Напоминание

"Использование Квест -технологии в ДОУ"


Автор: Михайличенко Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Рябинушка"
Населённый пункт: Камчатский край, Елизовский район
Наименование материала: статья
Тема: "Использование Квест -технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Составитель: воспитатель

Михайличенко Оксана Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 28 «Рябинушка»

п. Раздольный

Елизовский район,

Камчатский край

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому

не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать».

Я.Коменский

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования,

что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее

взаимодействие

ребенка

с

взрослыми

и

сверстниками

является

основной

дидактической

технологией

ФГОС

дошкольного

образования.

Ребенок-

дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через

«ворота детской игры».

Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной

модели

обучения

(ребёнок

выступает

в

роли

«объекта»,

просто

слушает

и

смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает

самостоятельно,

выполняет

творческие

задания)

и

интерактивную

(ребёнок

взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в

концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для

педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском

саду.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы

подразумеваем, когда говорим о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест», можно трактовать как

«поиск» или даже «приключение».

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует

формированию

умений

решать

определенные

задачи

на

основе

выбора

вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Квест

игра

предполагает

интеграцию

различных

видов

детской

деятельности,

что

является

одним

из

требований

ФГОС

ДО

к

структуре

образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)

Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном

университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры. Впервые

попытку

перенести

виртуальный

компьютерный

квест

в

реальность,

предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять

и в Европе, а затем и в России (2013г.).

По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б.

Додж, Т. Марч и др.) в

основе квест технологий лежит деятельность по

формированию

информационных

и

коммуникативных

компетентностей

дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл

мотивации:

от

внимания

до

удовлетворения,

знакомятся

с

аутентичным

материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить

новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая

проекты,

имеющие

практическую

значимость. Кве ст,

как

н е д а в н о

определившаяся

педагогическая

технология,

совмещает

в

себе

элементы

мозгового

штурма,

тренинга,

игры,

и

соответственно,

решает

ряд

задач,

возложенных на вышеперечисленные технологии.

И.Н. Сокол рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко

поставленную

задачу,

игровой

замысел,

обязательно

имеет

руководителя

(наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня

знаний

и

умений.

При

применении

технологии

Квест

дети

эмоционально

проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения,

знакомятся

с

материалом

в

нетрадиционной

форме,

который

позволяет

им

исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в

контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую

значимость.

Новизна: квест-технология - актуальна в контексте требований ФГОС ДО;

способствует

развитию

активной,

деятельностной

позиции

ребёнка

в

ходе

решения

игровых

поисковых

задач.

Интегрируется

содержание

различных

образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных

образовательных технологий.

У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей

дошкольного

возраста,

которые

по

многим

направлениям

полностью

соответствуют

ФГОС

ДО:

квесты

естественным

образом

осуществляют

интеграцию

образовательных

областей,

комбинируют

разные

виды

детской

деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех

участников

образовательного

процесса

(детей,

родителей

воспитанников

и

педагогов)

в

решении

образовательных

задач

в

игровой

сюжетной

и

занимательной форме.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации

образовательной

деятельности

ненавязчиво,

в игровом,

занимательном

виде

способствует

активизации

познавательных

и

мыслительных

процессов

участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:

реализовать

проектную

и игровую

деятельность,

познакомить

с

новой

информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения

детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

образовательные -

участники

усваивают

новые

знания

и

закрепляют

имеющиеся;

развивающие

в

процессе

игры

у

детей

происходит

повышение

образовательной

мотивации,

развитие

инициативы

и

самостоятельности,

творческих способностей и индивидуальных положительных психологических

качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

воспитательные

формируются

навыки

взаимодействия

со

сверстниками,

доброжелательность, взаимопомощь и другие.

В квестах можно выделить такие виды:

- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но

пути решения выбирают сами;

- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключены в круг. В этом

случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему

пути к финишу.

По типу образовательных задач (классификация Б. Доджа и Т. Марча).

Квесты могут иметь следующие формы:

- создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;

- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе

заданных условий;

- трансформация информации, полученной из разных источников;

- поиск и систематизация информации;

Любой

квест

требует

тщательной

подготовки

педагога.

Подготовка

осуществляется в 3 этапа:

- подготовка условий, оборудования, материала квеста;

- разработка маршрута и карты, сценария квеста;

- подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение,

игра).

В своей практике на протяжение двух лет мы включаем квест игры в

образовательный

процесс,

который

выстраивается

системно,

поэтапно

в

четырёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников,

методическое

сопровождение,

создание

развивающей

предметно-

пространственной среды.

Проводятся квесты в самых разных местах: в группе, в зале, в музее, квесты

на природе, на участке, на экскурсии.

Квест

игры

используются

в

рамках

не

прерывной

образовательной

деятельности с детьми.

Квест - игра активирует активное включение родителей воспитанников в

образовательный

процесс.

Родители

являются

активными

партнерами,

а

в

некоторых квест – играх и участниками, а это является одной из главных задач,

которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Интересным подходом в работе с родителями стало проведение квест – игры

с

участием

детей,

родителей

и

педагогов

«Знатоки

природы».

Участники

двигались по указанному в карте маршруту и выполняли последовательные

задания. В конце игры всех участников ожидал приз.

Особый интерес у наших воспитанников вызывают математические квесты,

такие как «Остров сокровищ», «В поисках потерянной цифры», где главный

герой, с которым дети отправляются на поиски новых знаний и открытий стала

Даша- путешественница.

Такие игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними

более тесный контакт. У детей формируется познавательный интерес и занятия

дают высокую результативность.

Много

положительных

отзывов

от

родителей

и

педагогов

получила

тематическая квест игра по краеведению «Что мы Родиной зовем? Дом, в

котором мы живем!»

По

итогам

проделанной

работы

были

составлены

методические

рекомендации по проведению квест – игры.

Наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику

квест-технологии в детском саду:

- создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех

участников образовательного процесса;

- воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность

в достижениях детей;

- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;

- старшие дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое

мнение,

договариваться,

приходить

к

согласию;

у

детей

развито

речевое

взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру,

другим

людям,

самому

себе,

к

сверстникам;

дети

умеют

отстаивать

свою

позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.

Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и

детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с

его

почти

безграничными

возможностями,

оказывает

неоценимую

помощь

педагогу,

предоставляя

возможность

разнообразить

воспитательно-

образовательный

процесс,

сделать

его

необычным,

запоминающимся,

увлекательным, весёлым, игровым.

Библиографический список:

1. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология

[Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. -

2015. - № 1-2.

2. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6

(09). – С.138-140

3. Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //

Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.

439–441.

4 .

Щ е л и н а

Т.

Т. Потенциал

квеста

как

педагогической

технологии

формирования

у

подростков

установки

ведения

здорового

образа

жизни

[Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.

146-149

5.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования"



В раздел образования