Напоминание

Учимся играя


Автор: Гюнтер Елена Гафаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №122
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя
Раздел: среднее образование





Назад




Учимся играя

При подготовке к уроку часто возникают вопросы:

1.

Как повысить интерес учащихся к уроку?

2.

Как сохранить активность ребят на протяжении всего урока?

Для повышения познавательного интереса учащихся и поддержания их

активности мы применяем дидактические игры на уроках математики. Это

современный и общепризнанный метод обучения и воспитания, который об-

ладает образовательной, развивающей и воспитывающей функцией. Включая

в урок дидактически игры или игровые моменты мы делаем процесс обуче-

ния интересным и занимательным, создаём у детей активное рабочее на-

строение, помогаем преодолевать трудности в усвоении материала. Поэтому

использование дидактических игр дает наибольший результат в классах с

неустойчивым вниманием, для детей которым математика кажется скучной и

сухой наукой.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие иг-

ровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дея-

тельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, систе-

ма оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

Дидактические игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую

преследует педагог, а другая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы

эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного

материала.

Увлечённые игрой дети не замечают, что познают, ориентируются в

необычной ситуации, развивают фантазию, пополняют запас понятий.

Ребята любят сами организовывать игры и подбирать задания.

1.

Например: в 6 классе по теме: «Сложение целых чисел», наши учащие-

ся готовят таблицы 10x10 и вписывают в верхнюю строку и левый стол-

бик целые числа от -20 до 20 произвольно.

-7

-4

-6

12

-15

18

11

-8

9

12

2

.

-4

.

-3

.

-11

.

-17

.

13

.

-14

.

21

.

19

.

14

.

В начале урока учитель предлагает учащимся поставить по одной точке в

каждой строчке и поменяться карточками с соседом по парте. Затем предлага-

ется выполнить сложение чисел, стоящих против точки. Ответ записывается в

клеточку. На выполнение даётся 3 минуты. Табличка возвращается к хозяину

и идёт проверка результатов вычислений друг друга. Желательно за несколько

дней собрать заполненные дубликаты таблиц и проверить их.

Математическое лото: учитель готовит карточки с примерами и раздаёт их

ученикам в начале урока. Результат вычисления одной карточки – это первое

число другой карточки. Пример карточек к уроку в 6 классе по теме: «Умно-

жение и деление целых чисел»

Карточки:

1.

-6*5

11. 180

2.

-30*(-4)

12. -360:(-4)

3.

120:(-6)

13. 60*(-4)

4.

-20:(-4)

14. -240:(-12)

5.

-5*(-11)

15. 20*15

6.

55*(-3)

16. 300:(-10)

7.

-165:(-3)

17. -30:(-3)

8.

15*9

18.10*(-11)

9.

135:(-3)

19.-110*8

10. -45*(-4)

20.-880:(-40)

При окончании изучения какой либо темы, для закрепления теоретических

знаний и отработки вычислительных навыков, применяем круговые задания,

проводим математические турнир.

Например: в 7 классе при изучении темы: «Решение линейных уравнений с

одной переменной» круговые задания просто незаменимы.

Игра командная. В одной команду входят учащиеся первых парт, в другую -

вторых, в третью- третьи, в четвёртую- четвёртых, в пятую- пятых.

Всего на класс из 15 парт готовится 15 карточек, на каждой по 2 уравнения,

т.е. на команду 6 уравнений. Ученики одной парты получают карточку, реша-

ют по одному уравнению и передают карточку на соседнюю парту игрокам

той же команды. В процессе игры каждый ученик решает три уравнения. От-

вет обводят зелёной пастой и пишут рядом свою фамилию.

Пример карточки:

1.

5х+(3х-7)=9

2.

13-(5х+11)=6х

3.

61-(3х+51)=1

4.

(7х+1)-(6х+3)=5

5.

(8х+11)-13=9х-5

6.

8х+5=119+(7-3х)

В 7 классе проходим тему: «Произведение одночлена на многочлен».

Проверку умений и навыков в решении примеров провели в виде турнира.

За 20 минут до окончания урока двум командам было предложено решить

пять примеров (6 минут). Каждый ученик записывает решение всех примеров

в тетрадь. Консультации внутри команды допускаются. После этого начинает-

ся турнир. К доске приглашаются по два представителя из каждой команды.

Они обмениваются примерами своей команды и начинают решать их на дос-

ке. После окончания решения к доске выходят следующие две пары. За пра-

вильностью выполнения заданий следят все ученики класса, а арбитром вы-

ступает учитель. Учащимся, работавшим у доски, выставляются отметки в

журнал с учетом выполнения заданий своей команды.

Создавая игровую ситуацию на уроке, мы повышаем интерес к математике,

уменьшаем

утомляемость

учащихся,

развиваем

внимание,

сообразитель-

ность, взаимопомощь. Дидактическая игра отличается от обычной игры тем,

что участие в ней обязательно для всех учащихся. Правила, содержание, ме-

тодика проведения разработаны так, что для учащихся, не испытывающих

интереса к математике, дидактические игры могут стать началом в возникно-

вении этого интереса.

Систематическое проведение дидактических игр на разных этапах урока яв-

ляется эффективным средством активизации учебной деятельности школьни-

ков.



В раздел образования