Автор: Шестакова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 95 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка практикума для родителей
Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста. Речевые игры и упражнения"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
практикума для родителей
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста.
Речевые игры и упражнения»
(1 младшая группа, 2 младшая группа)
Автор: Шестакова Е.А., учитель - логопед ДОУ
Участники: родители воспитанников, учитель-логопед
Тема практикума: «Речевое развитие детей дошкольного возраста.
Речевые игры и упражнения»
Цель:
-повысить уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития
детей;
-познакомить родителей с нормами речевого развития данной возрастной
категории детей;
- познакомить с приемами работы с детьми по развитию речи детей (игры,
упражнения).
Оборудование: мяч, печатный материал (приложения), карточки для игры
«Один-много», «Большой – маленький», «Чего не стало?», «Кто что делает»,
зеркала, выставка литературы, дидактических игр.
Ход мероприятия:
1.
Вступительное слово учителя-логопеда.
Логопед приветствует родителей, сообщает о теме встречи, ее
актуальности.
Речь – явление социальное и служит средством общения друг с
другом. Своевременное и правильное развитие речи – необходимое условие
формирование личности ребенка.
Для того чтобы понять соответствует ли речевое развитие ребенка
возрастным нормам или оно отстает от норм, нужно понимать, что мы может
ждать от ребенка данного возраста, на что он способен в данный возрастной
период.
Существуют нормы речевого развития. Для каждого возрастного периода
есть показатели, которыми ребенок может овладеть психологически и
физиологически.
2.
Нормы речевого развития детей раннего дошкольного
возраста.
Весь ход нормального речевого развития протекает в определённых
временных рамках и подчинён определённым закономерностям, которые
можно отчётливо проследить в речи каждого отдельного ребёнка. Рамки эти,
правда, довольно условны, но всё же знание их позволяет достаточно
надёжно отличить норму от патологии.
С первых дней жизни ребенка происходит подготовка к овладению
речью.
Крик и плач – первая голосовая реакция ребёнка. Она способствует
развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата:
дыхательного, голосового, артикуляционного.
В 2 - 3 месяца – появляется гуление – недифференцированные и
непроизвольно возникающие в процессе движений голосовые реакции. В 5 -
6 месяцев появляется лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет –
воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Лепет
– начало собственной речи ребёнка.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные
звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-
дай, бух).
Важно: При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей
в более позднем возрасте!
В 7 - 9 месяцев – ребёнок начинает повторять за взрослым все более и
более разнообразные сочетания звуков.
В 10-11 месяцев - появляются реакции на слова, уже независимо от
ситуации и интонации говорящего.
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Важно: в это время особую значимость приобретают условия, в которых
формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание
взрослым и др.). Полноценность протекания этого периода играет
исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития
ребенка.
С появлением у ребёнка первых слов заканчивается подготовительный
этап и начинается этап становления активной речи.
Расширяется объём понимания речи. Малыш очень много и охотно
повторяет за говорящим и сам произносит слова. В это время у ребёнка
появляется особое внимание к артикуляции окружающих.
Слова ребёнка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же
словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и
чувства. Например, слово «папа» может означать пришёл папа; нет папы;
папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или
по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь
называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает
жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется
возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,
накопления новых слов.
Далее появляются двух-трёхсловные предложения без соответствующего
грамматического оформления. Это явление носит название возрастного
аграмматизма. Ребёнок начинает осваивать лексико-грамматические
категории без специальной помощи. Сначала ребёнок выражает свои
желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без
согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить
молока). Постепенно появляются элементы согласования и соподчинения
слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм
единственного и множественного числа имён существительных, времени и
лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время
понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные
возможности. К концу второго года жизни формируется элементарная
фразовая речь.
Важно: Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то
темп его речевого развития начинает отставать от нормы! Если он пользуется
только лепетными словами и обрывками лепетных предложений – это
настораживающий момент! Необходимо исключить первичное снижение
слуха.
К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые
грамматические конструкции. Правильно произносит гласные и согласные
звуки раннего онтогенеза.
