Напоминание

Профилактика и преодоление синдрома "профессионального выгорания"


Автор: Моисеев Иван Николаевич
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МБОУ "Кюпская Агрошкола"
Населённый пункт: н.Кюпцы
Наименование материала: Методический семинар
Тема: Профилактика и преодоление синдрома "профессионального выгорания"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель: Моисеев Иван Николаевич

Семинар для учителей

Профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания»

Гуманная система развивающего обучения – это система, при которой высоко ценят не только

знания, но и порядочность во всем, любовь и уважение к людям. И необходимость ставить

воспитание на первое место доказала сама жизнь.

Сложно научить детей делиться с товарищем, заступаться за слабых, просить прощения,

исправлять ошибки и не быть разрушителями, если самые близкие ребенку люди- мама и

папа- исповедуют теорию « переступить через других». и некоторые из них готовы

разорвать учителя на куски за то, что ребенок может дома спросить: « А правильно ли вы

живете, мама и папа?»

Жизнь рассудить взрослых, откроет истины бытия. А пока педагогу нужно немало

мужества и сил, чтобы ежедневно с улыбкой заходить в класс, « обнимать» взглядом всех

своих славных, уникальных « почемучек» и дарить им любовь и мудрость.

Но лишь немногие учителя выдерживают такую нагрузку. Сегодня появился такой термин,

как « профессиональное выгорание», что является следствием неуправляемого стресса,

вызванного межличностным общением в профессиональной деятельности.

Определяющим показателем профессионального выгорания является эмоциональное

истощение, возникающее при перегрузке, гневе и депрессии, часто происходящее на

уроках, где ученики не слушаются.

Постоянная усталость, опустошенность, ощущение отсутствия социальной поддержки,

упреки, недовольство профессией… Общение с педагогами показывает, что многим из

учителей знакомы эти симптомы.

Цель проекта:

-исследовать особенности профессионального выгорания учителя;

- определить пути его профилактики и преодоления;

-овладеть антистрессовыми техниками.

Задачи проекта:

-содействие улучшению эмоционального состояния работников педагогического

коллектива для повышения их профессиональной компетентности.

Ожидаемые результаты:

-создание такой атмосферы, которая способствовала бы повышению работоспособности

учителей;

- формирование, сохранение и поддержание физического, психического и духовного

здоровья работников.

Существует так называемая» группа риска» работников, которые наиболее подвержены

выгоранию- это те, кто работает в сфере « человек-человек» и в силу своей профессии

вынуждены много и интенсивно общаться с другими людьми. Факторами, влияющими на

выгорание, являются индивидуальные особенности нервной системы и темперамента.

Быстрее «выгорают» сотрудники со слабой нервной системой и те, кто имеет

интровертированный характер, индивидуальные особенности которого не сочетаются с

требованиями профессий типа «человек – человек».

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания- так называется серьезное

заболевание, которое относительно недавно пополнило Международный классификатор

психических болезней.

Синдром угрожает представителей всех профессий, с высокой эмоциональной

насыщенностью и необходимостью межличностного общения. Это требует от

специалистов умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

Поэтому очень важным является изучение синдрома профессионального выгорания,

особенностей его возникновения, развития и течения именно в педагогической

деятельности.

Основные признаки синдрома:

-истощение, усталость;

-психосоматические осложнения;

-бессонница;

-негативные установки по отношению к своей работе;

-пренебрежение выполнением своих обязанностей;

-увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

-уменьшение аппетита или переедание;

-отрицательная самооценка;

-усиление агрессивности (раздражительности, напряженности);

-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия);

-чувство вины.

Симптомами профессионального выгорания могут быть:

-работа вытесняет все остальное (« берется» домой и на выходные, занимает главные темы

разговоров);

-энергичность сменяется чувством усталости, апатии, разочарования;

-расстройства сна, навязчивые мысли, касающиеся работы, мысленные прокрутки

определенных моментов (можно было иначе поступить, сказать и т. п.);

-снижение внимательности, увеличение количества ошибок, замедление темпов работы,

снижение производительности;

-вспышки агрессивности, циничности, безразличия к коллегам, клиентам, часто- семье;

-ухудшение настроения, чувство вины за реальные или мнимые ошибки;

-появление болезненных проявлений (начиная от частых ОРЗ, заканчивая появлением

гипертонии и проблем с сердцем).

Причины возникновения синдрома:

-напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка

со стороны коллег;

-однообразие деятельности и неумении творчески подойти к выполняемой работе;

-работа без перспективы, невозможность построить профессиональную карьеру;

-немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «незаметны»;

-нерешенные личностные конфликты.

Определение особенностей нервной системы

Особенности нервной системы можно определить с помощью тестов.

Тест «Определение психологической уравновешенности»

Ответьте на вопрос одним из трех способов:

-«да, безусловно» (3 балла);

-«да, но не очень» (1 балл);

-«нет, ни в коем случае» (0 баллов) – и просуммируйте баллы.

