участие в классных и школьных мероприятиях,

внеурочная занятость учащихся;

-участились случаи болезни данной группы учащихся.

Данные мониторинга послужили основой для начала целенаправленной работы по

построению системы профилактической работы с учащимися школы через разработку и

реализацию общешкольной программы « Я выбираю » на 2017-2019 годы.

Партнеры и социальные силы поддержки программы:

Организации, предприятия

функции

подростковый наркологический кабинет

Привлечение

специалистов

к

п р о с в е т и т е л ь с ко й

р а б о т е

с

у ч а щ и м и с я ,

р о д и т е л я м и ,

педагогами

«Центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи» г. Сыктывкара

поликлиника

библиотеки района

Инспекция по делам несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите

их прав

МУ ДПО «ЦРО»

Медколледж, педколледж

П р и в л е ч е н и е

с т у д е н т о в

к

п р о с в е т и т е л ь с ко й

р а б о т е

с

учащимися

« Т е р р и т о р и а л ь н ы й

ц е н т р

с о ц и а л ь н о г о

обслуживания населения»,

О р г а н и з а ц и я

д о с у г о в ы х

мероприятий

« Ц е н т р

д е т с ко г о

т в о р ч е с т в а » ,

ц е н т р

дополнительного образования «Шудлун»,

Привлечение

специалистов

для

организации

работы

кружков

и

секций,

проведение

досуговых

мероприятий

спортивный

клуб

«Физ-ра»,

«Детская

спортивная

школа

№6»,

спортивный

комплекс

«Бумажник»,

спортивный центр «РОЦ»

Привлечение

специалистов

для

организации работы секций

Школы (художественная. музыкальная)

О р г а н и з а ц и я

д о с у г о в о й

деятельности

Отдел молодежи района

Основные программные мероприятия

№ мероприятия

ответственные

сроки

I . Подготовительный этап

Подготовительные мероприятия

1

А н а л и з

с о с т оя н и я

в о с п и т а т е л ь н о -

профилактической работы

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог,

п ед а го г -

психолог

сентябрь

-октябрь

2017 г

2

Подготовка

нормативно-правовой

работы

б а з ы

ш к о л ы

п о

о р г а н и з а ц и и

профилактической работы

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

Ноябрь-

декабрь

2017

3

Д и а г н о с т и ч е с к и е

м е р о п р и я т и я

п о

в ы я в л е н и ю

п р о б л е м н ы х

д е т е й

и

неблагополучных семей

Педагог-психолог,

классные

руководители,

социальный педагог

Январь

2018

II. Практический этап

Информационно-методическое обеспечение профилактики (работа с педагогическим

коллективом)

1

Составление социального паспорта класса и

Классные

ежегодно

школы

руководители,

социальный педагог

2

Уточнение

банка

данных

школьников

группы риска, неблагополучных семей

Классные

руководители,

социальный педагог

Ежегодно

3

Педагогическое консультирование

Социальный педагог,

педагог-психолог

П о

м е р е

необходимости

4

Обновление стендовой информации по ЗОЖ

Зам.

директора

по

ВР, вожатый

ежегодно

5

Проведение семинаров на темы:

а )

У ч а щ и е с я

г р у п п ы

« р и с к а » .

Неблагополучные семьи.

б) Организация профилактической работы

Зам.

директора

по

ВР

1

р а з

в

полугодие

6

Проведение заседания круглого стола

« П р о бл е м а

в р е д н ы х

п р и в ы ч е к

у

обучающихся»

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог,

п ед а го г -

психолог

1

р а з

в

полугодие

7

Разработка

системы

работы

с

учащимися,

склонными к употреблению ПАВ

Социальный педагог,

педагог-психолог,

зам.

директора

по

ВР

В

т е ч е н и е

текущего года

8

Разработка

системы

работы

с

учащимися,

склонными к совершению правонарушений

и преступлений

Социальный педагог,

педагог-психолог,

зам.