Свистящие и шипящие звуки произносятся недостаточно чётко,
пропускаются, а также могут заменяться звуками [Т – Т’], [Д – Д’].
В этом возрасте ребёнок «имеет право» на смягчение произносимых
звуков, на нечёткую дифференциацию звонких и глухих, мягких и твёрдых
согласных. Несформированными являются звуки [Р – Р’], [Л – Л’].
В это же время появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок
придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка:
«пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает
основными закономерностями языка.
В 4 года у детей активно развивается понимание речи, расширяется
словарь, формируются навыки словообразования и словоизменения,
расширяются навыки самостоятельных высказываний, используются
сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с различными
придаточными. Исчезает смягчённое произношение звуков, исчезает замена
свистящих и шипящих звуков. Более чётко дифференцирует звонкие – глухие,
мягкие – твёрдые.
Активно формируются навыки восприятия слов различной слоговой
структуры. На этом этапе у ребёнка все более развивается навык слухового
контроля за собственным произношением, умение исправлять его в
некоторых случаях. Иными словами, происходит окончательное становление
фонетической стороны речи.
Итак, с 2 - 2,5 лет ребенок пользуется элементарной фразовой речью,
достаточно хорошо понимает речь окружающих, выполняет просьбы,
инструкции, у ребенка развит пассивный и активный словарь, может
произносить гласные звуки, согласные звуки легкие по артикуляции
(смягчение звуков – возрастная норма). Далее, к 4 годам, у ребенка исчезает
смягчение звуков, ребенок пытается произносить звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].
Фраза становится более распространенной за счет использования в речи не
только существительных и глаголов, но и прилагательных, местоимений
(мой, твой, мне , …), наречий (тут, здесь, далеко, …). Аграмматизмы,
фонетические искажения, конечно, еще имеют место в речи ребенка. В силу
физиологических особенностей ребенок еще не способен усвоить все нормы
русского языка. Это возрастная норма речевого развития ребенка данного
возраста. Но останавливаться на достигнутом не следует. Речь нужно
постоянно развивать и совершенствовать.
3.
Нарушения речевого развития.
Но, к сожалению, не у всех детей речь развивается своевременно.
Возникает вопрос, что же делать, если речь ребенка отстает от возрастной
нормы? Как помочь ребенку?
Если у ребенка нет фразовой речи, до сих пор сохраняется лепетная
речь, то о таком ребенка говорят «неговорящий» ребенок.
а) Особенности работы с неговорящими детьми
Основная задача в самом начале работы — вызвать подражательную
речевую деятельность ребенка в форме любых звуковых проявлений и
расширить объем понимания речи (пассивного словаря).
Уровни понимания речи у детей могут быть различны: от самого
низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему
элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических
форм слов (например, различение единственного и множественного числа
существительных). Некоторые неговорящие дети могут понимать значения
простых предложных конструкций, выражающих пространственные
отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Одни
дети владеют довольно большим пассивным словарем, они способны по
просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания,
выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что «они
все понимают, только не говорят». У других же детей и понимание речи
весьма ограниченно. Если неговорящие дети имеют низкий уровень
понимания речи, то в первую очередь нужно начинать работу именно в этом
направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок
может начать говорить. Если же уровень понимания речи достаточно высок,
то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых
проявлений.
б) Развитие понимания речи у неговорящих детей
Основная задача на первом этапе заключается в накоплении
пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить названия
игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, с
которыми ребенок ежедневно соприкасается.
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий
действий, совершаемых ребенком самостоятельно (спит, ест, сидит, стоит,
бежит, прыгает, катает, гуляет, умывается, купается, кричит, говорит и т.д.).
Кроме того, ребенок должен знать названия действий, совершаемых
близкими ему люди, но этот словарь может ограничиваться названиями
лишь тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет,
рисует, варит, чинит, моет и т.д.), или действий, происходящих дома, на
улице (машина едет, гудит, остановилась; листья падают, лежат). Надо
помнить, что у детей с недоразвитием речи пассивный глагольный словарь
может быть намного меньше пассивного предметного словаря. Поэтому
если дети знают названия предметов, некоторых животных и т.д.,
необходимо как можно скорее обучать их понимать названия действий и
вопросы, связанные с ними: Где? Куда? Что? Кому? Откуда?
