Автор: Пронькина Надежда Павловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №10 "Солнышко"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Использование ручного труда в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
для детей 4-7 лет
«УМЕЛОЧКИ
»
(срок реализации 3 года)
Составитель:
Пронькина Н.П.
Воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
настоящее
время
педагоги,
специалисты
в
области
раннего
развития,
настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов
необходимо
начинать
с
развития
движения
рук,
а
в
частности
с
развития
движений
в
пальцах
кисти.
Это
связано
с
тем,
что
развитию
кисти
руки
принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,
необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность
легко обучаться. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать,
а
также
выполнять
множество
разнообразных
бытовых
и
учебных
действий.
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина
на свете – ребёнок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а
самое главное – счастливым!
Разработанная программа кружка «Город мастеров»» направлена на
организацию
конструктивно- художественной
деятельности с детьми 4-7
лет.
При
этом
не
понадобятся
сложные,
труднодоступные
материалы:
практически всю работу дети смогут выполнить сами при минимальной
помощи
и
поддержке
педагога.
Полученный
результат
эстетически
и
эмоционально привлекателен для ребёнка. Это не только интересное для
детей, но и крайне полезное для их общего развития занятие.
За основу при составлении программы взяты уже существующие
технологии,
методики
(Г.И
Давыдовой
«Детский
дизайн.
Поделки
из
бросового
материала»;
Ю.В.
Рузановой
«Развитие
моторики
рук
в
нетрадиционной
изобразительной
деятельности»)
с
использованием
нетрадиционных норм конструктивно-художественной деятельности с учетом
индивидуальных возрастных особенностей
и с учетом условий обучения
детей в данном дошкольном образовательном учреждении. Новизна данной
программы –использование разнообразного бросового материала.
Конструктивно-художественная деятельность, как средство воспитания
личности, обладает огромной силой. Так, создавая красивые поделки своими
руками,
видя
результат
своей
работы,
дети
ощущают
прилив
энергии,
испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них
просыпаются творческие способности и возникает желание жить «по законам
красоты».
Систематические занятия в кружке
способствуют более успешному освоению
образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для
занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на
имеющийся
у
них
жизненный
опыт,
помогает
выделить
сущность
признаков
изучаемых
объектов
и
явлений,
активизирует
образы
и
представления,
хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им
знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В
интересной
игровой
форме
обогащают
свой
словарь.
Игровая
организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает
речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком
речи окружающих.
Знакомятся
с
художественными
произведениями,
стихами,
потешками,
пальчиковыми играми.
У
д е т е й появляются
первые
элементарные
математические
представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев
Но главное значение занятий
состоит в том, что в конце обучения, у
ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук
становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Педагогическая целесообразность в том. Что участие в городских
выставках, в конкурсах детского творчества, проводимых внутри детского
сада, является главным воспитательным средством, а также:
- для самореализации творческого потенциала;
- проявления инициативы;
- воспитания чувства ответственности;
- развития умения идти на контакт, устанавливать дружеские
взаимоотношения;
- развития умения контролировать своё поведение и признавать правила.
Цель программы:
Создание
условий
для
привития
ребёнку
эстетических
навыков,
способствующих развитию гармонически развитой личности.
Задачи:
1. Научить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом
изменении предмета, изготовлении необходимых для себя или других вещей.
2. Развивать конструктивные навыки, образное мышление, творческие
способности, мелкую моторику рук.
3. Сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности и
устойчивый интерес.
4. Воспитывать умение доводить начатое до конца, объективно оценивать
работы.
Образовательный процесс строится согласно дидактическим принципам:
- строгая последовательность в овладении методами и приёмами в
конструктивно – художественной деятельности;
- систематичность и регулярность занятий;
- развивающее обучение, ориентирующееся на зону ближайшего развития
каждого ребёнка;
Программа кружка рассчитана на детей 4-7 лет и рассчитана на 3 года.
1 этап – дети 4-5 лет (средняя группа)
2 этап – дети 5-6 лет (старшая группа)
3 этап - дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Занятия проводятся 2 раза в неделю (по подгруппам с октября по май во
второй половине дня, после сна), длительность занятий 20-30 минут в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и
расписанием занятий по дополнительному образованию.
