Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре как условие реализации личностно-ориентированного подхода"


Авторы: Бевз Оксана Владимировна, Носова Наталья Михайловна
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: доклад
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре как условие реализации личностно-ориентированного подхода"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Доклад

на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по

физической культуре как условие реализации личностно-ориентированного

подхода»

Подготовили:

преподаватели

физической культуры

Носова Н.М., Бевз О.В.

Симферополь 2015г.

Здоровье

детей

в

любом

обществе

и

при

любых

социально-

экономических

и

политических

ситуациях

является

актуальнейшей

проблемой

и

предметом

первоочередной

важности,

так

как

оно

определяет будущее страны,

генофонд

нации,

научный

и

экономический

потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями,

является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В этой связи следует отметить, что Федеральный закон «Об образовании

в

Российской

Федерации»,

программы

модернизации

образования

определяют

в

качестве

решающего

условия успешности преобразований

создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных

систем,

обеспечение

высокого

качества

образования

и

сохранения

и

укрепления

состояния

здоровья

обучающихся

и педагогов,

работающих

в

режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций.

Однако в реальной практике организации здоровьесберегающей среды

в образовательных учреждениях мы наблюдаем отсутствие последовательной

и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению.

Кроме того, с полной уверенностью можно говорить о

физической

деградации

юного

поколения

за

последние

несколько

лет,

ведь

сейчас

практически

не

встретишь

абсолютно

здорового

ребенка.

Это

чревато

потерей

нескольких

поколений

полноценных,

трудоспособных

людей:

у

хронически

больных

родителей

дети

почти

никогда

не

рождаются

здоровыми.

В этой связи все больше вопросов и ожиданий предъявляется к системе

образования.

Факты

говорят

сами

за

себя:

за

период

обучения

в

школе

показатели

здоровья

учащихся,

в

среднем,

ухудшаются.

Так,

если

среди

поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, прак-

тически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность

сокращается наполовину.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в

школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 -

психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, а,

при

получении

дальнейшего

образования,

уже

имеющиеся

отклонения

в

состоянии здоровья переходят в хронические.

Но кардинальное решение вопросов обычно упиралось в непреодолимые

финансовые трудности - при финансировании образовательных учреждений

по остаточному принципу на какие-либо позитивные сдвиги рассчитывать

было

трудно.

Как

было

замечено

кем-то

из

российских

публицистов,

поскольку

за

все

приходится

платить,

то

условиях

общероссийской

нищеты)

и

за

бесплатное

среднее

образование

подросткам

приходится

расплачиваться здоровьем. Принцип здоровьесбережения состоит в оценке

преподавателем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с уче-

2

том всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен

расплатиться за полученные на занятии знания, умения, навыки.

Давайте теперь, чётко определим для себя понятие «здоровьесберегающие

технологии»:

Под здоровьесберегающей

образовательной

технологией (Петров

О.В.) понимается система, создающая максимально возможные условия для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного, интеллектуального,

эмоционального, личностного

и

физического

здоровья

всех субъектов

образования (учащихся, педагогов и др.).

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие

технологии

могут быть

как

частные

(узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

Среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские

(технологии

профилактики

заболеваний;

коррекции

и

реабилитации

соматического

здоровья;

санитарно-гигиенической

деятельности);

образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и

воспитательные);

социальные

(технологии

организации

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

профилактики

и

коррекции

девиантного

поведения);

психологические (технологии профилактики

и

психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального

развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и

реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

педагогические

технологии,

содействующие

здоровью; технологии,

формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

3

п /п

Что необходимо

учитывать при

организации

занятия

Пример

1)

обстановка и

гигиенические

условия в кабинете

т е м п е р а т у р у

и

с в е ж е с т ь

в о з д у х а ,

наличие/отсутствие

цветов

в

аудитории,

рациональность освещения помещения и доски,

размер аудитории, дизайн, цвет стен и мебели,

наличие/отсутствие

монотонных,

неприятных

звуковых раздражителей и т.д.

