Авторы: Бевз Оксана Владимировна, Носова Наталья Михайловна
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: доклад
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре как условие реализации личностно-ориентированного подхода"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
Доклад
на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по
физической культуре как условие реализации личностно-ориентированного
подхода»
Подготовили:
преподаватели
физической культуры
Носова Н.М., Бевз О.В.
Симферополь 2015г.
Здоровье
детей
в
любом
обществе
и
при
любых
социально-
экономических
и
политических
ситуациях
является
актуальнейшей
проблемой
и
предметом
первоочередной
важности,
так
как
оно
определяет будущее страны,
генофонд
нации,
научный
и
экономический
потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями,
является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В этой связи следует отметить, что Федеральный закон «Об образовании
в
Российской
Федерации»,
программы
модернизации
образования
определяют
в
качестве
решающего
условия успешности преобразований
создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных
систем,
обеспечение
высокого
качества
образования
и
сохранения
и
укрепления
состояния
здоровья
обучающихся
и педагогов,
работающих
в
режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций.
Однако в реальной практике организации здоровьесберегающей среды
в образовательных учреждениях мы наблюдаем отсутствие последовательной
и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению.
Кроме того, с полной уверенностью можно говорить о
физической
деградации
юного
поколения
за
последние
несколько
лет,
ведь
сейчас
практически
не
встретишь
абсолютно
здорового
ребенка.
Это
чревато
потерей
нескольких
поколений
полноценных,
трудоспособных
людей:
у
хронически
больных
родителей
дети
почти
никогда
не
рождаются
здоровыми.
В этой связи все больше вопросов и ожиданий предъявляется к системе
образования.
Факты
говорят
сами
за
себя:
за
период
обучения
в
школе
показатели
здоровья
учащихся,
в
среднем,
ухудшаются.
Так,
если
среди
поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, прак-
тически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность
сокращается наполовину.
По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в
школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 -
психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, а,
при
получении
дальнейшего
образования,
уже
имеющиеся
отклонения
в
состоянии здоровья переходят в хронические.
Но кардинальное решение вопросов обычно упиралось в непреодолимые
финансовые трудности - при финансировании образовательных учреждений
по остаточному принципу на какие-либо позитивные сдвиги рассчитывать
было
трудно.
Как
было
замечено
кем-то
из
российских
публицистов,
поскольку
за
все
приходится
платить,
то
(в
условиях
общероссийской
нищеты)
и
за
бесплатное
среднее
образование
подросткам
приходится
расплачиваться здоровьем. Принцип здоровьесбережения состоит в оценке
преподавателем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с уче-
2
том всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен
расплатиться за полученные на занятии знания, умения, навыки.
Давайте теперь, чётко определим для себя понятие «здоровьесберегающие
технологии»:
Под здоровьесберегающей
образовательной
технологией (Петров
О.В.) понимается система, создающая максимально возможные условия для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного, интеллектуального,
эмоционального, личностного
и
физического
здоровья
всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.).
Классификация здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие
технологии
могут быть
как
частные
(узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
Среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские
(технологии
профилактики
заболеваний;
коррекции
и
реабилитации
соматического
здоровья;
санитарно-гигиенической
деятельности);
образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и
воспитательные);
социальные
(технологии
организации
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
профилактики
и
коррекции
девиантного
поведения);
психологические (технологии профилактики
и
психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального
развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и
реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические
технологии,
содействующие
здоровью; технологии,
формирующие ЗОЖ.
Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения
3
№
п /п
Что необходимо
учитывать при
организации
занятия
Пример
1)
обстановка и
гигиенические
условия в кабинете
т е м п е р а т у р у
и
с в е ж е с т ь
в о з д у х а ,
наличие/отсутствие
цветов
в
аудитории,
рациональность освещения помещения и доски,
размер аудитории, дизайн, цвет стен и мебели,
наличие/отсутствие
монотонных,
неприятных
звуковых раздражителей и т.д.