директора

по

ВР

В

т е ч е н и е

текущего года

9

Организация

выставок

методиче ской

литературы по вопросам профилактики

библиотекарь

В течение года

10

С о з д а н и е

м е т о д и ч е с ко й

к о п и л к и

мероприятий, памяток по профилактике

Социальный педагог,

педагог-психолог,

зам.

директора

по

ВР, библиотекарь

В течение года

11

Р а с п р о с т р а н е н и е

с п р а в о ч н о -

информационных

бюллетеней,

буклетов,

памяток

Социальный педагог,

педагог-психолог,

зам.

директора

по

ВР

В

т е ч е н и е

текущего года

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1

Информирование школьников об уголовной и

административной

ответственности

за

общественно опасные деяния

Социальный педагог

В течение года

2

П о в ы ш е н и е

п р а в о в о й

г р а м о т н о с т и

обучающихся путем проведения

- дня профилактики

- правовых месячников

-индивидуальной работы

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

Ежегодно

3

Контроль посещения учебных занятий

Кл.

руководители,

социальный педагог

в течение года

4

Привлечение

обучающихся

к

укреплению

правопорядка

в

школе

(

Штаб

порядка,

Совет старшеклассников)

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

в течение года

5

Вовлечение

учащихся

в

т в о рч е с к и е

объединения

дополнительного

образования

детей

кл.

руководители,

руководители

кружков и секций

в течение года

6

Участие

в

акциях

«Контакт»,

«Каникулы»,

Зам.

директора

по

в течение года

«Подросток», «Защита», «Хмель»

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

7

Участие

в

спортивных

мероприятиях

под

девизом «Мы за здоровый образ жизни»

Зам.

директора

по

ВР,

преподаватели

физкультуры,

к л .

руководители

в течение года

8

О рг а н и з а ц и я

отды ха

ш коль н и ков

в

каникулярное время

Зам.

директора

по

ВР, кл. руководители

ежегодно

9

Расширение

представлений

школьников

о

нормах культурной жизни и приобщение к

ним через сеть культурно-просветительских

учреждений

Зам.

директора

по

ВР, кл. руководители

в течение года

1

0

Контроль соблюдения учащимися Закона №

148-РЗ

Социальный педагог,

кл. руководители

ежегодно

11

Организация работы волонтерского движения

Зам.

директора

по

ВР

в течение года

1

2

Реализация

программы

деятельности

с

учащимися,

имеющими

отклонения

в

поведении

П с и х о л о г ,

к л .

руководители,

социальный педагог

в течение года

1

3

Организация клуба общения

Социальный педагог,

педагог-психолог

в течение года

1

4

Участие

в конкурсе буклетов «Я выбираю

жизнь»

Зам.

директора

по

ВР

ежегодно

Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи

1

Составление банка данных о семьях вновь

поступивших обучающихся

Кл. руководители

сентябрь

2

Выявление семей, употребляющих спиртные

напитки. Организация защиты интересов и

прав данной категории семей

Социальный педагог,

кл. руководители

ежегодно

3

Индивидуальные и групповые консультации

по вопросам воспитания

Социальный педагог,

п с и х о л о г ,

к л .

руководители

в течение года

4

Привлечение

к

работе

с

«трудными»

обучающимися

членов

родительского

комитета

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

п е д а г о г ,

к л .

руководители

в течение года

5

Работа с неблагополучными семьями

Социальный педагог,

кл. руководители

в течение года

6

Родительский

лекторий

для

родителей

учащихся группы риска

«Этика и эстетика семейного быта»

«Алкоголизм, брак, семья и дети»

Зам.

директора

по

В Р ,

п с и х о л о г ,

социальный педагог

1

р а з

в

полугодие

7

Родительская конференция

Зам.

Директора

по

ВР

1 раз в год

8

Подготовка

и

распространение

памяток,

буклетов

для

педагогов,

родителей

по

профилактике ПАВ, алкоголизма.