2)

число видов

учебной

деятельности

опрос

учащихся,

письмо,

чтение,

слушание,

рассказ,

рассматривание

наглядных

пособий,

ответы на вопросы, решение примеров, задач и

др. (норма – 4-7 видов за занятие)

3)

среднюю

продолжительность

и частоту

чередования

различных видов

учебной

деятельности.

норма – 7-10 минут

4)

число видов

преподавания

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. (норма – не менее

трех)

5)

чередование видов

преподавания

норма – не позже чем через 10-15 минут

6)

наличие и выбор

места на занятии

методов,

способствующих

активизации

инициативы и

творческого

самовыражения

самих учащихся

-метод свободного выбора (свободная беседа,

выбор

способа

действия,

выбор

способа

взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

-активные

методы

(студенты

в

роли

п р е п од а в ат е л я ,

о бу ч е н и е

д е й с т в и е м ,

обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,

семинар, студент как исследователь);

-методы,

направленные

на

самопознание

и

развитие

(интеллекта,

эмоций,

общения,

воображения, самооценки и взаимооценки)

7)

место и

длительность

применения ТСО

умение

преподавателя

использовать

их

как

возможности

инициирования

дискуссии,

обсуждения

4

8)

позы учащихся

чередование поз

9)

физкультминутки и

упражнения для

зрения

норма – на 15-20 минут занятия - 1 мин из 3-х

легких упражнений

10)

наличие у учащихся

мотивации к

учебной

деятельности

интерес к занятиям, стремление больше узнать,

радость от активности, интерес к изучаемому

материалу и т.п.

11)

наличие в

содержательной

части занятия

вопросов, связанных

со здоровьем и

здоровым образом

жизни

-формирование

отношения

к

человеку

и

его

здоровью как к ценности;

-выработка

понимания

сущности

здорового

образа жизни;

-формирование потребности в здоровом образе

жизни;

-выработка

индивидуа льного

с п о с о б а

безопасного поведения и т.д.

12)

психологический

климат на занятии

стиль педагогического общения педагога с

учащимися

13)

наличие на занятии

эмоциональных

разрядок

шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и

т.п.

14)

плотность урока

норма - не менее 60 % и не более 80 %;

15)

момент наступления

утомления учащихся

и снижения их

учебной активности

определяется по возрастанию двигательных и

пассивных отвлечений у студентов в процессе

учебной работы

16)

темп занятия

быстрый темп, «скомканность», нет времени на

вопросы учащихся

17)

окончание занятия

спокойное

завершение

занятия:

учащиеся

имеют

возможность

задать

преподавателю

вопросы,

педагог

может

прокомментировать

задание на дом, попрощаться с учащимися

Обзор факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на

здоровье учащихся:

5

1.

Низкий

уровень

мотивации

на

сохранение

и

укрепление

инди-

видуального

здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии

культуры

здоровья в

России.

Человек

не

стремится

взять

на

себя

от-

ветственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не

ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.

Почувствовав

болезнь

и

получив

облегчение

от

врача,

он

все

больше

склоняется

к

убеждению

о

зависимости

своего

здоровья

именно

от

медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости

«работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений (правильное

питание) и нагрузок (физических). Культурный же человек, как отмечал И. И.

Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в

подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни».

2.Воздействие

неблагоприятных

для

здоровья

экологических

факторов.

Ходить

в

противогазе,

защититься

от

радиации,

совсем

отказаться

от

большинства

продуктов

питания

и

т.п.

-

невозможно.

И

чем

слабее,

незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья

от воздействия вредных факторов окружающей среды.

3.Воздействие

неблагоприятных

для

здоровья

антропогенных

и

техногенных факторов.

Это

воздействия

электромагнитных

полей,

в

«паутине»

которых

мы

проводим

большую

часть

жизни,

частых

поездок

на

транспорте

(«транспортное

утомление»),

социально-психологические

стрессы,

неизбежных

при

интенсивных

межличностных

взаимодействиях,

и

травмирующеее

психику

воздействие

средств

массовой

информации,

заполонивших эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами,

сценами насилия и убийств.

4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования

культуры здоровья населения.

Отсутствует

мода

на

здоровье.

