Занятие «Охрана растений».
Цель : создать условия для формирования правил бережного отношения к
природе.
Личностные планируемые результаты (ЛР):
- проявлять интерес к новому содержанию занятия;
-оценивать свое поведение в природе и поведение других людей;
-оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Метапредметные планируемые результаты (МПР):
-
регулятивные: понимать
учебную
задачу
урока
и
стремиться
ее
выполнить;
осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои
достижения на уроке;
- познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи;
-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в источниках,
из собственных наблюдений;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
- коммуникативные: работать в группе, осуществлять взаимопроверку
выполненной работы;
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные планируемые результаты (ПР): объяснять почему необходимо
охранять растения; формулировать правила поведения в природе.
Оборудование урока: презентация к уроку «Охрана растений», компьютер,
мультимедийный
проектор,
экран,
«Лист
успешности»
ученика,
тестовое
задание, задания по группам (экологи, ботаники, зоологи).
Ход занятия.
1
3. Постановка учебной задачи. ЗАДАЧА!
1) - Послушайте внимательно экологическую сказку. Потом мы с вами по
ней побеседуем .
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество
подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со
всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему
захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и
понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что
у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым”
мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на
чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов
осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося
погрустнели, и он заплакал …
2) Обсуждение сказки.
-Какое настроение у вас после прослушанной сказки?
- Почему лось заплакал?
-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?
- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем
немного в воде и превратятся в ненужный сор.
СЛАЙД №1
У: Вы видали цветы, что сорваны?
Словно старцы сухие, горбатые,
Вяло – жёлтые, прело – чёрные,
На дороге валяются смятые.
А могли бы расти и радовать,
Всех людей, что живут здесь рядом.
А могли бы цвести и радовать
Нас, лаская весенним взглядом.
Вы не рвите цветы, не спешите,
Сохраните их на планете.
Красоту Земли сохраните.
Пусть увидят цветы наши дети.
Беседа.
- Что нам с вами надо делать, чтобы сохранить красоту Земли?( не рвать
цветы ит.т. Работа по сохранению и приумножению природы.)
- Какие проблемы вас заинтересовали?
О:-Нас интересует, почему становиться меньше растений? (Какие причины
исчезновения растений)
-Нас интересует, как сохранить зеленый наряд? (Меры охраны растений)
2
-Каждый из нас может помочь? (Роль каждого человека)
-Растения могут лечить? (Лекарственные растения).
СЛАЙД №2
- Известный писатель
М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит,
охранять Родину ”. И мы это сегодня докажем.
- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на
Земле!
- Какое значение имеют растения для людей?
СЛАЙД №3
Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства
Ткани Строительный материал
(Растения
выделяют
в
воздух
кислород,
необходимый
для
дыхания
живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из
них.
Делают ткани, бумагу. Многие
растения лекарственные. Растения
служат и как строительный материал.)
- Какое значение имеют растения для животных?
СЛАЙД №4.
( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.
Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от
растений.
К
сожалению,
деятельность
человека
изменила
условия
жизни
растений.
Тысячи
гектаров
леса
сгорают
в
России
по
вине
человека.
Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют
после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.
Срывая с корнями лекарственные растения и грибы, мы их уничтожаем!
– Экологическая задача.
-Давайте порассуждаем, что случиться на планете, если исчезнут все
растения? (Погибнет планета).
Да, действительно, может такое произойти. Что нужно сделать, чтобы
этого не случилось?
-Значит, какова тема нашего урока? СЛАЙД №5
3
4.Решение учебной задачи.
Для того, чтобы более точно ответить на эти вопросы, я предлагаю вам
прочесть текст на листах. Затем ответить на вопрос:
Почему растения становятся редкими?
Чтение текста.
(ОТВЕТЫ+ СЛАЙД №6)
Какие правила поведения в природе мы должны выработать?
СЛАЙД №7
Работа в группах.
1 группа — экологи, 2 группа — ботаники, 3 группа — зоологи.
В каждой группе есть 2 задания. Распределите эти задания между
собой. Возьмите лист успешности и спрогнозируйте свой результат.
Пожалуйста, приступайте к работе. ВЫПОЛНЯЕМ 1 ЗАДАНИЕ.
Проверим работу каждой группы.
(Каждая группа выступает).
Ребята, оцените исследовательскую работу группы ботаников.
Ребята, оцените исследовательскую работу группы зоологов.
Ребята, оцените исследовательскую работу группы экологов.
Каждая группа внесите баллы в свой лист успешности.
Обращение к Красной книге.
У: На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.Снижается их
численность . Сейчас 1 вид исчезает за неделю. В дальнейшем - 1 вид за 1
час.
Растения нуждаются в охране. Куда заносят редкие и исчезающие
растения? Поэтому люди создали Красную книгу.
4
( показ книги )
- Красная книга! Почему она красная?
( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один
неосторожный шаг, и может быть поздно.как цвет светофора)
- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.
(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в
швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в
стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир).
-В каждой области есть своя Красная книга растений и животных.
-В нашем поселении есть исчезающие растения? СЛАЙД № 8 (Ландыш, в
Стародубе кувшинка белая).
-С давних пор люди и звери лечились растениями. – Лечуться ли в вашей
семье лекарственными растениями?(ОТВЕТЫ) Какими и от чего?
Д ополнение рассказа о применении лекарственных растений учителем.
Учитель демонстрирует несколько лекарственных растений (Меленского
поселения) СЛАЙД №9 –Кто знает их применение?
- Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
- Поднимите руку, те кто хотя бы 1 раз был в лесу?
-А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?