Зам.

директора

по

В Р ,

п с и х о л о г ,

социальный педагог

в течение года

Совместная работа субъектов профилактики

1

Составление

и

выполнение

совместных

планов

работы

с

правоохранительными

органами

Социальный педагог

в течение года

2

Совместная

работа

школы

и

органов

правопорядка по:

-

выявлению

мотивов

правонарушений,

совершенных несовершеннолетними;

Социальный педагог,

ОПДН

в течение года

- формированию навыков законопослушного

поведения

3

Родительские

собрания

с

привлечением

специалистов

правоохранительных

органов,

специалистов

центра по работе с семьями,

наркологического диспансера и др.

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

1

р а з

в

полугодие

4

День профилактики

Социальный педагог,

кл.

руководители,

инспектор ОПДН

По отдельному

графику

5

Проведение операций «Подросток»,

«Милиция и дети», «Контакт», «Каникулы»,

«Подросток», «Защита», «Хмель»

Социальный педагог

В

т е ч е н и е

каникул

6

Организация правового месячника

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

ежегодно

7

Совместная работа с КПДНиЗП

Социальный педагог

в течение года

8

Совместная работа с МУ «ТЦСОН»

Социальный педагог

в течение года

9

Совместная работа с ГУ «Центр психолого-

педагогической, медицинской и социальной

помощи»

Зам.

директора

по

ВР

в течение года

Вовлечение родительской общественности в работу по профилактике употребления

спиртосодержащих и энергетических напитков, правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

1

Совместные рейды педагогов и родительской

общественности в неблагополучные семьи

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог

в течение года

2

Организация работы Совета отцов

Зам.

директора

по

ВР

в течение года

III. Обобщающий этап

Контроль

1

Создание

системы

мониторинга

хода

реализации программы

Зам.

директора

по

ВР

В

т е ч е н и е

текущего года

2

С р а в н и т е л ь н ы й

а н а л и з

с о с т о я н и я

употребления

спиртных

и

энергетических

напитков обучающимися

Социальный педагог

1 раз в год

3

Анализ воспитательной работы за год

Зам.

Директора

по

ВР

ежегодно

Учебно-методический комплекс по реализации программы

классы

Название профилактических программ

1-4 классы

1.«Гномик Здоровячок и его друзья» Макеева А.Г., Лысенко И.А.

2. «Полезные привычки» под редакцией О.Л.Романовой

3. Учимся договариваться «Я – ты - мы» В.Максакова, С.Полякова

4. «Педагогика здоровья»под редакцией В.Н.Касаткина

5. «Познай себя» Лазарев М.Л.

6. «Навыки жизни» А. В.Соловов

5-9 классы

1. «Полезные навыки» под редакцией О.Л.Романовой

2. «Ровесник- Ровеснику» Латышев Г.В., Речнов Д.Д.

3.

Реабилитационная

программа

«Перекресток»

Терентьева

А.В.,Ивашин О.И., Москвичев В.В.

4.

«Программа

формирования

здорового

жизненного

стиля»

Сирота. Н.А., Ялтонский В.М.

10-11классы

1.«Путешествие

во

времени»

Журавлев

О.В.,

Зуев

С.П.,

Нижегородов М.Н.

2. «Самосовершенствование личности» Селевко Г.К.

3. «Ровесник –Ровеснику» Латышев Г.В., Речнов Д.Д.

План реализации программы

№ Основные мероприятия

Содержание

деятельности

И с п о л н и т е л и

и

соисполнители

Сроки

реализации

1

Мониторинг

Анкетирование

Социальный педагог,

медработник

11.01-

25.01.18

индивидуальные

беседы

Социальный педагог,

классные

руководители

11.01-

25.01.18

Наблюдение

Социальный педагог,

классные

руководители,

дежурные учителя

11.01-

25.01.18

2

Анализ полученных данных

Обработка анкет и

данных,

п о л у ч е н н ы х

в

результате

бесед

и

наблюдений

Социальный педагог

25.01-

31.01.18

3

О п р е д е л е н и е

ф о р м

и

способов деятельности

Р а з р а б о т к а

и

планирование

мероприятий

Социальный педагог,

зам.