Раздражают ли вас:

1)

мятая страница газеты, которую вы хотите прочитать;

2)

не слишком молодая женщина, одетая, как юная девушка;

3)

чрезмерная близость собеседника во время разговора;

4)

женщина, курящая на улице или в общественном месте;

5)

человек, кашляющий в вашу сторону;

6)

если кто-то грызет ногти у вас на глазах;

7)

если кто-то смеется невпопад;

8)

если кто-то пытается учить вас, что и как делать;

9)

если любимая девушка (парень) всегда опаздывает;

10) если в кинотеатре сидящий впереди постоянно крутится и разговаривает;

11) если вам рассказывают сюжет романа, который вы только собираетесь прочесть;

12) если вам дарят ненужные вещи;

13) громкий разговор в общественном транспорте;

14) слишком сильный запах духов;

15) человек, жестикулирующий во время разговора;

16) коллега, часто употребляющий иностранные слова?

Оценка результатов

более 36. Вы не относитесь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти

все. Вы легко теряете равновесие. Это расшатывает вашу нервную систему, усиливая

трения с окружающими.

От 13 до 36. Вы принадлежите к самой распространенной группе людей, которых

раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные проблемы, вы

способны легко забывать о них.

Менее 13. Вы достаточно спокойный человек и смотрите на жизнь реально. Вас не так уж и

просто вывести из равновесия. А это- «страховка» от стресса.

Тест

« Определение степени подверженности стрессу»

Перед вами 18 утверждений. Вы должны определить, в какой степени каждое из

утверждений касается вас.

Количество баллов на ответы:

1-

всегда

2-

почти всегда;

3-

редко;

4-

очень редко;

5-

никогда.

Утверждения

1.Не менее одного раза в день я ем горячую пищу.

2. Не менее четырех ночей в неделю я сплю по 7-8 часов.

3. Я получаю от людей положительный эмоциональный заряд, сам плачу людям тем же.

4. У меня есть родственники, на которых я могу положиться.

5. Я занимаюсь физической зарядкой не менее двух раз в неделю.

6. Я выкуриваю за день меньше половины пачки сигарет.

7. За неделю я употребляю алкоголь меньше пяти раз.

8. Вес моего тела соответствует моему росту.

9. Моя зарплата соответствует моим расходам.

10. У меня много друзей и знакомых.

11. У меня есть товарищ, которому я могу доверить свои сокровенные мысли.

12. Мое здоровье в норме.

13. Я могу свободно говорить о своих переживаниях, находясь не в настроении.

14. Я обсуждаю свои личные проблемы с людьми, с которыми общаюсь.

15. Я шучу не меньше одного раза в неделю.

16. Я способен достаточно эффективно организовать свое время.

17. Я выпиваю меньше трех чашек кофе в неделю.

18. В течение дня мне удается некоторое время побыть наедине.

Обработка и оценка результатов

Просуммируйте полученные вами баллы.

Из общей суммы следует вычесть 18.

Сумма баллов более 25 свидетельствует о нервозности; 40-65 баллов- нервозность в

большой степени; более 65 баллов- вы на грани срыва.

Синдром профессионального выгорания является стрессовой реакцией, которая возникает

в результате длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Учитывая

определение стрессового процесса по Г. Селье (т. е. стадий тревоги, резистентности и

истощения), профессиональное выгорание можно считать третьей стадией, для которой

характерен устойчивый и неконтролируемый уровень возбуждения. Педагоги работают а

достаточно беспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требующей постоянного

внимания и контроля над взаимодействием в системе «учитель-ученик».

При таких условиях стресс вызывает большое количество стресогенов, которые

непрерывно накапливаются в различных сферах жизнедеятельности. Сейчас чувство

контроля над происходящим может иметь решающее значение. Если педагог реагирует

адекватно, адаптивно, он более успешно и эффективно действует, повышает свою

функциональную активность и уверенность, в то время как дезадаптивные реакции ведут

по спирали вниз, к «профессиональному выгоранию». Когда требования ( внутренние и

внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека

нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение

равновесия неизбежно приводят к « профессиональному выгоранию.

Профилактика профвыгорания:

- прежде всего, учитесь планировать;

- ставьте перед собой цели, которых сможете достичь;

- правильно планируйте свое время;

- 8 часов- полноценный здоровый сон;

- 8 часов- активный отдых;

- будьте положительной личностью. Не критикуйте других. Учитесь хвалить других за те

качества, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах

окружающих.

Адвекатное отношение к работе и отведение ей должного места в жизни- лучшая

профилактика профессионального выгорания.

К сожалению, в жизни мы не всегда можем делать только то, что нам нравится, приносить

радость.

А работа без радости ускоряет выгорание многократно. Если же научиться пользоваться

установкой « Не можешь делать то, что любишь,- научись любить то, что делаешь», то ни

одно профессиональное выгорание нам не грозит!

