Напоминание

Люблю тебя, горжусь тобой .Мой город Новый Уренгой


Автор: Щекина Анна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС"Лада"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Люблю тебя, горжусь тобой .Мой город Новый Уренгой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДА» (МБДОУ «ДС «ЛАДА»)

Программа

дополнительного образования по краеведению «Мой дом у полярного круга»

для детей дошкольного возраста

(Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования)

Составители:

воспитатели Иноземцева С.И.,

Щекина А.Я.

Возраст:4-7 лет

Срок реализации: 3 года

ЯНАО, г. Новый Уренгой

2016г.

Содержание

1.

Пояснительная записка.

2.

Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраст (4-5 лет).

3.

Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

4.

Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраста (6-7 лет).

5.

Пояснительная записка к мониторингу Программы: «Мой дом у

полярного круга».

6.

Диагностический материал к мониторингу Программы.

7.

Список используемой Литературы.

1.

Пояснительная записка

Действующие

в

настоящее

время

министерские

программы

дошкольного

воспитания и обучения, в которых ставятся общие для системы образования

цели и задачи, не в состоянии учесть региональные особенности всей обширной

территории

Российской

Федерации.

Предполагается,

что

в

результате

реализации

любой

комплексной

программы

уровень

воспитанности

и

образованности дошкольника будет соответствовать современным требованиям

дошкольного

воспитания

и

образования,

но

очевиден

и

тот

факт,

что

из

целостной

системы

выпадает огромный

пласт,

связанный

с

культурой

и

историей отдельно взятого региона. Таким образом, вопросы региональной и

этнической

вариативности

образования

до

сих

пор

во

многом

остаются

нерешенными. В ходе работы по решению данной проблемы педагогическим

коллективом

нашего

МБДОУ

была

составлена

программа

дополнительного

образования (далее – Программа) «Мой дом у полярного круга».

Целью Программы «Мой дом у полярного круга» является воспитание и

развитие

подрастающего

поколения

экологически

грамотных

людей,

для

которых забота о чистоте Земли, охране природы и о сохранении духовных

ценностей народа станет жизненной потребностью.

Цель определяет следующие задачи:

1.

Расширить и углубить знания детей о малой родине.

2.

Познакомить

детей

с

играми,

обычаями,

традициями

и

с

народным

творчеством севера, с животным и растительным миров тундры и т.д.

3.

Углубить знания о природных объектах.

4.

Формировать

уважительное

отношение

у

дошкольников

к

культуре

родного края через ознакомление с произведениями поэтов севера.

Программа

рассчитана

на

три

года

обучения

дошкольников.

Периодичность встреч один раз в две недели. Продолжительность 20-

30 минут ( в зависимости от возрастных особенностей).

Различные формы организации

Игровые

занятия,

как

элемент,

формирующий

необходимый

арсенал

знаний у ребёнка;

Игры

различных

видов:

подвижные,

дидактические,

сюжетно-ролевые

способствующие закреплению и развитию сформированного навыка;

Создание

проблемных

ситуаций,

что

позволяет

ребёнку

увидеть

правильные способы действий, попробовать совершить их самому.

Чтение

художественной

литературы

и

развлечения

выступают

как

закрепляющие и обобщающие мероприятия по темам, изученные на встречах.

Ожидаемые результаты при реализации Программы

Дети должны знать:

- название города, округа, столицы и жители.

- праздники, игры народов севера.

- животный и растительный мир.

- содержание произведений народов севера.

- символическое значение государственных символов

Решая задачи по ознакомлению с родным краем, работа строиться в

соответствии с местными условиями региона ЯНАО и особенностями детей,

учитывая принципы:

-принцип гумманизации воспитательной работы с детьми «личность каждого

ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство»;

-принцип не насилия «понятие и понимание другого человека, формирование не

насильственного отношения к природе, всему живому»;

-принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающей единство

воспитания обучения и развития;

-принцип

позитивного

взаимодействия

с

различными

образовательными

и

культурно-просветительскими учреждениями.

Используемые задачи при организации детской деятельности

Природа Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

З н а ком и т ь

д е т е й

с

растительным

( е л ь ,

берёзы),

ж и в от н ы м

миром

(олень,

волк,

медведь,

белка,

лиса,

с о в а ,

ч а й к а )

и

объектами

н е ж и во й

природы

Ямала

(вода,

п е с о к ,

т о р ф ,

с н е г,

д о ж д ь ,

я в л е н и я

природы).