в) Активизация речевого подражания
Ответственный момент в работе с безречевыми детьми —
потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции
могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому взрослому
необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание
произносить (повторять) одни и те же звукосочетания. В речевую практику
ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с
постепенным наращиванием их количества: ау, ауи, ауиэ и т.д. Затем
ребенку предлагают произносить ряд гласных, изменяя их место в ряду: ауи,
аиу, уиа и т.д. Следующее задание — по просьбе взрослого ребенок
подражает крикам животных, птиц, людей: ам, му, ко-ко и т.д. Затем цепочка
звукоподражаний увеличивается до 3—4 слогов: ко-ко-ко-ко, ам-ам-ам-ам.
Для развития фонематического слуха и формирования фонематического
восприятия можно предложить выполнить задания, связанные с
произнесением слогов сначала со сменой гласного (му-ма), а затем — со
сменой согласного (му-ку), постепенно увеличивая ряд.
В этот период работы дети могут называть игрушки, знакомые
предметы, действия, совершаемые ими или их близкими (приложение), а
также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой
форме.
В работе над речевой активностью (повторение звукоподражаний за
взрослым) следует учитывать индивидуальные особенности детей. У одних
легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му), у других — задненёбные
(ка-ка, га-га), у третьих — переднеязычные (ди-ди, ти-ти). Удавшиеся
звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с
ребенком до 5—6 раз в различной тональности. Произнести эти
звукосочетания тихо, громко, быстро, медленно, сердито, нежно, ласково.
Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с
дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями, поданными в
игровой форме.
В итоге работы на этом этапе формирования слоговой структуры
слова ребенок может научиться соотносить предметы и действия с их
словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий
предметов, постоянно находящихся перед глазами ребенка, действий,
совершаемых им или знакомыми ему людьми, некоторых состояний
(холодно, тепло, вкусно). У детей должна появиться потребность подражать
слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может
проявляться в любых звукоречевых выражениях. (Приложение 1).
г) Формирование первых форм слов
Рекомендуется использовать следующие приемы: называние
предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать
предмет; договаривание начатых взрослым слов со зрительной опорой на
предмет или его изображение; называние действий в повелительном
наклонении. Необходимым условием является многократное
проговаривание детьми усвоенных слов.
Постепенно слова, которые ребенок усвоил, можно вводить во фразу.
Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на
предметные и несложные сюжетные картинки. При заучивании стихов
необходимо убедиться в понимании ребенком их содержания, для чего к
картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной
картинке с двустишием: «Это киска. Она любит молоко из миски» — можно
спросить: Кто это? Что любит киска? Покажи, где киска? А где миска?
Итак, понимание речи у ребенка сформировано, пассивный словарь
достаточно развит, он начал проговаривать простые по структуре и звукам
слова. Над чем дальше следует работать с ребенком? Остается еще
несовершенной звуковая сторона речи. Мы, взрослые, можем помочь
ребенку в овладении звуками, подготовить артикуляционный аппарат к
появлению звуков.
4.
Развитие
артикуляционной
моторики,
формирование
воздушной струи.
Важной частью речи является дыхание.
Правильное речевое
дыхание - основа для нормального звукопроизношения и речи в
целом. Некоторые звуки требуют сильного выдоха, сильной воздушной
струи.
Через игровые упражнения (Приложение 2) можно сформировать
правильное речевое дыхание у ребенка, научить его направлять
воздушную струю в определенном направлении, научить регулировать
силу воздушной струи.
Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы
языка,
губ,
научить
язык
принимать
определенное
положение,
необходимое для произнесения звука.
Артикуляционные упражнения
(Приложение 3).
Логопед предлагает родителям сделать несколько упражнений,
понаблюдать в зеркало, в каком положении органы речи.
5.
Формирование грамматического строя речи (умение образовывать слова,
изменять их, дифференцировать и употреблять простые предлоги,
местоимения). Все эти навыки мы формируем у ребенка через игру. Для
этого используем предметы, предметные и сюжетные картинки.
