Автор: Бурдеева Галина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей № 51 г.Томска
Населённый пункт: город Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Народная поэтика и христианские мотивы в поэме А. Блока "Двенадцать" .
Раздел: полное образование
МАОУ лицей №51
СТАТЬЯ
Тема: Народная поэтика и христианские мотивы в поэме
А.А. Блока «Двенадцать»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Бурдеева Галина Михайловна
г. ТОМСК
2018
1.Русский символизм. А.А.Блок.
Долгие годы поэма А.Блока «Двенадцать» в школьном изучении
осмысливалась как гимн революции. Не придавалось никакого значения
тому, что скрыто за символами, какие вопросы затронуты автором. Позиция
самого поэта определялась конкретно – он на стороне нового мира. А образ
Христа предлагался как символ святости дела революции.
Однозначность и прямолинейность толкования произведения и позиции
автора, присущие вчерашней школе, ушли. И сегодня решается насущная
потребность современной школы - формирование читателя, умеющего
вступать в диалог с писателем «по законам, им над собой признанным»
(А.С.Пушкин), понимать допускать иную точку зрения (учителя, товарищей),
формировать и отстаивать собственную позицию.
Литературоведческой основой данной работы являются исследования
П.И. Громова, Г.А. Гуковского, Л.К.Долгополова, С.А. Рублева,
К.И.Чуковского, В.М.Жирмунского и других. В них подчёркивается
необходимость изучения литературы, в том числе поэзии А.А.Блока, на
основе историко-хронологических связей. Так, Г.А.Гуковский писал: «Блок -
это не частное или случайное явление... он возникает из вековой истории
социальной действительности и эстетического сознания, а обращен в вековое
будущее...» «...Внутренний поэтический мир Блока непонятен вне
разнообразных исторических и историко-литературных контекстов», -
указывает исследователь творчества поэта З.Г.Минц.
Известно, что творчество А.Блока, гениального поэта, “трагического тенора
эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой
одного из модернистских литературных течений того времени — символизма.
Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы лирики поэта, ее
художественные средства и приемы. Естественно, для понимания
особенностей лирики поэта необходимо знать основы эстетики и поэтики
символизма.
Символ перестает быть лишь средством художественной образности,
условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван
отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Задача поэта
— внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая
система образов, нужна музыкальная организация стиха. Отсюда - идея
синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописный”
элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью
слухового, а музыкальное — с помощью изобразительного.
Символ принципиально многозначен, но его следует отличать от аллегории.
Аллегория «расшифровывается» однозначно: сердце, пронзённое стрелой, -
это любовь; осёл – глупец; лев – царь и т.д.
Русский символизм - это не слепое копирование, подражание западу. Он имел
свои отличительные черты. Для французов символизм - новая форма
поэтического выражения, для русских - это еще и философия.
Из какого же источника символисты черпали вдохновение, образы,
придающие неповторимость их художественному миру?
Для А.Блока – это поэтическое представление древних славян о мире
(мифология), христианские традиции, народное творчество, философско-
эстетическая система В.Соловьёва, творчество великих писателей и
поэтов 19 века.
Следовательно, большую роль в восприятии образов играет знание
контекста: если читателю известно, что перед ним произведение поэта-
символиста, то и образы будут прочитываться в соответствующем ключе. А
полному и многоаспектному восприятию творчества Блока в 11 классе
способствует изучение его художественного мира в диалоге с творчеством
литературных предшественников, современников и тех культурных и
нравственных основ, которые заложены в народной поэтике и христианских
традициях. Следует помнить о том, что, знакомясь с поэмой Блока, ученики
уже имеют представление о народно - поэтической и христианской
символике его творчества, в частности, о цветовой символике.
2 Поэма «Двенадцать». Цветовая символика. Ключевые образы.
Например, белый цвет – знак философских исканий (чистоты и
надмирности – знак Прекрасной Дамы, Невесты у Блока);
золотой – знак надежды на будущее и на счастье (он тоже знак Невесты);
синий – один из основных блоковских мотивов, он связан с образом Невесты
и имеет подтекст надежды, но надежды, почти заглушённой печалью, болью
и потерями; красный и чёрный – цвета тревоги и катастроф, крови и
пожара, постоянные метафорические эпитеты.
