Автор: Косова Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №36 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Использование словесно-логических игр
в развитии детей старшего дошкольного возраста
К
концу
дошкольного
периода
у
детей
начинает
формироваться
словесно-
логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать
логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и
педагогов.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового,
необычного.
Поэтому
взрослым
необходимо
направлять
это
стремление.
Нужен
творческий подход обеих сторон – и взрослых и детей - к данной проблеме.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и, казалось
бы полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников
обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании
определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных
связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в
дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие
логического и образного мышления. Взрослые, играя с ребенком, совершенствуют самые
ценные
для
ребенка
психические
процессы:
мышление,
внимание,
память,
речь,
воображение, способность к творчеству.
Игра «Составление предложения»
Ребенку предлагаются 3 слова, не связанные между собой по смыслу ( река, ручка,
собака). Задание: составь предложение, в которое были бы включены все 3 слова.
Ответы могут быть такими: «Собака уронила в реку ручку», «Девочка взяла ручку и
нарисовала собаку, которая гуляла у реки».
Игра способствует развитию устанавливать связи между предметами и явлениями,
творчески мыслить.
Слова для задания:
- озеро, медведь, карандаш
- дерево, тигр, человек
- мост, человек, тетрадь и др.
Игра «Поиск общих слов»
Детям предлагаются 2 слова, мало связанных между собой.
Например:
- блюдо и лодка
- мел и мука
- матрешка и конструктор и др.
Ребенок должен найти как можно больше общих признаков для этих предметов.
Например, «блюдо и лодка» - имеют глубину, сделаны человеком и т.д.
В игре дети учатся видеть связи между предметами.
Игра «Что лишнее»
Детям предлагаются любые 3 слова:
- птица, лисица, огурец
- собака, помидор, солнце
- корова, ботинки, трава и др.
Задание: из трех предложенных слов надо оставить только те два, которые имеют в
чем-то сходные свойства, а одно слово «лишнее», поэтому его надо исключить. Игра
развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по
определенным параметрам Решений может быть множество. Игра учит мыслить
творчески.
2
Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»
Называется какое-либо слово, например: стрекоза, поезд, душ и т.д.
Задание: необходимо найти как можно больше предметов, сходных с названным по
каким- либо свойствам. К слову «стрекоза» могут быть названы «птица», «бабочка»,
«самолет» - они также летают, у них есть крылья и хвост.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, формирует
способность классифицировать предметы по их признакам.
Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
Называется какое-либо слово, например, «дом».
Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами,
противоположными данному предмету.
«Дом» - «улей» ( по размеру)
«Дом» - «сарай» (по степени комфорта)
Игра формирует способность изучать свойства предметов, знакомит с категорией
«противоположность».
Игра «Поиск предметов по заданным признакам»
Ребенку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.
Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.
Таким перечислением свойств может быть загадка.
Можно предложить задание: назови предметы, которые объединяют в себе
выполнение двух противоположных функций:
- дверь (открывается и закрывается)
- выключатель (включает и выключает свет)
Игра «Поиск способов применения предметов»
Назвать известный предмет: книга, шапка, газета и др.
Задание: необходимо назвать как можно больше различных способов применения
данного предмета.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
- терпение;
- умение играть и верить в игру;
- умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
- умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
- творчество.
Иры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить
занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры направлены на решение многих
задач, к ним можно возвращаться неоднократно.