(Приложение 4).
6.
Практическая часть
Логопед предлагает родителям поиграть в дидактические игры.
Проводится игра «Один – много», «Чего не стало?», «Жадина».
В процессе игр логопед озвучивает действия, объясняя подбор картинок к
игре.
7.
Рефлексия
Родители задают возникшие вопросы. Логопед отвечает. Родители делятся
впечатлениями и опытом.
8.
Демонстрация дидактических пособий, игр и литературы по развитию
речи детей.
Приложение
1.
З
ВУКОПОДРАЖАНИЯ
Предметные:
уа — младенец;
иа — ослик;
бе-е-е — овечка;
ме-е-е — козленок;
му-у-у — корова;
га-га-га — гуси;
ко-ко-ко — курица;
пи-пи-пи — мышка;
би-би — машина;
чу-чу-чу — поезд;
агу — малыш;
ути-ути — утята;
гули-гули — голуби;
мяу-мяу — кошка (котенок);
и-го-го — лошадка;
ав-ав-ав — щенок;
у-ух — сова;
тук-тук — дятел;
тик-так — часы;
гав-гав — собака;
чух-чух — паровоз;
чив-чив (чиф-чиф) — птицы;
цып-цып — цыплята;
мур — кошка;
кар — ворона;
динь-дон — колокольчик;
ку-ка-ре-ку — петушок;
ква-ква — лягушка;
кря-кря — утка;
хрю-хрю — свинья (поросята);
дзинь — телефон;
фьюить — щегол (соловей);
ежик — пчелка.
Ситуативные:
угу — крик в лесу;
ха-ха-ха — смех;
хи-хи-хи — хихиканье;
фи — наморщить нос;
ду-ду-ду— играть на дудочке;
ля-ля — пение;
ам — ребенок ест;
ай — занозить палец;
ох — болят зубы;
ой — уронить предмет;
ух — грозить кулаком;
эх — махнуть рукой;
бах — лопнул шарик;
бух — ребенок упал;
бум — ударить в барабан;
фас — команда собаке.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ
Дыня, вода, вата, кино, кофе, муха, уха, дети, ноги, боты, кеды, веко, духи, ноты,
ива, тема, небо, еда, дама, баня, киви, мода, мама, папа, тетя, дядя, баба, деда, пума, дача,
хата, чудо, фея, тихо, куда, туда, Вова, Дима, Катя, Витя, Ната, Нина, Таня, Митя, Тома,
Ваня, Вята, Капа, Веня, Вика, Дуня, Даня, Гена, Петя, Ида, Феня, Федя, Ника, бегу, буду,
могу, хочу, иди.
Та-та-та — это вата
(ата-ата).
Ту-ту-ту — на вату
(ату-ату).
Ты-ты-ты — нету ваты
(аты-аты).
Да-да-да — у Димы еда.
Хи-хи-хи — у мамы духи.
Ги-ги-ги — быстрее беги!
Ома-ома — буду дома.
Офе-офе — у мамы кофе.
Ыня-ыня — у папы дыня.
С
Ударный слог: сани, оса, сода, совы, соки, соты, усы, весы, носы, коса, соя, сухо,
Соня, Саня, несу, пасу.
Безударный слог: бусы, мясо, киса, косы, осы.
Са-са-са — это оса.
Са-са-са — у Сони коса.
Сы-сы-сы — у папы усы.
Сы-сы-сы — несу весы.
Су-су-су — бусы несу.
С'
Ударный слог: сито, сети, сено, сидя, Сема, Сева, Сима, носи, неси, коси.
Безударный слог: гуси, Вася, Ася, Тася, Тося, Дуся.
Ся-ся-ся — пасу гуся.
Си-си-си — сито неси.
Ася-ася — на сене Тася.
Асю-асю — буди Васю.
З
Ударный слог: коза, зубы, тазы, возы, зона, Зоя, Зая, везу.
Безударный слог: ваза, база, доза, муза, пузо, фаза, козы, зови.
За -за — у Зои коза.
Зу-зу — тазы везу.
Аза-аза — у Заи ваза.
З'
Ударный слог: Зина, Зита, вези.