2)
число видов
учебной
деятельности
опрос
учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание
наглядных
пособий,
ответы на вопросы, решение примеров, задач и
др. (норма – 4-7 видов за занятие)
3)
среднюю
продолжительность
и частоту
чередования
различных видов
учебной
деятельности.
норма – 7-10 минут
4)
число видов
преподавания
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. (норма – не менее
трех)
5)
чередование видов
преподавания
норма – не позже чем через 10-15 минут
6)
наличие и выбор
места на занятии
методов,
способствующих
активизации
инициативы и
творческого
самовыражения
самих учащихся
-метод свободного выбора (свободная беседа,
выбор
способа
действия,
выбор
способа
взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
-активные
методы
(студенты
в
роли
п р е п од а в ат е л я ,
о бу ч е н и е
д е й с т в и е м ,
обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,
семинар, студент как исследователь);
-методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие
(интеллекта,
эмоций,
общения,
воображения, самооценки и взаимооценки)
7)
место и
длительность
применения ТСО
умение
преподавателя
использовать
их
как
возможности
инициирования
дискуссии,
обсуждения
4
8)
позы учащихся
чередование поз
9)
физкультминутки и
упражнения для
зрения
норма – на 15-20 минут занятия - 1 мин из 3-х
легких упражнений
10)
наличие у учащихся
мотивации к
учебной
деятельности
интерес к занятиям, стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому
материалу и т.п.
11)
наличие в
содержательной
части занятия
вопросов, связанных
со здоровьем и
здоровым образом
жизни
-формирование
отношения
к
человеку
и
его
здоровью как к ценности;
-выработка
понимания
сущности
здорового
образа жизни;
-формирование потребности в здоровом образе
жизни;
-выработка
индивидуа льного
с п о с о б а
безопасного поведения и т.д.
12)
психологический
климат на занятии
стиль педагогического общения педагога с
учащимися
13)
наличие на занятии
эмоциональных
разрядок
шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и
т.п.
14)
плотность урока
норма - не менее 60 % и не более 80 %;
15)
момент наступления
утомления учащихся
и снижения их
учебной активности
определяется по возрастанию двигательных и
пассивных отвлечений у студентов в процессе
учебной работы
16)
темп занятия
быстрый темп, «скомканность», нет времени на
вопросы учащихся
17)
окончание занятия
спокойное
завершение
занятия:
учащиеся
имеют
возможность
задать
преподавателю
вопросы,
педагог
может
прокомментировать
задание на дом, попрощаться с учащимися
Обзор факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на
здоровье учащихся:
5
1.
Низкий
уровень
мотивации
на
сохранение
и
укрепление
инди-
видуального
здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии
культуры
здоровья в
России.
Человек
не
стремится
взять
на
себя
от-
ветственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не
ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.
Почувствовав
болезнь
и
получив
облегчение
от
врача,
он
все
больше
склоняется
к
убеждению
о
зависимости
своего
здоровья
именно
от
медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости
«работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений (правильное
питание) и нагрузок (физических). Культурный же человек, как отмечал И. И.
Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в
подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни».
2.Воздействие
неблагоприятных
для
здоровья
экологических
факторов.
Ходить
в
противогазе,
защититься
от
радиации,
совсем
отказаться
от
большинства
продуктов
питания
и
т.п.
-
невозможно.
И
чем
слабее,
незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья
от воздействия вредных факторов окружающей среды.
3.Воздействие
неблагоприятных
для
здоровья
антропогенных
и
техногенных факторов.
Это
воздействия
электромагнитных
полей,
в
«паутине»
которых
мы
проводим
большую
часть
жизни,
частых
поездок
на
транспорте
(«транспортное
утомление»),
социально-психологические
стрессы,
неизбежных
при
интенсивных
межличностных
взаимодействиях,
и
травмирующеее
психику
воздействие
средств
массовой
информации,
заполонивших эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами,
сценами насилия и убийств.
4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования
культуры здоровья населения.
Отсутствует
мода
на
здоровье.
Средства
массовой
информации
мало
внимания уделяют формированию гармонично развитого — физически и
духовно
—
человека.
Например,
физический
имидж
человека
(хорошее
физическое
развитие,
стройность
и
т.п.)
