Напоминание

"ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ"


Автор: Бережная Анастасия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Дзержинская НШДС"
Населённый пункт: Иркутский р-он, п.Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: "ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ

Бережная А.В., учитель–логопед. Иркутск, 2015

Нарушения

фонетической

стороны

речи,

такие

как

дислалии,

дизартрии, стертые дизартрии очень распространены у детей дошкольного

возраста,

и

их

преодоление

является

одной

из

актуальных

задач

логопедической работы в детском саду.

Формирование

звукопроизношения

длительный

процесс,

который

завершается

в

онтогенезе

только

к

6-7

годам.

Существует

определенная

последовательность

и

закономерность

овладения

дошкольниками

различными группами звуков. Эти данные представлены в исследованиях

В.П. Белянина,

Л.И. Беляковой.

А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой. Авторы

указывают, что звуки раннего онтогенеза (гласные, заднеязычные, губные,

губно-зубные

и

переднеязычные

согласные) усваиваются

дошкольниками

достаточно

рано,

что

обусловлено

доступностью

для

ребенка

их

а р т и к ул я ц и о н н ы х

у к л а д о в ,

н е

т р е б у ю щ и х

о ч е н ь

т о ч н ы х

дифференцированных

движений

языка.

Соответственно,

к

среднему

дошкольному возрасту эти звуки должны произноситься детьми чисто и

правильно, а их недостатки будут рассматриваться как предикторы (ранние

проявления) дизонтогенеза фонетической стороны речи.

Звуки

позднего

онтогенеза

(свистящие,

шипящие

и

сонорные)

осваиваются детьми после пяти лет, что обусловлено большей сложностью

их артикуляционных укладов. В тоже время их искаженное произношение,

как устойчивый патологический вариант, может сформироваться достаточно

рано и

также рассматриваться как предиктор дизонтогенеза фонетической

стороны речи.

Своевременная

педагогическая

и

логопедическая

работа

с

дошкольниками

может

предотвратить

стойкие

дефекты

произношения

и

помочь

им

более

правильно

и

быстро

освоить

необходимые

звуки

в

произношении и восприятии. Именно поэтому важен факт выявления таких

предикторов речевого дизонтогенеза у дошкольников как можно раньше –

после четырех лет - когда должны правильно произноситься большинство

групп

звуков.

Это

будет

способствовать

профилактике

стойких

труднопреодолимых дефектов звукопроизношения в старшем дошкольном

возрасте.

Все

вышеизложенное

обуславливает

актуальность

данного

исследования.

Цель

исследования:

изучить

и

охарактеризовать

предикторы

дизонтогенеза

фонетико-фонематической

стороны

речи

дошкольников

четырех-пяти лет.

Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи детей

дошкольного возраста

Предмет

исследования:

характеристика

предикторов

дизонтогенеза

фонетико-фонематической

стороны

речи

дошкольников

четырех-пяти

лет,

посещающих общеобразовательную группу детского сада.

Исследование

было

проведено

на

базе

МБДОУ

детский

сад

комбинированного

вида

127

г.

Иркутска.

В

исследовании

принимали

участие 15 дошкольников от четырех до пяти лет, посещающих среднюю

общеобразовательную группу и не получающих логопедическую помощь.

Методика

обследования,

включающая

четыре

блока

заданий,

позволяла оценить значимые компоненты фонетико-фонематической стороны

речи дошкольников.

Проанализируем

полученные

результаты.

Наибольшие

средние

балльные

показатели

дошкольники

набрали

в

пробе

на

оценку

сформированности

звуков

раннего

онтогенеза

(СБО

-

2.8).

Недостатки

произношения этих звуков - смягчение твердых пар

звуков, оглушение

звонких

звуков

и

нетипичные

варианты

субституции

звуков

были

выявлены у двух детей выборки.

Недостаточную

успешность

дети

имели

в

задании

на

оценку

сформированности

фонематических

процессов.

(СБО

2.4

балла).

Практически все дошкольники затруднялись в

дифференциации

звуков

близких

по

артикуляции,

что

свидетельствует

о

незрелости

этого

фонематического процесса у дошкольников 4-5 лет. У части детей группы

были затруднения в выделении звука на фоне слова, т.е. несформированность

элементарного фонематического слуха.

Затруднения у детей были и в задании на оценку сформированности

артикуляционная

моторика

(СБО

2.15).