Предполагаемый результат
1. Дети владеют нетрадиционной техникой создания конструктивно-
художественных работ.
2.
Дети
умеют
творчески
преобразовывать,
трансформировать
и
видоизменять предметы.
3.
Сформированы
навыки
и
умения
работать
с
разными
материалами.
4.
Сформирован
устойчивый
интерес
к
конструктивно-
художественной деятельности.
Формы подведения итогов – открытое занятие, участие в конкурсах,
выставках детского творчества.
План работы кружка «Умелочки»
В средней группе
№п/п
Название разделов, темы
Количество
занятий
1
Работа с бумагой, картоном
16
2
Работа с природным материалом
2
3
Работа с пластилином
5
4
Работа с соленым тестом
3
5
Работа с бросовым материалом
2
6
Работа с нитками
2
Всего
30
Перспективное планирование работы кружка в средней группе
Месяц
Название занятия
Программное содержание
октябрь
1.Занятие – беседа
«Ознакомление со свойствами
бумаги»
2.«Курочки»
В работе используется бумага
и природный материал
(солома) – аппликация с
элементами рисования
3.»Золотая осень»
(аппликация из бумаги)
4.«Что нам осень принесла»
(коллективная работа)
1.Помочь детям с помощью
разнообразных приемов
определить свойства бумаги:
бумага бывает разного цвета,
гладкая и шероховатая, тонкая и
толстая, бумага шуршит, легко
мнется.
2.Продолжать учить детей
наклеивать готовые формы на
основу, закреплять знакомые
приемы наклеивания, развивать
воображение, творческие
способности.
3.Учить видеть красоту осеннего
пейзажа и переносить на бумагу.
Закреплять умение находить
нужные детали и наклеивать их
по образцу.
4.Учить детей пользоваться
шаблонами овощей и фруктов.
Ноябрь
1.«Первый снежок»
(стриженая нить)
2. «Лесная полянка»\(бумага)
3.«Елочка»(бумага)
1.Учить детей наклеивать
ниточки по контуру рисунка.
2.Учить выполнять аппликацию
по образцу, используя прием
обрывания.
3.Учить складывать квадраты
пополам, совмещая
Декабрь
4. «Подарок маме» (по
замыслу)
1.Елочные игрушки
(пластилин)
2.«Пришла зима» (картинка
из пластилина приемом
размазывания)
3.«Украсим елочку»
4. «Новогодняя газета»
(коллективная работа)
противоположные углы,
проглаживать линию сгиба,
разрезая квадрат на 2
треугольника.
4.Учить задумывать тему
работы.
1.Учить украшать лепные
поделки различными крупами.
2.Развивать творческие
способности.
3.Учить выполнять игрушки на
елку из бросового материала.
4.Учить выполнять
коллективную работу используя
разные материалы по желанию.
Январь
1.«Снегири» ( аппликация из
мятой бумаги)
2.По замыслу (аппликация)
3.«Снежинка» (пластилин,
манная крупа).
1.Учить заполнять плоскость
бумаги комочками мятой бумаги.
2.Закреплять полученные знания
и конструкторские навыки.
Способствовать развитию
памяти, творческой инициативы,
самостоятельности. Учить
реализовывать свой замысел.
3.Продолжать закреплять умения
работать с пластилином.
Развивать эстетический вкус.
февраль
1.«Открытка» (бумага)
2.Аппликация «Сердечки»
3.Соленое тесто «Тортик»
1.Поделка ко Дню Защитника
Отечества.
2.Продолжать работу с
шаблонами, учить вырезать по
контуру, аккуратно наклеивать.
3.Познакомить с тестом. Учить
4.Тесто (вазочка)
лепить из теста, развивать
эстетический вкус.
4.Продолжать закреплять навыки
работы с тестом.
Март
1.«Веселые зайчата» (тесто)
2.«Цветы для мамы»
3. «Корзина с цветами» (нить)
4. «Узор в круге» (с
использованием круп)
1.Продолжать работу с соленым
тестом. Воспитывать интерес к
игровой деятельности
посредством обыгрывания
зайчат.