среди
других
важнейших
показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее
40
%
женщин
в
России.
У
американских
старшеклассников
при
ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у
российских — девятое.
Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не
6
планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у
телевизора, компьютера и пр. В результате имеющееся свободное время не
компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и
не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.
5.
Несформированность
культуры
здоровья
у
преподавателей,
не-
благополучие их состояния здоровья.
Преподаватели сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим
воспитанникам.
Если
о
здоровье
учащихся
говорят
много
и
пытаются
заниматься
его
сохранением
и
укреплением,
то
по
проблеме
здоровья
педагогов
заметных
подвижек
не
заметно.
В
этом
вина
как
самого
преподавателя, так и всей государственной системы.
6 .
Интенсификация
и
нерациональная
организация
учебного
процесса.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
Первый - увеличение количества учебных часов. Существенное увеличение
учебной нагрузки в подобных учебных заведениях не проходит бесследно: у
этих
учащихся
чаще
отмечается
большая
распространенность
нервно-
психических
нарушений,
большая
утомляемость,
сопровождаемая
и мму н н ы ми
и
го рмо н а л ь н ы ми
д и сфункциями,
более
н и з ка я
сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Другой
вариант
интенсификации
учебного
процесса
-
реальное
уменьшение количества учебных часов при сохранении объема учебного
материала. Частое следствие интенсификации - возникновение у учащихся
состояний усталости, переутомления.
7.Фактор,
который
традиционно
связывают
с
неблагоприятными
последствиями для здоровья учащихся - контроль знаний. Причём вред
здоровью учащегося может нанести не любой ответ на занятии и не любой
экзамен,
а
лишь
такая
процедура
проверки
знаний,
при
которой
не
соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и
т р е б о в а н и я ,
н е
о б е с п е ч е н а
а т м о с ф е р а
с п р а в е д л и в о с т и
и
доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности
отвечающего.
В числе главных недостатков современной системы образования в
России - авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у
некоторых преподавателей до деспотизма. Понятие «заставить обучаемого»
не всегда проговаривается вслух, но отношения педагога с учащимся по
большей
части
определяются
именно
этим
глаголом.
Чтобы
удерживать
дисциплину в аудитории от преподавателя требуется выдержка, самообла-
дание,
владение
широким
арсеналом
педагогических
приемов
и
комму-
7
никативных техник. Иногда у педагога не достаточно профессионализма,
чтобы
преодолеть
отсутствие
у
студентов
интереса
к
учебе,
низкий
культурный уровень.
И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно
и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения
учащегося
и
отличает
настоящего
педагога-профессионала
от
«просто
учителя».
Именно
авторитарная
позиция
восполняет
обычно
нехватку
профессионализма, энергетических и личностных ресурсов педагога.
Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается
инициатива
учащихся,
снижается
уровень
проявления
и
развития
креа-
тивности,
снижается
самооценка,
формируется
состояние
хронического
стресса, как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от
другого. Ускоряется наступление утомления. Длительное пребывание в такой
ситуации
приводит
к
формированию
протестных
реакций,
энергетика
которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного
всплеска агрессивности.
Поэтому можно утверждать, что чем больше на занятиях отдельных
преподавателей
проявлений
авторитаризма,
тем
в
меньшей
степени
эта
педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.
Для самого преподавателя, директора, руководителя управления излиш-
няя авторитарность значима как признак принадлежности к людям «стресс-
коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск заболеваний
сердечно-сосудистой системы, в частности, риск инфарктов.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической
составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит
здоровье» сказано немало. Педагог без чувства юмора и умения проявить его
в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей
педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность -
признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех студента на
уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки.
Это
мощный
противовес
подкрадывающемуся
к
студенту
состоянию
утомления.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей
деятельности,
те
направления,
работая
по
которым,
можно
и
нужно
переломить
тенденцию
к
снижению
уровня
здоровья
подрастающего
поколения,
превратить
«здоровьеразрушающую»
систему
общего
образования в «здоровьесберегающую».
