Напоминание

"Формирование целостной картины мира дошкольников через ознакомление с живой и неживой природой"


Автор: Таранцова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Берёзка" ст Кардоникской"
Населённый пункт: КЧР Зеленчукский район ст. Кардоникская
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Формирование целостной картины мира дошкольников через ознакомление с живой и неживой природой"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование целостной

картины мира детей

дошкольного возраста через

ознакомление с живой и

неживой природой»

(доклад из опыта работы)

МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

ст. Кардоникской»

воспитатель: Таранцова Л. А.

Дошкольный возраст - уникальный в своём роде

период жизни человека. Его своеобразие заключается в

особой чувствительности, сензитивности к усвоению

различных сфер окружающей действительности, при

постижении которых у ребёнка начинает складываться

целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в

процессе познавательного развития, основная цель

которого - приобщение ребёнка к опыту, накопленному

человечеством.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно

в той или иной форме соприкасаются с её объектами: на

прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падаю-

щими снежинками, дома слушают стихи и рассказы,

смотрят телепередачи о животном и растительном мире

Земли, ухаживают за растениями на приусадебном участке.

Объекты природы привлекают детей прежде всего красо-

той, яркостью красок, разнообразием, являются источником

первых знаний и радостных переживаний, часто запоми-

нающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим

развивает у детей познавательную, речевую деятельность, а

также любознательность, отзывчивость.

Идея приобщения человека к природе, к её познанию

имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающие-

ся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци, Я.А.Каменский, видели в природе могучий

источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. О

самоценности природы писал известный педагог Я.А. Ка-

менский в своей «Великой дидактике».В работе он тонко

показал, что человек черпает из природы мудрость, знания-

нас учат птицы, растения, животные, небо, солнце, камни.

Также о воспитании любви к природе писал К.Л. Зелинс-

кий: «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы

не научите ваших воспитанников любить поле, птиц, цве-

ты».

Изучив большое количество материала, ФГОС, я остановила

своё внимание на задаче Формирования целостной

картины мира детей. Проведя мониторинг, выявила низкий

уровень знаний детей(54%).

Для расширения и углубления знаний детей определила

следующие цели и задачи:

-научить детей понимать самоценность природы;

-осознавать себя как часть природы;

-воспитывать у детей уважительное отношение ко всему

живому;

-развивать понимание того, что в природе всё взаимосвя-

занно и нарушение одной из связей ведёт за собой измене-

ния;

-способствовать проявлению и развитию индивидуальных

интересов и потребностей;

-формировать целостную картину митра через ознакомле-

ние детей с живой и неживой природой;

-сформировать первоначальные сведения о рациональном

использовании природных ресурсов;

-закреплять представление о различных источниках инфор-

мации и приобщать к некоторым из них: человек, познава-

тельная литература, журналы, кино- и видиопродукция,

компьютер и др.;

-развивать речь детей, умение сравнивать, сопоставлять.

Для осуществления этих задач я использую в работе

принцип интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие», «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В соответствии с ФГОС в группе создаю все условия для

познавательной деятельности детей, для эксперемен-

тирования. В центре «Юный исследователь» имеется

материал для опытов. В уголке природы поместила

растения, название которых дети должны знать в данном

возрасте: природный материал для игр и непосредственной

образовательной деятельности .Разработала

перспективные планы, изготовила паспорта растений,

схемы ухода за ними, дидактический материал по

ознакомлению с животными и растениями.

Использую в работе следующие приёмы и методы:

наблюдение, игра, беседа, экспериментирование, модели-

рование, коллекционирование, рассматривание,викторины,

конкурсы.

В наблюдении на прогулках, экскурсиях знакомлю детей в

естественной обстановке с многообразием окружающего

мира, с взаимосвязью его объектов, что способствует

обострению воображения, развитию любознательности,

расширению познавательного интереса.

Большое значение придаю ведущей форме образова-

тельной деятельности – играм (сюжетно-ролевым, дидак-

тическим).

.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления о не-

посредственно воспринимаемой окружающей действитель-

ности. Дети пополняют представления о предметах и

свойствах, материалах, осваивают общественно закреплён-

ные свойства предметов, осознают их назначение, пости-

гают целесообразность действий с ними. В игре развивается

фантазия, воображение, проявляется планирующая функ-

ция, совершенствуется речь, отражаются и формируются

познавательные интересы.

