Автор: Бережная Анастасия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Дзержинская НШДС"
Населённый пункт: Иркутский р-он, п.Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: "ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ"
Раздел: дошкольное образование
ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ
Бережная А.В., учитель–логопед. Иркутск, 2015
Нарушения
фонетической
стороны
речи,
такие
как
дислалии,
дизартрии, стертые дизартрии очень распространены у детей дошкольного
возраста,
и
их
преодоление
является
одной
из
актуальных
задач
логопедической работы в детском саду.
Формирование
звукопроизношения
–
длительный
процесс,
который
завершается
в
онтогенезе
только
к
6-7
годам.
Существует
определенная
последовательность
и
закономерность
овладения
дошкольниками
различными группами звуков. Эти данные представлены в исследованиях
В.П. Белянина,
Л.И. Беляковой.
А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой. Авторы
указывают, что звуки раннего онтогенеза (гласные, заднеязычные, губные,
губно-зубные
и
переднеязычные
согласные) усваиваются
дошкольниками
достаточно
рано,
что
обусловлено
доступностью
для
ребенка
их
а р т и к ул я ц и о н н ы х
у к л а д о в ,
н е
т р е б у ю щ и х
о ч е н ь
т о ч н ы х
дифференцированных
движений
языка.
Соответственно,
к
среднему
дошкольному возрасту эти звуки должны произноситься детьми чисто и
правильно, а их недостатки будут рассматриваться как предикторы (ранние
проявления) дизонтогенеза фонетической стороны речи.
Звуки
позднего
онтогенеза
(свистящие,
шипящие
и
сонорные)
осваиваются детьми после пяти лет, что обусловлено большей сложностью
их артикуляционных укладов. В тоже время их искаженное произношение,
как устойчивый патологический вариант, может сформироваться достаточно
рано и
также рассматриваться как предиктор дизонтогенеза фонетической
стороны речи.
Своевременная
педагогическая
и
логопедическая
работа
с
дошкольниками
может
предотвратить
стойкие
дефекты
произношения
и
помочь
им
более
правильно
и
быстро
освоить
необходимые
звуки
в
произношении и восприятии. Именно поэтому важен факт выявления таких
предикторов речевого дизонтогенеза у дошкольников как можно раньше –
после четырех лет - когда должны правильно произноситься большинство
групп
звуков.
Это
будет
способствовать
профилактике
стойких
труднопреодолимых дефектов звукопроизношения в старшем дошкольном
возрасте.
Все
вышеизложенное
обуславливает
актуальность
данного
исследования.
Цель
исследования:
изучить
и
охарактеризовать
предикторы
дизонтогенеза
фонетико-фонематической
стороны
речи
дошкольников
четырех-пяти лет.
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи детей
дошкольного возраста
Предмет
исследования:
характеристика
предикторов
дизонтогенеза
фонетико-фонематической
стороны
речи
дошкольников
четырех-пяти
лет,
посещающих общеобразовательную группу детского сада.
Исследование
было
проведено
на
базе
МБДОУ
детский
сад
комбинированного
вида
№
127
г.
Иркутска.
В
исследовании
принимали
участие 15 дошкольников от четырех до пяти лет, посещающих среднюю
общеобразовательную группу и не получающих логопедическую помощь.
Методика
обследования,
включающая
четыре
блока
заданий,
позволяла оценить значимые компоненты фонетико-фонематической стороны
речи дошкольников.
Проанализируем
полученные
результаты.
Наибольшие
средние
балльные
показатели
дошкольники
набрали
в
пробе
на
оценку
сформированности
звуков
раннего
онтогенеза
(СБО
-
2.8).
Недостатки
произношения этих звуков - смягчение твердых пар
звуков, оглушение
звонких
звуков
и
нетипичные
варианты
субституции
звуков
–
были
выявлены у двух детей выборки.
Недостаточную
успешность
дети
имели
в
задании
на
оценку
сформированности
фонематических
процессов.
(СБО
–
2.4
балла).
Практически все дошкольники затруднялись в
дифференциации
звуков
близких
по
артикуляции,
что
свидетельствует
о
незрелости
этого
фонематического процесса у дошкольников 4-5 лет. У части детей группы
были затруднения в выделении звука на фоне слова, т.е. несформированность
элементарного фонематического слуха.
Затруднения у детей были и в задании на оценку сформированности
артикуляционная
моторика
(СБО
–
2.15).