Административными
методами
можно
добиться
соблюдения
гигиенических условий в аудиториях, обеспечить составление грамотного, с
8
позиций здоровьесбережения, расписания занятий, минимизировать объем
домашних заданий и т.п., но здоровьеразрушающее воздействие на учащихся
отдельных преподавателей сведет положительный эффект всех этих усилий
до минимума. И наоборот: грамотная, самоотверженная работа педагога,
ставящего
заботу
о
здоровье
студента
на
приоритетное
место,
окажет
нейтрализующее
воздействие
на
многие
недостатки
организации
образовательного процесса.
Исходя
из
вышеизложенного
можно
выделить
следующие типы
здоровьесберегающих технологий:
Профилактические (прививки, обеспечение двигательной активности,
витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные ( ф и з и ч е с к а я
п од го т о в к а ,
ф и з и о т е р а п и я ,
аромотерапия,
закаливание,
гимнастика,
массаж,
фитотерапия,
арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию
личности
учащихся,
внеклассные
и
внешкольные
мероприятия,
фестивали, конкурсы и т.д.)
Методологическим
основанием
образовательной
деятельности,
н а п р а в л е н н о й
н а
р е а л и з а ц и ю здоровьесберегающих технологий,
формирование
здорового
образа
жизни,
может
стать личностно
–
ориентированный подход.
Личностно-ориентированный
подход
—
это
такой
подход,
где
во
главу угла ставится личность учащегося, ее самобытность, самоценность,
субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с
содержанием образования. (Якиманская И.С.)
9
С позиции личностного подхода личность должна стать в собственном
смысле
слова
содержанием
воспитания.
Конечная
цель
обучения
и
во спит ания
—
развитие личностных качеств,
личностной
сферы
воспитанника.
Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты
воспитательной работы в сторону усилий самого студента. В этом аспекте
воспитание
понимается
как
процесс
формирования
ценно стно-
ориентированных
установок
на
здоровье
и
здоровый
образ
жизни,
по строенных
как
неотъемлемая
часть
жизненных
ц е н н о с т е й
и общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа
жизни
у
учащихся
развивается
устойчивое
и,
вместе
с
тем,
осознанное
отношение
к
здоровью,
основанное
на
положительных
интересах
и
потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и
к бережному отношению к здоровью окружающих людей.
Таким образом, целью нашей работы является: рассмотреть влияние
особенностей
личностно–ориентированного
подхода
на
формирование
технологии
здоровьесберегающей
образовательной
среды
в
организации
занятия по физической культуре.
Для достижения поставленной нами цели необходимо:
-
определить
задачи
личностно-ориентированного
воспитания
в
физической культуре;
-
раскрыть сущность личностно – ориентированного обучения;
-
выявить основные требования к личностно – ориентированному
занятию физической культурой;
-
рассмотреть примеры организации личностно – ориентированных
занятий физической культурой.
Задачи личностно-ориентированного воспитания в физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная
деятельность);
- формирование здорового образа жизни (оздоровительная
деятельность)
- формирование умений, двигательной подготовленности
(развивающая деятельность);
- формирование культурологических стремлений и социально
значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Сущность технологии личностно-ориентированного физкультурного
образования в учебном процессе.
Под
личностно-ориентированным
физкультурным
образованием
понимается
целенаправленное
физическое
формирование
человека
посредством
развития
его
индивидуальных
способностей.
Содержание
личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических
технологий
дифференцированного
обучения
двигательным
действиям,
10
развития физических качеств, формирования знаний и методических умений,
обеспечивающих достижение физического совершенства.
На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по
оздоровлению учащихся
поможет переход от авторитарных, групповых
подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным
методам
обучения
и
воспитания,
базирующихся
на индивидуальных
возможностях.
Задача преподавателей ФК заключается в том, чтобы помочь каждому
студенту
осознать свои способности, создать условия для их развития,
сознательно
относиться
к
выполнению
тех
или
иных
физических
упражнений, способствовать сохранению и укреплению здоровья студента,
т.е.
осуществлять
личностно-ориентированный
подход
при
обучении
и
воспитании.