Безударный слог: зима, Дези.
Зи-зи-зи — Зиту вези.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ
Кабина, бумага, минута, помада, панама, ягоды, монета, дубина, какао, идея,
поэма, обои, опята, мимика, наука, охота, магия, мафия, пехота, выгода, этика, эпоха,
химия, фауна, пичуга, чепуха, ватага, метода, кубики, утята, пауки, табуны, утюги,
ходики, букеты, ходоки, пакеты, ботики, туманы, батоны, тумаки, худая, убегу, добегу,
одену, надену, ходите, будите, Эдита, Диана, Фаина, Хибины, Гавана, Дания, Канада.
Ама-ама — у Дианы панама.
Ада-ада — у Фаины помада.
Ага-ага — у Ивана бумага.
Ата-ата — у Вадима опята.
Ая-ая — Фаина худая.
Аны-аны — у воды туманы.
Ите-ите — хотите — будите.
С
Собака, посуда, соната, осока, сосуды, советы, сапоги, сухая, сытая, босая, косая,
Сабина, посади.
Ги-ги-ги — у Сони сапоги.
Ди-ди-ди — Саню посади.
Ака-ака — сытая собака.
Уда-уда — сухая посуда.
С'
Кассета, беседа, осина, синева, сюита, соседи, бусины, осины, семена, тысяча,
синяя, седая, поседи, посети, носите, висите, гасите.
Ди-ди-ди — Сема, дома посиди.
Ома-ома — соседи у дома.
Има-има — у осины Сева и Сима.
Имы-имы — синяя бусина у Симы.
З
Забава, забота, музыка, заноза, пауза, зануда, замена, медуза, закаты, заветы,
заводы, фазаны, бизоны, газоны, казаки, задеты, зовите.
За-за-за — ты егоза.
Оне-оне — бизоны на газоне.
Ава-ава — музыка забава.
Аты-аты — на небе закаты.
Уда-уда — Зина зануда.
З'
Газета, бузина, физика, зевака, кузина, визиты, везите, Азия.
На-на-на — у дома бузина.
Зи-зи-зи — дома не бузи.
Ету-ету— купи газету.
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
Кит, конь, дуб, мед, кот, ток, тон, день, бок, куб, дом, дым, мех, док, дух, пух, май,
кум, маг, ген, медь, мак, меч, мох, миф, код, бег, хит, гид, хек, пять, ночь, чай, буй, печь,
пан, чин, йод, юг, яд, вид, вот, тут, там, мой, Дик, Ким, Том, Кай, Кен, Бах, Дон, дуй, дай,
вой.
От-от-от — дома кот.
Ит-ит-ит — на воде кит.
Уп-уп-уп — Дику дай куб(п).
Ак-ак-ак — у Гены мак.
Ед-ед — Киму дай мед.
Еч-еч — у Кена меч.
С
Нос, сад, сам, сом, сок, сон, сук, суп, сын, сыт, бас, ус, вес, пес, вес, воз(с), таз(с),
пас.
Ын-ын-ын — у мамы сын.
Ыт-ыт-ыт — Витя сыт.
Ас-ас-ас — у папы бас.
Ос-ос-ос — у сына нос.
Уп-уп-уп — у мамы суп.
Ам-ам-ам — ем сам.
С'
Семь, мазь(сь), гусь, сев, сеть, весь, сядь.
Усь-усь-усь — на воде гусь.
Ась-ась-ась — у мамы мазь(сь).
З
Зуб, зоб, вяз, Зак.
Ак-ак-ак — дома Зак.
Уп-уп-уп — дуй на зуб(п).
З'
Зев, зябь.
Апь-апь — на воде зябь.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ
Веник, паук, банан, пакет, томат, кокон, бубен, мячик, гамак, туман, вагон, батон,
петух, каток, комок, табун, пятак, ноготь, коготь, кабан, питон, диван, канат, бутон, хобот,
удав, обед, воин, кубик, пупок, котик, домик, утюг, обувь, топик, гудок, июнь, букет,
пион, поход, опыт, маяк, метод, комод, моток, кубок, чугун, наган, бетон, баян, почин,
потоп, печать, агат, кадык, вывод, выгон, кювет, бутик, мутон, нытик, этюд, девять,
новый, худой, дутый, немой, Эдик, Иван, Вадим, одет, едет, поет, идет, ходит, видит, учит,
мычит, воет, ноет, надеть, одеть, пугать, путать, гудеть, мутить, дудеть, задеть, метить,
бегать, тянуть, таять, купить, катить, купать, катать, метать, тыкать, хотеть, умыть,
давать, давай, Киев, Китай, Дунай.