Средства

массовой

информации

мало

внимания уделяют формированию гармонично развитого — физически и

духовно

человека.

Например,

физический

имидж

человека

(хорошее

физическое

развитие,

стройность

и

т.п.)

среди

других

важнейших

показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее

40

%

женщин

в

России.

У

американских

старшеклассников

при

ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у

российских — девятое.

Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не

6

планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у

телевизора, компьютера и пр. В результате имеющееся свободное время не

компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и

не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.

5.

Несформированность

культуры

здоровья

у

преподавателей,

не-

благополучие их состояния здоровья.

Преподаватели сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим

воспитанникам.

Если

о

здоровье

учащихся

говорят

много

и

пытаются

заниматься

его

сохранением

и

укреплением,

то

по

проблеме

здоровья

педагогов

заметных

подвижек

не

заметно.

В

этом

вина

как

самого

преподавателя, так и всей государственной системы.

6 .

Интенсификация

и

нерациональная

организация

учебного

процесса.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый - увеличение количества учебных часов. Существенное увеличение

учебной нагрузки в подобных учебных заведениях не проходит бесследно: у

этих

учащихся

чаще

отмечается

большая

распространенность

нервно-

психических

нарушений,

большая

утомляемость,

сопровождаемая

и мму н н ы ми

и

го рмо н а л ь н ы ми

д и сфункциями,

более

н и з ка я

сопротивляемость болезням и другие нарушения.

Другой

вариант

интенсификации

учебного

процесса

-

реальное

уменьшение количества учебных часов при сохранении объема учебного

материала. Частое следствие интенсификации - возникновение у учащихся

состояний усталости, переутомления.

7.Фактор,

который

традиционно

связывают

с

неблагоприятными

последствиями для здоровья учащихся - контроль знаний. Причём вред

здоровью учащегося может нанести не любой ответ на занятии и не любой

экзамен,

а

лишь

такая

процедура

проверки

знаний,

при

которой

не

соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и

т р е б о в а н и я ,

н е

о б е с п е ч е н а

а т м о с ф е р а

с п р а в е д л и в о с т и

и

доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности

отвечающего.

В числе главных недостатков современной системы образования в

России - авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у

некоторых преподавателей до деспотизма. Понятие «заставить обучаемого»

не всегда проговаривается вслух, но отношения педагога с учащимся по

большей

части

определяются

именно

этим

глаголом.

Чтобы

удерживать

дисциплину в аудитории от преподавателя требуется выдержка, самообла-

дание,

владение

широким

арсеналом

педагогических

приемов

и

комму-

7

никативных техник. Иногда у педагога не достаточно профессионализма,

чтобы

преодолеть

отсутствие

у

студентов

интереса

к

учебе,

низкий

культурный уровень.

И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно

и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения

учащегося

и

отличает

настоящего

педагога-профессионала

от

«просто

учителя».

Именно

авторитарная

позиция

восполняет

обычно

нехватку

профессионализма, энергетических и личностных ресурсов педагога.

Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается

инициатива

учащихся,

снижается

уровень

проявления

и

развития

креа-

тивности,

снижается

самооценка,

формируется

состояние

хронического

стресса, как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от

другого. Ускоряется наступление утомления. Длительное пребывание в такой

ситуации

приводит

к

формированию

протестных

реакций,

энергетика

которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного

всплеска агрессивности.

Поэтому можно утверждать, что чем больше на занятиях отдельных

преподавателей

проявлений

авторитаризма,

тем

в

меньшей

степени

эта

педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.

Для самого преподавателя, директора, руководителя управления излиш-

няя авторитарность значима как признак принадлежности к людям «стресс-

коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск заболеваний

сердечно-сосудистой системы, в частности, риск инфарктов.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической

составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит

здоровье» сказано немало. Педагог без чувства юмора и умения проявить его

в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей

педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность -

признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех студента на

уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки.

Это

мощный

противовес

подкрадывающемуся

к

студенту

состоянию

утомления.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей

деятельности,

те

направления,

работая

по

которым,

можно

и

нужно

переломить

тенденцию

к

снижению

уровня

здоровья

подрастающего

поколения,

превратить

«здоровьеразрушающую»

систему

общего

образования в «здоровьесберегающую».

