Напоминание

"Этюд фруктов на контрастном фоне"


Автор: Хмелевская Кристина Сергеевна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: Урок живописи в 1-м классе
Тема: "Этюд фруктов на контрастном фоне"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок живописи в 1-м классе по теме "Этюд фруктов на контрастном фоне"

Хмелевская

Кристина

Сергеевна,

преподаватель

изобразительного искусства

Урок

по

теме

-2

Цель

урока:

Выполнить

с

натуры

этюды

фруктов

на

контрастном фоне.

Задачи:

Обучающая -

Научить

ставить

задачу

тонального

решения

в

живописной

постановке и выполнять ее; повторить контрастные цвета, просмотреть цветовой

контраст в живописных произведениях мастеров; изучить изменение локального

цвета предмета под воздействием освещения и тени, влияние рефлексов.

Развивающая - развить у детей способность видения градаций светотеневого тона в

живописи, многообразие цветовых оттенков.

Воспитывающая -

воспитать

творческое

отношение

к

изобразительной

деятельности,

умение

видеть

прекрасное

в

окружающей

жизни,

усидчивость,

аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование для урока:

Для

учителя:

Зрительный

ряд: дидактические

таблицы:

«Цветовой

круг

и

контраст», «Контраст противоположностей»;

живописные

произведения:

И.Г.

Грабарь

«Неприбранный

стол»,

«Яблоки»,

«Груши на зеленой драпировке»; П.В. Кузнецов «Утро», И.И. Машков. « Фрукты на

блюде»; К.А. Коровин «Вино и фрукты».

Литературный ряд: А. Дмитриев «Печальная лошадь».

Работы учащихся.

Учебные постановки.

Для ученика акварельная бумага (формат А3), скотч, карандаш, ластик, кисти № 5,6,

10, краски акварельные, палитра.

Задание: Выполнить этюд фруктов на контрастном фоне:

1.

Красное яблоко на зеленой драпировке;

2.

Желтая груша на синей драпировке.

План урока.

I - Организационный момент. Повторение пройденного материала 15 мин.

II

-

Теоретическая

часть:

выявление

проблемы

и

закрепление

пройденного

материала, необходимого для решения поставленных задач. 15 мин.

III - Анализ задания 2-3 мин.

IV - Практическая работа учащихся 60 мин.

V - Анализ и оценка работ 10 мин.

VI _ Подведение итогов урока и задание на дом 1-2 мин.

Всего: 120 минут.

Конспект урока

(На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские

работы. Ученики сидят за мольбертами, на мольбертах скотчем закреплена бумага

формата А3 (вертикально). На табуретках около каждого ученика приготовлены

акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования).

I. Организационный

момент.

Подготовка

детей

к

повторению

пройденного

материала.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке живописи мы продолжаем тему цветовой

контраст. На

этом

уроке

мы

с

вами

повторим,

что

называется

контрастными

цветами и выполним этюды фруктов на контрастном фоне.

- Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым

кругом, с теплыми и холодными цветами, узнали, что цвет может быть светлым и

темным, ярким и приглушенным. На прошлом уроке мы узнали о родственных

цветах, писали этюды в сближенной цветовой гамме и знакомились с понятием

цветовой контраст,

- Кто же ответит: какие цвета называют родственными?

- А какие группы родственных цветов вам знакомы?

Ответы

детей: Цвета,

которые

находятся

в

одной

четверти

цветового

круга.

Желто-оранжевые, сине-зеленые,

фиолетово - красный (Приложение, таблица

1:1)

- Правильно, а вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом

круге принято считать какими?

Ответы детей: контрастными!

Почему их так назвали?

Ответы

детей:

Находясь

рядом,

они

только

усиливают

свою

силу,

свою

насыщенность: желтый – фиолетовый, красный – зеленый, оранжевый – синий.

(Приложение, таблица 1:1)

II. Теоретическая часть: выявление проблемы и закрепление пройденного

материала, необходимого для решения поставленных задач.