директора

по

ВР, вожатая, педагог-

психолог

01.02-

05.02.18

4

Использование

на

уроках

м а т е р и а л о в

о

в р е д е

упот ребления

с п и р т н ы х

напитков

Тексты,

з а д ач и ,

примеры,

опыты,

презентации

Учителя-

предметники

01.02.18-

30.12.19

5

Организация

и

проведение

м е р о п р и я т и й

п о

формированию ЗОЖ

«

Напитки:

полезные

и

вредные

для

зд о р о в ь я » ,

«Чижик-Пыжик.

Пьющие

дети»,

«Детки

в

пивной

клетке», «Давайте выпьем или

а лкоголь

п о - н ау ч н о м у » ,

«Алкоголь

и

женщина»,

«

Алкоголь

и

преступление»,

«Правда и ложь об алкоголе»,

«

Личность

и

алкоголь»,

«Вредное влияние алкоголя на

насекомых, растения»,

«Прежде

чем

сделать

подумай»,

«Алкоголь

и

его

последствия»,

«Скажем

нет

алкоголю»,

«Алкоголь

и

человечество. Кто победит»

«Кто пойдет за «Клинским»

или Путь в никуда»,«Не бойся

чувствовать»,

«Я

выбираю

здоровый образ жизни»,

«Алкоголь и спорт»,

Классные

ч а с ы ,

викторины, лекции,

конкурсы,

дискуссии, игры,

беседы

Классные

р у к о в о д и т е л и

,

педагог-психолог

01.02.18-

30.12.19

«Алкоголь и курение – враги

з д о р о в ь я » ,

« В л и я н и е

алкоголизма на потомство»,

« Спорт в моей жизни»,

«Правила

жизни»,

«Что

в

жизни

зависит

от

меня»

« Л и ч н о с т ь

и

индивидуальность»,

«Самоуважение»,

«Уверенность в себе. Навыки

уверенного поведения»,

«Способы

преодол ения

стресса»,

«Сопротивлению

д а в л е н и ю

с о ц и а л ь н о г о

окружения»,

«Свобода

и

ответственность – выбор XXI

века», «Моё здоровье»

6

Индивидуальные

беседы

с

учащимися, беседы в классах,

консультации родителей

Б е с е д ы ,

п о к а з

фильмов,

презентаций

Социальный педагог,

специалисты

подросткового

наркологического

кабинета,

специалисты

«Центра

психолого-

педагогической,

м е д и ц и н с к о й

и

социальной

помощи»

медработник

01.02.18-

30.12.19

7

« В плену иллюзий»

выставка

библиотекарь

По плану

8

«Запишись

в

спортивную

секцию»

акция

Руководители

кружков

и

секций,

классные

руководители,

социальный

педагог,

зам.

директора по ВР

01.09.-31.09

9

Привлечение обучающихся к

укреплению

правопорядка

в

школе ( Штаб порядка, Совет

ч е с т и ,

С о в е т

старшеклассников)

дежурство,

наблюдение,

беседы

Зам.

директора

по

ВР,

зам.

директора

п о

Б Т

и

Ж ,

социальный педагог

01.02.18-

30.12.19

10

Вовлечение

обучающихся

в

творче ские

о бъ ед и н е н и я

дополнительного образования

детей

Реклама

секций

и

кружков,

буклеты,

объявления

кл.

руководители,

руководители

кружков и секций

01.02.18-

30.12.19

11

У ч а с т и е

в

с п о р т и в н ы х

мероприятиях

под

девизом

«Мы

за

здоровый

обра з

жизни,

во

Всероссийских

с о р е в н о в а н и я х

« К р о с с

наций», «Лыжня России»

игры, кросс,

соревнования,

походы

Зам.