Расширять

п р е д с т а в л е н и я

о

растительном

( к е д р ,

лиственница,

рябина,

багульник,

голубика,

б р у с н и к а ,

г р и б ы ) ,

животным миром (белый

медведь,

песец,

рысь,

лемминг,

к у р о п ат к а ,

г у с ь ,

у т к а ,

л е б е д ь ;

о с о б е н н о с т и

и х

в н е ш н е го

в и д а

и

о

способы

передвижения).

Продолжать знакомить с

о бъ е кт а м и

н е ж и в о й

природы (радуга, туман,

северное сияние, метель,

пурга).

Расширять

и

углублять

п р е д с т а в л е н и я

о

растительном

(ивняковые

з а р о с л и ,

к а р л и ко в а я

берёзка),

можжевельник,

ягель,

мох,

лишайник)

и

животном

мире

(норка,

ондатра,

морж,

тюлень,

нерпа,

белуга,

кулик,

орлан), видах рыб (осётр,

муксун, пыжьян).

Д а т ь

ц е л о с т н о е

п р е д с т а в л е н и е

о б

экосистеме

«тундра» (о

с о с т а в е

с о о б щ е с т в а ,

у с л о в и я х

с р е д ы ,

приспособлениях

к

ней,

температурном

режиме,

о с в е щ ё н н о с т и ,

р о л и

человека

в

сохранении

с и с т е м ы

и

п р а в и л а х

поведения в ней).

Быт коренных народов Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Дать общее представление

о

жилище-чуме,

нартах;

о д е ж д е

( в з р о с л о й

и

детской).

Расширять

представления

о

назначении

бытовых

предметов

и

знакомить

с

новыми:

аркан,

люлька

женская

сумочка

(туця)

для

хранения

швейных

принадлежностей.

Дать

представление

о

средствах передвижения

( о л е н и ,

с о б а к и ,

вертолёт, снегоход).

Познакомить с

национальной одеждой

и её украшениями.

Учить различать

элементы узора «заячьи

ушки», «чум»,

«проталинки».

Углублять

представление о

жилище народов Севера

– чуме, его устройстве и

назначении; женской

(ягушке), и мужской

(малица) одежде, обуви

(кисы).

У ч и т ь

р а з л и ч а т ь

эл е м е н т ы

у зо р а

н а

национальной

одежде:

«оленьи рога», «ветки»,

« л о к о т ь

л и с ы » ,

«копыта».

Расширять

п р е д с т а в л е н и я

о

предметах

домашней

ут вари:

д е р е в я н н а я

колотушка,

игла,

нож,

сундук,

скребок

для

выделки шкур.

Культура коренных народов Ямала (фольклор)

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знакомить детей

с колыбельными

песенками,

потешками,

сказками.

Продолжать знакомить с

фольклором северных

народов.

Заучивать небольшие

стихотворения, «баюльные»

песенки. Рассказывать

Знакомить с окружным

городом Салехардом,

родным городом Новый

Уренгой и их

достопримечательностями.

Дать представление о

северные сказки и

инсценировать их. Загадывать

и разгадывать загадки о

животных и растениях.

геральдике.

Расширять и углублять

знания о фольклоре народов

Севера.

Рассказывать и

инсценировать сказки (о

животных, волшебные,

бытовые); знакомить с

загадками, пословицами,

поговорками, приметами

коренных жителей; с

творчеством В.Н.

Ледковым.

Принимать активное и

осмысленное участие в

национальных праздниках.

Народно – прикладное искусство Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знакомить с образцами

народно – прикладного

искусства Ямала.

Знакомить с видами

орнаментов, одежды,

предметов быта.

Художественная

обработка меха: мозаика

из меха.

Знакомить с

художественными

промыслами: вышивка и

плетение бисером; резьба

по кости, дереву; изделия

из металла.

Украшение и их

символика.

2.

