Автор: Гюнтер Елена Гафаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №122
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя
Раздел: среднее образование
Учимся играя
При подготовке к уроку часто возникают вопросы:
1.
Как повысить интерес учащихся к уроку?
2.
Как сохранить активность ребят на протяжении всего урока?
Для повышения познавательного интереса учащихся и поддержания их
активности мы применяем дидактические игры на уроках математики. Это
современный и общепризнанный метод обучения и воспитания, который об-
ладает образовательной, развивающей и воспитывающей функцией. Включая
в урок дидактически игры или игровые моменты мы делаем процесс обуче-
ния интересным и занимательным, создаём у детей активное рабочее на-
строение, помогаем преодолевать трудности в усвоении материала. Поэтому
использование дидактических игр дает наибольший результат в классах с
неустойчивым вниманием, для детей которым математика кажется скучной и
сухой наукой.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие иг-
ровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дея-
тельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, систе-
ма оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.
Дидактические игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую
преследует педагог, а другая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы
эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала.
Увлечённые игрой дети не замечают, что познают, ориентируются в
необычной ситуации, развивают фантазию, пополняют запас понятий.
Ребята любят сами организовывать игры и подбирать задания.
1.
Например: в 6 классе по теме: «Сложение целых чисел», наши учащие-
ся готовят таблицы 10x10 и вписывают в верхнюю строку и левый стол-
бик целые числа от -20 до 20 произвольно.
-7
-4
-6
12
-15
18
11
-8
9
12
2
.
-4
.
-3
.
-11
.
-17
.
13
.
-14
.
21
.
19
.
14
.
В начале урока учитель предлагает учащимся поставить по одной точке в
каждой строчке и поменяться карточками с соседом по парте. Затем предлага-
ется выполнить сложение чисел, стоящих против точки. Ответ записывается в
клеточку. На выполнение даётся 3 минуты. Табличка возвращается к хозяину
и идёт проверка результатов вычислений друг друга. Желательно за несколько
дней собрать заполненные дубликаты таблиц и проверить их.
Математическое лото: учитель готовит карточки с примерами и раздаёт их
ученикам в начале урока. Результат вычисления одной карточки – это первое
число другой карточки. Пример карточек к уроку в 6 классе по теме: «Умно-
жение и деление целых чисел»
Карточки:
1.
-6*5
11. 180
2.
-30*(-4)
12. -360:(-4)
3.
120:(-6)
13. 60*(-4)
4.
-20:(-4)
14. -240:(-12)
5.
-5*(-11)
15. 20*15
6.
55*(-3)
16. 300:(-10)
7.
-165:(-3)
17. -30:(-3)
8.
15*9
18.10*(-11)
9.
135:(-3)
19.-110*8
10. -45*(-4)
20.-880:(-40)
При окончании изучения какой либо темы, для закрепления теоретических
знаний и отработки вычислительных навыков, применяем круговые задания,
проводим математические турнир.
Например: в 7 классе при изучении темы: «Решение линейных уравнений с
одной переменной» круговые задания просто незаменимы.
Игра командная. В одной команду входят учащиеся первых парт, в другую -
вторых, в третью- третьи, в четвёртую- четвёртых, в пятую- пятых.
Всего на класс из 15 парт готовится 15 карточек, на каждой по 2 уравнения,
т.е. на команду 6 уравнений. Ученики одной парты получают карточку, реша-
ют по одному уравнению и передают карточку на соседнюю парту игрокам
той же команды. В процессе игры каждый ученик решает три уравнения. От-
вет обводят зелёной пастой и пишут рядом свою фамилию.
Пример карточки:
1.
5х+(3х-7)=9
2.
13-(5х+11)=6х
3.
61-(3х+51)=1
4.
(7х+1)-(6х+3)=5
5.
(8х+11)-13=9х-5
6.
8х+5=119+(7-3х)
В 7 классе проходим тему: «Произведение одночлена на многочлен».
Проверку умений и навыков в решении примеров провели в виде турнира.
За 20 минут до окончания урока двум командам было предложено решить
пять примеров (6 минут). Каждый ученик записывает решение всех примеров
в тетрадь. Консультации внутри команды допускаются. После этого начинает-
ся турнир. К доске приглашаются по два представителя из каждой команды.
Они обмениваются примерами своей команды и начинают решать их на дос-
ке. После окончания решения к доске выходят следующие две пары. За пра-
вильностью выполнения заданий следят все ученики класса, а арбитром вы-
ступает учитель. Учащимся, работавшим у доски, выставляются отметки в
журнал с учетом выполнения заданий своей команды.
Создавая игровую ситуацию на уроке, мы повышаем интерес к математике,
уменьшаем
утомляемость
учащихся,
развиваем
внимание,
сообразитель-
ность, взаимопомощь. Дидактическая игра отличается от обычной игры тем,
что участие в ней обязательно для всех учащихся. Правила, содержание, ме-
тодика проведения разработаны так, что для учащихся, не испытывающих
интереса к математике, дидактические игры могут стать началом в возникно-
вении этого интереса.
Систематическое проведение дидактических игр на разных этапах урока яв-
ляется эффективным средством активизации учебной деятельности школьни-
ков.