Автор: Стекольникова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №4
Населённый пункт: Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности учителя-логопеда и родителей"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы по теме "Организация совместной
деятельности учителя-логопеда и родителей"
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и
родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает
основы
личностных
качеств
ребёнка.
В
семье
он
приобретает
п е р в о н а ч а л ь н ы й
о п ы т
о б щ е н и я .
С о г л а с н о федеральным
государственным
требованиям
дошкольное
учреждение
должно
выстраивать свою деятельность в тесном сотрудничестве с семьей.
Это
позволит
выстраивать
отношения
более
гармоничными
и
неконфликтными.
Л.С Выготский писал, что «за всеми высшими функциями, их
отношениями
генетически
стоят
социальные
отношения,
реальные отношения людей…»
Взрослые выступают для ребенка представителем культуры, в
которой он живет, носителем ее ценностей – средств и способов
деятельности, правил и норм поведения. Общаясь и взаимодействуя
со
взрослыми, ребенок
осваивает
и
присваивает
эти
ценности.
Воспитательная
значимость
семьи
особенно
возрастает
при
формировании личности детей с нарушениями речевого развития.
Одним
из
условий
эффективной
коррекционной
работы
с
детьми, имеющими речевые нарушения, является взаимодействие
родителей с учителем-логопедом.
Для оценки уровня активности родителей в коррекционной
помощи своему ребенку, была разработана анкета.
Анализ
результатов
анкетирования
показал,
что родители
наблюдают за тем, как говорят их дети.
- 75% родителей при общении с ребенком дают правильный образец
речи, при необходимости объясняют, как нужно правильно сказать;
-
25
%
родителей
не
уделяют
проблемам
речевого
развития
у
ребенка;
-
у
56%
семей
наблюдаются
однообразие
организации
жизни
ребенка дома;
- у 16% родителей нет времени на занятия с ребенком дома.
-
90%
родителей
не
достаточно
компетентны
в
вопросах
формирования
правильной
речи
детей
и
нуждаются
в
помощи
специалиста.
Проблема
речевого
развития актуальна
для
родителей,
при
общении
с
ребенком
они
стараются
говорить
правильно,
давая
правильный
образец
речи.
Однако,
не
все
родители уделяют
должного
внимания
проблемам
речевого
развития,
не
имеют
специальной литературы дома, не занимаются с ребенком.
Поэтому
перед
нами
возникла
проблема,
каким
образом,
сделать
родителей активными
участниками
и
помощниками
в
коррекционно-образовательном процессе.
Нами была разработана система логопедической помощи семье
ребенка с речевыми нарушениями.
Основу
взаимодействия
логопеда
с
семьей
составляли
следующие задачи:
· Установление психологического взаимопонимания;
· Повышение
педагогической
к омпетентности
родителей в вопросах воспитания и обучения детей с
речевым нарушением;
· Определение путей коррекционного воздействия.
Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и
семьи в коррекционном обучении детей с речевыми нарушениями,
поэтапную
организацию
обучения
и
участия
родителей
в
коррекционно-образовательном процессе.
Первый этап: мотивационный.
Цель:
привлечь
родителей
к
сотрудничеству
и
разделить
ответственность в коррекционно-образовательном процессе между
родителем и учителем-логопедом.
В нашем арсенале используются различные методы мотивации,
но более эффективными являются:
- письмо-послание для родителей от имени ребенка
Уважаемые
мамы
и
папы!
Нам
иногда
бывает
трудно
что-
то сказать,
чтоб
вы
нас
поняли.
Поэтому,
хотим, чтоб
вы
пришли
и
помогли
нам
научиться,
правильно
говорить.
Ваши
дети.
-
проведение
«логопедических
пятиминуток»,
с
постановкой
проблемы
- именные приглашение на индивидуальную консультацию и т .д.
На II этапе
сотрудничества
с
семьями
воспитанников
нам и с п о л ь з о в а л и с ь
у ж е
х о р о ш о
и з в е с т н ы е
ф о р м ы
взаимодействия
с семьей, а также разрабатывались и внедрялись
новые,
нетрадиционные
формы сотрудничества,
которые
позволяли устанавливать
содержательное, доверительное,
а
отсюда плодотворное общение с семьями детей.