директора

по

ВР,

преподаватели

физкультуры,

к л .

руководители,

руководители секций

01.02.18-

30.12.19

12

Расширение

представлений

ш к о л ь н и к о в

о

н о р м а х

к у л ь т у р н о й

ж и з н и

и

приобщение к ним через сеть

культурно-просветительских

учреждений

Посещение

выставок,

театров,

музеев,

кинотеатров,

э к с к у р с и и

п о

городам

Зам.

директора

по

ВР, кл. руководители

01.02.18-

30.12.19

13

Родительские

собрания

о

ЗОЖ:

«Психологический и

духовный климат в семье»;

«Организация

свободного

времени подростка»;

«Основы

формирования

у

ребенка

навыков

здорового

образа жизни»;

«На пороге страшной беды»

(профилактика

д е т с ко го

алкоголизма),

«Здоровый

о б р а з

ж и з н и

з а л о г

жизненного успеха» , «Работа

над

ошибками»,

«Влияние

здорового

образа

жизни

родителей

на

развитие

и

воспитание ребенка»,

«Влияние на здоровье ребенка

негативной

телевидеоинформации»,

« Р о л ь

р о д и т е л е й

в

п р о ф и л а к т и к е

в р е д н ы х

з а в и с и м о с т е й » ,

« К а к

сохранить здоровье ребенка»,

«Ф изиче ско е

р а з в и т и е

школьников»,

«Жизненные

цели

подростков»,

«

Как

помочь подростку приобрести

у в е р е н н о с т ь

в

с е б е » ,

«Нравственные

приоритеты

семьи»,

«Как

сформировать

положительные

привычки

у

подростка», «Алкоголь – наш

общий

враг»,

« В р ед ны е

привычки и их последствия»,

«Алкоголизм

п о в од ,

причина и последствия»

Лекция,

презентации,

беседы

Зам.

директора

по

ВР,

с п е ц и а л и с т ы

подросткового

наркологического

кабинета,

специалисты

«Центра

психолого-

педагогической,

м е д и ц и н с к о й

и

социальной

помощи»,

специалисты

центра

по работе с семьями

по

отдельному

г р а ф и к у

в

течение года

14

Участие

в республиканском

конкурсе творческих работ по

п р о п а г а н д е

ц е н н о с т е й

здоровья среди обучающихся

образовательных

учреждений

всех типов и видов

Видеоролик,

рисунки, буклеты

Зам.

директора

по

В Р ,

у ч и т е л ь

информатики,

учащиеся

по плану

15

«Климат в семье», «Восемь

«нет!»

для

мамы

с

папой»,

« П р а в и л ь н а я

с т р а т е г и я

поведения

родителей

по

отношению

к

подро стку,

Буклеты, памятки

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог,

у ч и т е л ь

информатики,

учащиеся

01.02.18-

30.12.19

оказавшемуся

в

состоянии

а л к о г о л ь н о г о

и л и

наркотического опьянения»,

«Осторожно, ПАВ!»,

«Защитим

наших

детей

от

беды», Как не «просмотреть

подростка»

16

Привлечение

к

работе

с

обучающимися,

«употребляющими

спиртные

н а п и т к и »

ч л е н о в

родительского

ком и т е т а ,

членов Совета отцов и Совета

профилактики

Индивидуальные

беседы,

наблюдения

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

п е д а г о г ,

к л .