2.Учить выполнять цветок из
бумаги, закреплять заготовку
клеем. Воспитывать чувство
любви и уважения к маме.
3.Продолжать учить детей
работать со стриженной нитью.
4.Развивать творчество и
фантазию.
Апрель
1.«Пестрые бабочки»
(аппликация)
2. «Гирлянда из
цветов»(аппликация)
3.«Божьи коровки»
(аппликация)
4. «Пришла весна»(нить,
бумага, пластилин)
1.Формировать
самостоятельность в выборе
цвета заготовок и конструкции.
Учить радоваться результатам
труда.
2.Продолжать учить вырезать по
контуру и составлять гирлянду,
чередуя предметы по форме и
цвету.
3.Продолжать работать с мятой
бумагой (салфетки). Учить
выполнять работу по образцу и
показу. Воспитывать любовь к
природе.
4.Учить детей выбирать
материал для изображения
пейзажа природы. Развивать
творчество.
Май
1.«Картинка на стену»
(пластилин)
2.«Ежик»(природный
материал)
3. «Сирень цветет» (комочки
из мятой бумаги).
4. «Картинка на выставку»
(природный и бросовый
материал)
Выставка работ
1.Закреплять полученные
навыки и умения. Развивать
творческие способности детей.
2.Продолжать работу с
природным материалом,
воспитывать самостоятельность.
3.Развивать интерес к ручному
труду и конечному результату.
4.Радоваться результатам труда.
Учебно-тематический план программы кружка «Умелочки»
старшая группа (дети 5 – 6 лет)
№
п/п
Название разделов, темы
Количество
занятий
1
Работа с соленым тестом
2
2
Работа с бумагой (конструирование, объемная
аппликация)
8
3
Работа с нитками.
8
4
Работа с природным и бросовым материалом
(объемные поделки).
7
5
Сюжетные композиции (бумага, картон, нитки,
готовые поделки из соленого теста).
4
6
Итоговое занятие. Диагностика творческих
способностей.
1
Итого:
30
Перспективное планирование работы кружка в старшей группе
Месяц
Тема занятия
Цель
Октябрь
1.«Композиция из семян
1.Учить работать с природным
материалом. Развивать творчество и
фантазию.
2. Композиция из листьев и
травы «В лесу».
3. «Цветок» (знакомство с
квилингом, подготовка
деталей для аппликации)
2.Учить детей создавать сюжетную
аппликацию их природного
материала.
3.Знакомить с нетрадиционными
приемами изобразительной
деятельности.
4. «Цветок» (квилинг).
4.Учить выполнять поделку из
готовых деталей.
Ноябрь
1. «Ветка рябины» (объемная
аппликация , мятая бумага)
1.Учить выполнять аппликацию из
комочков мятой бумаги по образцу.
2. «Панно из колечек» (работа
с нитками, выполнение
деталей для панно)
2.Учить детей приему обматывания
нитью.
3 «Панно из колечек».
3.Учить выполнять композицию из
колечек разного размера и цвета.
4.Сюжетная композиция
«Пришла зима» (обрывание)
4.Учить детей приему обрывания и
укладывания кусочков бумаги по
контуру.
Декабрь
1.«Игрушка на елку» (соленое
тесто).
1.Закреплять умение детей работать
с соленым тестом.
2. «Украсим игрушку»
(декоративная роспись на
игрушках из сол. теста)
2.Закрепить элементы росписи
(завитки, точки, волнистые линии)
3. «Елочка» (из бросового
материала).
3.Учить выполнять поделки из
бросового материала. Повышать
интерес к ручному труду.
4. «Украсим нашу елочку»
(игрушками из соленого
теста)
4.Повысить положительно-
эмоциональный настрой ребенка.
Январь
1. «Прилетели снегири»
(аппликация шариками из
мятой салфетки по контуру).
1.Учить аккуратно выполнять
аппликацию из комочков мятой
бумаги.
2.«Мой зайчик» (объемная
поделка из коробочек).