- Дети как, по вашему мнению, можно описать контраст?

Предполагаемый ответ детей.

Контраст в переводе с Итальянского – «противоречие, противопоставление». В

изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных

друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо фактур красочного слоя, либо

различных живописных приемов.

Какой пример, мы можем проговорить показать наглядно?: (Ответ детей с мест)

темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии – угловатые

линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. (Приложение, таблица 1:2)

- И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. Я сейчас мы

прочитаем стихотворение, и вы и зрители слушайте его внимательно,

затем

постарайтесь

ответить,

какие

контрасты-противоположности

вы

нашли

в

этом

произведении.

Печальная лошадь Алексей Дмитриев

Однажды я вышел на людную площадь

И рядом увидел печальную лошадь.

Средь шума и смеха, тиха и бледна,

С букетом фиалок стояла она.

И я, поклонившись, шепнул ей:

- Простите. Ответьте, прошу, от чего вы грустите?

Сегодня ведь праздник, а в праздник всегда

Обида не в счет и беда - не беда!

Печальная лошадь, вздохнув, отвечала:

- Я нынче впервые на площадь попала.

В обычные дни я ее обхожу –

До ночи тележку с дровами вожу.

Но я вдруг решила не жить из-под палки –

Ушла от тележки, купила фиалки

И в новом пальто, позабыв про дела,

Взяла и сегодня на площадь пришла.

Мне б очень хотелось дождаться салюта,

Но только салюта все нет почему-то...

Как жаль, ведь пора за тележкой идти –

мне нужно вернуться домой к девяти.

Не скоро на площадь я выберусь снова,

Все буду работать, и ждать выходного,

И, может быть, снова салют пропущу....

Вам ясно теперь, отчего я грущу?

Что мог я сказать? И что толку в ответе,

Раз лошади плохо живется на свете?..

Хотел я уйти. Распрощался.

И тут над площадью с грохотом вспыхнул салют.

И будто за все ожиданья подарок,

Салют был прекрасен и сказочно ярок.

Счастливая лошадь, а с ней детвора

В восторге кричали: "Салюту - ура!"

Пусть кто-то, услышав, не сдержит насмешки.

Рассказ мой для тех, кто устал от тележки,

Рассказ для того, кто тележку везет,

Пускай же хоть в сказке ему повезет.

- Какие примеры вы можете привести?

Ответы детей: радость – печаль, быстро – медленно, большой - маленький и т.д.

- Действительно вы правы, и это все контрасты.

-

А

теперь

мы

внимательно

изучим

репродукции

мастеров.

Художники

непосредственно используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы

выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются

очень гармонично соединить эти яркие цвета. К примеру, рассмотрим репродукцию

Павла

Кузнецова натюрморт

«Утро», он проникнут поэзией голубого утра с

первыми проблесками зари, в этой картине великолепно передано пространство,

прохладный утренний воздух, посмотрите какие холодные грубые отливы цвета

рефлексируют на яблоках и грушах, как контрастно играет композиция, но в целом

мы видим на сколько она гармонична. (Приложение 2, репродукции художников),

- Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых

основывается цветовая гармония этих картин, а так же родственные цвета…(дети

пытаются самостоятельно, проанализировать репродукции других художников.

-

И

сегодня

мы

с

вами

на

уроке

будем

выполнять

этюды

фруктов

именно

в

контрастной гамме, вам предстоит написать желтую грушу, на синей драпировке, и

красное яблоко на зеленой. Помимо такой сложной задачи – как с гармонировать

яркие цвета вам необходимо решить и другую – передать тональность постановки,

объем предметов и освещение.

-

Какие

основные

градации

светотени

вам

знакомы? Ответы

детей: свет,

полутень, тень и т.д.

- Что такое рефлекс?

- Что такое тень или собственная тень предмета?

- Что такое локальный цвет предмета?

- Какой же локальный цвет у яблока и груши? (красный и желтый)

- Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?

