Напоминание

"Организация совместной деятельности учителя-логопеда и родителей"


Автор: Стекольникова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №4
Населённый пункт: Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности учителя-логопеда и родителей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы по теме "Организация совместной

деятельности учителя-логопеда и родителей"

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и

родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает

основы

личностных

качеств

ребёнка.

В

семье

он

приобретает

п е р в о н а ч а л ь н ы й

о п ы т

о б щ е н и я .

С о г л а с н о федеральным

государственным

требованиям

дошкольное

учреждение

должно

выстраивать свою деятельность в тесном сотрудничестве с семьей.

Это

позволит

выстраивать

отношения

более

гармоничными

и

неконфликтными.

Л.С Выготский писал, что «за всеми высшими функциями, их

отношениями

генетически

стоят

социальные

отношения,

реальные отношения людей…»

Взрослые выступают для ребенка представителем культуры, в

которой он живет, носителем ее ценностей – средств и способов

деятельности, правил и норм поведения. Общаясь и взаимодействуя

со

взрослыми, ребенок

осваивает

и

присваивает

эти

ценности.

Воспитательная

значимость

семьи

особенно

возрастает

при

формировании личности детей с нарушениями речевого развития.

Одним

из

условий

эффективной

коррекционной

работы

с

детьми, имеющими речевые нарушения, является взаимодействие

родителей с учителем-логопедом.

Для оценки уровня активности родителей в коррекционной

помощи своему ребенку, была разработана анкета.

Анализ

результатов

анкетирования

показал,

что родители

наблюдают за тем, как говорят их дети.

- 75% родителей при общении с ребенком дают правильный образец

речи, при необходимости объясняют, как нужно правильно сказать;

-

25

%

родителей

не

уделяют

проблемам

речевого

развития

у

ребенка;

-

у

56%

семей

наблюдаются

однообразие

организации

жизни

ребенка дома;

- у 16% родителей нет времени на занятия с ребенком дома.

-

90%

родителей

не

достаточно

компетентны

в

вопросах

формирования

правильной

речи

детей

и

нуждаются

в

помощи

специалиста.

Проблема

речевого

развития актуальна

для

родителей,

при

общении

с

ребенком

они

стараются

говорить

правильно,

давая

правильный

образец

речи.

Однако,

не

все

родители уделяют

должного

внимания

проблемам

речевого

развития,

не

имеют

специальной литературы дома, не занимаются с ребенком.

Поэтому

перед

нами

возникла

проблема,

каким

образом,

сделать

родителей активными

участниками

и

помощниками

в

коррекционно-образовательном процессе.

Нами была разработана система логопедической помощи семье

ребенка с речевыми нарушениями.

Основу

взаимодействия

логопеда

с

семьей

составляли

следующие задачи:

· Установление психологического взаимопонимания;

· Повышение

педагогической

к омпетентности

родителей в вопросах воспитания и обучения детей с

речевым нарушением;

· Определение путей коррекционного воздействия.

Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и

семьи в коррекционном обучении детей с речевыми нарушениями,

поэтапную

организацию

обучения

и

участия

родителей

в

коррекционно-образовательном процессе.

Первый этап: мотивационный.

Цель:

привлечь

родителей

к

сотрудничеству

и

разделить

ответственность в коррекционно-образовательном процессе между

родителем и учителем-логопедом.

В нашем арсенале используются различные методы мотивации,

но более эффективными являются:

- письмо-послание для родителей от имени ребенка

Уважаемые

мамы

и

папы!

Нам

иногда

бывает

трудно

что-

то сказать,

чтоб

вы

нас

поняли.

Поэтому,

хотим, чтоб

вы

пришли

и

помогли

нам

научиться,

правильно

говорить.

Ваши

дети.

-

проведение

«логопедических

пятиминуток»,

с

постановкой

проблемы

- именные приглашение на индивидуальную консультацию и т .д.

На II этапе

сотрудничества

с

семьями

воспитанников

нам и с п о л ь з о в а л и с ь

у ж е

х о р о ш о

и з в е с т н ы е

ф о р м ы

взаимодействия

с семьей, а также разрабатывались и внедрялись

новые,

нетрадиционные

формы сотрудничества,

которые

позволяли устанавливать

содержательное, доверительное,

а

отсюда плодотворное общение с семьями детей.

