Автор: Малюченко Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №22
Населённый пункт: Ставропольский край, Шпаковкий район, с. Надежда
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни
человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности
детства. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается характер.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие
человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его
жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в
дошкольном учреждении.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от
нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная
организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она
состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они
расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является
источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые,
берем на себя ответственность создать такие условия, которые
способствовали бы наиболее полной реализации развития детей.
В условиях реформирования системы дошкольного образования одним
из путей обновления содержания воспитания и обучения дошкольников
является переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога
с детьми. Ведущими способами общения становятся понимание, признание
личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка.
Воспитатель учитывает в своей работе индивидуальные, возрастные
особенности каждого ребёнка, его интересы и способности.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста
являются общие способности: коммуникативные, познавательные,
регуляторные, творческие.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет
организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей,
направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке
взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную
функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка. Интерьер группы составлен соответственно
возрастному и половому составу детей. Но все новации в использовании
мебели и оборудования в группах должны подчиняться «общему» принципу:
быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей
должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для
детей дошкольного возраста, и быть гигиенически, экологически
выдержанными.
Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это
открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. В
настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной
проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно -
развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится
таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее
эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей,
интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность
реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься
любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для
самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя
социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
Инновационный подход заключается в индивидуализации среды,
отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и
включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание
развивающей среды - это стержень, на который педагоги
могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. Обязательно мы
предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как
общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая
группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе
гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого
ребенка и коллектива в целом. Так, в нашей группе, где преобладающее
количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для
двигательной активности. Материалы поместили в пластиковые контейнеры,
коробки, которые размещены на стеллажах и легко открываются самими
детьми. Каждому виду материалов отведено отдельное место. Они
систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений
и навыков, от личных увлечений, половых особенностей детей. Материалы
располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям
быстрее готовиться к работе, приучать их порядку. Для формирования у
дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок
проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с
родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это
формирует у дошкольников интерес к изготовлению
поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.
Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена
активностью и самих воспитанников, т. к. одним из условий её изменения
является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами,
педагоги нашего ДОУ, воспитанники и родители насыщают развивающую
среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками
творческих работ и т. д. При создании развивающей среды ДОУ, мы
позаботились и о формировании информационно - коммуникационной
культуры дошкольников. По данным опроса родителей половина семей имеет
дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как
обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой.
Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-
образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям.
Наши педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние
животные и птицы», «Портрет любимой мамочки», «Космос» и др. и
разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных
игр. Использование мультимедийной установки
в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать
работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому
направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и
помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно
используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный
сайт.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность
их жизни и способствует укреплению здоровья. Именно поэтому усилия
работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников,
культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения
обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей
предметно-развивающей среды.
В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным
инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения
двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального
напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной
области «Безопасность» - уголки безопасности. Имеются кабинеты логопеда.
Ежедневно встречает гостей музыкальный зал.
Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения
является его территория, важная составляющая образовательного
пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать
игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно
проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению,
но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных
изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители
также принимают активное участие в этой работе.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая
среда позволяет каждому дошкольнику проявлять самостоятельность,
утверждать себя как активного деятеля, выступать в роли стимулятора,
движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, а
именно это лежит в основе развивающего обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн -
проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-
воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.
2. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.
А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2007.
3. Игра дошкольника Доронова Т. Н., Доронов С. Г. - М: Детям XXI века,
2005.
4. Сотникова В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в
группах раннего возраста ДОУ С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание.
– 2006. - № 9, № 10
6. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в
групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008.-№ 5
7. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие
детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к
журналу «Управление ДОУ»)