Напоминание

"Игровая деятельность"


Автор: Мнекина Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №5
Населённый пункт: город Пугачёв, Саратовской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Игровая деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая деятельность.

В раннем возрасте уже имеются предпосылки и возможности для расцвета

сюжетно - отобразительной игры. Новые впечатления, интересные и

запоминающиеся для малыша могут стать основой для развития игры. Но при

одном условии: этим предпосылкам следует помогать, и так, чтобы воспитатели

на вопрос: “Во что играют дети?” - не отвечали: “Целыми днями пьют чай и

кукол угощают”. Да, если нет должного руководства, игра сведётся к

стереотипным, отрывочным действиям и исчерпает себя.

Во многих методических пособиях имеется такая мысль: “Для развития игры

показывать, объяснять детям простейшие игровые действия, знакомые им по

опыту, например покормить куклу или мишку, покачать, уложить спать;

закреплять эти действия в совместной игре, подталкивать к переносам на другие

игрушки, чтобы к концу третьего года жизни сформировалось бы умение

разыгрывать четыре - пять небольших сюжетов”. Как видим, просматривается

стремление разучивать с детьми определённые программные сюжеты. Однако,

повторяя сюжет за взрослым, ребёнок стереотипно усваивает определённую

цепочку действий. Чтобы игра стала самостоятельной, сюжетной,

инициативной, необходимо развивать и совершенствовать механизм

моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование - общая

основа игры и воображения, и нужно не прорабатывать многократно какой - то

сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия, их

варианты, с каждым разом внося что то новое в сюжет игры.

Напрашивается вопрос - как сформировать инициативную сюжетно -

отобразительную игру и подготовить ролевую? Главным направлением считают

развитие игрового сюжетного действия. На втором году жизни малышей учат

моделировать на игрушке всё, что они делают сами. Развивать игровое

моделирование - задача третьего года жизни детей. Дети с помощью игрушек

играют “в больницу”, проводят утреннюю зарядку, “гуляют” с куклами, читают

куклам книжки. Для развития игры важно помочь малышам освоить разные

источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что сейчас

случилось, но и то,что они видели раньше и о чём им читали взрослые, или

опираясь на увиденное по телевизору. Весь сюжет, конечно, дети ещё не смогут

освоить, но элементы, игровые действия им вполне доступны. Разыгрывание

действия по сюжетам художественных произведений имеет свои сложности.

Ведь воспитателю нужно выделить в тексте описание действия, представить его,

смоделировать, используя имеющиеся подручные средства. Символы он

замещает образами - реальными предметами. Задача облегчается тем, что

диалоги повторяют текст произведения, а создание полного сюжета не

требуется, достаточно обыграть интересно действие. Главное, что в игру

привносится элемент знаний, открывается новый источник сюжета.

Чтобы игра стала отражением действительности, надо помогать детям

создавать сюжеты на темы событий, которые были в опыте ранее. Речь идёт о

сюжетах по представлению, т.е. о о более высоком уровне игрового

моделирования, когда материал для создания воображаемой ситуации

поставляет память ребёнка. Методика руководства созданием сюжета по

представлению включает три элемента: оживление представлений с помощью

вопросов; обогащение и уточнение сюжета за счёт аналогичного рассказа или

детей, или воспитателя; побуждение проиграть ситуацию, смоделировать сюжет.

Сюжеты по представлению, на мой взгляд, могут стать элементом

повседневного общения в группе, формой индивидуально - групповой работы

по развитию игры. Разумеется, преждевременно ставить в этом случае задачу

воссоздать всю логическую цепочку действия по каждому сюжету, малышам в

этом возрасте ещё не под силу. Достаточно, что они усваивают новые темы,

новые игровые действия и подходят к воспитателю с предложением поиграть.

Но одного согласия педагога недостаточно для развёртывания интересной игры,

он должен развить тему, выделить игровые сюжетные действия, да ещё и

показать.

Несколько слов о втором направлении - обогащении, детализации сюжета.

Пока воссоздаются отдельные сюжетные действия, игра кратковременна,

неустойчива. Переносы сюжета на другие игрушки лишь продлевают игровое

время. Детализировать можно путём наращивания цепочки действий, логически

связанных элементов сюжета. Все исследователи игры справедливо

усматривают в логической цепочке действий показатель развития восприятия и

мышления ребёнка, возрастающую точность его представлений о мире и умение

играть. Однако сводить всё обогащение игры к наращиванию цепочке действий

не совсем оправдано, её элементы представляют собой отдельные сюжеты,

которые ребёнок может повторять в любой последовательности.

Акцентирование внимания на логической цепочке действий приводит к тому,

что воспитатели настойчиво добиваются “твёрдого порядка” в игре, и тогда дети

усваивают именно действия, игнорируя другие средства выражения сюжета. К

последним прежде всего относится игровой материал. Помимо привычной

объёмной реалистической игрушки, дети могут использовать или условную,

выраженную рисунком (контуром), или символическую игрушку, когда кукла,

посуда и угощение условно обозначены (бумажным шариком, палочкой,

пирамидкой, колечком пирамиды и т.д.).