руководители

01.02.18-

30.12.19

17

Оформление

документов

на

учащихся,

замеченных

в

употреблении

спиртных

напитков в ТКпДНиЗП

Оформление пакета

документов

Социальный педагог,

классные

руководители, члены

администрации

01.02.18-

30.12.19

18

Создание

презентаций

о

в р е д е

у п о т р е б л е н и я

спиртных напитков

презентация

Учащиеся

По плану

19

Встреча

с

подро стковым

наркологом

беседы

Социальный педагог,

классные

руководители

В

т е ч е н и е

года

20

Индивидуальные

бе с еды

подросткового

нарколога

с

учащимися

беседы

Социальный педагог,

В

т е ч е н и е

года

21

«Лекарство

для

слабых»

,

«Причуды

истории»,

«Кто

кого,

или

подросток

в

мире

вредных привычек»

игры

Классные

руководители

По

отдельному

плану

22

«В плену иллюзий»

Урок

вопросов

и

ответов

Классные

руководители

По

отдельному

плану

23

«Если

друг

оказался

вдруг»,

«Шаг в бездну»

Круглый стол

Социальный педагог,

классные

руководители

По

отдельному

плану

24

«Зона риска»

Брейн-ринг

Социальный педагог,

классные

руководители

По

отдельному

плану

25

«Скажи НЕТ!»

Профилактический

тренинг

Педагог-психолог

По

отдельному

плану

26

Промежуточный мониторинг

Анкетирование

Социальный педагог

01.10.18-

05. 10.18

индивидуальные

беседы

Социальный педагог,

классные

руководители

0 1 . 1 0 . 1 8

10.10.18

Наблюдение

Социальный педагог,

классные

руководители,

дежурные учителя

01.10.18

-10.10.18

27

««Влияет

ли

алкоголь

на

будущее?»

дебаты

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог,

вожат а я ,

25.11.18

ученики-активисты

28

Т р е н и н г и

«

К а к

противостоять

групповому

давлению

и

не

употреблять

психоактивные вещества»

игры, беседы

Социальный педагог,

педагог-психолог

10.11.18-

17.12.18

29

« Обвиняется алкоголь »

Суд

Зам.

директора

по

В Р,

с о ц и а л ь н ы й

педагог,

вожат а я ,

учащиеся-

активисты

16.11.18

30

Созда н и е

м е т од и ч е с ко й

копилки

Социальный педагог,

педагог-психолог,

зам. директора по ВР

01.02.18-

30.12.19

30

заключительный

мониторинг

Анкетирование

Социальный педагог

01.12-

05. 12.19

индивидуальные

беседы

Социальный педагог,

классные

руководители

0 1 . 1 2

10.12.19

Наблюдение

Социальный педагог,

классные

руководители,

дежурные учителя

01.12

-10.12.19

31

Сравнительный анализ

О б р а б о т к а

и

интерпретация

информации,

полученной в ходе

реализации

программы.

Соотношение

результатов

реализации

п р о г р а м м ы

с

поставленными

целями и задачами.

Социальный педагог,

зам.

директора

по

В Р ,

ч л е н ы

администрации

школы

15.12-

25.12.19

Сроки реализации программы: 2018- 2019 годы.

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный ( ноябрь – декабрь 2017 )

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение форм и способов деятельности.

2 этап - практический ( январь 2018 – ноябрь 2019)

Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных

приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у

ребенка активного жизненного стиля поведения и здорового образа жизни учащихся.

Оказание социальной психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную

жизненную ситуацию.

Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических

технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни.

3 этап – обобщающий (ноябрь – декабрь 2019)

Обработка и интерпретация полученной информации в ходе реализации программы.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Определение перспектив развития школы.

Критерии отслеживания эффективности программы

- снижение количества подростков, употребляющих спиртные и энергетические напитки;

- снижение количества учащихся, состоящих на профилактических учетах;

- увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании, алкоголизму,

- увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые

нравственные качества, здоровый образ жизни;

- рост активности и заинтересованности школьников в участии в мероприятиях по

пропаганде ЗОЖ;

- стабилизация и увеличение количества детей с I и II группой здоровья;

стабилизация и снижение количества правонарушений среди школьников.