Календарно – тематический план работы для детей среднего

дошкольного возраста (4-5 лет)

№/п

Тема

Форма проведения

Кол-во

занятий

1

«Знакомство с краеведческим

уголком»

Экскурсия в музей ДОУ

Беседы, показ альбомов,

иллюстраций

1

2

«Сказки северных народов»

Чтение

1

3

«Знакомство с родным краем»

Беседы, показ альбомов,

иллюстраций

1

4

«В гостях у Тундровика»

Игры народов севера

«Ручейки и озёра»,

«Полярная сова и Еврашки»

1

5

«Мой родной город»

Беседа, рассматривание

фотографий, альбомов

1

6

«Животный мир северного

края»

Рассматривание картин,

альбомов животные севера

1

7

«Растительный мир севера»

Дидактическая игра

1

8

«Колыбельные песни северных

народов»

Слушание музыки

1

9

«Игрища загадок»

Ненецкие потешки и

загадки севера

1

10

«В гости к нам пришёл

Эдейка»

Игры народов севера

1

11

«Уроки бабушки Анико»

Показ изделий народных

мастеров, работа в

творческой мастерской

1

12

«В гостях у сказки»

Пальчиковый театр

1

13

«Встреча с коренными

жителями Ямала»

Встреча-праздник

1

14

Быт коренных народов Ямала

«Кто в тундре живёт»

«Путешествие в тундру»

Игра драмматизация

1

15

«День Оленевода»

Праздник-развлечение

1

16

«Дети севера»

Рассказывание

(познакомить детей с

жизнью детей севера)

1

17

Знакомство с играми «Поймай

мяч», «Олений пастух»

Подвижные игры народов

севера

1

18

«Мир глазами детей»

Создание альбома «Мы на

1

севере живём»

3.

Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет)

№/

п

Тема

Форма проведения

Кол-во

занятий

1

Быт коренных народов

Ямала

«Кто в тундре живёт»

Экскурсия в музей (даём

представление о национальной

одежде о жилище и предметах

быта коренных народов севера )

1

2

«Северный фольклор»

«Легенды севера»

Вечер загадок

1

3

«Мой город»

Беседа.

Просмотр видеофильма

1

4

«Животный мир северного

края»

Беседа, показ альбома

«Рисование животных»

1

5

«Сказки северных

народов»

Литературная викторина

1

6

Чукотская сказка с

элементами драматизации

«Всемогущая Катгыргын»

Оздоровительный досуг

1

7

Ремёсла народов севера

Беседа, показ изделий народных

мастеров.

Работа в творческой мастерской

1

8

«Мой родной город Новый

Уренгой»

Экскурсия

1

9

«Мы смелые и ловкие»

Игры народов севера

Физкультурный досуг

1

10

Встреча с коренными

жителями Ямала

Встреча-праздник

1

11

Посещение

Краеведческого музея

Экскурсия

(дом творчества)

1

12

Что мы называем

Беседа

1

Севером?

13

«День Оленевода»

Спортивный праздник

1

14

Орнаменты Севера

Рассматривание альбома.

Рисование орнамента «Уши

зайца»

1

15

«Прыжки через нарты»

Оздоровительный досуг

1

16

Украшение головного

убора «Ободок»

Рассматривание ненецкого

костюма. Рисование

1

17

«Вокруг света»

Вечер загадок

1

18

«Родной Ямал заветный

край России»

Интеллектуальная игра

1

4.Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраста (6-7 лет)

№/

п

Тема

Форма проведения

Кол-во

занятий

1

Всемирный день

коренных народов мира

«Как жили народы севера

в ЯНАО»

Экскурсия, плакат

этнокалендарь, книжка

раскраска, иллюстрации.

1

2

«Проводы Лебедя»

Праздник. Плакат этнокалендарь,

книжка раскраска, изображение

перелётных птиц Ямала.

1

3

«Наш город - Новый

Уренгой»

Экскурсия по городу.

Выставка рисунков «Ямал

глазами детей»

1

4

«Как сохранить природу

севера?»

Беседа. Рассматривание альбома.

1

5

Театрализация Ненецкой

сказки «Кукушка»

Показ сказки

1

6

Знакомство с символикой

Янао

Презентация, показ альбома

1

7

Творчество В.Н. Ледкова

Конкурс чтецов.

Плакат этнокалендарь, книжка

раскраска

1

8

К нам спешит Ямал Ири

Развлечение.