Введение в игру игрушек более обобщённого свойства, особенно

символических заместителей требует непременного участия педагога для

своевременного их введения в процесс игры и действий с ними. Во время

“стирки” можно предложить подлить горячей воды (из кубика вместо чайника),

насыпать порошка (используя другого цвета кубик), после чего, естественно

остальные девочки переймут данный опыт. Разумеется, все действия

воспитателя носят эмоциональный характер. Мимикой, интонацией,

междометиями педагог показывает радость,восхищение, сожаление, огорчение,

недовольство. Работа в этом направлении необходима, если мы хотим добиться

расцвета сюжетно - отобразительной игры.

Важное средство выражения сюжета - слово. Ведь с помощью слова малыш

выражает своё отношение к действию. Педагог своим постоянным вниманием, с

помощью вопросов побуждает детей называть действия, подсказывает название.

В этом случае расширяются их игровые возможности, только тогда они смогут

разбирать сложный сюжет с воображаемым предметом.

Вторая половина третьего года жизни примечательна тем, что в ходе игры дети

применяют диалог по отношению друг к другу, к игрушкам. В ходе наблюдения

за игрой можно заметить как не слушается игрушка, препирается и её поучают

или наказывают. Увлекаясь, ребёнок несколько раз может повторить своё

требование. Вслед за диалогом и на его основе проявляется характеристика

игрушки, обобщение её особенностей, что является показателем

интеллектуального развития, развития мышления, восприятия. В чём же

значение этого момента для игры? Дело в том, что специфическая

характеристика игрушки даёт множество вариантов каждому сюжету. Даже если

ребёнок не может сформулировать обобщающее определение (вежливый,

послушный, боязливый, капризный), ему интереснее сюжеты с вариантами.

Включаясь в игру, педагогу целесообразно подать реплику от имени игрушки и

тем самым подсказать новый сюжет игры. Но реплики должны отражать

реальное поведение, чтобы ребёнок самостоятельно смог разыграть ситуации в

самостоятельной деятельности.

Из многочисленных видов игр сюжетно - ролевая изучена наиболее глубоко и

самыми авторитетными исследователями. Однако переход к ней, её зарождения

не вполне изучены, поэтому в практике именно этот момент вызывает

затруднения.

Если ребёнок способен отображать разнообразные сюжеты, да ещё вариативно

и в деталях, такой ребёнок будет желанным партнёром по игре. Такой ребёнок

увлекает, с ним интересно играть. Такое обстоятельство позволяет принять как

аксиому высказывание педагога А.С. Макаренко: “Чем лучше ребёнок играет в

младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем”.

Ролевая игра - групповое действие, требующая понимание действий играющих

и согласования замыслов. Эти процессы зачастую выражаются словами, т.к. без

словесного сопровождения действий играющим не понять друг друга. В ролевой

игре основные части сюжета выражаются в форме диалога(врач - пациент,

продавец - покупатель). Роль определяет содержание речи каждого играющего,

что является сложным моментом. Ступенька к овладению этим умением -

диалог в сюжетно - отобразительной игре, когда у ребёнка и у игрушки -

персонажа разные фразы, разная позиция.

Переход к ролевой игре для многих детей затруднён тем, что они ещё не могут

создавать воображаемую ситуацию без практических действий. Для раннего

возраста характерна практика, мышление ребёнка отличается наглядной

действительностью, а ролевая игра требует опоры на образы. Как

тренировочное упражнение для развития умения представить партнёра, вести с

ним диалог можно использовать игру в “телефон”. Телефон в группе должен

стать одной из самых активных игрушек, служащий развитию воображения,

речи, умению строить диалог с игрушкой.

Сюжетно - ролевая игра увлечёт детей в том случае, если они вживаются в роль,

образ. Школа ролевых отношений - подвижные сюжетные игры, такие как

“Воробышки и автомобиль”, “Кот и птички”, “У медведя во бору”, в которых

роли хотя и кратковременны, одноплановы, но поведение каждого играющего

соотносится к действиям других: кот спит - птички прыгают, клюют корм,

чирикают, проснулся - улетают, машут крылышками. Педагог может усилить

элементы драматизации используя атрибуты (усиленной интонацией, репликой,

определёнными движениями). Тогда и действия детей достигнут большей

выразительности. Только не стоит излишне подчёркивать правила и

ограничения, в данном случае свободная драматизация важнее правил. Крайне

полезны хороводные игры “Паучок”, “Ходит Ваня”, в которых так же

наличествуют элементы соотнесения действий с ролью, драматизация.

Когда групповые игры - подвижные и хороводные сюжетные увлекут детей,

можно организовать сюжетно - ролевую игру. Однако на этом этапе будут свои

трудности, в играх, где действуют активно два или три ребёнка, а остальные

ждут своей очереди (“Больница”, “Магазин”, “Парикмахерская”). Активные

действия каждому играющему обеспечит введение диалога играющих, что

позволит развить и продолжить игру.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть, что основа игры - игровое сюжетное

действие, которое должно быть сформировано на третьем году жизни со всей

полнотой. Главная задача руководства формированием детской игры - помочь

смоделировать впечатления.



В раздел образования