Ответы детей:

Рефлекс (отсвет цвета и света) – то место в собственной тени на предмете, на

которое

падает

отражённый

свет

от

другого

освященного

предмета

или

освященной части того же предмета. Рефлекс всегда значительно темнее света.

Иногда рефлекс называют отсветом.

Собственная тень – это самое темное место на предмете, на котором нет ни

прямого,

ни

отраженного

света.

В

этом

месте

предмет

освящен

лишь

рассеянным светом.

Локальный

цвет (собственный

цвет

предмета)

подразумевает

основной

не

измененный цвет предмета, достаточно условный без оттенков цвет, который в

нашем сознании ассоциируется с определенным объектом.

Изменение локального цвета

- на свету локальный цвет теплее, в тени –

холоднее.

Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет яблока, теперь подберем цвет

яблока на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может

быть одним и на свету и в тени, он изменяется от теплого к холодному. Но стоит не

забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно

достичь только через рефлексы.

III. Анализ задания

Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо:

1.

закомпоновать два изображения в листе;

2.

выявить светотеневые градации изменения освещенности предмета по его

форме и отметить их карандашом;

3.

выполнить этюд, передать цветом объем предметов, соблюдая тональные

отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом

фоне),

связать

контрастные

предметы

с

окружающей

средой,

при

помощи

рефлексов.

В

итоге

будет

оцениваться,

как

вы

умеете: передавать

многообразие

цветовых

оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над

рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки.

IV. Практическая работа учащихся

Во

время

самостоятельной

работы

учащихся

учитель

следит

за

выполнением

задания,

проявляет

индивидуальный

подход

к

учащимся,

комментирует

их

действия,

исправляет

ошибки

(компоновка,

плоскостное

изображение

и

т.д.),

помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы.

V. Анализ и оценка работ

Итак, вы выполнили этюд фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим

работы и попытаемся оценить их по следующим критериям:

1.

Композиционное размещение в листе;

2.

Решение локального цвета - объём, форма предмета;

3.

Связь со средой;

4.

Аккуратность работы.

Игровой момент: за каждый успешный критерий – 2 балла (чем больше балов, тем

выше оценка).

VI. Подведение итогов урока и задание на дом

Судя по вашим работам, большинство из вас неплохо справились с заданием, в

своих

этюдах

вы

грамотно,

применили

закон

цветового

контраста,

сумели

гармонично сочетать яркие, насыщенные цвета и показать форму и освещение

предметов.

- Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового

о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили?

К следующему уроку вам необходимо подобрать на палитре понравившиеся пятна

контрастных цветов среди окружающих вас предметов, тканей, интерьера и т.д. и

рассказать о них на следующем занятии.

До свидания.

Список литературы:

1.

Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М.: Просвещение, 1977.

2.

Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.:

Питер, 2006.

3.

Визер

В.В.

Живописная

грамота.

Система

цвета

в

изобразительном

искусстве.- СПб.: Питер, 2006.

4.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

5.

Иванова О.В. Акварель: Практические советы. – М.: «Издательство АСТ»,

2001.

6.

Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб., 1999.

7.

Неменский Б.М.Искусство и просвещение. - М.: Просвещение, 1987.

8.

Орловский Г.И. Учить смотреть и видеть.- М: Просвещение, 1987.

9.

Программа министерства культуры. Живопись. - М., 1982.

10.

Ростсвцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. -

М: Просвещение, 1987.

11.

Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: титул, 1996.

12.

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1986

Приложение

Дидактические таблицы:

Таблица 1:1 «Цветовой круг и контраст».

Таблица 1:2 «Контраст противоположностей».

Живописные произведения:

И.Э. Грабарь «Неприбранный стол» И.Э. Грабарь «Яблоки»

И.Э. Грабарь «Груши на Зеленой драпировке» К.А. Коровин «Вино и фрукты»

П.В. Кузнецов «Утро» И.И. Мошков «Фрукты на блюде»



В раздел образования