Он-он-он — едет вагон.
Ух-ух-ух — поет у дома петух.
Ок-ок-ок — иду на каток.
Ан-ан-ан — я ем банан.
Ат-ат-ат — тяну канат.
Ат-ат-ат — Иван, купи томат.
Им-им-им — баян видит Вадим.
Эть-эть-эть — давай будем гудеть.
С
Садик, соболь, песок, кусок, носок, висок, мысок, судак, насос, конус, утес, офис,
сосуд, фокус, фикус, фасад, совок, совет, тонус, кумыс, топаз(с), бутуз(с), выпас, вынос,
сухой, сытый, босой, косой, Томас, судить.
Ос-ос-ос — новый насос.
Уд-уд-уд — несу сосуд.
Ок-ок-ок — надену носок.
Ак-ак-ак — на обед судак.
Ес-ес — иду на утес.
С'
Синяк, сосед, восемь, десять, синий, седой, повесь, висит, носит, косит, сидит,
басит, бесит.
Есь-есь — сито повесь.
Ит-ит-ит — канат висит.
Ит-ит-ит — папа басит.
Ит-ит-ит — сын сидит.
Як-як — на ноге синяк.
Ой-ой-ой — идет дед седой.
З
Завод, замок, закат, запах, азот, возок, фазан, закон, бизон, язык, вазон, газон, озон,
кузов, мазок, азот, загон, затон, Азов, зовет, зудит, зудеть, задеть, забыть, забить, запить,
задеть, вязать, мазать.
Ат-ат-ат — на небе закат.
Ык-ык-ык — у Дуни язык.
Ок-ок-ок — на доме замок.
От-от-от — гудит завод.
Ит-ит-ит — нога зудит.
Ить-ить-итъ — надо мячик забить.
З'
Изюм, музей, визит, Тузик, везет, возит, зевать.
Юм-юм — ем изюм.
Ёт-ёт — Зине везет.
Атъ-ать-ать — не надо зевать.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ
Бабка, дедка, банка, банька, юбка, папка, ветка, майка, гайка, ватка, утка, дымка,
кепка, тыква, будка, гонка, койка, тумба, копье, окно, кофта, банда, битва, манго, война,
мойва, тайна, яхта, ямка, чайка, печка, дочка, тучка, бочка, почка, точка, кочка, кухня,
качка, очки, буквы, нитки, тапки, ногти, когти, факты, одни, видно, вечно, модно, мутно,
давно, дивно, помни, найду, пойду, Димка.
Но-но-но — вот окно.
Ны-ны-ны — дома видны.
Не-не-не — банка на окне.
Ет-ет-ет — я модно одет.
С
Сайка, сумка, самбо, сукно, судно, паста, место, тесто, маска, каска, сосна, сойка,
судья, весна, десна, соска, сопка, миска, тоска, пески, санки, носки, сутки, кусты, мосты,
ясно, тесно, густо, сытно, Санта.
На-на-на — идет весна.
Ки-ки-ки — неси носки.
Но-но-но — купи сукно.
На-на-на — на сопке сосна.
Ты-ты-ты — у сосны кусты.
С'
Такси, семга, сетка, письмо, семья, кости, гости, вести, басни, песни, Настя,
Костя, Васька, нести, пусти.
Си-си-си — едет такси.
Си-си-си — письмо неси.
Ти-ти-ти — домой Костю пусти.
Астя-астя — поет песни Настя.
Етка-етка — у Васьки сетка.
З
Зайка, езда, зонты, замки, зубки, мозги, зыбко.
Ты-ты-ты — купи зонты.
Ги-ги-ги — у Зойки мозги.