Трудности
проявились
в
выполнении как статических, так и динамических упражнений, требующих
удержания кончика и боковых краев языка, а также поднимания-опускания
передней части спинки и кончика языка. Таким образом, можно сказать о
том,
что
у
многих
дошкольников
четырех-пяти
лет
недостаточная
подвижность
кончика
и
боковых
краев
языка,
при
сохранном
строении
артикуляционного аппарата.
Оценивая состояние слоговой структуры (СБО - 2,0), мы выявили, что
в
основном дети справились с произношением слов простой слоговой
структуры;
но
испытывали
трудности
в
произношении
трех-четырех
сложных
слов,
слов
со
стечением
согласных,
и
малочастотных
слов.
Характерны
ошибки, проявляющиеся
в перестановке слогов, нарушении
звуконаполняемости и пропуске слогов, чаще в середине слова. Мы полагаем,
что
эти
недостатки
могут
быть
связаны
как
с
малой
подвижностью
артикуляционной моторики, так и с несформированностью фонематических
процессов.
Минимальные баллы (СБО - 1.2) получены детьми в задании на оценку
звукопроизношения звуков позднего онтогенеза. Здесь отмечаются различные
нарушения. Наиболее часто отмечались недостатки произношения звуков [Р]
и [Л]. Они проявлялись
в виде
горлового и двугубного произношения,
замены
на
звуки
более
простые
по
артикуляции.
На
втором
месте
–
недостатки произношения шипящих звуков, проявляющиеся в виде замены
на свистящие звуки. Следующие по частоте нарушений - свистящие звуки.
Самые характерные варианты их нарушений -
замены на
шипящие и
искаженное
межзубное произношение. Полученные данные о характере
нарушений
звуков
у
дошкольников
пятого
года
не
противоречат
литературным
данным
о
последовательности
овладения
звуками
в
онтогенезе детской речи.
Проанализировав
характер
нарушений
звуков,
мы
отметили,
что
преобладают такие варианты как замены звуков (29 случаев); что можно
связать с недостатками фонематических процессов у дошкольников.
На
втором месте – отсутствие
звуков
(27 случаев). Искажения как вариант
нарушения
различных
фонем
отмечено
в
14
случаях;
это
устойчивое
нарушение звукопроизношения в виде межзубного, горлового и двугубного
произношения.
По
результатам
исследования
дошкольники
были
распределены
по
уровням сформированности фонетико-фонематической стороны речи.
К достаточному уровню мы отнесли всего трех дошкольников (20%); у
этих
детей
нет
выраженных
нарушений
в
овладении
фонетико-
фонематической стороной речи. Отсутствие одного из сонорных звуков
рассматривается
как
допустимый
вариант
звукопроизношения
в
этом
возрасте.
К среднему уровню успешности
мы отнесли 12 дошкольников
(66%). Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения в виде
замены,
искажения и отсутствия звуков
позднего онтогенеза, искажения
слоговой структуры в различных по составу
словах, несформированность
фонематического различения звуков. К низкому уровню мы отнесли двух
дошкольников (14%); дети имеют стойкие нарушения звукопроизношения
звуков
раннего
и
позднего
онтогенеза,
грубые
нарушения
слоговой
структуры даже простых слов (двух-трех сложных), несформированносль
элементарного фонематического слуха.
Таким образом, в ходе исследования мы выделили такие
предикторы
дизонтогенеза
фонетико-фонематической
стороны
речи
у
дошкольников
четырех-пяти лет как:
-
ограниченная
подвижности
кончика
и
боковых
краев
языка
и
недостаточная способность подъема передней части языка, что препятствует
нормативному овладению шипящими и сонорными звуками;
-
искаженное
произношение
любых
звуков
(горловое,
межзубное,
двугубное);
-
недостатки
произношения
гласных
звуков
и
согласных
раннего
онтогенеза;
-
нетипичные
для
нормального
онтогенеза
варианты
субституции
любых звуков (например, замены [Н] на [М’])
- стойкие замены и смешения в произношении свистящих и шипящих к
пяти годам;
- несформированность элементарного фонематического слуха;
- элизия и нарушения звуконаполняемости слов простой слоговой
структуры.
Охарактеризованные
в
исследовании
предикторы
дизонтогенеза
фонетическо-фонематической
стороны
речи
позволяют
выделить
детей
пятого года, составляющих группу высокого риска по стойким нарушениям
звукопроизносительной стороны речи и нуждающихся в целенаправленной
логопедической коррекции.