Методы гармонизации

психофизического состояния человека

Путями решения проблемы в педагогическом коллективе (при активном участии

профсоюзного комитета, который существует в каждом коллективе) могут быть:

-общие дела;

-развлекательные программы

-занятия по интересам;

-спортивные мероприятия.

Человек является целостной биоэнергоинформационной системой, поэтому влияние на

любую из этих составляющих сказывается и на других.

Условно все методы гармонизации психофизического состояния человека можно

объединить в три группы.

1.

Физиологический уровень регуляции психофизического состояния(воздействие на

физическое тело).

2.

Эмоционально-волевая регуляция психофизического состояния(воздействие на

эмоциональное состояние).

3.

Ценностно-смысловый уровень регуляции психофизического

состояния(воздействие на мысли, изменение мировоззрения).

Физиологический уровень регуляции

психофизического состояния(воздействие на физическое тело):

- достаточно длительный и качественный сон (важно проветривать

помещение перед сном, соблюдать режим сна: засыпать и просыпаться в одно и

то же время);

- сбалансированное, насыщенное витаминами и минералами питание( особенно

противострессовыми считаются минерал магний и витамин Е, который

содержится в кукурузе, моркови, ежевике, орехах, зернах подсолнечника, сои

( кстати, плитка темного шоколада быстро улучшит ваше настроение);

- достаточная физическая нагрузка, занятия спортом, утренняя гимнастика,

танцы (танцевальные движения под ритмичную музыку способствуют

освобождению от негативных эмоций так же, как и любимая работа);

- фитотерапия,гомеопатия (способствует успокоению чай мяты, настойка из

корня валерианы; повышает жизненный тонус настойка элеутерококка,

женьшеня, радиолы розовой);

- массаж (поможет как классический, так и массаж биологически активных

точек на руках и ногах человека; полезно просто походить босиком по земле или по

насыпанным в коробку камешкам);

- терапия цветом (зеленый и синий цвет помогают успокоиться, красный и

желтый придают энергию и бодрость);

- ароматотерапия ( запахи апельсина и бергамота возбуждающе действуют на

нервную систему, появляется ощущение прилива сил; запахи лаванды, аниса,

шалфея действуют успокаивающе, помогают снять нервное напряжение);

- дыхательные упражнения ( успокаивающее с длинным выдохом дыхание

уменьшает избыточное возбуждение и нервное напряжение; мобилизующее

дыхание с удлиненным вдохом помогает преодолеть вялость, сонливость);

- баня и водные процедуры ( контрастный душ перед сном поможет снять

усталость, злость, которые накопились в течение дня, а утром придаст

бодрости; вообще, вода прекрасно смывает любой негатив);

Эмоционально-волевая регуляция психофизического состояния (воздействие на

эмоциональное состояние):

- юмор (смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т-

лимфоциты крови, в ответ на вашу улыбку организм продуцирует желанные

гормоны радости; юмор прекрасно «перезаряжает» негатив);

- музыка ( лучше способствует гармонизации психоэмоционального состояния

прослушивание классической музыки, хотя в малых дозах полезен и рок- он

помогает освободиться от негативных эмоций);

- общение с семьей, друзьями;

- занятие любимым делом, хобби (компьютер, книги, фильмы, вязание,

садоводство, рыболовство, туризм и. т. д.);

- аутотренинги (самовнушение) (эмоциональное напряжение напрямую связано с

напряжением мышц – в состоянии стресса организм входит в состояние « боевой

готовности» к активным действиям; снимая напряжение определенной группы

мышц, можно влиять на негативные эмоции, избавиться от них).

Ценностно - смысловый уровень регуляции психофизического состояния

( воздействие на мысли, изменение мировоззрения);

- обида,

- злость,

- недовольство,

- критика себя и других.

Все это вредные для нашего организма эмоции.

Наш мозг выбрасывает гормоны стресса на любые раздражители, угрожающие

нашему спокойствию. При этом ему совершенно безразлично, реальные они или

вымышленные. Поэтому и на надуманную проблему организм отреагирует как на

настоящую. Следовательно, важно научиться контролировать свои мысли и

эмоции.

Известный исследователь стресса Селье отмечал, что имеет значение не то, что

с вами происходит, а то, как вы это воспринимаете.

Избегайте нездоровой конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не

можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление выиграть во

многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека

агрессивным.

«В одно окно смотрели двое…

Один увидел – дождь и грязь,

Другой – листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое…

В одно окно смотрели двое…»

Следовательно, важно научиться обращать внимание на положительные

моменты в жизни и уметь быть благодарным за них. Отрицательный вопрос «

За что?» желательно превращать в положительный « Для чего?». Для чего в

моей жизни появилась та или иная неприятная ситуация? Какие выводы я

должен сделать? Чему я должен в этой ситуации научиться.

Если с такой позиции подходить к жизненным ситуациям, то они перестают

восприниматься как проблемы и жизнь предстает перед нами как школа, где

могли научиться именно тому, что нам нужно.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



В раздел образования