З'
Возня, кузня, ниндзя, везде, зябко, Кузьма, Зинка, возьми.
Де-де-де — нитки везде.
Ми-ми-ми — тапки возьми.
Ма-ма-ма — идет Кузьма.
Приложение 2.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия
голоса
«Футбол»
Ребенок делает вдох через нос. Через рот - выдох: задувает «мяч»
(ватный шарик) воздушной струей в ворота (например, из кубиков).
«Задуй упрямую свечу»
В руках ребенка цветные полоски бумаги. Делаем вдох через нос.
Сильной воздушной струей (через рот) дуем на полоски («гасим
свечи»).
«Сильный ветер»
Сильной воздушной струей сдуваем листья с дерева, снежинки, дуем
на султанчики, вертушки, на бабочки, привязанные к палочкам и т.д.
«Покатай карандаш»
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу
круглый карандаш.
«Греем руки»
Вдохнуть через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через
рот, как бы согревая руки.
«Шторм в стакане»
Сделать вдох через нос. Через трубочку подуть в стакан с водой.
«Мыльные пузыри»
Увлекательное и полезное занятие. Чтобы выдуть большие пузыри,
ребенку потребуется сильная, но плавная воздушная струя.
Фонационная дыхательная гимнастика
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно
производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные
звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний.
1. Два гласных на одном выдохе:
а
у
э
а
о
а
а
э
э
у
о
у
а
и
э
о
о
э
а
о
э
и
о
и
у
а
и
а
у
э
и
у
у
и
и
э
у
о
и
о
2. Три гласных на одном выдохе:
а
у
о
у
а
э
э
у
а
и другие сочетания.
Речевая дыхательная гимнастика
На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги,
слова, фразы, четверостишия и т.д.
Цели:
1. Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.
2. Сохранение темпо-ритмической и звукослоговой структуры
высказывания.
1) Слоги на одном выдохе
па
по
па
по
пу
па
по
пу
пы
па
по
пу
пы
пэ
апа
апо
апа
апо
апу
апа
апо
апу
апы
Приложение 3.
Комплекс общеразвивающих артикуляционных упражнений
Комплекс общеразвивающих артикуляционных упражнений
«Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением растянуть губы в улыбке, не показывая зубы.
Удерживать данное положение на счет до пяти.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться
вперед.
«Хоботок»
«Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать в таком положении на счет до пяти.
Удерживать в таком положении на счет до пяти.
«Лягушка - Хоботок»
«Лягушка - Хоботок»
На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение
На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение
«Хоботок».
«Хоботок».
«Забор».
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально
растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние
зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие
расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос.
Удержать под счет до 5.
«Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед,
не смыкая их плотно, чтобы в центре была дырочка. Круговая мышца
собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.
Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Чередование: «Забор» — «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение
«Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе,
определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под
подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
«Окно».
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать
рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
«Мост».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение
«Окно» (открыть). Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать
под счет до 5. Затем закрыть «Окно», т.е. получится «Забор». Отдохнуть и
повторить до 5 раз.
«Массаж языка»
«Массаж языка»
Улыбнуться, на нижнюю губу положить широко распластанный язык.
Улыбнуться, на нижнюю губу положить широко распластанный язык.
Помассировать его, слегка покусывая кончик и среднюю часть языка. Затем
Помассировать его, слегка покусывая кончик и среднюю часть языка. Затем
пошлепать его верхней губой, удерживая в спокойном положении под счет до
пошлепать его верхней губой, удерживая в спокойном положении под счет до
5 – 10.
5 – 10.
«Причешем язычок»
«Причешем язычок»
Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между
Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между
зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка.
зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка.
«Толстячок»
«Толстячок»
1.
1.
Надувание обеих щек одновременно.
Надувание обеих щек одновременно.
2.
2.
Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной
Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной
щеки в другую).
щеки в другую).
«Худышка»
«Худышка»
Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
«Лопатка»
«Лопатка»
Улыбнуться, на нижнюю губу положить широко распластанный язык.
Улыбнуться, на нижнюю губу положить широко распластанный язык.
Удерживать его в спокойном положении под счет до 5 – 10.
