Напоминание

"Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ"


Автор: Малюченко Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №22
Населённый пункт: Ставропольский край, Шпаковкий район, с. Надежда
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни

человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности

детства. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об

окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное

отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки

правильного поведения, складывается характер.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие

человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его

жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в

дошкольном учреждении.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от

нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная

организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она

состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они

расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является

источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые,

берем на себя ответственность создать такие условия, которые

способствовали бы наиболее полной реализации развития детей.

В условиях реформирования системы дошкольного образования одним

из путей обновления содержания воспитания и обучения дошкольников

является переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога

с детьми. Ведущими способами общения становятся понимание, признание

личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка.

Воспитатель учитывает в своей работе индивидуальные, возрастные

особенности каждого ребёнка, его интересы и способности.

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста

являются общие способности: коммуникативные, познавательные,

регуляторные, творческие.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет

организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей,

направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке

взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную

функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и

самодеятельности ребенка. Интерьер группы составлен соответственно

возрастному и половому составу детей. Но все новации в использовании

мебели и оборудования в группах должны подчиняться «общему» принципу:

быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей

должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для

детей дошкольного возраста, и быть гигиенически, экологически

выдержанными.

Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это

открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. В

настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной

проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно -

развивающей среды.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится

таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее

эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей,

интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность

реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься

любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для

самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя

социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

Инновационный подход заключается в индивидуализации среды,

отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и

включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание

развивающей среды - это стержень, на который педагоги

могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. Обязательно мы

предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как

общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая

группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе

гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого

ребенка и коллектива в целом. Так, в нашей группе, где преобладающее

количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для

двигательной активности. Материалы поместили в пластиковые контейнеры,

коробки, которые размещены на стеллажах и легко открываются самими

детьми. Каждому виду материалов отведено отдельное место. Они

систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений

и навыков, от личных увлечений, половых особенностей детей. Материалы

располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям

быстрее готовиться к работе, приучать их порядку. Для формирования у

дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок

проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с

родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это

формирует у дошкольников интерес к изготовлению

поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.

Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена

активностью и самих воспитанников, т. к. одним из условий её изменения

является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами,

педагоги нашего ДОУ, воспитанники и родители насыщают развивающую

среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками

творческих работ и т. д. При создании развивающей среды ДОУ, мы

позаботились и о формировании информационно - коммуникационной

культуры дошкольников. По данным опроса родителей половина семей имеет

дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как

обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой.

Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-

образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям.

Наши педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние

животные и птицы», «Портрет любимой мамочки», «Космос» и др. и

разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных

игр. Использование мультимедийной установки

в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать

работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому

направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и

помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно

используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный

сайт.

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность

их жизни и способствует укреплению здоровья. Именно поэтому усилия

работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников,

культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения

обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей

предметно-развивающей среды.

В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным

инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения

двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального

напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной

области «Безопасность» - уголки безопасности. Имеются кабинеты логопеда.

Ежедневно встречает гостей музыкальный зал.

Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения

является его территория, важная составляющая образовательного

пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать

игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно

проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению,

но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных

изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители

также принимают активное участие в этой работе.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая

среда позволяет каждому дошкольнику проявлять самостоятельность,

утверждать себя как активного деятеля, выступать в роли стимулятора,

движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, а

именно это лежит в основе развивающего обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн -

проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-

воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.

2. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.

А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2007.

3. Игра дошкольника Доронова Т. Н., Доронов С. Г. - М: Детям XXI века,

2005.

4. Сотникова В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в

группах раннего возраста ДОУ С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. –

2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

5. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание.

– 2006. - № 9, № 10

6. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в

групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008.-№ 5

7. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие

детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к

журналу «Управление ДОУ»)



В раздел образования