Школьники читают по картинкам:
СЛАЙД №10 -лес.
Лес — наше богатство!
5
Лес — воздух, влага и тень.
Лес — дом для зверей и птиц.
Лес помогает выращивать хороший урожай.
Лес — кладовая ягод, грибов и орехов.
Лес — зеленый наряд и «лёгкие» планеты.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.
– Что возможно в ваших силах сделать, чтобы не нанести вреда
природе, а принести пользу? (садить саженцы, охранять и любоваться, не
рвать с корнем, не топтать растения и грибы,многие поэты пишут стихи,
певцы поют песни, художники рисуют картины, прославляя природу).
– Что делает наше государство по охране природы?
(Закон об охране природы,Заказники, заповедники. Биосферный
заповедник «Брянский лес». Организация Гринпис-зеленые).
5. Физминутка.
-А сейчас немного отдохнём. Сядьте удобнее. Закройте глаза. Представьте,
что вы красивые лесные цветочки, которые дрожат и шевелятся от дуновения
лёгкого ветерка. Улыбнитесь солнцу, деревьям и друг другу!
6. Закрепление и обобщение полученных знаний.
( СЛАЙД №11 )
А теперь проведём блиц — опрос по изученному материалу. Возьмите
листы с вопросами.
Оцените свою готовность к выполнению самостоятельной работы.
Выполните задания.
-Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов.
Проверка (по презентации)
7. Работа над проектом и защита.
- Ребята, а сейчас каждой группе необходимо сделать свой проект и защитить
его.
Группа экологи - напишите письмо растениям.
6
Группа ботаники-страница Красной книги Меленского поселения.
Группа зоологи-Из имеющихся экологических знаков и иллюстраций сделать
проект « Охраняй природу!» Время работы 5 минут.
Защита проектов.
-Спасибо, молодцы! Оцените свою работу в группах.
- Я хочу у вас спросить: «Как вы думаете, есть ли глаза у растений,
цветов?»
(Рассуждение)
СЛАЙД №12
Песня «С целым миром спорить я готов».
- Почему плачут цветы?
8.Подведение итога урока. Рефлексия деятельности.
-Давайте вспомним о новых знания, которые мы открыли для себя на уроке?
- Перед вами Храм Природы. Давайте подойдём поближе к нему и прикрепим
знаки, которые запрещают губительное отношение к природе.(На картину
леса прикрепляются запрещающие знаки с комментированием)
-Подведите итог своей успешности. Посчитайте и поставьте себе отметку.
Листы сдайте мне.
- А сейчас поднимите соответствующую карточку.
- Я доволен своей работой и мне всё понятно-зелёное дерево.
Мне было трудно- желтое дерево.
У меня есть еще пробелы в знаниях - красное дерево.
-
Прикрепите деревья к картине с лесом. Давайте посадим молодую
посадку.
Оценка работы.
- Ребята, какие вы молодцы! Так серьезно подошли к выполнению
порученного задания. Грамотно разработали правила поведения в природе,
так много интересного рассказали нам. Сегодня мы с Вами научились
7
правильно и грамотно вести себя в природе. Я очень надеюсь на то, что
озвученные нормы поведения в природе вы возьмете себе за простую и
естественную привычку, подобную привычке говорить.-Ребята! Представьте,
что мы на природе.-Давайте послушаем тишину(пение соловья) и красоту
природы окружающего мира. Задумайтесь, как вы себя ведёте в природе ? И
только тогда, когда человек дружит с природой, мы можем любоваться
красотою природы и наслаждаться пением соловья.
СЛАЙД №13. Помните слова М. Пришвина? И вы сегодня доказали их
справедливость!!!
Д/з. Всем перечитать текст. По группам1-стихи об охране природы,2-
интересные факты о растениях,3-сообщения о редких растениях.
-Учитель в наряде Природы читает монолог природы и своё стихотворение.
Монолог природы
Я — Природа. Я — великий мастер
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя человек за соучастие надарить-
В моей все это власти!—
Гриб в лесу, ромашка на лугу, небо в час
Восхода и захода, иву над рекой...
И,наконец, солнцем прокаленным, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец...
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дар: я не раба.
Не забудь: ты сам — мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги...
Но не занимайся самодейством!
8
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний...
Уничтожишь (зверь не карандаш)—
С помощью сложнейших вычислений
И машин сложнейших- не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня...
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
«У нас одна Земля!»
Красота России – русские леса,
Стройные берёзки, дивная краса!
Пруд, озёра, реки, горы и поля-
Матушка - Россия - Русская Земля!
Люди, я прошу вас: «Одумайтесь скорей,
Не уничтожайте птичек и зверей!»
Каждая букашка, травинка и цветок
Нуждается в защите, не губи, дружок!
Крик природы мы должны услышать!
Не пилить деревья и не рвать цветы,
Пусть даёт природа больше красоты!
Безбожно истребляя, срывая на лету,
Мы не понимаем, что влечём беду!
Ветерок весенний, листьями играя,
Пусть споёт, нам песню, природу прославляя.
И берёзок шёпот, на заре услышав,
9
Защебечут птички, прилетят под крышу!
Вдруг проснувшись, утром, солнцу улыбаясь,
Колокольчик нежный зазвенит, качаясь!
Разве можно, люди, это погубить!
Как тогда, скажите, будем все мы жить?
Небо голубое, рощи и поля
Охранять нам нужно,
У нас одна Земля!
- И в завершении нашего урока, я хочу подарить вам на память о нашей
работе цветы, которые не сорваны, не срезаны, а сделаны моими руками.
Пусть они служат вам напоминанием о сегодняшнем уроке и радуют вас!
Спасибо за работу!
10