Автор: Моисеев Иван Николаевич
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МБОУ "Кюпская Агрошкола"
Населённый пункт: н.Кюпцы
Наименование материала: Методический семинар
Тема: Профилактика и преодоление синдрома "профессионального выгорания"
Раздел: полное образование
Учитель: Моисеев Иван Николаевич
Семинар для учителей
Профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания»
Гуманная система развивающего обучения – это система, при которой высоко ценят не только
знания, но и порядочность во всем, любовь и уважение к людям. И необходимость ставить
воспитание на первое место доказала сама жизнь.
Сложно научить детей делиться с товарищем, заступаться за слабых, просить прощения,
исправлять ошибки и не быть разрушителями, если самые близкие ребенку люди- мама и
папа- исповедуют теорию « переступить через других». и некоторые из них готовы
разорвать учителя на куски за то, что ребенок может дома спросить: « А правильно ли вы
живете, мама и папа?»
Жизнь рассудить взрослых, откроет истины бытия. А пока педагогу нужно немало
мужества и сил, чтобы ежедневно с улыбкой заходить в класс, « обнимать» взглядом всех
своих славных, уникальных « почемучек» и дарить им любовь и мудрость.
Но лишь немногие учителя выдерживают такую нагрузку. Сегодня появился такой термин,
как « профессиональное выгорание», что является следствием неуправляемого стресса,
вызванного межличностным общением в профессиональной деятельности.
Определяющим показателем профессионального выгорания является эмоциональное
истощение, возникающее при перегрузке, гневе и депрессии, часто происходящее на
уроках, где ученики не слушаются.
Постоянная усталость, опустошенность, ощущение отсутствия социальной поддержки,
упреки, недовольство профессией… Общение с педагогами показывает, что многим из
учителей знакомы эти симптомы.
Цель проекта:
-исследовать особенности профессионального выгорания учителя;
- определить пути его профилактики и преодоления;
-овладеть антистрессовыми техниками.
Задачи проекта:
-содействие улучшению эмоционального состояния работников педагогического
коллектива для повышения их профессиональной компетентности.
Ожидаемые результаты:
-создание такой атмосферы, которая способствовала бы повышению работоспособности
учителей;
- формирование, сохранение и поддержание физического, психического и духовного
здоровья работников.
Существует так называемая» группа риска» работников, которые наиболее подвержены
выгоранию- это те, кто работает в сфере « человек-человек» и в силу своей профессии
вынуждены много и интенсивно общаться с другими людьми. Факторами, влияющими на
выгорание, являются индивидуальные особенности нервной системы и темперамента.
Быстрее «выгорают» сотрудники со слабой нервной системой и те, кто имеет
интровертированный характер, индивидуальные особенности которого не сочетаются с
требованиями профессий типа «человек – человек».
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания- так называется серьезное
заболевание, которое относительно недавно пополнило Международный классификатор
психических болезней.
Синдром угрожает представителей всех профессий, с высокой эмоциональной
насыщенностью и необходимостью межличностного общения. Это требует от
специалистов умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Поэтому очень важным является изучение синдрома профессионального выгорания,
особенностей его возникновения, развития и течения именно в педагогической
деятельности.
Основные признаки синдрома:
-истощение, усталость;
-психосоматические осложнения;
-бессонница;
-негативные установки по отношению к своей работе;
-пренебрежение выполнением своих обязанностей;
-увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
-уменьшение аппетита или переедание;
-отрицательная самооценка;
-усиление агрессивности (раздражительности, напряженности);
-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия);
-чувство вины.
Симптомами профессионального выгорания могут быть:
-работа вытесняет все остальное (« берется» домой и на выходные, занимает главные темы
разговоров);
-энергичность сменяется чувством усталости, апатии, разочарования;
-расстройства сна, навязчивые мысли, касающиеся работы, мысленные прокрутки
определенных моментов (можно было иначе поступить, сказать и т. п.);
-снижение внимательности, увеличение количества ошибок, замедление темпов работы,
снижение производительности;
-вспышки агрессивности, циничности, безразличия к коллегам, клиентам, часто- семье;
-ухудшение настроения, чувство вины за реальные или мнимые ошибки;
-появление болезненных проявлений (начиная от частых ОРЗ, заканчивая появлением
гипертонии и проблем с сердцем).
Причины возникновения синдрома:
-напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка
со стороны коллег;
-однообразие деятельности и неумении творчески подойти к выполняемой работе;
-работа без перспективы, невозможность построить профессиональную карьеру;
-немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «незаметны»;
-нерешенные личностные конфликты.
Определение особенностей нервной системы
Особенности нервной системы можно определить с помощью тестов.
Тест «Определение психологической уравновешенности»
Ответьте на вопрос одним из трех способов:
-«да, безусловно» (3 балла);
-«да, но не очень» (1 балл);
-«нет, ни в коем случае» (0 баллов) – и просуммируйте баллы.