Нами используются с л е д у ю щ и е
ф о р м ы
в о в л е ч е н и я
родителей
в
коррекционный
процесс.
Наиболее
продуктивно
используются коллективные и индивидуальные.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах:
Хочу остановиться на некоторые из них:
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному
участию
родителей
в
коррекционном
процессе.
Родители
могут
воспользоваться
подбором
практического
материала.
В
основном
это
материал,
объединённый
одной
лексической
темой,
которая
включает в себя лексические, грамматические, словарные задания,
задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке кабинета есть
все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители
могут
взять
домой
на
время
необходимые
пособия,
чтобы
использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Следующей
формой
сотрудничества
являются совместные
занятия родителей и детей.
Цель:
вовлечение
родителей
в
игровой
диалог
с
детьми,
создание
атмосферы
общности
интересов,
эмоциональной
взамоподдержки
детей
и
родителей.
Познакомить
родителей
с
играми,
развивающими
словарь,
грамматический
строй
речи
и
фонематические
процессы
ребенка.
Как
показал
опыт,
на
таких
занятиях родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят
пробелы
в
знаниях
своих
детей.
Тогда
родители
с
большей
заинтересованностью
относятся
к
нарушению
своего
ребенка
и стараются больше уделить внимание, занимаясь дома.
Одним из видов информационных средств, у нас применяется;
· Выпуск газеты для родителей
«Золотой гребешок»
» (1 раз в
квартал). В газете включается как теоретическая информация, так и
практические советы, объединенные постоянными рубриками
(особенности развития речи детей дошкольного возраста, тесты,
игры и упражнения на развитие различных компонентов речи,
психологических процессов и пр.).
П о м и м о
к о л л е к т и в н ы х
ф о р м
н а м и используются, и
индивидуальные.
Кроме основных индивидуальных форм нами используются:
Домашняя
библиотечка. Существенную
роль
в
результативной
работе
родителей
с
детьми
играет
подобранные
логопедом
задания
на
закрепление
полученных
навыков
дома.
Мной
р а з р а б о т а н ы
к а р т о ч к и
н а
р а з в и т и е
и
з а к р е п л е н и е
фонематических процессов. Их можно с успехом использовать в
качестве
методического
и
наглядного
материала
для
индивидуальных
занятий
родителей
с
ребёнком
по
заданию
логопеда.
· Записки-рекомендации так как родители берут тетради для
домашних
заданий
на
выходные
то
в
течение
недели,
я
даю
записки
с
заданиями
для
выполнения, закрепления
ребенком
о п р е д е л е н н ы х
у м е н и й
д о м а .
П р и м е н я я
д а н н ы е
карточки, рассчитанные
на
коррекцию
всех
возможных
параметров
работы
с
детьми,
логопеду
нет
необходимости
переписывать
их
для
родителей,
они
в
доступной
форме
объяснены.
Заключение
Неоднократный анкетный опрос родителей позволил выявить
наиболее результативные формы работы сотрудничества логопеда с
семьями ребенка, имеющего речевое нарушение. Необходимость и
целесообразность
практических
семинаров
и
тематических
консультаций отметили 70% опрошенных родителей. По мнению
большинства
родителей
(77%)
эффективной
формой
работы
явились совместные
занятия
с
детьми.
Участие
в
обучающихся
мероприятиях, способствовало повышению их знаний о содержании
специального обучения детей с речевыми нарушениями, помогло
сознать свою роль в коррекционном воспитании своего ребенка.
Реализация
предлагаемой
системы
логопедической
помощи
семьям детей с речевыми нарушениями, на мой взгляд, возможна
при
помощи
учета
социальной
характеристики
каждой
конкретной семьи,
умения
педагогом
варьировать
приемы
в
зависимости от статуса семьи и уровня родительской мотивации, а
также при активном привлечении родителей к реализации целей и
задач коррекционной работы.
Использование
разработанной системы
сотрудничества
логопеда
и
семьи
способствовало
повышению
педагогической
компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей
с речевыми нарушениями.