Автор: Хайруллина Ксения Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №32 им. Г.А.Сборщикова
Населённый пункт: Пермский край, г.Пермь
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общекультурное направление)
Тема: "Школа развития речи"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32
ИМ. Г.А. СБОРЩИКОВА» Г. ПЕРМИ
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
(общекультурное направление)
Возраст: 7-8 лет (1 класс) Составитель:
Срок реализации: 1 год Хайруллина Ксения
Количество часов в неделю: 1 час Вячеславовна
Количество часов в год: 33 часа учитель начальных классов
Пермь,2017
1
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо
владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом
общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может
развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие
речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности
детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа
по развитию связной речи учащихся.
Младший школьный возраст – уникальный период всестороннего развития ребёнка.
В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых
является коммуникативная. Общение - важный показатель психического развития
ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Важно развивать речь
ребенка, чтобы она была понятна, выразительна и интересна для окружающих.
Одним из эффективных средств развития речи ребенка в младшем школьном
возрасте является игра. Именно в игре ребенок чувствует себя максимально свободно. С
самых ранних лет дети стремятся проявить творчество. Свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни им хочется воплотить в живые образы и действия. И этому помогает
театрально-игровая деятельность.
Занятия театрально-игровой деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и
познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и
помогают психологической адаптации ребенка в школьном коллективе.
Цель программы: развитие речи младших школьников через театрально-игровую
деятельность.
Изучение
курса
формирует
следующие
универсальные
учебные
действия:
коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- оформлять свои мысли в устной в форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- увереннее выступать перед публикой;
познавательные:
учащиеся научатся:
2
-пользоваться разными видами театров и применять приемам манипуляции в
кукольных театрах различных видов (кукольный, драматический, театр теней,
пальчиковый театр и др);
- активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать диалогическую
речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было
понятно окружающим ).
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
- строить рассуждения.
-выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов,
маски;
личностные:
у учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
регулятивные:
учащиеся научатся на доступном уровне:
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,
содействовать развитию речи детей;
Задачи курса:
3
Театрально-игровая деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и
развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический,
театр теней, пальчиковый театр и др);
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать диалогическую
речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было
понятно окружающим ).
Развивающие задачи:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в
разных ролях;
Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя
атрибуты, детали костюмов, маски;
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
Развивать желание выступать перед публикой;
Воспитательные задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов
творчества;
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию
творческого потенциала;
Воспитание коммуникативных способностей детей;
Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов
организации учебно-познавательной деятельности:
-словесные (объяснение, рассказ новой темы );
-наглядные ( рисунки,карточки. рассматривание иллюстраций );
-практические ( выполнение этюдов, упражнений, исполнение танцев );
-развивающие ( тренинги и упражнения на развитие речи и творческих
способностей ) .
Форма организации детей
1.
Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий
всеми детьми.
2.
Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
3.
Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.
4
Принципы построения программы
Принцип позитивности. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы
помощи сотрудничества во всех видах и формах театрально-игровой деятельности.
Принцип духовности. Установление связи между высшими ценностями: добром,
красотой, здоровьем, внутренним миром человека, поведением через включение ребенка в
мир образов и чувств и понимания эмоционально- ценностного смысла.
Принцип целостности развития. Максимальный учет психических и
индивидуальных способностей, уважение интересов, желаний и возможностей каждого
ребенка.
Принцип спиралевидного усложнения материала. Обучение от простого к
сложному, при восхождении воспитанника на новую ступень во всех видах театрально-
игровой деятельности, усложнение материала; совершенствование умений и навыков
воспитанников на новом витке развития.
Данная программа предназначена для детей 7-8 лет и рассчитана на один год
обучения.
Оптимальное количество детей в группе 12-15 человек, что вызвано особенностями
деятельности в коллективе. Однако, при необходимости численность группы может
варьироваться.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе
театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые
реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Программа предполагает проведение одного игрового занятий в неделю,
всего 33 занятия в год. Продолжительность занятия 40 минут.
Учебно-тематический план
п/п
Тема раздела
Количество
часов
Из них:
Теоретические
Практические
I
Театральная игра
10
2
8
1
Вводное занятие. Мир театра.
1
2
Театральные профессии
1
3
Музыкальная сказка
1
5
4
Выразительные средства актера
1
5-6
Театр игрушек.
Фланелеграф.
2
7
Общеразвиваюшие игры
1
8
Техника речи
1
9-10
Кукольный театр
1
1
II
Основы театральной культуры.
Музыкально-пластические
импровизации.
17
4
13
11
Кукольный театр. Практика.
1
12
Ритмопластика.
1
13-14
Пластические ипровизации
2
15-16 Театр масок
1
2
17-18
Чтение стихов.