Административными

методами

можно

добиться

соблюдения

гигиенических условий в аудиториях, обеспечить составление грамотного, с

8

позиций здоровьесбережения, расписания занятий, минимизировать объем

домашних заданий и т.п., но здоровьеразрушающее воздействие на учащихся

отдельных преподавателей сведет положительный эффект всех этих усилий

до минимума. И наоборот: грамотная, самоотверженная работа педагога,

ставящего

заботу

о

здоровье

студента

на

приоритетное

место,

окажет

нейтрализующее

воздействие

на

многие

недостатки

организации

образовательного процесса.

Исходя

из

вышеизложенного

можно

выделить

следующие типы

здоровьесберегающих технологий:

Профилактические (прививки, обеспечение двигательной активности,

витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные ( ф и з и ч е с к а я

п од го т о в к а ,

ф и з и о т е р а п и я ,

аромотерапия,

закаливание,

гимнастика,

массаж,

фитотерапия,

арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в

предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию

личности

учащихся,

внеклассные

и

внешкольные

мероприятия,

фестивали, конкурсы и т.д.)

Методологическим

основанием

образовательной

деятельности,

н а п р а в л е н н о й

н а

р е а л и з а ц и ю здоровьесберегающих технологий,

формирование

здорового

образа

жизни,

может

стать личностно

ориентированный подход.

Личностно-ориентированный

подход

это

такой

подход,

где

во

главу угла ставится личность учащегося, ее самобытность, самоценность,

субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с

содержанием образования. (Якиманская И.С.)

9

С позиции личностного подхода личность должна стать в собственном

смысле

слова

содержанием

воспитания.

Конечная

цель

обучения

и

во спит ания

развитие личностных качеств,

личностной

сферы

воспитанника.

Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты

воспитательной работы в сторону усилий самого студента. В этом аспекте

воспитание

понимается

как

процесс

формирования

ценно стно-

ориентированных

установок

на

здоровье

и

здоровый

образ

жизни,

по строенных

как

неотъемлемая

часть

жизненных

ц е н н о с т е й

и общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа

жизни

у

учащихся

развивается

устойчивое

и,

вместе

с

тем,

осознанное

отношение

к

здоровью,

основанное

на

положительных

интересах

и

потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и

к бережному отношению к здоровью окружающих людей.

Таким образом, целью нашей работы является: рассмотреть влияние

особенностей

личностно–ориентированного

подхода

на

формирование

технологии

здоровьесберегающей

образовательной

среды

в

организации

занятия по физической культуре.

Для достижения поставленной нами цели необходимо:

-

определить

задачи

личностно-ориентированного

воспитания

в

физической культуре;

-

раскрыть сущность личностно – ориентированного обучения;

-

выявить основные требования к личностно – ориентированному

занятию физической культурой;

-

рассмотреть примеры организации личностно – ориентированных

занятий физической культурой.

Задачи личностно-ориентированного воспитания в физической культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная

деятельность)

- формирование умений, двигательной подготовленности

(развивающая деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально

значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Сущность технологии личностно-ориентированного физкультурного

образования в учебном процессе.

Под

личностно-ориентированным

физкультурным

образованием

понимается

целенаправленное

физическое

формирование

человека

посредством

развития

его

индивидуальных

способностей.

Содержание

личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических

технологий

дифференцированного

обучения

двигательным

действиям,

10

развития физических качеств, формирования знаний и методических умений,

обеспечивающих достижение физического совершенства.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по

оздоровлению учащихся

поможет переход от авторитарных, групповых

подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным

методам

обучения

и

воспитания,

базирующихся

на индивидуальных

возможностях.

Задача преподавателей ФК заключается в том, чтобы помочь каждому

студенту

осознать свои способности, создать условия для их развития,

сознательно

относиться

к

выполнению

тех

или

иных

физических

упражнений, способствовать сохранению и укреплению здоровья студента,

т.е.

осуществлять

личностно-ориентированный

подход

при

обучении

и

воспитании.