Нами используются с л е д у ю щ и е

ф о р м ы

в о в л е ч е н и я

родителей

в

коррекционный

процесс.

Наиболее

продуктивно

используются коллективные и индивидуальные.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Хочу остановиться на некоторые из них:

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному

участию

родителей

в

коррекционном

процессе.

Родители

могут

воспользоваться

подбором

практического

материала.

В

основном

это

материал,

объединённый

одной

лексической

темой,

которая

включает в себя лексические, грамматические, словарные задания,

задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке кабинета есть

все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители

могут

взять

домой

на

время

необходимые

пособия,

чтобы

использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Следующей

формой

сотрудничества

являются совместные

занятия родителей и детей.

Цель:

вовлечение

родителей

в

игровой

диалог

с

детьми,

создание

атмосферы

общности

интересов,

эмоциональной

взамоподдержки

детей

и

родителей.

Познакомить

родителей

с

играми,

развивающими

словарь,

грамматический

строй

речи

и

фонематические

процессы

ребенка.

Как

показал

опыт,

на

таких

занятиях родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят

пробелы

в

знаниях

своих

детей.

Тогда

родители

с

большей

заинтересованностью

относятся

к

нарушению

своего

ребенка

и стараются больше уделить внимание, занимаясь дома.

Одним из видов информационных средств, у нас применяется;

· Выпуск газеты для родителей

«Золотой гребешок»

» (1 раз в

квартал). В газете включается как теоретическая информация, так и

практические советы, объединенные постоянными рубриками

(особенности развития речи детей дошкольного возраста, тесты,

игры и упражнения на развитие различных компонентов речи,

психологических процессов и пр.).

П о м и м о

к о л л е к т и в н ы х

ф о р м

н а м и используются, и

индивидуальные.

Кроме основных индивидуальных форм нами используются:

Домашняя

библиотечка. Существенную

роль

в

результативной

работе

родителей

с

детьми

играет

подобранные

логопедом

задания

на

закрепление

полученных

навыков

дома.

Мной

р а з р а б о т а н ы

к а р т о ч к и

н а

р а з в и т и е

и

з а к р е п л е н и е

фонематических процессов. Их можно с успехом использовать в

качестве

методического

и

наглядного

материала

для

индивидуальных

занятий

родителей

с

ребёнком

по

заданию

логопеда.

· Записки-рекомендации так как родители берут тетради для

домашних

заданий

на

выходные

то

в

течение

недели,

я

даю

записки

с

заданиями

для

выполнения, закрепления

ребенком

о п р е д е л е н н ы х

у м е н и й

д о м а .

П р и м е н я я

д а н н ы е

карточки, рассчитанные

на

коррекцию

всех

возможных

параметров

работы

с

детьми,

логопеду

нет

необходимости

переписывать

их

для

родителей,

они

в

доступной

форме

объяснены.

Заключение

Неоднократный анкетный опрос родителей позволил выявить

наиболее результативные формы работы сотрудничества логопеда с

семьями ребенка, имеющего речевое нарушение. Необходимость и

целесообразность

практических

семинаров

и

тематических

консультаций отметили 70% опрошенных родителей. По мнению

большинства

родителей

(77%)

эффективной

формой

работы

явились совместные

занятия

с

детьми.

Участие

в

обучающихся

мероприятиях, способствовало повышению их знаний о содержании

специального обучения детей с речевыми нарушениями, помогло

сознать свою роль в коррекционном воспитании своего ребенка.

Реализация

предлагаемой

системы

логопедической

помощи

семьям детей с речевыми нарушениями, на мой взгляд, возможна

при

помощи

учета

социальной

характеристики

каждой

конкретной семьи,

умения

педагогом

варьировать

приемы

в

зависимости от статуса семьи и уровня родительской мотивации, а

также при активном привлечении родителей к реализации целей и

задач коррекционной работы.

Использование

разработанной системы

сотрудничества

логопеда

и

семьи

способствовало

повышению

педагогической

компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей

с речевыми нарушениями.



В раздел образования