Плакат этнокалендарь, книжка

раскраска

1

9

Создание

«Красной книги»

Творческая мастерская

1

10

Презентация красной

книги

Представление «Красной книги»

1

11

«Как живут и чем

занимаются люди на

севере

Беседа

12

«День оленевода»

Плакат этнокалендарь, книжка

раскраска

Беседа

1

13

Спортивный праздник

«День оленевода»

Физкультурный досуг

1

14

«Мир птиц»

Плакат этнокалендарь, книжка

раскраска

Беседа

1

15

«Вороний праздник»

Плакат этнокалендарь, книжка

раскраска

Развлечение

1

16

«День рыбака»

Плакат этнокалендарь, книжка

раскраска

«Праздник»

1

17

КВН «Путешествие в

стойбище»

Интеллектуальная игра

1

5.

Пояснительная записка к мониторингу Программы

Одним

из

важнейших

путей

оптимизации

процесса

формирования

личности, является его диагностическое сопровождение.

При

проведении

и

выборе

диагностики,

придерживалась

следующих принципов:

- системность, то есть учёт логики процессов;

-доступность, то есть возможность её использование;

- надёжность, то есть результаты диагностирования должны давать ответы на

широкий круг вопросов;

-экономичность,

то

есть

использование

минимум

времени

и

усилий

для

получения оптимального результата;

-наглядность,

то

есть

возможность

фиксировать

полученные

результаты

и

выводы в виде таблицы.

Предмет диагностики:

- знания о родном крае у детей дошкольного возраста.

Цель диагностики:

- изучение процесса достижения детьми планируемых результатов по

формированию устойчивых навыков о родном крае через ознакомление с

культурой и играми народов Севера.

Задачи диагностики:

- определить уровень познавательного развития детей через ознакомление их с

культурой народов Севера.

- выявить уровень этнокультурной компетентности через игры народов Севера.

Объектом диагностики являются дети средней группы 4-5лет, старшей группы

5-6лет, подготовительной группы 6-7лет.

Сравнительная диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Основными методами диагностики является:

-анализ

-наблюдение

-беседа

-карточный диагностический материал

Критерии оценки диагностики детей дошкольного возраста через

ознакомление с культурой и играми народов Севера

Низкий уровень (от 1 до 2 баллов):

-ребёнок с помощью педагога может назвать только город. В котором живёт;

-ребёнок не знает праздники, с помощью педагога принимает участие в играх;

-имеет элементарные знания о растительном и животном мире ЯНАО;

-имеет элементарные знания о сказках народов Севера, не знает сказочных

героев;

-ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.

Средний уровень (от 2 до 2,5 баллов):

-с помощью педагога называет столицу округа, город в котором живёт, его

жителей;

-ребёнок знает название праздника, но затрудняется объяснить их значение,

играет в игры народов Севера с помощью педагога, который объясняет правила

игры;

-с помощью наводящих вопросов называет животных, птиц и растительный мир

ЯНАО;

-ребёнок знает сказки народов Севера, затрудняется назвать сказочных героев;

-затрудняется назвать государственные символы ЯНАО.

Высокий уровень (от 2,5 до 3 баллов):

-ребёнок называет столицу округа, город в котором живёт, округ, коренных

жителей проживающих на территории округа, называет жилище ненцев

-знает название праздников, умеет объяснить, что это за праздник и когда он

бывает, умеет играть в игры народов Севера разных видов, умеет объяснить

правила игры;

-называет животных, птиц, растения не менее 7-10 видов;

-знает сказки народов Севера, сказочных героев, умеет узнавать их в

произведениях;

-ребёнок узнаёт среди других государственных символов-герб, флаг ЯНАО,

герб Новый Уренгой, знает символические значения.

6.

Диагностический материал к мониторингу Программы

Задание №1.

«Название округа, столицы, жителей ЯНАО»

Цель: уровень знаний детей о городе, столице и коренных жителей округа

ЯНАО.

Инструкция:

- назови, в каком городе мы живём? (мы живём в городе новый Уренгой).

- в каком округе мы живём? (мы живём в Ямало-Ненецком автономном

округе).

-назови столицу ЯНАО? (столица ЯНАО город Салехард).

-назови коренных жителей проживающих на территории нашего округа?

(ханты, ненцы, селькупы, манси).

-как называется жилище ненцев? (чум)

Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные

картинки.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок называет столицу округа, город в котором

живёт, округ, коренных жителей проживающих на территории округа, называет

жилище ненцев.

