Напоминание

"Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Косова Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №36 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование словесно-логических игр

в развитии детей старшего дошкольного возраста

К

концу

дошкольного

периода

у

детей

начинает

формироваться

словесно-

логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать

логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и

педагогов.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового,

необычного.

Поэтому

взрослым

необходимо

направлять

это

стремление.

Нужен

творческий подход обеих сторон – и взрослых и детей - к данной проблеме.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и, казалось

бы полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников

обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании

определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных

связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в

дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие

логического и образного мышления. Взрослые, играя с ребенком, совершенствуют самые

ценные

для

ребенка

психические

процессы:

мышление,

внимание,

память,

речь,

воображение, способность к творчеству.

Игра «Составление предложения»

Ребенку предлагаются 3 слова, не связанные между собой по смыслу ( река, ручка,

собака). Задание: составь предложение, в которое были бы включены все 3 слова.

Ответы могут быть такими: «Собака уронила в реку ручку», «Девочка взяла ручку и

нарисовала собаку, которая гуляла у реки».

Игра способствует развитию устанавливать связи между предметами и явлениями,

творчески мыслить.

Слова для задания:

- озеро, медведь, карандаш

- дерево, тигр, человек

- мост, человек, тетрадь и др.

Игра «Поиск общих слов»

Детям предлагаются 2 слова, мало связанных между собой.

Например:

- блюдо и лодка

- мел и мука

- матрешка и конструктор и др.

Ребенок должен найти как можно больше общих признаков для этих предметов.

Например, «блюдо и лодка» - имеют глубину, сделаны человеком и т.д.

В игре дети учатся видеть связи между предметами.

Игра «Что лишнее»

Детям предлагаются любые 3 слова:

- птица, лисица, огурец

- собака, помидор, солнце

- корова, ботинки, трава и др.

Задание: из трех предложенных слов надо оставить только те два, которые имеют в

чем-то сходные свойства, а одно слово «лишнее», поэтому его надо исключить. Игра

развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по

определенным параметрам Решений может быть множество. Игра учит мыслить

творчески.

2

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Называется какое-либо слово, например: стрекоза, поезд, душ и т.д.

Задание: необходимо найти как можно больше предметов, сходных с названным по

каким- либо свойствам. К слову «стрекоза» могут быть названы «птица», «бабочка»,

«самолет» - они также летают, у них есть крылья и хвост.

Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, формирует

способность классифицировать предметы по их признакам.

Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»

Называется какое-либо слово, например, «дом».

Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами,

противоположными данному предмету.

«Дом» - «улей» ( по размеру)

«Дом» - «сарай» (по степени комфорта)

Игра формирует способность изучать свойства предметов, знакомит с категорией

«противоположность».

Игра «Поиск предметов по заданным признакам»

Ребенку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

Таким перечислением свойств может быть загадка.

Можно предложить задание: назови предметы, которые объединяют в себе

выполнение двух противоположных функций:

- дверь (открывается и закрывается)

- выключатель (включает и выключает свет)

Игра «Поиск способов применения предметов»

Назвать известный предмет: книга, шапка, газета и др.

Задание: необходимо назвать как можно больше различных способов применения

данного предмета.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

- терпение;

- умение играть и верить в игру;

- умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;

- умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;

- творчество.

Иры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить

занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры направлены на решение многих

задач, к ним можно возвращаться неоднократно.



В раздел образования