От
этого,
в
конечном
счете,
зависит
и
будущая
физическая
деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом,
приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой.
Для
преподавателя
очень
важно
правильно
организовать
занятие
физической культуры, т.к. оно является основной формой педагогического
процесса.
Основные требования к личностно – ориентированному занятию
физической культурой.
При планировании и проведении занятия необходимо опираться на
основные
современные
требования
к
уроку
физической
культуры
с
комплексом здоровьесберегающих технологий:
-
рациональная плотность урока;
-
включение
в
занятие
вопросов,
связанных
со
здоровьем
учащихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового
образа жизни и потребностей в нем;
-
оптимальное сочетание различных видов деятельности;
-
выбор
методов
и
приёмов
обучения,
способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
-
формирование внешней и внутренней мотивации деятельности
учащихся;
-
осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом
личностных возможностей;
-
создание
благоприятного
психологического
климата,
ситуации
успеха и эмоциональной разрядки;
Современный
занятие
физической
культурой
и
повышение
его
эффективности
невозможно
без
разработки
вопроса
личностно-
ориентированного обучения. Важнейшее требование к занятию физической
культурой - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к
обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития,
двигательной
подготовленности,
особенностей
развития
психических
свойств. Приступая к работе в начале учебного года выявляется уровень
11
физической подготовленности с помощью тестов
и состояние здоровья
обучающихся (по данным медицинских карт).
Для определения нагрузки на занятии используются различные
подходы и методы: визуальное наблюдение за внешними признаками облика
студентов и манере их поведения на уроке, которые дают представление о
степени нагрузки – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов,
интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники
физических
упражнений,
осанка,
поведение
и
т.д.
Используется
метод
пульсометрии
–
определение
частоты
сердечных
сокращений,
который
помогает
оперативно
судить
о
соответствии
предлагаемых
заданий
возрастным
особенностям
учащихся,
уровню
их
физического
развития
и
подготовленности.
Пример организации личностно – ориентированных занятий физической
культурой.
Занятие
проводится
целостным
методом
с
по следующей
дифференциацией
(выделением
деталей
техники
и
"разведением"
их
по
сложности)
и
затем
интеграцией
(объединением)
этих
частей
разными
способами
в
зависимости
от
уровня
технической
подготовленности
обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения.
Более подготовленные студенты выполняют упражнения в соревновательных
условиях
или
изменяющихся
усложнённых
условиях
(применение
отягощений
(гантели,
«блины»),
повышенная
или
пониженная
опора
(в
зависимости от вида упражнений), различные сопротивления), а так же для
них
увеличивается
число
повторений
(или
подходов)
и
количество
пробегаемых
кругов.
Менее
подготовленные
обучающиеся
работают
в
стандартных условиях, студенты СМГ- в облегчённых.
Дифференцированное развитие двигательных качеств в группах разной
подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и
различных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется
разная,
в
результате
чего
уровень
физической
подготовленности
обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.
В более слабых группах студенты раньше заканчивают выполнение заданий,
у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. На занятиях
применяются
нестандартное
оборудование
и
мелкий
инвентарь
(гимнастические
палки,
скакалки,
обручи,
гантели,
резиновые
жгуты,
пружинные
эспандеры
и
др.),
проводятся
уроки
с
музыкальным
сопровождением, включаются элементы ритмики, дыхательные упражнения.
Это позволяет увеличить моторную плотность занятий и сделать их более
интересными.
В
практике
физкультурно-оздоровительной
работы
широко
применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать
не
только
проблемы
мотивации,
развития
обучающихся,
но
и
здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у студента проявляется
и
формируется
мировоззрение,
потребность
воздействовать
на
мир,
12
адекватно
воспринимать
происходящее.
Именно
в
игре
независимо
от
сознания
человека
работают
различные
группы
мышц,
что
так
же
благотворно влияет на здоровье.
Обязателен контроль физической нагрузки каждого студента по частоте
сердечных сокращений перед началом занятия и после нагрузок различного
характера.
Особое внимание на занятии уделяется студентам с избыточным весом
и физически слабым студентам, которые не желают заниматься из-за своей
неловкости.