Удерживать его в спокойном положении под счет до 5 – 10.
«Иголочка»
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить,
чтобы кончик языка не загибался вверх.
«Лопаточка – Иголочка»
На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лопаточка» и «Иголочка».
«Вкусное варенье»
«Вкусное варенье»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка облизывает
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка облизывает
верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем то же самое с нижней
верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем то же самое с нижней
губой. Затем широкий язык облизывает верхнюю губу слева направо, справа
губой. Затем широкий язык облизывает верхнюю губу слева направо, справа
налево. То же самое с нижней губой.
налево. То же самое с нижней губой.
«Качели»
«Качели»
Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на нижнюю губу,
Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на нижнюю губу,
затем поднять на верхнюю. Следить, чтобы язык не сужался, губы не
затем поднять на верхнюю. Следить, чтобы язык не сужался, губы не
натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Лошадка»
«Лошадка»
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижат к бугоркам за
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижат к бугоркам за
верхними зубами и со щелчком отрывать. При выполнении упражнения
верхними зубами и со щелчком отрывать. При выполнении упражнения
постепенно убыстрять темп.
постепенно убыстрять темп.
Комплекс специальных упражнений
Комплекс специальных упражнений
Для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)
«Горка», «Кошка сердится»
«Горка», «Кошка сердится»
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за
нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается.
нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается.
«Почистим нижние зубки» («Щетка»)
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с
внутренней
стороны,
делая
движения языком
вправо – влево.
Нижняя
челюсть при этом не двигается.
«Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально
растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние
зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие
расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос.
Удержать под счет до 5.
«Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и
нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать
рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
«Мост».
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке
свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение
«Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет
до 5.
Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему
для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык
распластанным.
«Холодный ветер»
Сделать «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Забор» (язык за зубами) и подать
воздушную струю, которая проходит по средней линии языка. Напор воздушной
струи контролируем ладонью. Получается звук С.
Для звуков Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж (верхний подъем языка)
«Лошадка»
«Лошадка»
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижат к бугоркам за
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижат к бугоркам за
верхними зубами и со щелчком отрывать. При выполнении упражнения
верхними зубами и со щелчком отрывать. При выполнении упражнения
постепенно убыстрять темп.
постепенно убыстрять темп.
«Грибок»
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка
грибка, а подъязычная связка - ножка.
грибка, а подъязычная связка - ножка.
«Гармошка»
«Гармошка»
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка,
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка,
открывать и закрывать рот.
открывать и закрывать рот.
«Маляр»
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от
зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Приложение 4
Игры,
направленные на обобщение и расширение словарного
запаса, развитие грамматического строя речи
Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты
реакции.
Ход игры. Логопед (взрослый), бросая мяч ребенку, называет первое слово
(например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово
(шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол —
столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга —
книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло
— мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка. Коса — косичка, вода —
водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня —
башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло
— стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления,
внимания, ловкости.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая
мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить.
Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что
делают животные?»
Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о
животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по
очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду,
произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Логопед: Собака. Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает,
играет, кусается, ласкается, служит; и т.д.
Игра «Лови да бросай — цвета называй».
Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное,
обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет
существительное, подходящее к данному прилагательному.
Логопед: - Красный.
- Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый -
цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед,
незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень,
сумерки.
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие
воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям
различными способами, логопед задает вопрос, на который ребе-нок,
поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед,
в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от
него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко,
вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
9. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал,
клинок...)
10. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
Игра «Один — много»
Мы — волшебники немного: был один, а станет много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен
существительных.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в
единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные
во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол,
прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол – столы, двор — дворы, нос
— носы, гора — горы, нора — норы, мост —мосты, дом — дома, глаз —
глаза,…
Список литературы:
1.
Большакова С.Е. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у
детей. Методическое пособие. ТЦ «Сфера» Москва 2007
2.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры
слова: логопедические задания. М., ТЦ «Сфера» 2007
3.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи
у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)
«Союз» С.- П., 1999
4.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
стертой дизартрии. АСТ Астрель Москва, 2008