Финансирование

проекта

осуществляется

за

счет

спонсорской

помощи,

за

счет

благотворительных средств, в соответствии со следующей сметой

Статья расходов

сумма

1

Приобретение учебных, методических пособий

2000-00

2

Тираж ирование:

раздаточного

м а т е р и а л а ,

инструментария для проведения мониторинга

450-00

3

Приобретение канцтоваров

550-00

4

Приобретение призов, грамот

2000-00

итого

5000-00

Литература для педагогов

Абдрахманов Р.Р., Виценовская Т.В., Савина Е.А. Сказка о тебе и других. Москва. 2005

Бакес

Г.,

Шатохина

Л.

Обучение

здоровью:

«Сверстники

обучают

сверстников».

Сыктывкар. 2007

Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. Волгоград. Учитель. 2008

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и

правовому воспитанию:5-11 классы..- М.: ВАКО, 2006.

Гаврилина Л.К., Пружинская В.Б. Профилактика зависимого поведения. Учебное пособие.

Сыктывкар.2002

Гадасина А.Д. Плоды запретов. Москва. Просвещение.1991

Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании.

Волгоград. Учитель. 2006

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Санкт- Петербург. 2003

Гричаникова Т.Г. Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекомендации.

Волгоград. Учитель. 2009

Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. Москва. Вербум-М. 2001.

Дереклеева Н.И.,Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы.Москва.

ВАКО, 2007

Дик Н.Ф.Правовые классные часы в 7-9 классах/.- Ростов- на –Дону: Феникс, 2006

Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.Социальный педагог в образовательном

учреждении. Москва. 2007

Дормаш С.В., Заводова Т.Е. Социальный педагог. Минск. Красико - Принт. 2004

Еременко н.И.Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама. 2006

Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников. Саратов. Лицей.

2006.

Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с

детьми группы риска. Санкт-Петербург. 2006

Криволап

Н.С.,

Хаткевич

О.А.

Педагогическая

мастерская.

Минск.

Красико-Принт.

2003.Кузьпелева С.Н. Права несовершеннолетних. Сыктывкар.2002

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы.М.: ВАКО,2008

Криволап Н.С. В помощь социальному педагогу. Минск. Красико-Принт. 2006

Косарецкий

С.Г.,

Родионов

В.А.,

Сенников

С.А.

Менеджмент

в

профилактике

злоупотребления психоактивными веществами. Москва. 2005

Лабутина

И.С.,

Мартьянова

Т.Н.,

Никитина

О.Н.

Сборник

учебных

программ

для

педагогов –психологов и социальных педагогов, работающих с детьми группы риска.

Санкт-Петербург. 2006

Лейман

Н.А..Детская

агрессия:

диагностика,

профилактика,

методы

психологической

коррекции. Сыктывкар.2000

Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. Москва. Вентана-

Граф. 2004.

Маркина Л.Н. Профессиональная деятельность социального педагога. Учебное пособие по

работе с детьми, имеющими проблемы в социальном развитии. Санкт-Петербург. 2006

Минич О.А. Как планировать работу. Минск. Красико-Принт. 2004.

Мирошниченко Т.А. семья и школа: грани сотрудничества: программы работы, разработки

мероприятий. Волгоград. Учитель. 2009

Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. Москва. Просвещение.

1984

Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. Москва. Гаудеамус. 2003

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

Орлова

Л.Ю.

Методическое

пособие

по

составлению

и

реализации

программы

индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников. Санкт-Петербург. 2006.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: сб.

программ/под науч. ред. Л.М.Шипицыной.-СПб: Изд-во «Образование-Культура» 2003.

Пружинская В.Б., Плато Т.Н. Методические рекомендации педагогу по работе с детьми

девиантного поведения. Сыктывкар. 2008

Рабочая

тетрадь

волонтера

2.

Сборник

информационно-методических

материалов.

Сыктывкаро. 2006.

Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребенка. Дети с

девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. Москва. Владос.2003.

