Напоминание

" Религия как одна из форм культуры" 8 класс


Автор: Парфенова Ирина Федоровна
Должность: учитель истории обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №6 с.Октябрьского Майского р-на КБР
Населённый пункт: с.Октябрьское, Майский р-н, Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: " Религия как одна из форм культуры" 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: « Религия как одна из форм культуры» 8 класс

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилё

в

Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе;

характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат

обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание,

мировые религии, религиозный культ, религиозные организации,

межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания;

оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых

религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и

религиозное сознание.

Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы;

обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных

совместных решений;

2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить

свои действия с планируемым результатом;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели

и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать

информацию ; давать определение понятий.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности,

Основные приемы: индивидуальная работа с учебной литературой, рассказ учителя,

работа в парах, группах.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики

готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и

христианство

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм

План урока:

1.Организационный момент

2.Проверка и актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Итоги и рефлексия

5.Домашнее задание

1. Орг. начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем

уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке:

учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Надеюсь, что сегодня на

уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же

активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.

2. Проверка домашнего задания:

- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно

проверить, как вы усвоили прошлый материал по теме: «Наука в

современном обществе». Поэтому, я предлагаю вам выполнить задания

теста.

Мы с вами начали изучение основных сфер жизни общества.

-Перечислите их.

-С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)

-Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль…..)

-Что еще относится к этой сфере мы узнаем с вами на уроке.

-.Чтобы понять о чем пойдет речь возьмите в файлах пазлы и сложите из

них четверостишье. (попросить одного ученика озвучить ее)

Каждому из вас я подготовила буклет, который по ходу урока который

нужно будет заполнить и прикрепить в рабочую тетрадь.

3. Изучение нового материала

-Какие ассоциации вызывает у вас слово « религия» ? (Бог, вера, божество,

христианство, крест, душа, ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь,

мечеть)

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой

культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления

людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое

значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнение»

с. 95 спросить одного ученика с места).

Одни исследователи переводят это слово с латинского как

«относиться с особым почтением», другие переводят слово «религия» как

«связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную

связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня,

предмет культа».

- ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в

существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также

соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в

рабочем листе).

Исторические формы развития религии бывают:

Племенные Что мы о них знаем ?

Национальные Назовите их.

Мировые

-Перечислите мировые религии (христианство,

ислам, буддизм)

-Прежде чем мы перейдем с Вами к следующему пункту плана давайте

заслушаем небольшие сообщения Ваших одноклассников, которые дома

подготовились и сейчас хотят поделиться с нами нужной информацией,

которая касается мировых религий. Сейчас мы предоставим слово нашим

выступающим.

Выступление учащихся.

(Сообщения и показ презентаций: христианство, ислам, буддизм)

1. Особенности религиозной веры.

-А сейчас ребята, давайте поработаем в группах, при этом Вам разрешается

негромко обсуждать вопросы и ответы.

I группа- прочитав текст учебника на с. 96 попробует обозначить

«Особенности религиозной веры»

2. Роль религии в жизни общества.

II группа- прочитав текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия

выполняет в обществе.

III группа- изучив дополнительный материал (10 заповедей) попробует

ответить на вопросы текста.

(1 группа )

1.Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2.Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и

общества в целом;

3.Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными

силами.

(2 группа) Как Любой социальный феномен религия выполняет в обществе

определенные задачи:

1) Регулирует поведение людей в обществе- религиозные нормы диктует,

как себя вести, вводят ограничения;

2) Воспитывает человека- побуждает к развитию таких положительных

качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

3) Отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и

предназначении человека;

4) Снимает психологическое напряжение- верующие люди после

совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;

5) Объединяет общество для решения различных задач.

(3 группа)

Делая выводы можно говорить о том, что любая религия

предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или

другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам,

возможность взаимодействия человека с ними.

3. Религиозные организации и объединения

Важным элементом религии являются религиозные организации,

непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности

и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий

лист)

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих

организаций.

1 ученик - Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё

характерно четкое разделение верующих на священнослужителей

(духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального

религиозного лидера. У многих церквей есть определенная

территориальная структура.

2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части

мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным

верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена,

причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются

идеи равенства всех членов организации.

-Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность,

претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к

инакомыслию)

3 ученик -Организация

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг

яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации

провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым

воплощением) и носителем Абсолютной истины.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш

основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны.

Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,

включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими

любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и

распространять религиозные и иные убеждения и действовать в

соответствии с ними.»

I -Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои

убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других

людей и общества в целом.

II -Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую

религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на

позицию атеизма.

III (в толковом словаре) Атеизм - мировоззрение, отвергающее

существование сверхъестественного— богов, духов, других

нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в

РФ:

Таблица в тетрадь.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют

принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина.

Только спокойное, уважительное отношение к представителям других

религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и

вражду в обществе.

IV. Рефлексия

-Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя».

Наш урок подходит к концу, заполните оценочную таблицу в вашем

буклете.

V. Домашнее задание и выставление оценок:

1. § 12 читать, пересказ.

2. Для оценки «4» выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с.101

учебника

3. Для оценки «5» написать эссе на тему: «Смысл веры не в том, чтобы

поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т.Харли)



В раздел образования