Автор: Михайличенко Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Рябинушка"
Населённый пункт: Камчатский край, Елизовский район
Наименование материала: статья
Тема: "Использование Квест -технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Составитель: воспитатель
Михайличенко Оксана Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 28 «Рябинушка»
п. Раздольный
Елизовский район,
Камчатский край
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому
не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я.Коменский
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования,
что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее
взаимодействие
ребенка
с
взрослыми
и
сверстниками
является
основной
дидактической
технологией
ФГОС
дошкольного
образования.
Ребенок-
дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через
«ворота детской игры».
Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной
модели
обучения
(ребёнок
выступает
в
роли
«объекта»,
просто
слушает
и
смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает
самостоятельно,
выполняет
творческие
задания)
и
интерактивную
(ребёнок
взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в
концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для
педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском
саду.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы
подразумеваем, когда говорим о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест», можно трактовать как
«поиск» или даже «приключение».
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует
формированию
умений
решать
определенные
задачи
на
основе
выбора
вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Квест
игра
предполагает
интеграцию
различных
видов
детской
деятельности,
что
является
одним
из
требований
ФГОС
ДО
к
структуре
образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном
университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры. Впервые
попытку
перенести
виртуальный
компьютерный
квест
в
реальность,
предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять
и в Европе, а затем и в России (2013г.).
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б.
Додж, Т. Марч и др.) в
основе квест технологий лежит деятельность по
формированию
информационных
и
коммуникативных
компетентностей
дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл
мотивации:
от
внимания
до
удовлетворения,
знакомятся
с
аутентичным
материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить
новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая
проекты,
имеющие
практическую
значимость. Кве ст,
как
н е д а в н о
определившаяся
педагогическая
технология,
совмещает
в
себе
элементы
мозгового
штурма,
тренинга,
игры,
и
соответственно,
решает
ряд
задач,
возложенных на вышеперечисленные технологии.
И.Н. Сокол рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко
поставленную
задачу,
игровой
замысел,
обязательно
имеет
руководителя
(наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня
знаний
и
умений.
При
применении
технологии
Квест
дети
эмоционально
проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения,
знакомятся
с
материалом
в
нетрадиционной
форме,
который
позволяет
им
исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в
контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую
значимость.
Новизна: квест-технология - актуальна в контексте требований ФГОС ДО;
способствует
развитию
активной,
деятельностной
позиции
ребёнка
в
ходе
решения
игровых
поисковых
задач.
Интегрируется
содержание
различных
образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных
образовательных технологий.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей
дошкольного
возраста,
которые
по
многим
направлениям
полностью
соответствуют
ФГОС
ДО:
квесты
естественным
образом
осуществляют
интеграцию
образовательных
областей,
комбинируют
разные
виды
детской
деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех
участников
образовательного
процесса
(детей,
родителей
воспитанников
и
педагогов)
в
решении
образовательных
задач
в
игровой
сюжетной
и
занимательной форме.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации
образовательной
деятельности
ненавязчиво,
в игровом,
занимательном
виде
способствует
активизации
познавательных
и
мыслительных
процессов
участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:
реализовать
проектную
и игровую
деятельность,
познакомить
с
новой
информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения
детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные -
участники
усваивают
новые
знания
и
закрепляют
имеющиеся;
развивающие –
в
процессе
игры
у
детей
происходит
повышение
образовательной
мотивации,
развитие
инициативы
и
самостоятельности,
творческих способностей и индивидуальных положительных психологических
качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
воспитательные
–
формируются
навыки
взаимодействия
со
сверстниками,
доброжелательность, взаимопомощь и другие.
В квестах можно выделить такие виды:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но
пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключены в круг. В этом
случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему
пути к финишу.
По типу образовательных задач (классификация Б. Доджа и Т. Марча).
Квесты могут иметь следующие формы:
- создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе
заданных условий;
- трансформация информации, полученной из разных источников;
- поиск и систематизация информации;
Любой
квест
требует
тщательной
подготовки
педагога.
Подготовка
осуществляется в 3 этапа:
- подготовка условий, оборудования, материала квеста;
- разработка маршрута и карты, сценария квеста;
- подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение,
игра).
В своей практике на протяжение двух лет мы включаем квест игры в
образовательный
процесс,
который
выстраивается
системно,
поэтапно
в
четырёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников,
методическое
сопровождение,
создание
развивающей
предметно-
пространственной среды.
Проводятся квесты в самых разных местах: в группе, в зале, в музее, квесты
на природе, на участке, на экскурсии.
Квест
игры
используются
в
рамках
не
прерывной
образовательной
деятельности с детьми.
Квест - игра активирует активное включение родителей воспитанников в
образовательный
процесс.
Родители
являются
активными
партнерами,
а
в
некоторых квест – играх и участниками, а это является одной из главных задач,
которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
Интересным подходом в работе с родителями стало проведение квест – игры
с
участием
детей,
родителей
и
педагогов
«Знатоки
природы».
Участники
двигались по указанному в карте маршруту и выполняли последовательные
задания. В конце игры всех участников ожидал приз.
Особый интерес у наших воспитанников вызывают математические квесты,
такие как «Остров сокровищ», «В поисках потерянной цифры», где главный
герой, с которым дети отправляются на поиски новых знаний и открытий стала
Даша- путешественница.
Такие игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними
более тесный контакт. У детей формируется познавательный интерес и занятия
дают высокую результативность.
Много
положительных
отзывов
от
родителей
и
педагогов
получила
тематическая квест игра по краеведению «Что мы Родиной зовем? Дом, в
котором мы живем!»
По
итогам
проделанной
работы
были
составлены
методические
рекомендации по проведению квест – игры.
Наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику
квест-технологии в детском саду:
- создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех
участников образовательного процесса;
- воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность
в достижениях детей;
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;
- старшие дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое
мнение,
договариваться,
приходить
к
согласию;
у
детей
развито
речевое
взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру,
другим
людям,
самому
себе,
к
сверстникам;
дети
умеют
отстаивать
свою
позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и
детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с
его
почти
безграничными
возможностями,
оказывает
неоценимую
помощь
педагогу,
предоставляя
возможность
разнообразить
воспитательно-
образовательный
процесс,
сделать
его
необычным,
запоминающимся,
увлекательным, весёлым, игровым.
Библиографический список:
1. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология
[Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 1-2.
2. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6
(09). – С.138-140
3. Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.
439–441.
4 .
Щ е л и н а
Т.
Т. Потенциал
квеста
как
педагогической
технологии
формирования
у
подростков
установки
ведения
здорового
образа
жизни
[Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.
146-149
5.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования"