Автор: Таранцова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Берёзка" ст Кардоникской"
Населённый пункт: КЧР Зеленчукский район ст. Кардоникская
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Формирование целостной картины мира дошкольников через ознакомление с живой и неживой природой"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование целостной
картины мира детей
дошкольного возраста через
ознакомление с живой и
неживой природой»
(доклад из опыта работы)
МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
ст. Кардоникской»
воспитатель: Таранцова Л. А.
Дошкольный возраст - уникальный в своём роде
период жизни человека. Его своеобразие заключается в
особой чувствительности, сензитивности к усвоению
различных сфер окружающей действительности, при
постижении которых у ребёнка начинает складываться
целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в
процессе познавательного развития, основная цель
которого - приобщение ребёнка к опыту, накопленному
человечеством.
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно
в той или иной форме соприкасаются с её объектами: на
прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падаю-
щими снежинками, дома слушают стихи и рассказы,
смотрят телепередачи о животном и растительном мире
Земли, ухаживают за растениями на приусадебном участке.
Объекты природы привлекают детей прежде всего красо-
той, яркостью красок, разнообразием, являются источником
первых знаний и радостных переживаний, часто запоми-
нающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим
развивает у детей познавательную, речевую деятельность, а
также любознательность, отзывчивость.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию
имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающие-
ся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци, Я.А.Каменский, видели в природе могучий
источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. О
самоценности природы писал известный педагог Я.А. Ка-
менский в своей «Великой дидактике».В работе он тонко
показал, что человек черпает из природы мудрость, знания-
нас учат птицы, растения, животные, небо, солнце, камни.
Также о воспитании любви к природе писал К.Л. Зелинс-
кий: «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы
не научите ваших воспитанников любить поле, птиц, цве-
ты».
Изучив большое количество материала, ФГОС, я остановила
своё внимание на задаче Формирования целостной
картины мира детей. Проведя мониторинг, выявила низкий
уровень знаний детей(54%).
Для расширения и углубления знаний детей определила
следующие цели и задачи:
-научить детей понимать самоценность природы;
-осознавать себя как часть природы;
-воспитывать у детей уважительное отношение ко всему
живому;
-развивать понимание того, что в природе всё взаимосвя-
занно и нарушение одной из связей ведёт за собой измене-
ния;
-способствовать проявлению и развитию индивидуальных
интересов и потребностей;
-формировать целостную картину митра через ознакомле-
ние детей с живой и неживой природой;
-сформировать первоначальные сведения о рациональном
использовании природных ресурсов;
-закреплять представление о различных источниках инфор-
мации и приобщать к некоторым из них: человек, познава-
тельная литература, журналы, кино- и видиопродукция,
компьютер и др.;
-развивать речь детей, умение сравнивать, сопоставлять.
Для осуществления этих задач я использую в работе
принцип интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В соответствии с ФГОС в группе создаю все условия для
познавательной деятельности детей, для эксперемен-
тирования. В центре «Юный исследователь» имеется
материал для опытов. В уголке природы поместила
растения, название которых дети должны знать в данном
возрасте: природный материал для игр и непосредственной
образовательной деятельности .Разработала
перспективные планы, изготовила паспорта растений,
схемы ухода за ними, дидактический материал по
ознакомлению с животными и растениями.
Использую в работе следующие приёмы и методы:
наблюдение, игра, беседа, экспериментирование, модели-
рование, коллекционирование, рассматривание,викторины,
конкурсы.
В наблюдении на прогулках, экскурсиях знакомлю детей в
естественной обстановке с многообразием окружающего
мира, с взаимосвязью его объектов, что способствует
обострению воображения, развитию любознательности,
расширению познавательного интереса.
Большое значение придаю ведущей форме образова-
тельной деятельности – играм (сюжетно-ролевым, дидак-
тическим).
.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления о не-
посредственно воспринимаемой окружающей действитель-
ности. Дети пополняют представления о предметах и
свойствах, материалах, осваивают общественно закреплён-
ные свойства предметов, осознают их назначение, пости-
гают целесообразность действий с ними. В игре развивается
фантазия, воображение, проявляется планирующая функ-
ция, совершенствуется речь, отражаются и формируются
познавательные интересы.
.