2
19
Рождественнские гуляния
1
20
Варежковый театр
1
21
Конусный театр
1
22
Разговор о театре
1
23-24
Куклы-марионетки
1
1
25
Импровизация
1
26-27
Театр теней
1
1
6
III
Культура и техника речи
6
1
2
28-29
В гостях у бабушки
1
1
30
Знакомство с баснями.
1
31
Дружные ребята
1
32
Веселые сочинялки
1
33
Наши фантазии
1
Календарно – тематическое планирование
№
Тема занятия
Форма проведения
Дата
проведения
1
Вводное занятие. "Мир театра":
дать представление о театре;
познакомить детей друг с другом.
Беседа
2
Театральные профессии.«Изменю
себя друзья, догадайтесь кто же я
»
беседа-диалог о театральных
профессиях(актер, режиссер,
художник, композитор);и/у
«Догадайся, кто я»;Ряженье в
костюмы.Игра «Измени голос»
речевое упражнение
(чистоговорки).
Беседа/игра
3
Знакомство со сказкой «Мешок
яблок". Импровизация сказки.
Отгадывание загадок. Игровые
упражнения.
Игра
/импровизация
4
Показ и обсуждение
мимики,жестов и эмоций, и/у
«Улыбаемся, удивляемсяи/у
«Подбери героя сказки к
схеме»,музыкальная игра,
пластические этюды по героям
Игра
7
сказки «Мешок яблок.
5
Сочинение рассказов, диалогов
детьми своими игрушками; и/у
"Передай маску", и/у"Передай
хлопок".
Беседа/ Игра.
6
Импровизация на фланелеграфе
,и/у"Диктор", и/у"Изобрази
животных"
Игра
7
«Игры с бабушкой Забавушкой »
И/у«Эхо»,Этюд"лисичка
подслушивает",и/у"Волшебный
круг",смешные стихи.
Игра
8
Техника речи.Игровые
упражнения со свечой,
«Испорченный телефон». Этюды
(индивидуальное исполнение).
Практикум
9
Веселые истории. Речевая
гимнастика «Поездка в лес»,
«Игры на лужайке».
Стихотворение «Волк и лиса»
С.Маршак. Дети рассказывают
веселые истории из жизни.
Беседа/Практику
м
1
0
Знакомство с кукольным театром.
работа с куклами, сочинение
диалогов в работе с куклами.
Игровые упражнения на развития
выразительности речи.
Беседа/игра
11
Кукольный театр. Импровизация
сказки "Колобок». Игровые
упражнения на развитие памяти.
Этюды на выражение основных
эмоций
Импровизация
1
2
Ритмопластика.Упражнения на
координацию. Упражнения на
мелкую моторику. Этюды-
импровизации.
Подвижные игры
1
3
Мои эмоции, мимика. Работа с
карточками. Мимические этюды у
зеркала (упражнения на
выразительность движений).
Игровые упражнения на развитие
мимики.
Дискуссия/игра
1
4
Музыкальное путешествие.
Музыкально-ритмические
композиции «Веселые
Импровизация
8
путешественни« Разноцветная
игра». Импровизация аудио-
сказок.
1
5
Кукольный театр. Распределение
ролей сказки "Колобок", «Маша и
медведь». Работа по группам.
Практикум
1
6
«Маска, маска – я тебя знаю! »
Театр масок. Разучивание стихов.
Знакомство с театром масок.
Этюды на выразительность
жестов.
Практическое занятие
1
7
Чтение стихов. Работа над
выразительностью речи.
Практикум
1
8
Театральная мастерская.Игры с
элементами театрализации.
Речевые упражнения.
Игра
1
9
Рождественские гуляния. Беседа с
детьми. Ряженье в костюмы.
Песни, игры, хоровод.
Беседа/игры
2
0
Варежковый театр. Знакомство с
варежковым театром. Создание
кукол детьми из варежок.
Импровизация сказок с куклами
на выбор детей.
Беседа/игра
2
1
Конусный театр. Создание
кукол. Создание конусных кукол.
Разыгрывание знакомых сказок,
используя куклы.
Практикум/Игровые
упражнения
2
2
«Разговор о театре»
Игра-викторина
2
3
Знакомство с куклами-
марионетками. Работа с куклами
Беседа/игра
2
4
Куклы-марионетки. .Этюды на
выразительность жестов с
использованием кукол. Игровые
упражнения
Практикум
2
5
Театральная гостиная.
Импровизация сказки "Муха-
Цокотуха», «Гуси-лебеди"
Беседа/игра
2
6
Театр теней. Работа с картинками,
игры - импровизации.
Беседа/ Игра
2
7
Театр теней. Работа пальцами рук,
сочинение собственных сказок.
Практикум
9
2
8
В гостях у бабушки. Пальчиковый
театр.