Наконец, жёлтый – самый нелюбимый Блоком цвет: символ житейской
пошлости, обыденности и бездуховности. Он писал слово через “о” –
“жолтый”, что усугубляет неприятное впечатление. Возможно, нелюбовь к
жёлтому цвету унаследована им от Ф.М. Достоевского или навеяна теми же
впечатлениями от желтизны казенных петербургских
зданий. В сочетании с чёрным цветом он передаёт ощущение трагичности и
фатальности происходящего. Исследователи подсчитали в процентном
соотношении использование цвета в творчестве поэта. Вот эти цифры:
1)
чёрный цвет – 13%;
2)
белый цвет – 14%
3)
синий цвет – 20 %
4)
жёлтый – 3%
5)
красный – 28,5%
6)
другие оттенки- 21,5%
А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории,
«потерянное дитя», - как писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью
романтика революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими
глазами «слепой и беспощадный русский бунт». Трагичен своим поздним
понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия
за бесовское наваждение. Свидетель «страшных лет России», гениально
отобразивший русскую революцию.
Автор работал над поэмой «Двенадцать» всего 20 дней: начал ее 8 января
1918 года, а 28 января уже закончил. Можно сказать, писал на одном
дыхании. Поэма стала злобой дня. Многие его вчерашние почитатели, друзья-
символисты отвернулись от поэта, считая, что он продался большевикам. А
большевики поспешили «окрасить» её в цвет кумача, сделать политическим
манифестом в своих руках, чтобы как-то оправдать трагедию 1917 года. Лишь
глубокое и вдумчивое прочтение, основанное на знании контекста,
понимании символических образов, помогает сегодняшнему читателю
понять, что поэма – это пророчество ипредупреждение, обращенное как к
современникам, так и к потомкам.
Что поэт увидел и услышал в «музыке» революции? Что сумел понять в этом
хаосе? О чём предупреждал современников и потомков? Поэма полна
загадок и откровений, она заставляет задумываться над каждым словом,
каждым знаком с целью правильно расшифровать его. Не будет ошибкой
сказать, что вся поэма — это не просто текст с определенным сюжетом, а
настоящее метафорическое единство, в котором символическое настолько
плотно сплетено с реальным, что уже невозможно отличить одно от другого.
Все значения блоковских символов сложно перечислить, но это важная
черта его поэтики, художник убежден, что в символе всегда должно
оставаться что- то «неизъяснимое», «тайное», не передаваемое ни терминами
науки, ни бытовым языком.
Однако для символа Блока характерно и другое: как бы многозначен он ни
был, у него всегда сохраняется и его «первый» — земной и конкретный —
смысл, яркая эмоциональная окрашенность, непосредственность восприятия
и чувства. «Зарю» мы видим как вечернее сияние над лесом, «музыку»
слышим как «песню» героини, «голоса скрипок» или «песни вьюги», хотя
постоянно чувствуем, что речь идет не только о зримой заре или слышимой
мелодии.
Каким же образом возникает впечатление «бесконечной» многозначности
блоковского поэтического слова? Это результат удивительного единства
лирики Блока, его огромной тематической, стилевой и лексической
целостности, благодаря которой каждый образ воспринимается не толь ко как
входящий в данное произведение, но и как несущий в себе «память» обо всех
своих прошлых употреблениях в блоковской поэзии. Критики называют это
приёмом постепенного наращивания смысла: образ, однажды
появившийся в его стихах, возвращается вновь и вновь, становясь всё богаче
и богаче смыслом и ассоциациями. В каждом новом произведении «сквозят»
значения, которые этот образ уже успел приобрести в предыдущих
произведениях.
Приведу лишь один пример: в пьесе «Балаганчик» - история традиционного
любовного треугольника Пьеро, Коломбины и Арлекина – проходит через
лирическую трилогию. В поэме «Двенадцать» этот сюжет появляется
переосмысленным и “переодетым” в современное обличие, но для тех, кто
хорошо знает творчество Блока, он легко узнаваем – включая
предопределённую развязку.
Зная эту особенность поэзии, символический смысл образов, и учитывая их
своеобразие, следует «расшифровывать» послание поэта.
Ветер, зима, снег, вьюга – это традиционные мифологические и
фольклорные образы, имеющие метафорический смысл. Именно они
являются ключевыми и в поэме. Чёрный вечер, чёрное небо, бездомный пёс,
двенадцать красногвардейцев, буржуй, ночной Петербург, Катька,
Христос - символы, которые в единстве с уже традиционными для Блока
образами, передают авторский замысел и его отношение к происходящему.