Много времени уделяю и дидактическим играм. Дети с
большим интересом играют в такие игры, как: «Снеговая
туча», «Лужица и мороз», «Дождевая тучка», «Хорошо -
плохо», «Я листочек», «Чудесное путешествие в природу».
Беседа представляет собой форму организации познава-
тельной деятельности, в ходе которой через расширяются,
уточняются и систематизируются представления ребёнка о
предметах и явлениях окружающего, актуализируется
личный опыт. Во время беседы увлекаю воспитанников в
совместный умственный поиск, оказывая им помощь в
форме указаний, разъяснений, вопросов. Побуждаю детей
на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний
сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём
рассуждений приходить к выводам.
Знакомство с сезонными изменениями в природе откры-
вает широкие возможности эксперементирования. Как мно-
го интересного происходит с водой и воздухом осенью,зи-
мой,весной,летом.
Экспериментирование, элементарные опыты помогают
детям осмыслить явления окружающего мира, расширить
кругозор, понять существующие взаимосвязи.У детей разви-
ваются наблюдательность, элементарные аналитические
умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать
предположение, аргументировать выводы.
Метод моделирования подводит детей к материалисти-
ческому мировоззрению, к формированию основ
системного мышления, к логическому анализу окружающей
действительности. Благодаря методу ТРИЗ «Маленькие
человечки» такой сложный материал стал детям
близким и понятным. Детей знакомлю с твёрдыми,
жидкими и газообразными веществами и человечками, из
которых они состоят действиями, характерами.
Метод коллекционирования способствует систематиза-
ции информации об окружающем мире; формированию,
развитию и поддержанию индивидуальных познавательных
предпочтений детей; развитию мыслительных операций
(анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.), речи
и коммуникативных навыков. В нашей группе собраны кол-
лекции ракушек, сухих листьев, цветов, открытки с живот-
ными.
Уделяю внимание и методу рассматривания. Этот метод
представляет собой целенаправленное и мотивированное
восприятие ребёнком наглядных средств: картин ,иллюстра-
ций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофиль-
мов, схем. Рассматривание позволяет мне формировать у
детей наглядные образы знакомых и незнакомых предме-
тов, создавать представления о событиях, явлениях, пред-
метах, которые дети не могут непосредственно восприни-
мать в жизненных ситуациях, активизировать мыслитель-
ные процессы детей, обогащать речь, расширять кругозор,
позитивно влиять на развитие наблюдательности ребёнка.
Провожу с детьми викторины и конкурсы . Они могут
быть как основной формой проведения праздника, так и
входить отдельными мероприятиями в круг разнообразной
деятельности, направленной на подготовку к празднику.
.
Дети с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков,
чтецов, на лучшую поделку из природного материала.
Использование перечисленных методов работы с детьми
при реализации задач формирования целостной картины
мира позволяет мне строить целостный воспитательно - об-
разовательный процесс.
Воспитание правильного отношения детей к живой и не-
живой природе, умение бережно обращаться с нею, может
полноценно осуществляться в дошкольный период лишь в
том случае, если на детей воздействует не только детский
сад ,но и семья. Для родителей провожу консультации,
индивидуальные беседы, родительские собрания. Родите-
ли активно принимают участие в природоохраняемых
акциях, походах, экскурсиях, праздниках.
В конце года проведённый мною мониторинг показал
повышение знаний у детей до среднего уровня(78%).Дети
научились видеть красоту окружающего мира , разнообра-
зие красок и форм, у них развиты навыки рационального
природопользования, речевая деятельность.
В наше сложное, противоречивое время особенно остро
стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать человека завтраш-
него дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление
этого вопроса должно происходить через осознание резко
изменённого социального заказа: вчера нужен был испол-
нитель, а сегодня - творческая личность с активной познава-
тельной позицией, с собственным логическим мышлением.
Человечество далеко шагнуло по пути познания, но не все
тайны окружающего нас мира уже раскрыты, поэтому
нужны пытливые люди с неутолимой жаждой познаний и
открытий. Задача нас, взрослых - раскрыть перед ребёнком
законы окружающего мира, заложить познавательное отно-
шение к нему, показать радость собственных открытий,
сформировать живой интерес ко всему происходящему в
мире, желание раздвинуть границы своего кругозора.