Напоминание

"Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"


Автор: Узбекова Фидусия Мансуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: города Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

городского округа город Кумертау

Республика Башкортостан

«Игровые технологии на уроках в начальной школе

в условиях реализации ФГОС»

Учитель начальных классов

Узбекова Фидусия Мансуровна

«Игровые технологии на уроках в начальной школе

в условиях реализации ФГОС»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонёк пытливости любознательности».

(В.А. Сухомлинский).

Проблема современной школы – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это

происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

перегрузка однообразным учебным материалом;

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е.

служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя,

способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути

реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским

образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта

собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя).

Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных

стандартах общего образования

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не

только по обязанности. Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС

невозможно

без

условий

реализации

основной

образовательной

программы,

особое

место

в

которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

Актуальность

данной

темы

заключается

в

определении

эффективности

внедрения

современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества

современного образовательного процесса.

Выбор данной технологии в первую очередь связан с

тем, что я работаю с детьми младшего школьного возраста, а игра занимает значительное место в

первые годы обучения детей в школе. Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе

- сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический

кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей

деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу

начинают овладевать учебной деятельностью. Переход от игровой деятельности к учебной часто

навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку?

Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного

развития личности младшего школьника.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость

вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

помогает снять чувство усталости;

раскрывает способности детей, их индивидуальность;

усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при

работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для

формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит

плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при

интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в

целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся

игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать

интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне,

но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры

делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа

активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной

игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом,

усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит

разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы

учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его

взять. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как

ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах

жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в

процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных

ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм

человеческого общежития.

Значение игры в обучении.

Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и

воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на

активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в

следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела

учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,

контроля);

как технология внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых

технологий, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся и ведущих

к более осмысленному усвоению знаний. С помощью игры можно снять психологическое

утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у

них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки

радости на занятиях.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное

отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность

многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей

работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались

определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их

реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых

привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,

которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной

деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по

таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу

дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают

возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи

и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им

элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового

передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей,

способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает

к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает

самостоятельность.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к

нему еще больше внимания.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

наличие собственной деятельности;

творчество;

общение;

власть;

потребность в ином;

самоопределение через ролевое экспериментирование;

самоопределение через различную деятельность.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации

педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том,

что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и

соответствующим ей педагогическим результатом.

По характеру педагогического процесса бывают:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные, игры – драматизации.

Механизмы, обуславливающие привлекательность игры

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более

интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти

есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем

следы действительной жизни…»

Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной,

но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет

цели и средства.

Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра

же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни.

Ю.В.Геронимус

выделил

следующие

факторы,

способствующие

возникновению

игрового

интереса:

- удовольствие от контактов с партнерами по игре;

- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в

ходе игры;

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от

типа

игры.

Очевидно,

наиболее

привлекательны

возможности,

соответствующие

актуальным

потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- власть;

- потребность в ином;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через пробы деятельностей.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

1. Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на

достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть

риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с

определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому,

поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для

отработки

учебного

навыка)

до

тех,

выполнение

которых

требует

значительных

усилий

(формирование новых знаний и умений).

6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Теория и классификация игр.

Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций,

направленных

на

воссоздание

и

усвоение

общественного

опыта,

в

котором

складывается

и

совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- целеполагания;

- планирования;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:

1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.

2. Активизация и интенсификация учебного процесса.

3. Учебно-познавательная направленность.

4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего

задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную

деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие

способности, стимулирует умственную деятельность. Со стороны учителя и родителей необходим

контроль за содержанием игр и временем работы за компьютером.

Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, логике в

том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и

позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия

предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов,

определенное понятие или класс предметов - в виде схемы. Однако ценность большинства

программ такого типа не только в наглядности, но и в возможности варьировать степень этой

наглядности в зависимости от уровня развития ребенка.

На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки,

ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие,

урок-исследование и другие.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4-х классов

имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как

можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового

не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность

компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют

сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не

навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна

способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного

материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно

выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке

информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны

выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на

уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен

тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Результат игровых технологий.

Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и

активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся

вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так

же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению

пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность

игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения

взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического

потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно

обеспечивает:

успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его

эффективную социализацию;

сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность

игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения

взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического

потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно

обеспечивает:

- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его

эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Литература.

1. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969

3. Журнал “Начальная школа” № 2, 5, 8 – 2008 г.



В раздел образования