2. Учить выполнять поделки из
бросового материала. Повышать
интерес к конечному результату
Февраль
1. «Красивый коврик»
(плетение коврика из бумаги с
последующим декоративным
оформлением).
1.Учить детей чередовать полоски
бумаги в соответствии с образцом.
Самостоятельно выбирать
оформление.
2. «Открытка для папы»
(объемная аппликация).
2.Учить создавать декоративную
аппликацию по образцу.
Воспитывать внимательное
отношение к близким.
3.«Розы на диске» (подарок
маме).
3.Учить выполнять цветы из
салфеток, декорировать ими
основание поделки.
4. «Мороз рисует на стекле»
(узоры приемом квилинг)
4. Закрепить прием квилинг.
Развивать моторику пальцев.
Март
1.«Вазочка» (обматывание
бутылочек, коробочек нитью
и декор поделки).
1.Учить аккуратно обматывать
объемные предметы и выполнять
нужные вещи. Закреплять умение
декорировать поделки разными
украшениями.
3. «Пришла весна»
(аппликация из ниток).
3.Учить создавать аппликацию по
представлению, объединяя
предметы одной тематикой.
4. Сюжетная композиция по
сказке «Колобок» (материал
по желанию детей).
Упражнять детей в составлении
сюжета по знакомой сказке.
Развивать самостоятельность в
выборе материала.
Апрель
1.«Портрет солнышка»
(нитки, бумага)
1.Закреплять умение наклеивать
нитки на основу.
2.»Цыплята на лугу»
(обрывание).
2.Учить обрывать бумагу по
контуру. Наклеивать части
аппликации по образцу, создавая
сюжет.
3. «Веселая гусеница»
(обматывание нитками
шариков из бумаги).
3.Учить обматывать нитками
клубочки бумаги.
4. «Веселая гусеница»
(соединение деталей
гусеницы).
4.Учить соединять части гусеницы,
раскладывая шарики в порядке
убывания.
Май
1.«Золотой луг» (аппликация
одуванчиков из стриженой
нити).
1.Учить ориентироваться на листе
бумаги.
2. «Собачка» (объемная
поделка из бумаги).
2.Учить работать с бумагой,
склеивая ее края, чтобы получились
цилиндры.
3. «Рамочка для фото или
декоративного панно»
(пластиковые крышечки от
продуктов).
3.Учить детей декорировать
поделки. Воспитывать
аккуратность.
4.Итоговое занятие
«Подарок другу» (работа по
своему желанию)
4.Выявить уровень знаний и умений
детей.
Учебно-тематический план программы кружка «Умелочки»
подготовительная группа (дети 6 - 7 лет)
№
п/п
Название разделов, темы
Количество
занятий
1
Работа с соленым тестом
2
2
Работа с бумагой (конструирование, объемная
аппликация)
8
3
Работа с нитками.
8
4
Работа с природным и бросовым материалом
(объемные поделки).
7
5
Сюжетные композиции (бумага, картон, нитки,
готовые поделки из соленого теста).
4
6
Итоговое занятие.
1
Итого:
30
Перспективное планирование работы кружка в подготовительной
группе (6-7лет)
Месяц
Тема занятия
Цель
Октябрь
1.«Клумба с цветами»
1.Учить ориентироваться на бумаге.
Закреплять приемы изготовления
цветов из салфеток и ниток.
2. «Макет лесной
полянки».
2.Учить ориентироваться на
плоскости макета. Закреплять приемы
наклеивания ниток.
3.Открытка «Ромашка»
3. Учить выполнять аппликацию из
ватных дисков.
4. «Подставка для
карандашей»
4.Учить выполнять нужные вещи из
бросового материала.
Ноябрь
1.Поделка из природного
материала
1. Учить выполнять поделки из
еловых шишек.
2. «Подарок маме»
2. Учить задумывать содержание
работы.
3. «Матрешка»
(соленое тесто)
3.Закреплять навык работы с тестом.
4. «Красивая матрешка»
(роспись матрешки)
4.Учить выполнять различные виды
росписи по желанию.
