Напоминание

"Роль родителей в развитии речи ребенка"


Автор: Быкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Роль родителей в развитии речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Всем родителям хочется, чтобы их малыш вовремя заговорил.

Считается, что в возрасте около года малыш должен произносить около

десяти простых слов, в полтора года — около 30-40 слов, а овладеть фразовой

речью ребенок должен примерно к двум годам. Но точные сроки появления

активной речи обусловлены

индивидуальными особенностями ребенка.

Прежде чем малыш произнесет свои первые слова, он должен научиться

пониманию речи. Для этого рекомендуется разговаривать с крохой с самого

первого дня его жизни, называть громко, чётко всё, что привлекает внимание

ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: «Это киса. Киса, киса,

мяу-мяу.

Киса

брысь!» и т.д. Можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в

ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть, например: «Дай ручку!

До

свиданья!» и т.д.

В это же время, развивая у ребёнка

понимание речи,

можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб,

например: «Дай игрушку! Дай кису! Садись!» и т.д.

От 10 мес. до 3,5 лет. ребенок начинает активно воспринимать чужую речь.

Слово

превращается из звукового раздражителя в символ (код) реальных

объектов.

Символьное

значение

слов

закрепляется

за

счет

активного

привлечения ребенка к различным действиям: «Покажи кису; Покажи, как

птичка летает». С детьми раннего возраста лучше разговаривать простыми

фразами без использования сложных оборотов. При разговоре с ребёнком,

необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый

звук, с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять

ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом

теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то

есть,

произнося

его,

одновременно

надо

обратить

внимание

малыша

на

соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он

видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим

предметом. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в

общении с

ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте,

нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить, слова

искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные

слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать.

Это будет лишь тормозить усвоение звуков,

задерживать своевременное овладение словарем.

Очень полезно проговаривать все ваши

совместные с малышом действия и уже вскоре

ребенок наверняка попытается повторить за вами

Роль родителей в развитии речи ребенка

простые слова: «топ-топ», «ам-ам» и другие.

Игру с ребёнком,

действия при

его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и

потешек.

Постепенно

малыш

начинает

их

узнавать,

а

позднее

сам

приговаривать.

Наиболее

любимы

детьми

песенки

игрового

характера:

«Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка».

Всем известные детские игры, такие как «Ладушки», «Ку-ку» и другие,

способствуют

развитию

общей

моторики,

что

также

является

стимулом

к

появлению речи. Развитие мелкой моторики у детей влияет на зоны мозга,

отвечающие за речь. С полугода полезно делать массаж (поглаживать кисти рук

в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый

пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать

так надо ежедневно 2-3 минуты. Годовалому малышу можно давать пластилин,

пусть мнет его в

ручках. Детям чуть постарше под присмотром взрослых

полезно

рисовать

специальными

пальчиковыми

красками,

нанизывать

на

шнурок крупные бусины, раскладывать узоры из зерен фасоли и так далее.

Сегодня предлагается много различных игрушек, способствующих развитию

мелкой

моторики.

Уж е в

8-10

месяцев

малыш

начинает

вовсю

подражать

окружающим,

в

это

время

полезно

учить

малыша

высовывать

язычок,

облизывать

им

губки

или

ложку

это

отличные

артикуляционные

упражнения.

Взрослые должны всегда демонстрировать свою радость, когда ребенок

пытается произнести слово или фразу, не ругать кроху за ошибки и коверканье

слов. Не стоит нетерпеливо перебивать, если малыш пытается что-то сказать.

Чтобы помочь ребенку, взрослый своим поведением показывает, как ему это

приятно

и

интересно.

Собеседники

общаются

глазами,

сопровождают

речь

улыбкой

и

другими

невербальными

реакциями:

это

помогает

ребенку

овладевать речью. Ее формирование нарушается, если мать слушает ребенка с

каменным выражением лица и быстро прерывает общение.

Кроме того, важен правильный выбор тем для разговора. В этом возрасте

ребенок может говорить только о

себе и о самом ближайшем окружении (своих

игрушках, маме, вещах. Все это должно живо интересовать взрослых и в

первую очередь мать. Задавайте наводящие вопросы, дополняйте

сказанное малышом – это развивает умение строить фразу и

обогащает словарный запас.).

Бывает, что ребенок все понимает, а

самостоятельно говорить не хочет ни в два, ни в два

с половиной года. В таких случаях развитие речи .

нужно стимулировать специальными занятиями и упражнениями, через игру,

через какие-то интересные малышу действия с предметами или картинками.

Например, с детьми полутора-двух лет можно заниматься по

специальным

альбомам

по

развитию

речи

для

самых

маленьких.

В

таких

альбомах

предлагаются различные игры, упражнения на понимание речи и подражание,

пальчиковая

гимнастика

и

еще

много

всего

интересного

и

полезного.

Занимаясь

всего

10-15

минут

в

день,

в

скором

времени

можно

добиться

появления

у

малыша

простых

звукоподражаний

и

слов,

а

затем

и

несложных

фраз.

Чем

чаще

родители

будут

разговаривать

с

ребёнком,

разумеется,не

переутомляя

его,

и

доступным,

правильным

языком

рассказывать ему сказки; разучивать вместе с ним стихотворения, потешки;

играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

В каких случаях вам нужно получить консультацию у логопеда?

1. Если в возрасте двух лет ваш малыш все еще не начал говорить.

2. Во время речи вы видите, как у ребенка между зубами высовывается кончик

языка или раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» оттенок.

3. Когда ребенок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, т.е. ребенок

«гнусавит».

4. Если Ваш ребенок заикается.

Желаем удачи!



В раздел образования