От

этого,

в

конечном

счете,

зависит

и

будущая

физическая

деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом,

приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой.

Для

преподавателя

очень

важно

правильно

организовать

занятие

физической культуры, т.к. оно является основной формой педагогического

процесса.

Основные требования к личностно – ориентированному занятию

физической культурой.

При планировании и проведении занятия необходимо опираться на

основные

современные

требования

к

уроку

физической

культуры

с

комплексом здоровьесберегающих технологий:

-

рациональная плотность урока;

-

включение

в

занятие

вопросов,

связанных

со

здоровьем

учащихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового

образа жизни и потребностей в нем;

-

оптимальное сочетание различных видов деятельности;

-

выбор

методов

и

приёмов

обучения,

способствующих

активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

-

формирование внешней и внутренней мотивации деятельности

учащихся;

-

осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом

личностных возможностей;

-

создание

благоприятного

психологического

климата,

ситуации

успеха и эмоциональной разрядки;

Современный

занятие

физической

культурой

и

повышение

его

эффективности

невозможно

без

разработки

вопроса

личностно-

ориентированного обучения. Важнейшее требование к занятию физической

культурой - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к

обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития,

двигательной

подготовленности,

особенностей

развития

психических

свойств. Приступая к работе в начале учебного года выявляется уровень

11

физической подготовленности с помощью тестов

и состояние здоровья

обучающихся (по данным медицинских карт).

Для определения нагрузки на занятии используются различные

подходы и методы: визуальное наблюдение за внешними признаками облика

студентов и манере их поведения на уроке, которые дают представление о

степени нагрузки – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов,

интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники

физических

упражнений,

осанка,

поведение

и

т.д.

Используется

метод

пульсометрии

определение

частоты

сердечных

сокращений,

который

помогает

оперативно

судить

о

соответствии

предлагаемых

заданий

возрастным

особенностям

учащихся,

уровню

их

физического

развития

и

подготовленности.

Пример организации личностно – ориентированных занятий физической

культурой.

Занятие

проводится

целостным

методом

с

по следующей

дифференциацией

(выделением

деталей

техники

и

"разведением"

их

по

сложности)

и

затем

интеграцией

(объединением)

этих

частей

разными

способами

в

зависимости

от

уровня

технической

подготовленности

обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения.

Более подготовленные студенты выполняют упражнения в соревновательных

условиях

или

изменяющихся

усложнённых

условиях

(применение

отягощений

(гантели,

«блины»),

повышенная

или

пониженная

опора

зависимости от вида упражнений), различные сопротивления), а так же для

них

увеличивается

число

повторений

(или

подходов)

и

количество

пробегаемых

кругов.

Менее

подготовленные

обучающиеся

работают

в

стандартных условиях, студенты СМГ- в облегчённых.

Дифференцированное развитие двигательных качеств в группах разной

подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и

различных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется

разная,

в

результате

чего

уровень

физической

подготовленности

обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.

В более слабых группах студенты раньше заканчивают выполнение заданий,

у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. На занятиях

применяются

нестандартное

оборудование

и

мелкий

инвентарь

(гимнастические

палки,

скакалки,

обручи,

гантели,

резиновые

жгуты,

пружинные

эспандеры

и

др.),

проводятся

уроки

с

музыкальным

сопровождением, включаются элементы ритмики, дыхательные упражнения.

Это позволяет увеличить моторную плотность занятий и сделать их более

интересными.

В

практике

физкультурно-оздоровительной

работы

широко

применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать

не

только

проблемы

мотивации,

развития

обучающихся,

но

и

здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у студента проявляется

и

формируется

мировоззрение,

потребность

воздействовать

на

мир,

12

адекватно

воспринимать

происходящее.

Именно

в

игре

независимо

от

сознания

человека

работают

различные

группы

мышц,

что

так

же

благотворно влияет на здоровье.

Обязателен контроль физической нагрузки каждого студента по частоте

сердечных сокращений перед началом занятия и после нагрузок различного

характера.

Особое внимание на занятии уделяется студентам с избыточным весом

и физически слабым студентам, которые не желают заниматься из-за своей

неловкости.