Раздражают ли вас:
1)
мятая страница газеты, которую вы хотите прочитать;
2)
не слишком молодая женщина, одетая, как юная девушка;
3)
чрезмерная близость собеседника во время разговора;
4)
женщина, курящая на улице или в общественном месте;
5)
человек, кашляющий в вашу сторону;
6)
если кто-то грызет ногти у вас на глазах;
7)
если кто-то смеется невпопад;
8)
если кто-то пытается учить вас, что и как делать;
9)
если любимая девушка (парень) всегда опаздывает;
10) если в кинотеатре сидящий впереди постоянно крутится и разговаривает;
11) если вам рассказывают сюжет романа, который вы только собираетесь прочесть;
12) если вам дарят ненужные вещи;
13) громкий разговор в общественном транспорте;
14) слишком сильный запах духов;
15) человек, жестикулирующий во время разговора;
16) коллега, часто употребляющий иностранные слова?
Оценка результатов
более 36. Вы не относитесь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти
все. Вы легко теряете равновесие. Это расшатывает вашу нервную систему, усиливая
трения с окружающими.
От 13 до 36. Вы принадлежите к самой распространенной группе людей, которых
раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные проблемы, вы
способны легко забывать о них.
Менее 13. Вы достаточно спокойный человек и смотрите на жизнь реально. Вас не так уж и
просто вывести из равновесия. А это- «страховка» от стресса.
Тест
« Определение степени подверженности стрессу»
Перед вами 18 утверждений. Вы должны определить, в какой степени каждое из
утверждений касается вас.
Количество баллов на ответы:
1-
всегда
2-
почти всегда;
3-
редко;
4-
очень редко;
5-
никогда.
Утверждения
1.Не менее одного раза в день я ем горячую пищу.
2. Не менее четырех ночей в неделю я сплю по 7-8 часов.
3. Я получаю от людей положительный эмоциональный заряд, сам плачу людям тем же.
4. У меня есть родственники, на которых я могу положиться.
5. Я занимаюсь физической зарядкой не менее двух раз в неделю.
6. Я выкуриваю за день меньше половины пачки сигарет.
7. За неделю я употребляю алкоголь меньше пяти раз.
8. Вес моего тела соответствует моему росту.
9. Моя зарплата соответствует моим расходам.
10. У меня много друзей и знакомых.
11. У меня есть товарищ, которому я могу доверить свои сокровенные мысли.
12. Мое здоровье в норме.
13. Я могу свободно говорить о своих переживаниях, находясь не в настроении.
14. Я обсуждаю свои личные проблемы с людьми, с которыми общаюсь.
15. Я шучу не меньше одного раза в неделю.
16. Я способен достаточно эффективно организовать свое время.
17. Я выпиваю меньше трех чашек кофе в неделю.
18. В течение дня мне удается некоторое время побыть наедине.
Обработка и оценка результатов
Просуммируйте полученные вами баллы.
Из общей суммы следует вычесть 18.
Сумма баллов более 25 свидетельствует о нервозности; 40-65 баллов- нервозность в
большой степени; более 65 баллов- вы на грани срыва.
Синдром профессионального выгорания является стрессовой реакцией, которая возникает
в результате длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Учитывая
определение стрессового процесса по Г. Селье (т. е. стадий тревоги, резистентности и
истощения), профессиональное выгорание можно считать третьей стадией, для которой
характерен устойчивый и неконтролируемый уровень возбуждения. Педагоги работают а
достаточно беспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требующей постоянного
внимания и контроля над взаимодействием в системе «учитель-ученик».
При таких условиях стресс вызывает большое количество стресогенов, которые
непрерывно накапливаются в различных сферах жизнедеятельности. Сейчас чувство
контроля над происходящим может иметь решающее значение. Если педагог реагирует
адекватно, адаптивно, он более успешно и эффективно действует, повышает свою
функциональную активность и уверенность, в то время как дезадаптивные реакции ведут
по спирали вниз, к «профессиональному выгоранию». Когда требования ( внутренние и
внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека
нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение
равновесия неизбежно приводят к « профессиональному выгоранию.
Профилактика профвыгорания:
- прежде всего, учитесь планировать;
- ставьте перед собой цели, которых сможете достичь;
- правильно планируйте свое время;
- 8 часов- полноценный здоровый сон;
- 8 часов- активный отдых;
- будьте положительной личностью. Не критикуйте других. Учитесь хвалить других за те
качества, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах
окружающих.
Адвекатное отношение к работе и отведение ей должного места в жизни- лучшая
профилактика профессионального выгорания.
К сожалению, в жизни мы не всегда можем делать только то, что нам нравится, приносить
радость.
А работа без радости ускоряет выгорание многократно. Если же научиться пользоваться
установкой « Не можешь делать то, что любишь,- научись любить то, что делаешь», то ни
одно профессиональное выгорание нам не грозит!