Вместе взятые, они несут основную смысловую нагрузку. Они ключ к
пониманию.В контексте русской классики вьюга (метель, буран) – символ
смуты, разбушевавшейся стихии народного бунта. Вьюга для Блока – символ
стихии, а в контексте его лирики вьюга – символ смерти (снег как саван
встречается у Блока достаточно часто).
Следовательно, в образах ветра, снега, зимы, вьюги, которые властвуют
«на всём божьем свете», поэт запечатлел революцию. Взятые из народной
поэтики, они имеют несколько значений. Но в поэме ветер так силён, что
«на ногах не стоит человек», он завивает «белый снежок», «рвёт, мнёт и
носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». Ветры по
народному поверью - это самобытные божества, которые, дуя, выпускают из
своих ртов вихри, вьюги, метели. Возникают они там, где есть нечистая сила.
Именно из бури появляются 12 красногвардейцев:
Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.
Образы природной стихии в поэме ярко выделяют позицию автора по
отношению к революции, которая в своей стихии несёт смерть,
разрушение. Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убеждает,
что она возникает из «чёрной злобы» и охватывает красноармейцев. Они
идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, стихия увлекает за собой,
раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе,
снимаются заповеди «не убий», «не укради». Отсюда сцена убийства, и
крики: «будут грабежи».
Образы ветра, вьюги на фоне черного вечера (гл. 1), черного неба придают
разыгравшейся буре-революции жестокий характер, едва ли не всемирный
охват. «Кругом огни, огни, огни…» Это огни революции. Но в 10 гл. читаем о
том, что за вьюгой «Не видать совсем друг друга за четыре за шага!». Не
только потому, что вьюга слепит. Дело в том, что идущие двенадцать
не видят вперед дальше четырех шагов. Это ли не символ! Он многое
объясняет в последующих событиях революции. Таким образом,
используемые символы чётко определили позицию А. Блока: революция – это
стихия, которая порождает вседозволенность, толкает на преступление,
мешает в ослеплении предвидеть трагедию, к которой приведёт людей
революция. Названные образы природной стихии создают ощущение
тревоги, которая не покидает читателя на протяжении всей поэмы, что тоже
звучит как предупреждение и одновременно как тревога за судьбу России.
Основное событие в поэме — убийство Катьки. Этому предшествует
экспозиция, исполненная преимущественно в песенно-частушечном стиле.
Убийство – реальное и одновременно символическое действие.
Преступлением Петр стремится уничтожить в себе дух «старого» мира, что
сначала ему не удается. Это видно в диалогах Петра с другими
красноармейцами. Здесь существенную роль играет другая, религиозная
символика. Товарищи осуждают Петра не только за то, что он продолжает
горевать из-за Катьки, но и за то, что он обращается к имени Христа.
Постепенно Петру удается преодолеть в себе «ненужные» чувства. Перемена
в душе Петра получает эффектное формальное выражение в стихе —
ключевое слово («повеселел») дано без рифмы.
Образ бури важен не только для понимания настроений людей, он
позволяет рассматривать христианскую тематику как сознательное
искажение Библии. Двенадцать человек — двенадцать апостолов, среди их
Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же,
символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к
тому же они свободны от веры в Бога. Не случайно за ними ковыляет пес —
земное обличье черта. Голодный пёс следит за тем, чтобы апостолы-
представители новой веры двигались в нужном для него направлении.
Евангельскому сюжету об отречении Петра от Христа здесь соответствует
обратная ситуация.
Петька в какой-то момент вдруг взывает к Христу. Это происходит как бы
случайно («— Ох, пурга, какая, Спасе!»), но товарищи обращают на
это внимание: «— Петька! Эй, не завирайся! // От чего тебя упас // Золотой
иконостас?» Если евангельский Петр впоследствии возвращается к Христу,
чтобы стать ревностным апостолом, то Петька, напротив, после увещеваний
товарищей окончательно забывает о Боге, и дальше все направляются
«вдаль» уже «без Имени Святого».
3) Традиции в изображении Петербурга в поэме.
В контексте традиций русской литературы возможна трактовка образа
ночного Петербурга как образа-символа. Вспомним образы этого города,
нарисованные в произведениях предшественников Блока (Н.В.Гоголь,
ФМ.Достоевский, А.И. Гончаров, Н.А.Некрасов). Город двуличен, жесток;
здесь нет места «маленькому человеку». Город в сознании людей рождает
чёрные мысли, толкает на преступление. В поэме мы не видим
сопротивления города преступлению, как не видим и сочувствия. Он
равнодушен к трагедии, происходящей на его улицах, что тоже подогревает
красногвардейцев «грабить етажи», порождает безнаказанность.