Игра «Дружок». Этюд «Курочка,
цыплята и петушок».
Разыгрывание сказки "Курочка
Ряба", "Три поросенка"
Игра
2
9
Пальчиковый театр. Работа над
созданием собственных кукол.:
игровые упражнения на мелкую
моторику рук, сочинение
собственных сказок.
Практикум
3
0
Театральные игры.Знакомство с
баснями Лебедь,рак и щука, Слон
и Моська. Распределение ролей.
Дискуссия/театральная
игра
3
1
Дружные ребята. Слушание песни
В. Шаинского «Если с другом
вышел в путь». Беседа о друге.
Рассказ из личного опыта.Чтение
стихов о дружбе.Музыкально-
ритмическая композиция«Как
положено друзьям»; игровые
упражнения.
Игра
3
2
Веселые сочинялки . и/у
«Веселые сочинялки», «Сочини
предложение», «Фраза по кругу»,
музыкально – ритмическая
композиция «Танцуем сидя».
Игра
3
3
Наши фантазии. Давай поговорим.
Ритмопластика.
Упражнения по ритмопластике.
Веселые диалоги. Упражнения на
развитие выразительной
интонации.
Игра
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
1. Научить детей взаимодействовать друг с другом.
2. Развить умение воспроизводить литературный текст, стихи осмысленно в
заданном ритме.
3. Владение выразительностью речи, мимики, жеста, культурой поведения и чувств.
4. Выражать с помощью мимики эмоциональное состояние персонажа.
5. Импровизировать.
10
6.Использовать элементарные приемы создания внешнего сценического образа.
7.Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,
литературой.
Мониторинг уровня развития театральных способностей и речевой культуры у
детей (диагностика) проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года). Результаты
заносятся в диагностическую карту.
Уровни развития театральных способностей детей 7-8 лет.
Низкий уровень.
У ребенка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в
театрализованной деятельности. Эмоциональный отклик на произведения
незначительный. Ребенок затрудняется в воспроизведении театральных движений, часто
допускает ошибки в ответах, не умеет действовать с куклами. Узнает и называет
распространенные виды театра, вычленяя некоторые их особенности. Познавательное
отношение к видам театра неустойчивое. Словарь беден, при ответах использует простые
короткие предложения.
Средний уровень.
Интерес к театрализованной деятельности неустойчив. Участвует ребенок в
театрализованной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не
всегда соответствуют настроению и теме произведения. Ребенок часто отвлекается. В
движениях копирует других детей, не проявляет фантазию. Затрудняется ответить на
вопросы, не в полной мере владеет системными знаниями о видах театра. Отвечает на
вопросы после повторного объяснения или с подсказкой педагога.
Высокий уровень.
Ребенок вслушивается в музыку, характеризующую героя сказки, запоминает и
узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются
первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение персонажа,
активен в театрализованной деятельности, владеет знанием большинства видов театра.
Уровни развития речевой культуры.
Высокий уровень : понимает главную идею литературного произведения, поясняет
свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески
интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень : понимает главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень : понимает произведение, различает главных и второстепенных
героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью
педагога.
Результатом практической деятельности можно считать следующее:
11
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно;
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
Запоминать заданные позы;
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
Знать 5-7 артикуляционных упражнений;
Уметь длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать
дыхания в середине фразы;
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
Знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса;
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,
правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
Уметь строить простейший диалог, составлять предложения с заданными
словами, сочинять этюды по сказкам.
Предполагаемые умения и навыки детей:
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом
на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных
позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
12
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Программа «Школы развития речи» реализуется во внеучебное время. Количество
часов по направлениям программы выдаются не все сразу, а распределяются по учебным
занятиям в течение всего года.
1. Мультимедийное и световое оборудование
2. Большая ширма для кукольного и теневого театров, маленькая для пальчикового
театра.
3. Куклы би-ба-бо, пальчикового театров.
4. Учебно-методический комплекс:
- Методические рекомендации для педагога (см. список литературы);
- Дидактические материалы для работы с детьми, памятки, рекомендации;
- электронные аудиозаписи ;
5. Оборудованный просторный кабинет.
Помещение должно быть хорошо проветриваемым, светлым, просторным.
Для наилучшей реализации программы необходима творческая связь детей,
родителей и педагога, доброжелательное отношение обучающихся друг с другом. Это
создает благоприятные условия для творчества, развивает желание активно работать,
Литература
13
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
3. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н.
Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.
4.
Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
5.Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»,Москва, 2000.
6.Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001.
7.Т.И.Петрова, Я.Я.Сергеева, Я.С.Петрова «Театральные игры в детском саду»
8. Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Статья с сайта
образовательных учреждений. Автор С.А. Воскова, Москва,2001.
14