Напоминание

"Охрана растений"


Автор: Абрамова Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Меленская СОШ"
Населённый пункт: с.Меленск, Брянская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Охрана растений"
Раздел: начальное образование





Назад




Занятие «Охрана растений».
Цель :
создать условия для формирования правил бережного отношения к природе.
Личностные планируемые результаты (ЛР):

-
проявлять интерес к новому содержанию занятия; -оценивать свое поведение в природе и поведение других людей; -оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Метапредметные планируемые результаты (МПР):

-

регулятивные:
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; -
познавательные:
-устанавливать причинно-следственные связи; -осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в источниках, из собственных наблюдений; -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
- коммуникативные:
работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные планируемые результаты (ПР):
объяснять почему необходимо охранять растения; формулировать правила поведения в природе.
Оборудование урока:
презентация к уроку «Охрана растений», компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Лист успешности» ученика, тестовое задание, задания по группам (экологи, ботаники, зоологи).
Ход занятия.
1
3.
Постановка учебной задачи. ЗАДАЧА!
1) -
Послушайте внимательно экологическую сказку. Потом мы с вами по

ней побеседуем
. - На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
2) Обсуждение сказки.

-Какое настроение у вас после прослушанной сказки?
- Почему лось заплакал? -Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком? - Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
СЛАЙД №1
У: Вы видали цветы, что сорваны? Словно старцы сухие, горбатые, Вяло – жёлтые, прело – чёрные, На дороге валяются смятые. А могли бы расти и радовать, Всех людей, что живут здесь рядом. А могли бы цвести и радовать Нас, лаская весенним взглядом. Вы не рвите цветы, не спешите, Сохраните их на планете. Красоту Земли сохраните. Пусть увидят цветы наши дети.
Беседа.
- Что нам с вами надо делать, чтобы сохранить красоту Земли?( не рвать цветы ит.т. Работа по сохранению и приумножению природы.)
- Какие проблемы вас заинтересовали?
О:-Нас интересует, почему становиться меньше растений? (Какие причины исчезновения растений) -Нас интересует, как сохранить зеленый наряд? (Меры охраны растений) 2
-Каждый из нас может помочь? (Роль каждого человека) -Растения могут лечить? (Лекарственные растения).
СЛАЙД №2
- Известный писатель М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”. И мы это сегодня докажем. - Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле! - Какое значение имеют растения для людей?
СЛАЙД №3
Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства Ткани Строительный материал (Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.) - Какое значение имеют растения для животных?
СЛАЙД №4.
( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”. Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток. Срывая с корнями лекарственные растения и грибы, мы их уничтожаем! –
Экологическая задача.

-Давайте порассуждаем, что случиться на планете, если исчезнут все

растения? (Погибнет планета).
 Да, действительно, может такое произойти. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? -Значит, какова тема нашего урока?
СЛАЙД №5
3

4.Решение учебной задачи.
 Для того, чтобы более точно ответить на эти вопросы, я предлагаю вам прочесть текст на листах. Затем ответить на вопрос: 
Почему растения становятся редкими?

Чтение текста.
(ОТВЕТЫ+
СЛАЙД №6)

Какие правила поведения в природе мы должны выработать?

СЛАЙД №7

Работа в группах.
1 группа — экологи, 2 группа — ботаники, 3 группа — зоологи.  В каждой группе есть 2 задания. Распределите эти задания между собой. Возьмите лист успешности и спрогнозируйте свой результат.  Пожалуйста, приступайте к работе.
ВЫПОЛНЯЕМ 1 ЗАДАНИЕ.
 Проверим работу каждой группы.
(Каждая группа выступает).
 Ребята, оцените исследовательскую работу группы ботаников.  Ребята, оцените исследовательскую работу группы зоологов.  Ребята, оцените исследовательскую работу группы экологов. Каждая группа внесите баллы в свой лист успешности.
Обращение к Красной книге.
У: На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты. - Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.Снижается их численность . Сейчас 1 вид исчезает за неделю. В дальнейшем - 1 вид за 1 час. Растения нуждаются в охране. Куда заносят редкие и исчезающие растения? Поэтому люди создали Красную книгу. 4
( показ книги ) - Красная книга! Почему она красная? ( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.как цвет светофора)
- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.
(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир).
-В каждой области есть своя Красная книга растений и животных.
-В нашем поселении есть исчезающие растения?
СЛАЙД № 8
(Ландыш, в Стародубе кувшинка белая). -С давних пор люди и звери лечились растениями. – Лечуться ли в вашей семье лекарственными растениями?(ОТВЕТЫ) Какими и от чего?
Д
ополнение рассказа о применении лекарственных растений учителем.
Учитель
демонстрирует несколько лекарственных растений (Меленского поселения)
СЛАЙД №9
–Кто знает их применение? -
Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! -
Поднимите руку, те кто хотя бы 1 раз был в лесу?
-А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес? Школьники читают по картинкам:
СЛАЙД №10
-лес. Лес — наше богатство! 5
Лес — воздух, влага и тень. Лес — дом для зверей и птиц. Лес помогает выращивать хороший урожай. Лес — кладовая ягод, грибов и орехов. Лес — зеленый наряд и «лёгкие» планеты. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. – Что возможно в ваших силах сделать, чтобы не нанести вреда природе, а принести пользу? (садить саженцы, охранять и любоваться, не рвать с корнем, не топтать растения и грибы,многие поэты пишут стихи, певцы поют песни, художники рисуют картины, прославляя природу). – Что делает наше государство по охране природы?
(Закон об охране природы,Заказники, заповедники. Биосферный

заповедник «Брянский лес». Организация Гринпис-зеленые).