Не случайно только два контрастных цвета очерчивают силуэт города:
чёрный и белый.
Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые
автор решил использовать. Подобное противопоставление имеет
определенный смысл. Два противоположных цвета могут означать только
противостояние, раскол, разделение. Раскол в России, в умах и душах
людей, в обществе, городе Петербурге как символе России. Это
противостояние заложено в основу конфликта произведения. В свою очередь,
так чётко очерченный конфликт помогает понять и позицию автора, позицию
неприятия происходящего.
Кроме этих двух цветов есть ещё красный цвет. Мы знаем, что этот цвет
более других использует Блок в своей поэтике. Он многозначен по смыслу, но
в народном восприятии красный цвет- это цвет крови, пожара, символ потерь
и невинных жертв.
Таким образом, цветовая символика, взятая из глубин народной мудрости,
несёт лишь отрицательную нагрузку, подчёркивая идейное содержание
произведения и позицию Блока.
Главный герой. Кто он в поэме? Двенадцать красногвардейцев? Или кто-то
еще? В литературоведении нет единого мнения о том, кто же главный герой
поэмы. Одни считают, что это стихия революции, другие называют
двенадцать красногвардейцев, третьи указывают на повествователя.
Вероятно, все правы, но вернее всего эти точки зрения совместить, особо
выделив повествователя. В этом случае все в этом сложном произведении
становится понятнее. Собственно говоря, личностным воплощением стихии
революции и выступают двенадцать и рассказчик-повествователь, который
присоединяется к ним. При этом стихии все время пытается противостоять
организованное начало. Возникает вопрос, как у поэта-символиста,
утонченного лирика, мог появиться такой герой, олицетворяющий городские
низы? Лирический герой поэта прошел путь от интеллигента-
индивидуалиста, погруженного в мир личных переживаний, к интеллигенту с
осознанной гражданской и патриотической позицией, позднее — к
приветствовавшему очистительную бурю-революцию. Это ярко выражено в
его статье «Интеллигенция и революция». Так что чувства и переживания
городских низов в дни революции были понятны и отчасти близки поэту.
4) Особенности ритма в произведении символиста Блока.
Символика в поэме представлена и в ритме. Вся первая глава ритмически
выдержана в том народном стиле, которым обычно сопровождалось
выступлением маленьких
кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления.
Кроме них мы можем услышать заплачки и русскую, древнюю,
простонародную песню:
Ох, ты горе - горькое!
Скука скучная, Смертная…
И русский старинный романс:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина.
И русскую солдатскую частушку:
Эх ты, горе - горькое.
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье.
В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее
стихового темпа слышится шум крушения старого мира. И тревога…тревога,
что сопровождает людей, оказавшихся на распутье, когда старое сметено, а
новое с трудом осмысливается. Ритм первых глав хаотичен, неорганизован, в
нем как бы отражается стихия революционных событий:
Разыгралась чтой - то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга.
В 11 главе – уже организованный ритм, здесь автор использует двухстопный
хорей:
В очи бьется
Красный флаг,
Раздается
Мерный шаг.
Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально
организованную волю: Вдаль идут державным шагом ... – это уже
четырехстопный хорей.
Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая
ее новой, драматической энергией. Невольно напрашиваются ассоциации с
маршами ,которые стали, атрибутом тоталитарного государства. В романе -
предупреждении Е.Замятина «Мы» марш тоже один из признаков Единого
Государства. Любил марши Сталин, с громкими маршами шли фашисты по
порабощённой территории.
Язык поэмы – зеркальное отражение языка народа со всем его колоритом,
удалью, задором. Осип Мандельштам писал: « Поэма «Двенадцать»-
монументальная драматическая частушка. Центр тяжести – в композиции, в
расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного
строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы
является источником разряда новой драматической энергии, но сила
«Двенадцати» не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом
непосредственно из фольклора. Здесь схвачены и закреплены крылатые
речения улицы, нередки эфемелиды – однодневки, вроде: «…керенки есть в
чулке», и с величайшим самообладанием вправлены в общую фактуру поэмы.
… Независимо от разных праздных толкований поэма «Двенадцать»
бессмертна, как фольклор».
5) Образ Христа.