Трудности

проявились

в

выполнении как статических, так и динамических упражнений, требующих

удержания кончика и боковых краев языка, а также поднимания-опускания

передней части спинки и кончика языка. Таким образом, можно сказать о

том,

что

у

многих

дошкольников

четырех-пяти

лет

недостаточная

подвижность

кончика

и

боковых

краев

языка,

при

сохранном

строении

артикуляционного аппарата.

Оценивая состояние слоговой структуры (СБО - 2,0), мы выявили, что

в

основном дети справились с произношением слов простой слоговой

структуры;

но

испытывали

трудности

в

произношении

трех-четырех

сложных

слов,

слов

со

стечением

согласных,

и

малочастотных

слов.

Характерны

ошибки, проявляющиеся

в перестановке слогов, нарушении

звуконаполняемости и пропуске слогов, чаще в середине слова. Мы полагаем,

что

эти

недостатки

могут

быть

связаны

как

с

малой

подвижностью

артикуляционной моторики, так и с несформированностью фонематических

процессов.

Минимальные баллы (СБО - 1.2) получены детьми в задании на оценку

звукопроизношения звуков позднего онтогенеза. Здесь отмечаются различные

нарушения. Наиболее часто отмечались недостатки произношения звуков [Р]

и [Л]. Они проявлялись

в виде

горлового и двугубного произношения,

замены

на

звуки

более

простые

по

артикуляции.

На

втором

месте

недостатки произношения шипящих звуков, проявляющиеся в виде замены

на свистящие звуки. Следующие по частоте нарушений - свистящие звуки.

Самые характерные варианты их нарушений -

замены на

шипящие и

искаженное

межзубное произношение. Полученные данные о характере

нарушений

звуков

у

дошкольников

пятого

года

не

противоречат

литературным

данным

о

последовательности

овладения

звуками

в

онтогенезе детской речи.

Проанализировав

характер

нарушений

звуков,

мы

отметили,

что

преобладают такие варианты как замены звуков (29 случаев); что можно

связать с недостатками фонематических процессов у дошкольников.

На

втором месте – отсутствие

звуков

(27 случаев). Искажения как вариант

нарушения

различных

фонем

отмечено

в

14

случаях;

это

устойчивое

нарушение звукопроизношения в виде межзубного, горлового и двугубного

произношения.

По

результатам

исследования

дошкольники

были

распределены

по

уровням сформированности фонетико-фонематической стороны речи.

К достаточному уровню мы отнесли всего трех дошкольников (20%); у

этих

детей

нет

выраженных

нарушений

в

овладении

фонетико-

фонематической стороной речи. Отсутствие одного из сонорных звуков

рассматривается

как

допустимый

вариант

звукопроизношения

в

этом

возрасте.

К среднему уровню успешности

мы отнесли 12 дошкольников

(66%). Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения в виде

замены,

искажения и отсутствия звуков

позднего онтогенеза, искажения

слоговой структуры в различных по составу

словах, несформированность

фонематического различения звуков. К низкому уровню мы отнесли двух

дошкольников (14%); дети имеют стойкие нарушения звукопроизношения

звуков

раннего

и

позднего

онтогенеза,

грубые

нарушения

слоговой

структуры даже простых слов (двух-трех сложных), несформированносль

элементарного фонематического слуха.

Таким образом, в ходе исследования мы выделили такие

предикторы

дизонтогенеза

фонетико-фонематической

стороны

речи

у

дошкольников

четырех-пяти лет как:

-

ограниченная

подвижности

кончика

и

боковых

краев

языка

и

недостаточная способность подъема передней части языка, что препятствует

нормативному овладению шипящими и сонорными звуками;

-

искаженное

произношение

любых

звуков

(горловое,

межзубное,

двугубное);

-

недостатки

произношения

гласных

звуков

и

согласных

раннего

онтогенеза;

-

нетипичные

для

нормального

онтогенеза

варианты

субституции

любых звуков (например, замены [Н] на [М’])

- стойкие замены и смешения в произношении свистящих и шипящих к

пяти годам;

- несформированность элементарного фонематического слуха;

- элизия и нарушения звуконаполняемости слов простой слоговой

структуры.

Охарактеризованные

в

исследовании

предикторы

дизонтогенеза

фонетическо-фонематической

стороны

речи

позволяют

выделить

детей

пятого года, составляющих группу высокого риска по стойким нарушениям

звукопроизносительной стороны речи и нуждающихся в целенаправленной

логопедической коррекции.



В раздел образования