Методы гармонизации
психофизического состояния человека
Путями решения проблемы в педагогическом коллективе (при активном участии
профсоюзного комитета, который существует в каждом коллективе) могут быть:
-общие дела;
-развлекательные программы
-занятия по интересам;
-спортивные мероприятия.
Человек является целостной биоэнергоинформационной системой, поэтому влияние на
любую из этих составляющих сказывается и на других.
Условно все методы гармонизации психофизического состояния человека можно
объединить в три группы.
1.
Физиологический уровень регуляции психофизического состояния(воздействие на
физическое тело).
2.
Эмоционально-волевая регуляция психофизического состояния(воздействие на
эмоциональное состояние).
3.
Ценностно-смысловый уровень регуляции психофизического
состояния(воздействие на мысли, изменение мировоззрения).
Физиологический уровень регуляции
психофизического состояния(воздействие на физическое тело):
- достаточно длительный и качественный сон (важно проветривать
помещение перед сном, соблюдать режим сна: засыпать и просыпаться в одно и
то же время);
- сбалансированное, насыщенное витаминами и минералами питание( особенно
противострессовыми считаются минерал магний и витамин Е, который
содержится в кукурузе, моркови, ежевике, орехах, зернах подсолнечника, сои
( кстати, плитка темного шоколада быстро улучшит ваше настроение);
- достаточная физическая нагрузка, занятия спортом, утренняя гимнастика,
танцы (танцевальные движения под ритмичную музыку способствуют
освобождению от негативных эмоций так же, как и любимая работа);
- фитотерапия,гомеопатия (способствует успокоению чай мяты, настойка из
корня валерианы; повышает жизненный тонус настойка элеутерококка,
женьшеня, радиолы розовой);
- массаж (поможет как классический, так и массаж биологически активных
точек на руках и ногах человека; полезно просто походить босиком по земле или по
насыпанным в коробку камешкам);
- терапия цветом (зеленый и синий цвет помогают успокоиться, красный и
желтый придают энергию и бодрость);
- ароматотерапия ( запахи апельсина и бергамота возбуждающе действуют на
нервную систему, появляется ощущение прилива сил; запахи лаванды, аниса,
шалфея действуют успокаивающе, помогают снять нервное напряжение);
- дыхательные упражнения ( успокаивающее с длинным выдохом дыхание
уменьшает избыточное возбуждение и нервное напряжение; мобилизующее
дыхание с удлиненным вдохом помогает преодолеть вялость, сонливость);
- баня и водные процедуры ( контрастный душ перед сном поможет снять
усталость, злость, которые накопились в течение дня, а утром придаст
бодрости; вообще, вода прекрасно смывает любой негатив);
Эмоционально-волевая регуляция психофизического состояния (воздействие на
эмоциональное состояние):
- юмор (смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т-
лимфоциты крови, в ответ на вашу улыбку организм продуцирует желанные
гормоны радости; юмор прекрасно «перезаряжает» негатив);
- музыка ( лучше способствует гармонизации психоэмоционального состояния
прослушивание классической музыки, хотя в малых дозах полезен и рок- он
помогает освободиться от негативных эмоций);
- общение с семьей, друзьями;
- занятие любимым делом, хобби (компьютер, книги, фильмы, вязание,
садоводство, рыболовство, туризм и. т. д.);
- аутотренинги (самовнушение) (эмоциональное напряжение напрямую связано с
напряжением мышц – в состоянии стресса организм входит в состояние « боевой
готовности» к активным действиям; снимая напряжение определенной группы
мышц, можно влиять на негативные эмоции, избавиться от них).
Ценностно - смысловый уровень регуляции психофизического состояния
( воздействие на мысли, изменение мировоззрения);
- обида,
- злость,
- недовольство,
- критика себя и других.
Все это вредные для нашего организма эмоции.
Наш мозг выбрасывает гормоны стресса на любые раздражители, угрожающие
нашему спокойствию. При этом ему совершенно безразлично, реальные они или
вымышленные. Поэтому и на надуманную проблему организм отреагирует как на
настоящую. Следовательно, важно научиться контролировать свои мысли и
эмоции.
Известный исследователь стресса Селье отмечал, что имеет значение не то, что
с вами происходит, а то, как вы это воспринимаете.
Избегайте нездоровой конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не
можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление выиграть во
многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека
агрессивным.
«В одно окно смотрели двое…
Один увидел – дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое…
В одно окно смотрели двое…»
Следовательно, важно научиться обращать внимание на положительные
моменты в жизни и уметь быть благодарным за них. Отрицательный вопрос «
За что?» желательно превращать в положительный « Для чего?». Для чего в
моей жизни появилась та или иная неприятная ситуация? Какие выводы я
должен сделать? Чему я должен в этой ситуации научиться.
Если с такой позиции подходить к жизненным ситуациям, то они перестают
восприниматься как проблемы и жизнь предстает перед нами как школа, где
могли научиться именно тому, что нам нужно.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