Средний уровень: с помощью педагога называет столицу округа, округ,

город в котором живёт, его жителей.

Низкий уровень: ребёнок с помощью педагога может назвать только

город, в котором живёт.

Задание №2.

«Знание традиций, игр, праздников народов Севера»

Цель: выявить уровень знаний детей о традициях, праздниках, играх

народов Севера.

Инструкция:

- какие праздники народов Севера ты знаешь?

(«День оленевода» - 26 марта; «День птиц-Вороний день» - 7 апреля;

«Праздник облака» - 21 июня; «День рыбака» - 12 июня; «День коренных

народов мира» - 9 августа; «Проводы лебедя» - 31 августа).

-какие игры народов Севера ты знаешь?

(«Ловкий оленевод»; «Полярная сова и евражки»; «Перетягивание

каната»; «Солнце (хейро)»; «Ручейки у озера»; «Отбивка оленей» и т.д.).

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок знает название праздников и умеет играть в

игры народов Севера разных видов, умеет объяснить правила игры.

Средний уровень: ребёнок знает название праздника, но затрудняется

объяснить их значение, играет в игры народов Севера с помощью педагога,

который объясняет правила игры .

Низкий уровень: ребёнок не знает праздники, с помощью педагога

принимает участие в играх.

Задание №3.

«Знание о природных объектах, животном и растительном мире тундры».

Цель: выявить уровень знаний детей о животном и растительном мире

ттундры.

Инструкция:

- какое животное одомашнено коренными жителями Севера? (олень)

-какая северная ягода улучшает зрение? (черника)

-ягода, растущая на болотных кочках? (клюква)

-каких животных живущих на Севере ты знаешь? (олень, белый медведь,

тюлень, морж);

-какие грибы растут в нашем крае? (белый гриб, подберёзовик, маслята)

-какие ягоды растут в нашем крае? (голубика, черника, морошка,

брусника, клюква, можжевельник)

Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные

картинки.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок называет животных, птиц, растений не менее

7-10 видов.

Средний уровень: с помощью наводящих вопросов называет животных,

птиц и растительный мир ЯНАО.

Низкий уровень: имеет элементарные знания о растительном и

животном мире ЯНАО.

Задание № 4.

«Знание содержание произведений народов Севера».

Цель: выявить уровень знаний детей о содержании произведений народов

Севера.

Инструкции:

-какие сказки народов Севера вы знаете? («От чего у белого медведя нос

чёрный»; «Старик и его дочери»; «Голубика»; «Кто оленя научил бегать»;

«Лягушка и медведь» и т. д).

-каких сказочных героев знаете?

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок знает сказки народов Севера, сказочных

героев, умеет узнавать их в произведениях.

Средний уровень: ребёнок знает сказки народов севера, затрудняется

назвать сказочных героев.

Низкий уровень: ребёнок имеет элементарные знания о сказках народов

Севера, не знает сказочных героев.

Задание №5.

«Знание символического значения Государственных символов

ЯНАО»

Цель: выявить уровень знаний детей о символическом значении

государственных символов ЯНАО.

Инструкция:

-покажи Герб Ямало-Ненецкого Автономного округа;

-покажи Герб города Новый Уренгой;

-покажи флаг ЯНАО

При выполнении этого задания педагог предлагает детям опорные

картинки.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок узнаёт среди других государственных

символов-герб, флаг ЯНАО герб города Новый Уренгой, знает символическое

значение.

Средний уровень: затрудняется называть государственные символы

ЯНАО.

Низкий уровень: ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.

7. Список используемой литературы.

1.Анцибор М.М. Гуляева Н.А. Детский сад и семья, пути их взаимодействия –

научно-методическое пособие . - г. Тула 1 996.

2. Детский сад вокруг нас. Газета №2008.

3.Ефремов Л . Журнал Северяне 4 2005.

4.Келеман А.В. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. М.:

Просвещение, 1988.

5.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов. – М.:Т Ц2. Сфера

2007.

6.Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий 2003.

Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий

7.Человек и север. Журнал 1.2002.

Человек и север. Журнал 2.2002.

Человек и север. Журнал 3.2002.

8.Шортыгина Т.А. Беседа о русском севере. – М.: ТЦ Сфера,2008.

9.Ямальский меридиан. Журнал4 2001.



В раздел образования