Декабрь
1.Аппликация «Ветка
ели» (нитки)
1.Закреплять приемы наклеивания
ниток. Воспитывать усидчивость
2. «Домик Дедушки
Мороза» (соленое тесто)
2.Учить складывать домик из
жгутиков (столбиков).
3. «Раскрасим домик
Дедушки Мороза»
3.Учить передавать сказочный образ
снежного домика через подбор
нужных красок.
4. «Новогодняя
поздравительная
открытка» (коллективная)
4.Вызвать желание порадовать
близких.
Январь
1. Макет « Новый год у
зверей» (зимняя полянка)
1. Учить выполнять коллективную
поделку, распределяя работу между
собой.
2. «Сердечки» (соленое
тесто)
2.Закреплять умение работать с
тестом. Учить делать подарки своим
близким.
Февраль
1.«Валентинка»(украшаем
открытку сердечком из
теста)
Развивать творческие способности
детей
2. «Подарок для папы»
Учить выбирать содержание своей
поделки. Формировать интерес к
конечному результату.
3. Готовим детали для
выполнения подарка для
мамы (цветы)
Развивать интерес к творческим
занятиям.
4.Подарок маме
«Корзинка с цветами»
Учить оформлять поделку готовыми
деталями. развивать творческие
способности.
Март
1. «Скворечник» (бумага)
Учить работать с бумагой.
2. «Ветка мимозы»
Учить работать с салфетками,
скатывая из них шарики.
3. «Мебель для куклы»
(картон)
Учить детей выполнять из картона
различную мебель, сгибая по
намеченным линиям.
4.»Ваза для цветов»
(обматывание
пластиковых бутылочек
нитью)
Учить выполнять из бросового
материала нужные вещи.
Апрель
1. «Подставка для
карандашей»
Закреплять умение работать с нитью,
обматывая объемные предметы.
Учить приемам декора готовых
изделий.
2.Панно декоративное
«Кольцо с цветами».
Учить детей выполнять поделки из
ниток.
3. «Цыпленок на лугу»
Продолжать учить работать с
нитками.
4.»Матрешка»
Учить выполнять куклы из ниток.
Май
1.Картинка «Одуванчики
цветут»
Учить работать коллективно,
договариваться о последовательности
выполнения работы.
2. «Панно из цветных
колечек»
Подготовить колечки для панно.
3. «Панно из цветных
колечек»
Учить составлять панно из готовых
колечек, составляя из них
композицию.
4.Итоговое занятие.
«Подарок детскому саду
на память»
Воспитывать желание делать
приятное окружающим людям.
Выставка детских работ
Показать детям результаты их труда.
Вызвать чувство удовлетворения.
Список литературы
1.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры [Текст]: учебное пособие для
педагогов/ Белая А.Е.- М.: Изд-во Астрель, 2002
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]
:учебное пособие для педагогов/ Выготский Л.С.-М.: Изд-во Просвещение,
1976
3. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере [Текст]:пособие для воспитателей и
родителей/Грушина Л.В.- Москва: «Карапуз», 1999
4. Грушина Л.В. Что имеем, то храним [Текст] пособие для воспитателей и
родителей/ Грушина Л.В. - Москва: «Карапуз»; 1999
5. Корнева Г.М. Поделки из бумаги [Текст]- учебное пособие для педагогов/
Корнева Г.М.- Изд. дом «Кристалл»-2002.
6. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.[Текст]: учебное пособие
для педагогов/ Корнева Г.М.- Изд.дом «Кристалл» 2001
7. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с
народными промыслами России [Текст]: учебное пособие для педагогов/
Никонова Е.А.- СПб. «Паритет», 2005
8. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких
[Текст]: пособие для воспитателей/ Петрова И.М.- СПб.: «Детство – пресс»,
2005
9. Петрова И.М. Объемная аппликация:[Текст] учебно – методическое
пособие/ Петрова И.М.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1.Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2.Владеет приемами работы с различными материалами.
3.Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4.Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5.Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6.Выполняет работу по замыслу.
7.Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и
способы скрепления, соединения деталей.
8.Показывает уровень воображения и фантазии.
9.Использует в работе разные способы ручного труда.