Романова О.Л. Полезные привычки. Материалы для учителя. Москва 1998

РомановаО.Л. Полезные навыки. 27 + 1 урок. Материалы для учителя. Москва. 2001

Романова О.Л. Полезные навыки. 16 уроков. Материалы для учителя. Москва. 2002

Романова

О.Л.Полезные

расчеты

или

как

оценивать

эффективность

превентивного

обучения. Материалы для учителя. 2000

Руднева

И.А.,

Понькигна

И.В.

Родительские

собрания

10-11

классы.

Практикумы,

семинары. Волгоград. Учитель. 2008

Селевко Г.К. Найди себя. Москва. Народное образование. 2006.

Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. Москва. Школьная пресса.2003

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и

учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1999

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и

учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1998

Соколов

Я.В.

Прутченков

А.С.

Граждановедение:

учебное

пособие

для

учащихся

9

классов, их родителей и учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1998

Соловов А.В. Навыки жизни. Москва. 2000

Сирота Н.А., Ялтонский В,М. Программа формирования здорового жизненного стиля.

Москва. 2000

Старцева О.А. Профилактика девиантного поведения подростка. Сыктывкар. 2004

Терентьева

А.В.,

Ивашин

О.И.,

Москвичев

В.В.

Реабилитационная

программа

«Перекресток». Москва.2000

Тихомиров С.М. Первичная профилактика курения табака. Учебное пособие. Армпресс.

Москва.2004.

Тихомиров С.М.

Первичная профилактика потребления алкоголя. Учебное пособие.

Армпресс. Москва.2004.

Шабельник Е.С. Права ребенка. Москва. Вита-Пресс. 1997

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Москва. Вита –Пресс.1996

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. Москва. ВАКО.2007

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Москва. Владос-Пресс. 2003

Черноусова

Ф.П.

Реализация

прав

несовершеннолетних

в

работе

образовательных

учреждений. Москва. 2007

Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. Москва. Просвещение. 1989

Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера. Гуманитарный проект.

Новосибирск. 2003

Литература для учащихся

Антонов В. Изучаем права человека. Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов.

Москва. Вита. 1997

Романова О.Л. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 1 класса. Москва. 1998

Романова О.Л. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва. 1998

Романова О.Л. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 3 класса. Москва. 1998

Романова О.Л. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 4 класса. Москва. 1998

Романова О.Л. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва. 2001

Романова О.Л. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Москва. 2001

Романова О.Л. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Москва. 2001

Романова О.Л. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 8 класса. Москва. 2002

Романова О.Л. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 9 класса. Москва. 2002

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и

учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1999

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и

учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1998

Соколов

Я.В.

Прутченков

А.С.

Граждановедение:

учебное

пособие

для

учащихся

9

классов, их родителей и учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1998

Шабельник Е.С. Права ребенка. Москва. Вита-Пресс. 1997

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Москва. Вита –Пресс.1996

Литература для родителей

Абдрахманов Р.Р., Виценовская Т.В., Савина Е.А. Сказка о тебе и других. Москва. 2005

Бакес

Г.,

Шатохина

Л.

Обучение

здоровью:

«Сверстники

обучают

сверстников».

Сыктывкар. 2007

Бушуева А.Защитим наших детей от наркотиков. Сыктывкар. 2004

Гаврилина Л.К., Пружинская В.Б. Профилактика зависимого поведения. Учебное пособие.

Сыктывкар.2002

Гадасина А.Д. Плоды запретов. Москва. Просвещение.1999

Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. Москва. Вентана-

Граф. 2004.

Романова О.Л. 127 полезных советов или как уберечь детей от наркотиков. Москва. 2002

Селевко Г.К. Найди себя. Москва. Народное образование. 2006

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и

учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1999.

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и

учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1998

Соколов

Я.В.

Прутченков

А.С.

Граждановедение:

учебное

пособие

для

учащихся

9

классов, их родителей и учителей.-М.: НВЦ «Гражданин», 1998

Соловов А.В. Навыки жизни. Москва. 2000

Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. Москва. П.

i



В раздел образования