Особый разговор – это разговор об образе Христа:
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Появление впереди двенадцати Христа «в белом венчике из роз» было
воспринято одними читателями как попытка освятить дело революции,
другими — как кощунство. Общепринятого истолкования этого образа в
поэме, его места в общей концепции произведения пока нет в науке о
литературе.
Блок сам признавался Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец…Когда я
кончил, я сам удивился: почему Христос, но чем более я вглядывался, тем
яснее видел Христа».
Эта интуиция гения. Блок хотел оправдать революцию и не сумел. Осталось
одно – предупредить Россию, потомков о том, что путь преодоления
прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных,
слепых инстинктов в человеке. Следовательно, образ Христа здесь
выступает символом надежды на то, Россия, ее народнайдут путь
избавления от зла. В этой связи точно сказал Н. Бердяев: «… вся наша
литература … ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла,
страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества,
мира».
Интересна мысль М. Волошина: «Никаких данных, кроме числа двенадцать,
на то, чтобы счесть их апостолами, в поэме нет, и потом, что же это за
апостолы, которые выходят охотиться на своего Христа». Значит, выход
нового человека на арену жизни ознаменовался преследованием Христа.
Казалось бы, никак не должен идти впереди этих людей Христос. Но он там,
где его не ждут. Думается, он совершает путь, подобный тому, который вел
его к Голгофе. Ведь и тогда разъяренная толпа била его палками, плевала в
него, издевалась над ним, а он, обращаясь, к Господу просил: «Отче! Прости
их, ибо не ведают, что творят».
Как сказал М. Волошин, « …кровавый флаг – это новый крест Христа,
символ его теперешних распятий» и указание не только на
предупреждение, но и на воскрешение». Воскрешение душ человеческих,
России.
Поэма «Двенадцать» вызвала и вызывает интерес, мы вглядываемся через
нее в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять
позицию поэта. «Эпиграф столетия» — так называют блоковскую поэму
исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения.
Какие бы варианты не предлагались, ясно одно: Блок, будучи поэтом глубоко
народным, показал революцию как трагедию России, предупредил о её
страшных последствиях. В народном же духе он указал путь возрождения -
из хаоса рождается гармония. Христос - идеал добра исправедливости. Он
воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои
Блока. Хочется надеяться, что герои Блока вернутся к отринутому когда-то
Богу.
Не
есть
ли
это
перекличка,
с
Ф.М.
Достоевским,
который
своим
указующим перстом ещё в 19 веке определил путь к Богу как путь спасения.
Не случайно после окончания работы над поэмой на редкость скромный,
благородный человек написал в дневнике: «Сегодня - я гений»! По мнению
Блока, гениален только тот художник, который способен видеть события и
давать им оценку с точки зрения народа. Время - бесстрастный судья и
свидетель, вот оно и показало правоту и справедливость пророчества и
предупреждения Блока.
6)Вместо заключения.
Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к
решению нравственных вопросов, выступая проповедником человечности,
добра и поиска путей, ведущих к ним. Произведение же А. Блока занимает
почётное место в русской классической литературе. Иван Франко говорил:
«…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш
эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас,
задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…». В этих словах
аксиома, она применима и к бессмертной поэме «Двенадцать»
БИБЛИОГРАФИЯ
1 А.Блок. Избранное: Стихотворения и поэмы/Сост. и прил В. Орлова.-
переизд.- М.:Детская литература, 1988.-192 с
2.А.Блок, записные книжки- М.: Современник, 1965.-120 с.
3 Алянский С.А. Встречи с Александром Блоком./ Сост. Алянский С.А.- М.:
Вече, 1999.-130 с.
3 Громов П.И.; А.Блок, его предшественники и современники: М.: Детская
литература,1966.-141с
4 Долгополов Л.К.; Поэмы Блока и русская поэма конца 19 – начала 20 веков;
Ленинград, 1999 г. (с 129-136; с 145-181)
5 Максимов Д.М.; Поэзия и проза А.А. Блока – Ленинград, 1975г (с 6-143)
6 Рублёв С.А., Давыдова Ю.М.; Своеобразие поэмы «Двенадцать», Ростов-на-
Дону; 2002г;
7 Жирмунский В.М. ;Поэзия А. Блока; Петербург; 1965;
8 Н.Н. Зуев. Пушкинские традиции в последних произведениях А.Блока.
Литература в школе, 2002 . № 3
9 Н.В. Карпович. Размышления о поэме Блока « Двенадцать». Литература в
школе, 2002. №8