Для них снижается нагрузка, уменьшается время выполнения

заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения;

даются

более

простые

подводящие

и

подготовительные

упражнения,

разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

Обязательно проводится индивидуальная работа с обучающимися, у

которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.

Эти

студенты

получают

домашнее

задание

по

данному

двигательному

действию. Индивидуальная работа со студентами на разных этапах занятия

способствует

сохранению

физического,

нравственного

и

социального

здоровья обучающихся.

Оценка физической и технической подготовленности обучающихся.

При оценке физической подготовленности учащихся учитываются как

максимальный

результат,

так

и

прирост

их

результата.

Причем

индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное

значение.

При

выставлении

отметки

по

физической

культуре

должны

учитываться и теоретические знания, и техника выполнения двигательного

действия,

и

прилежание,

и

умение

осуществлять

физкультурно-

оздоровительную деятельность. Также

применяются методы поощрения,

словесные

одобрения.

Одних

студентов

надо

убеждать

в

собственных

возможностях,

успокоить,

подбодрить;

других

-

сдержать

от

излишнего

рвения;

третьих

-

заинтересовать.

Всё

это

формирует

у

студентов

положительное

отношение

к

исполнению

заданий,

создаёт

основу

для

общественной активности. Все отметки необходимо аргументировать.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе,

оцениваются, в основном, по

выполнению доступных им двигательных

действий. Студенты направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на

борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим

собой, на познание самого себя. Студент должен понимать, что он бегает и

прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть

здоровым.

Таким

образом,

предлагаемая

методика

у чи ты ва е т

психологические и физические особенности обучающихся.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом

их

физического

развития

и

двигательной

подготовленности;

достижение

высокой

моторной

плотности,

динамичности,

эмоциональности,

образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у

обучающихся

навыков

и

умений

самостоятельных

занятий

физическими

13

упражнениями

-

всё

это

важнейшие

требования

современного

занятия

физической культурой.

Вывод.

В связи с этим личностно-ориентированное обучение понимается как:

-

индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся, помогающий

ему

в

осознании

себя

личностью

с

определенными

возможностями,

стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;

-

использование

и

активизация

внутренних

саморегулирующихся

механизмов развития личности;

-

создание

условий

для

самовоспитания,

самосовершенствования

и

саморазвития

личности

в

контексте

обучения,

здоровья,

физической

активности;

-

создание

условий

для

формирования

у

обучающихся

своего

собственного

отношения

к

окружающему

миру,

к

самому

себе,

к своей

деятельности;

-

организация

учебного

процесса

с

задействованием

единства

эмоциональной и мотивационной сферы личности;

-

учебный

процесс,

критериями

эффективности

которого

должны

являться

условия его организации, обеспечивающие здоровье и качество

образования в сфере физического воспитания.

В реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся

формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это

является

фундаментом

воспитания

и

самовоспитания

морально-волевых,

нравственных,

интеллектуальных

качеств

личности

как

субъекта

образования.

Здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для

самого человека, но и для общества в целом. К тому же, здоровье обучаемого

является

одним

из

условий

эффективного

его

участия

в

образовании.

Различные

отклонения,

возникающие

в

состоянии

здоровья,

являются

препятствиями

достижению

успехов

в

образовании.

Для

обеспечения

достижения

уровня

образованности

не

ниже

соответствующего

Государственному образовательному стандарту, нужно

уделять внимание

сохранению

и

укреплению

здоровья.

Неотъемлемой

частью

культуры

здоровья

является

информированность

в

вопросах

здоровья

и

здорового

образа

жизни.

Обучаемые

должны

понимать,

что

воспитание

культуры

здоровья,

использование

здоровьесберегающих

технологий,

составляют

единое целое – дорогу к здоровью.

Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Растения -

наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели.

Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и

вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В

помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт.

Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных

14

растений просто беспредельны. Свое оздоравливающее действие растения

проявляют путем выделения эфирных масел, которые действуют подобно

гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические

реакции,

регулируя

их,

активизируя

защитные

силы

организма

в

борьбе

против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов в

крови.

15



В раздел образования