Для них снижается нагрузка, уменьшается время выполнения
заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения;
даются
более
простые
подводящие
и
подготовительные
упражнения,
разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.
Обязательно проводится индивидуальная работа с обучающимися, у
которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.
Эти
студенты
получают
домашнее
задание
по
данному
двигательному
действию. Индивидуальная работа со студентами на разных этапах занятия
способствует
сохранению
физического,
нравственного
и
социального
здоровья обучающихся.
Оценка физической и технической подготовленности обучающихся.
При оценке физической подготовленности учащихся учитываются как
максимальный
результат,
так
и
прирост
их
результата.
Причем
индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное
значение.
При
выставлении
отметки
по
физической
культуре
должны
учитываться и теоретические знания, и техника выполнения двигательного
действия,
и
прилежание,
и
умение
осуществлять
физкультурно-
оздоровительную деятельность. Также
применяются методы поощрения,
словесные
одобрения.
Одних
студентов
надо
убеждать
в
собственных
возможностях,
успокоить,
подбодрить;
других
-
сдержать
от
излишнего
рвения;
третьих
-
заинтересовать.
Всё
это
формирует
у
студентов
положительное
отношение
к
исполнению
заданий,
создаёт
основу
для
общественной активности. Все отметки необходимо аргументировать.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе,
оцениваются, в основном, по
выполнению доступных им двигательных
действий. Студенты направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на
борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим
собой, на познание самого себя. Студент должен понимать, что он бегает и
прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть
здоровым.
Таким
образом,
предлагаемая
методика
у чи ты ва е т
психологические и физические особенности обучающихся.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом
их
физического
развития
и
двигательной
подготовленности;
достижение
высокой
моторной
плотности,
динамичности,
эмоциональности,
образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у
обучающихся
навыков
и
умений
самостоятельных
занятий
физическими
13
упражнениями
-
всё
это
важнейшие
требования
современного
занятия
физической культурой.
Вывод.
В связи с этим личностно-ориентированное обучение понимается как:
-
индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся, помогающий
ему
в
осознании
себя
личностью
с
определенными
возможностями,
стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;
-
использование
и
активизация
внутренних
саморегулирующихся
механизмов развития личности;
-
создание
условий
для
самовоспитания,
самосовершенствования
и
саморазвития
личности
в
контексте
обучения,
здоровья,
физической
активности;
-
создание
условий
для
формирования
у
обучающихся
своего
собственного
отношения
к
окружающему
миру,
к
самому
себе,
к своей
деятельности;
-
организация
учебного
процесса
с
задействованием
единства
эмоциональной и мотивационной сферы личности;
-
учебный
процесс,
критериями
эффективности
которого
должны
являться
условия его организации, обеспечивающие здоровье и качество
образования в сфере физического воспитания.
В реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся
формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это
является
фундаментом
воспитания
и
самовоспитания
морально-волевых,
нравственных,
интеллектуальных
качеств
личности
как
субъекта
образования.
Здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для
самого человека, но и для общества в целом. К тому же, здоровье обучаемого
является
одним
из
условий
эффективного
его
участия
в
образовании.
Различные
отклонения,
возникающие
в
состоянии
здоровья,
являются
препятствиями
достижению
успехов
в
образовании.
Для
обеспечения
достижения
уровня
образованности
не
ниже
соответствующего
Государственному образовательному стандарту, нужно
уделять внимание
сохранению
и
укреплению
здоровья.
Неотъемлемой
частью
культуры
здоровья
является
информированность
в
вопросах
здоровья
и
здорового
образа
жизни.
Обучаемые
должны
понимать,
что
воспитание
культуры
здоровья,
использование
здоровьесберегающих
технологий,
составляют
единое целое – дорогу к здоровью.
Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Растения -
наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели.
Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и
вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В
помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт.
Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных
14
растений просто беспредельны. Свое оздоравливающее действие растения
проявляют путем выделения эфирных масел, которые действуют подобно
гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические
реакции,
регулируя
их,
активизируя
защитные
силы
организма
в
борьбе
против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов в
крови.
15