Автор: Парфенова Ирина Федоровна
Должность: учитель истории обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №6 с.Октябрьского Майского р-на КБР
Населённый пункт: с.Октябрьское, Майский р-н, Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: " Религия как одна из форм культуры" 8 класс
Раздел: среднее образование
Тема урока: « Религия как одна из форм культуры» 8 класс
Есть Бог, есть мир, они живут во век,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилё
в
Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе;
характеризовать основные типы религиозных организаций.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат
обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание,
мировые религии, религиозный культ, религиозные организации,
межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания;
оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых
религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и
религиозное сознание.
Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы;
обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить
свои действия с планируемым результатом;
3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать
информацию ; давать определение понятий.
Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности,
Основные приемы: индивидуальная работа с учебной литературой, рассказ учителя,
работа в парах, группах.
Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики
готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и
христианство
Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм
План урока:
1.Организационный момент
2.Проверка и актуализация знаний
3.Изучение нового материала
4.Итоги и рефлексия
5.Домашнее задание
1. Орг. начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем
уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке:
учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Надеюсь, что сегодня на
уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же
активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.
2. Проверка домашнего задания:
- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно
проверить, как вы усвоили прошлый материал по теме: «Наука в
современном обществе». Поэтому, я предлагаю вам выполнить задания
теста.
Мы с вами начали изучение основных сфер жизни общества.
-Перечислите их.
-С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)
-Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль…..)
-Что еще относится к этой сфере мы узнаем с вами на уроке.
-.Чтобы понять о чем пойдет речь возьмите в файлах пазлы и сложите из
них четверостишье. (попросить одного ученика озвучить ее)
Каждому из вас я подготовила буклет, который по ходу урока который
нужно будет заполнить и прикрепить в рабочую тетрадь.
3. Изучение нового материала
-Какие ассоциации вызывает у вас слово « религия» ? (Бог, вера, божество,
христианство, крест, душа, ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь,
мечеть)
Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой
культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.
Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления
людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое
значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнение»
с. 95 спросить одного ученика с места).
Одни исследователи переводят это слово с латинского как
«относиться с особым почтением», другие переводят слово «религия» как
«связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную
связь земного и небесного (божественного) миров.
Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня,
предмет культа».
- ответим на вопрос: Что такое религия?
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в
существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также
соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в
рабочем листе).
Исторические формы развития религии бывают:
Племенные Что мы о них знаем ?
Национальные Назовите их.
Мировые
-Перечислите мировые религии (христианство,
ислам, буддизм)
-Прежде чем мы перейдем с Вами к следующему пункту плана давайте
заслушаем небольшие сообщения Ваших одноклассников, которые дома
подготовились и сейчас хотят поделиться с нами нужной информацией,
которая касается мировых религий. Сейчас мы предоставим слово нашим
выступающим.
Выступление учащихся.
(Сообщения и показ презентаций: христианство, ислам, буддизм)
1. Особенности религиозной веры.
-А сейчас ребята, давайте поработаем в группах, при этом Вам разрешается
негромко обсуждать вопросы и ответы.
I группа- прочитав текст учебника на с. 96 попробует обозначить
«Особенности религиозной веры»
2. Роль религии в жизни общества.
II группа- прочитав текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия
выполняет в обществе.
III группа- изучив дополнительный материал (10 заповедей) попробует
ответить на вопросы текста.
(1 группа )
1.Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
2.Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и
общества в целом;
3.Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными
силами.
(2 группа) Как Любой социальный феномен религия выполняет в обществе
определенные задачи:
1) Регулирует поведение людей в обществе- религиозные нормы диктует,
как себя вести, вводят ограничения;
2) Воспитывает человека- побуждает к развитию таких положительных
качеств, как милосердие, доброта, умеренность;
3) Отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и
предназначении человека;
4) Снимает психологическое напряжение- верующие люди после
совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;
5) Объединяет общество для решения различных задач.
(3 группа)
Делая выводы можно говорить о том, что любая религия
предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или
другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам,
возможность взаимодействия человека с ними.
3. Религиозные организации и объединения
Важным элементом религии являются религиозные организации,
непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности
и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий
лист)
-церковь
-секты
-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.
Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих
организаций.
1 ученик - Церковь
Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё
характерно четкое разделение верующих на священнослужителей
(духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального
религиозного лидера. У многих церквей есть определенная
территориальная структура.
2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части
мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным
верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена,
причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются
идеи равенства всех членов организации.
-Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность,
претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к
инакомыслию)
3 ученик -Организация
Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг
яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации
провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым
воплощением) и носителем Абсолютной истины.
4. Свобода совести, свобода вероисповедания.
-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш
основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны.
Конституции РФ провозглашены: (ст.28)
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в
соответствии с ними.»
I -Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои
убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других
людей и общества в целом.
II -Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую
религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на
позицию атеизма.
III (в толковом словаре) Атеизм - мировоззрение, отвергающее
существование сверхъестественного— богов, духов, других
нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д
Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в
РФ:
Таблица в тетрадь.
На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют
принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина.
Только спокойное, уважительное отношение к представителям других
религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и
вражду в обществе.
IV. Рефлексия
-Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.
Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя».
Наш урок подходит к концу, заполните оценочную таблицу в вашем
буклете.
V. Домашнее задание и выставление оценок:
1. § 12 читать, пересказ.
2. Для оценки «4» выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с.101
учебника
3. Для оценки «5» написать эссе на тему: «Смысл веры не в том, чтобы
поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т.Харли)