.

Много времени уделяю и дидактическим играм. Дети с

большим интересом играют в такие игры, как: «Снеговая

туча», «Лужица и мороз», «Дождевая тучка», «Хорошо -

плохо», «Я листочек», «Чудесное путешествие в природу».

Беседа представляет собой форму организации познава-

тельной деятельности, в ходе которой через расширяются,

уточняются и систематизируются представления ребёнка о

предметах и явлениях окружающего, актуализируется

личный опыт. Во время беседы увлекаю воспитанников в

совместный умственный поиск, оказывая им помощь в

форме указаний, разъяснений, вопросов. Побуждаю детей

на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний

сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём

рассуждений приходить к выводам.

Знакомство с сезонными изменениями в природе откры-

вает широкие возможности эксперементирования. Как мно-

го интересного происходит с водой и воздухом осенью,зи-

мой,весной,летом.

Экспериментирование, элементарные опыты помогают

детям осмыслить явления окружающего мира, расширить

кругозор, понять существующие взаимосвязи.У детей разви-

ваются наблюдательность, элементарные аналитические

умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать

предположение, аргументировать выводы.

Метод моделирования подводит детей к материалисти-

ческому мировоззрению, к формированию основ

системного мышления, к логическому анализу окружающей

действительности. Благодаря методу ТРИЗ «Маленькие

человечки» такой сложный материал стал детям

близким и понятным. Детей знакомлю с твёрдыми,

жидкими и газообразными веществами и человечками, из

которых они состоят действиями, характерами.

Метод коллекционирования способствует систематиза-

ции информации об окружающем мире; формированию,

развитию и поддержанию индивидуальных познавательных

предпочтений детей; развитию мыслительных операций

(анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.), речи

и коммуникативных навыков. В нашей группе собраны кол-

лекции ракушек, сухих листьев, цветов, открытки с живот-

ными.

Уделяю внимание и методу рассматривания. Этот метод

представляет собой целенаправленное и мотивированное

восприятие ребёнком наглядных средств: картин ,иллюстра-

ций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофиль-

мов, схем. Рассматривание позволяет мне формировать у

детей наглядные образы знакомых и незнакомых предме-

тов, создавать представления о событиях, явлениях, пред-

метах, которые дети не могут непосредственно восприни-

мать в жизненных ситуациях, активизировать мыслитель-

ные процессы детей, обогащать речь, расширять кругозор,

позитивно влиять на развитие наблюдательности ребёнка.

Провожу с детьми викторины и конкурсы . Они могут

быть как основной формой проведения праздника, так и

входить отдельными мероприятиями в круг разнообразной

деятельности, направленной на подготовку к празднику.

.

Дети с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков,

чтецов, на лучшую поделку из природного материала.

Использование перечисленных методов работы с детьми

при реализации задач формирования целостной картины

мира позволяет мне строить целостный воспитательно - об-

разовательный процесс.

Воспитание правильного отношения детей к живой и не-

живой природе, умение бережно обращаться с нею, может

полноценно осуществляться в дошкольный период лишь в

том случае, если на детей воздействует не только детский

сад ,но и семья. Для родителей провожу консультации,

индивидуальные беседы, родительские собрания. Родите-

ли активно принимают участие в природоохраняемых

акциях, походах, экскурсиях, праздниках.

В конце года проведённый мною мониторинг показал

повышение знаний у детей до среднего уровня(78%).Дети

научились видеть красоту окружающего мира , разнообра-

зие красок и форм, у них развиты навыки рационального

природопользования, речевая деятельность.

В наше сложное, противоречивое время особенно остро

стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать человека завтраш-

него дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление

этого вопроса должно происходить через осознание резко

изменённого социального заказа: вчера нужен был испол-

нитель, а сегодня - творческая личность с активной познава-

тельной позицией, с собственным логическим мышлением.

Человечество далеко шагнуло по пути познания, но не все

тайны окружающего нас мира уже раскрыты, поэтому

нужны пытливые люди с неутолимой жаждой познаний и

открытий. Задача нас, взрослых - раскрыть перед ребёнком

законы окружающего мира, заложить познавательное отно-

шение к нему, показать радость собственных открытий,

сформировать живой интерес ко всему происходящему в

мире, желание раздвинуть границы своего кругозора.



В раздел образования