5. Физминутка.
-А сейчас немного отдохнём. Сядьте удобнее. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые лесные цветочки, которые дрожат и шевелятся от дуновения лёгкого ветерка. Улыбнитесь солнцу, деревьям и друг другу!
6. Закрепление и обобщение полученных знаний.
(
СЛАЙД №11
)  А теперь проведём блиц — опрос по изученному материалу. Возьмите листы с вопросами.  Оцените свою готовность к выполнению самостоятельной работы. Выполните задания. -Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов. Проверка (по презентации) 7.
Работа над проектом и защита.
- Ребята, а сейчас каждой группе необходимо сделать свой проект и защитить его. Группа экологи - напишите письмо растениям. 6
Группа ботаники-страница Красной книги Меленского поселения. Группа зоологи-Из имеющихся экологических знаков и иллюстраций сделать проект « Охраняй природу!»
Время работы 5 минут.

Защита проектов.
-Спасибо, молодцы! Оцените свою работу в группах.
- Я хочу у вас спросить: «Как вы думаете, есть ли глаза у растений,

цветов?»

(Рассуждение)

СЛАЙД №12

Песня «С целым миром спорить я готов».
-
Почему плачут цветы?

8.Подведение итога урока. Рефлексия деятельности.
-Давайте вспомним о новых знания, которые мы открыли для себя на уроке? - Перед вами Храм Природы. Давайте подойдём поближе к нему и прикрепим знаки, которые запрещают губительное отношение к природе.(На картину леса прикрепляются запрещающие знаки с комментированием) -Подведите итог своей успешности. Посчитайте и поставьте себе отметку. Листы сдайте мне. - А сейчас поднимите соответствующую карточку. -
Я доволен своей работой и мне всё понятно-зелёное дерево.

Мне было трудно- желтое дерево.

У меня есть еще пробелы в знаниях - красное дерево.

-

Прикрепите деревья к картине с лесом. Давайте посадим молодую

посадку.
Оценка работы. - Ребята, какие вы молодцы! Так серьезно подошли к выполнению порученного задания. Грамотно разработали правила поведения в природе, так много интересного рассказали нам. Сегодня мы с Вами научились 7
правильно и грамотно вести себя в природе. Я очень надеюсь на то, что озвученные нормы поведения в природе вы возьмете себе за простую и естественную привычку, подобную привычке говорить.-Ребята! Представьте, что мы на природе.-Давайте послушаем тишину(пение соловья) и красоту природы окружающего мира. Задумайтесь, как вы себя ведёте в природе ? И только тогда, когда человек дружит с природой, мы можем любоваться красотою природы и наслаждаться пением соловья.
СЛАЙД №13.
Помните слова М. Пришвина? И вы сегодня доказали их справедливость!!! Д/з. Всем перечитать текст. По группам1-стихи об охране природы,2- интересные факты о растениях,3-сообщения о редких растениях. -Учитель в наряде Природы читает монолог природы и своё стихотворение. Монолог природы Я — Природа. Я — великий мастер Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебя человек за соучастие надарить- В моей все это власти!— Гриб в лесу, ромашка на лугу, небо в час Восхода и захода, иву над рекой... И,наконец, солнцем прокаленным, рыжеватый Хлебный колос! Как всему венец... Только ты мой дар, мое ученье Не прими за дар: я не раба. Не забудь: ты сам — мое творенье! И у нас с тобой одна судьба! Да, ты вырос. Ты простился с детством. Шире — что ни год — твои шаги... Но не занимайся самодейством! 8
И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги! Даже волка — вдруг да он последний... Уничтожишь (зверь не карандаш)— С помощью сложнейших вычислений И машин сложнейших- не создашь. Мы с тобой дорогою одною Катимся — ни часу врозь, ни дня... И не можешь быть ты надо мною, Как не можешь быть и вне меня.
«У нас одна Земля!»
Красота России – русские леса, Стройные берёзки, дивная краса! Пруд, озёра, реки, горы и поля- Матушка - Россия - Русская Земля! Люди, я прошу вас: «Одумайтесь скорей, Не уничтожайте птичек и зверей!» Каждая букашка, травинка и цветок Нуждается в защите, не губи, дружок! Крик природы мы должны услышать! Не пилить деревья и не рвать цветы, Пусть даёт природа больше красоты! Безбожно истребляя, срывая на лету, Мы не понимаем, что влечём беду! Ветерок весенний, листьями играя, Пусть споёт, нам песню, природу прославляя. И берёзок шёпот, на заре услышав, 9
Защебечут птички, прилетят под крышу! Вдруг проснувшись, утром, солнцу улыбаясь, Колокольчик нежный зазвенит, качаясь! Разве можно, люди, это погубить! Как тогда, скажите, будем все мы жить? Небо голубое, рощи и поля Охранять нам нужно, У нас одна Земля! - И в завершении нашего урока, я хочу подарить вам на память о нашей работе цветы, которые не сорваны, не срезаны, а сделаны моими руками. Пусть они служат вам напоминанием о сегодняшнем уроке и радуют вас! Спасибо за работу! 10


В раздел образования